Categories: Словарь

Американские истребители танков

Что такое Американские истребители танков?

Американские истребители танков

Американские истребители танков

       Боевые действия периода «блицкрига» — начального этапа Второй мировой войны в Европе, и в первую очередь ошеломляющие успехи германских танковых войск, со всей очевидностью показали американцам, что у них, по существу, нет не только танков, но и противотанковых средств. То есть противотанковые пушки у американцев, конечно, были, причем ничуть не хуже, чем в других странах, но, как и танки, явно в недостаточном количестве. К тому же их «размазали» по пехотным соединениям. Никаких специализированных противотанковых подразделений или частей в армии США в то время не существовало.

        Первые экспериментальные противотанковые части были сформированы в 1941 году в ходе военных маневров в Северной Каролине. К массовому же формированию отдельных батальонов истребителей танков, находившихся в подчинении Главного командования армии США приступили буквально накануне Пёрл-Харбора. В Форд-Мид (штат Мэриленд) 1 декабря 1941 года организовали «Противотанковый центр» (Tank Destroyer Center), на базе которого и должны были формироваться батальоны истребителей танков. Вся эта деятельность всемерно поощрялась и направлялась начальником штаба сухопутных войск генерал-лейтенантом Лесли МакНайром, который считал, что противотанковые пушки предпочтительнее для борьбы с танками врага, чем сами танки. Своей целью он поставил создание высокомобильной и хорошо защищенной броней самоходной противотанковой артиллерии, некой агрессивной силы, призванной не столько обороняться от танков противника, сколько искать и уничтожать их. Не случайно неофициальным девизом батальонов истребителей танков стала фраза Seek-Strike-Destroy, которую можно перевести как «найди — выстрели — уничтожь».

        Однако в то время в США не существовало машины, удовлетворявшей этим требованиям, По существу, первая попытка придания противотанковой артиллерии мобильности была предпринята в 1940 году, когда в Европе немецкие танки двигались по дорогам Франции, Штатную 37-мм противотанковую пушку (без колесного хода, разумеется) установили стволом назад в кормовой части кузова новейшего тогда легкового армейского автомобиля-джипа «Виллис», Получилось нечто вроде механической тачанки, но только с пушкой. Признав оригинальность идеи, военные отвергли ее, так как после установки пушки в кузове «Виллиса» уже нельзя было толком разместить ни расчет, ни боекомплект. К тому же вся система оказалась слишком неустойчивой при стрельбе. Однако попытки установки 37-мм противотанковой пушки на колесное шасси не прекратились. Были построены два прототипа: небронированный Т21 и бронированный Т22. Последний несколько позже после доработок и испытаний приняли на вооружение как бронеавтомобиль М8. Что же касается первого, то в качестве базы под установку вооружения использовали армейский полноприводной автомобиль «Додж» грузоподъемностью 0,75 т, более известный под названием «Додж 3/4». При создании опытных образцов задействовались еще машины ранних выпусков. В серию же запустили установку на шасси так называемого 50-го семейства.

        Пушка калибра 37 мм монтировалась на тумбовой установке в кормовой части кузова автомобиля. Обычно орудие располагалось стволом назад, но конструкция обеспечивала ведение огня на 360°. При стрельбе вперед ветровое стекло откидывалось на капот, где имелись две опоры и пара фиксирующих крючков. Углы вертикального наведения орудия составляли: склонения -10°, возвышения +15°. Боекомплект пушки размещался в ящиках-кассетах по обеим сторонам колесных ниш. Над нишами по бортам имелись сиденья для двух членов орудийного расчета, третий располагался на сиденье рядом с водителем. Под монтаж вооружения использовались автомобили модификаций WC-51 и WC-52 (вариант с лебедкой). Масса автомобиля без груза — 2315 кг — оказалась достаточной, чтобы обеспечить ему устойчивость при стрельбе из 37-мм пушки в любом направлении. Устойчивости машины способствовала и конструкция стояночного тормоза «Доджа». Он был ленточным и действовал на тормозной барабан, установленный на конце вторичного вала коробки передач. При этом блокировались все четыре колеса автомобиля. Никаких откидных сошников или опор при стрельбе не применялось.

        Установка Т21 была стандартизирована под обозначением М4 37 mm Gun Motor Carriage (сокращенно GMC — не путать с аббревиатурой фирмы General Motors Co.), то есть буквально «моторный экипаж с 37-мм пушкой», а по сути — самоходно-артиллерийская установка, Впрочем, вскоре обозначение изменили на М6 37 mm GMC, дабы не путать самоходку с тягачом для буксируемой 37-мм пушки, в роли которого тоже выступал «Додж 3/4». Серийное производство установок М6 развернули на заводе Fargo Division корпорации Chrysler. Поэтому САУ чаще именовали в войсках Fargo, а не М6. С апреля по октябрь 1942 года заводские цеха покинули 5380 установок М6.

        Разрабатывая эту боевую машину, американцы отлично понимали, что противотанковые возможности 37-мм орудия сильно ограничены и что в случае появления у немцев новых танков эта пушка станет против них бессильна. Однако никакой другой более мощной артсистемы у американцев в то время не было. Поэтому для этой роли решили использовать 75-мм орудие М1987А3, представлявшее собой лицензионный вариант знаменитой французской пушки периода Первой мировой войны. Для придания мобильности орудие смонтировали на скоростном гусеничном шасси Cleveland Tractor Company (Cletrac). Эта машина предназначалась для использования в качестве аэродромного тягача. Орудие, прикрытое щитом, смонтировали в кормовой части шасси. Испытания Т1 (такой индекс получила новая установка) начались в конце 1940 года, а в январе 1942-го машину стандартизировали под обозначением М5 3 inch Gun Motor Carriage. Планировался заказ на 1580 единиц, но проблемы с шасси тормозили начало серийного производства. К тому времени разработали противотанковую установку М10 на шасси среднего танка М4А2, и все работы по М5 прекратили.

        Больше повезло самоходно-артиллерийской установке, в которой в качестве базы для размещения все того же 75-мм орудия М1897АЗ использовался полугусеничный бронетранспортер М3 (подробнее о нем — в журнале «Моделист-конструктор» № 5, 2001 г.). На прототипе Т12 пушку, прикрытую небольшим плоским щитом, смонтировали на станке сразу за отделением управления. Углы горизонтального наведения орудия составляли 19° влево и 21° вправо, а вертикального от -10° до +29°. Противотанковые возможности этого устаревшего оружия ограничивались дистанцией около 900 м. Не способствовала его эффективности по поражению маневренных бронированных целей и невысокая скорострельность из-за наличия поршневого затвора. Тем не менее результаты испытаний, закончившихся в октябре 1941 года, признали вполне успешными и машину под обозначением М3 75 mm Gun Motor Carriage запустили в серийное производство. Спустя некоторое время установку пушки модернизировали и машина получила обозначение М3А1. Внешне же обе модификации были идентичны. В серийном варианте самоходка оснащалась специальным коробчатым щитом большого размера, перекрывавшим всю ширину корпуса бронетранспортера. Первые 86 боевых машин установочной партии, оснащенные еще маленькими щитами, покинули заводские цеха в августе — сентябре 1941 года. Выпуск основной серии начался в конце февраля 1942-го, а закончился в апреле 1943 года. Всего фирма Autocar изготовила 2202 боевых машин этого типа.

        Боевое крещение новых противотанковых установок состоялось на Филиппинах. В конце 1941 года, когда вероятность войны с Японией становилась все очевиднее, командование армии США предприняло попытку усилить оборону островов. В ноябре началось формирование Сводной танковой группы, вооруженной легкими танками М3. В состав группы включили самоходно-артиллерийское подразделение поддержки — Сводную полевую артиллерийскую бригаду трехбатальонного состава — полсотни 75-мм самоходок М3, которую отправили на Филиппины в ноябре-декабре 1941 года. Выявить реальные противотанковые возможности новых САУ, как, впрочем, и проверить на практике новые теоретические положения по борьбе с танками, не удалось. Встречи с японскими танками были редкими, и САУ в основном использовались для поддержки американских танков и пехоты, благо 75-мм снаряд обладал достаточно сильным фугасным действием. Сражение за Филиппины, как известно, закончилось поражением американских войск. Последние САУ М3 были подбиты во время боев на полуострове Батаан. Следует отметить, что большинство самоходок японцы отремонтировали и ввели в строй. Они прослужили на Филиппинах до 1944 года, использовались уже против американских войск и все были уничтожены. Первая же встреча американцев с немцами состоялась в Северной Африке. В ноябре 1942 года в ходе операции «Торч» на Африканский континент высадились шесть отдельных батальонов истребителей танков, но только один из них-601-й- был оснащен 37-мм САУ М6 и 75-мм САУ М3. Все остальные имели на вооружении более мощные и современные боевые машины М10.

        Совершенно очевидно, что в Северной Африке потерпели полный крах положения полевого устава истребительно-противотанковых частей, гласившие, в частности, что «подразделения истребителей танков предназначены для активных действий против бронетанковых сил противника». Для подобного рода действий М6 не подходил совершенно: вооружение и защищенность этой боевой машины были уже неприемлемы для конца 1942 — начала 1943 года. САУ М6 быстро изъяли из противотанковых подразделений и переклассифицировали в «носители вооружения» — Weapons Carrier. Часть машин попросту разоружили, превратив в обычные транспортные. При этом некоторое количество высвободившихся 37-мм пушек на тумбовых установках смонтировали в кузовах полугусеничных бронетранспортеров. В качестве противотанкового средства их не использовали, а вот огневую мощь моторизованной пехоты таким образом несколько усилили.

        В отличие от Северной Африки, на Тихоокеанском театре военных действий САУ М6 использовались вплоть до конца 1943 года, главным образом благодаря отсутствию у японцев современных танков. Последние же факты боевого применения этих машин относятся к 1944 году. Ими были вооружены несколько подразделений войск «Свободной Франции».

        Что касается 75-мм САУ М3, то ее североафриканский боевой дебют имел несколько больший успех, чем у М6. Правда, многие командиры трактовали положения устава слишком буквально, особенно в части агрессивности действий мобильных противотанковых частей. В результате М3 бросали в открытые контратаки против немецких танков, что приводило к тяжелым потерям. В марте 1943 года 601-й батальон истребителей танков поддерживал 1-ю американскую пехотную дивизию, атакованную сотней танков 10-й немецкой танковой дивизии близ Эль-Гутара. Тридцать вражеских танков, включая два «Тигра», были подбиты, но и 601-й батальон потерял 21 машину. При этом следует учитывать, что огонь по немцам вели не только самоходные противотанковые установки. Бой у Эль-Гутара стал апогеем карьеры САУ М3 в качестве истребителя танков. Вскоре 601-й батальон перевооружили самоходками М10, а М3 переоборудовали в обычные бронетранспортеры.

        Впрочем, для других целей эти машины продолжали использоваться вплоть до конца войны. Англичане, например, применяли их в Италии и Франции в 1944 году в подразделениях тяжелых бронеавтомобилей в качестве средства огневой поддержки. Корпус морской пехоты США включил М3 в состав дивизионных рот тяжелого оружия и с успехом использовал в боях на Иводзиме и Окинаве в 1945 году.

        Рассказ об американских истребителях танков был бы неполным без хотя бы краткого упоминания о еще одной боевой машине, созданной в США, но в армии этой страны никогда не использовавшейся. Вскоре после начала производства в апреле 1942 года 75-мм САУ М3 на Абердинском полигоне испытывался полугусеничный истребитель танков, вооруженный 6-фунтовой (57-мм) английской противотанковой пушкой, а точнее — ее американским лицензионным вариантом М1. Эту машину, получившую обозначение Т48 57 mm Gun Motor Carriage, разработали по инициативе смешанной англо-американской комиссии по вооружению и по замыслу последней она должна была поступить в армии США и Великобритании. Однако американцы уже планировали замену своих 75-мм САУ М3 на более мощные М10, и 57-мм противотанковая САУ им оказалась не нужна. Поэтому в декабре 1942 года фирма Diamond Т Company начала выпуск Т48 только для англичан.

        По компоновке Т48 подобна М3. Пушка М1, снабженная коробчатым щитом, устанавливалась за отделением управления. Расчет орудия и 99 выстрелов боекомплекта размещались в кормовой части кузова. Горизонтальные углы наведения орудия составляли по 27,5° на сторону, а вертикальные от -5° до +15°.

        В течение 1943 года заводские цеха покинули 962 самоходные установки этого типа, из которых 680 отправились в Англию. Оставшиеся в Штатах 282 машины вскоре переоборудовали в стандартные бронетранспортеры М3А1. Впрочем, и в Англии Т48 не пришлась ко двору 57-мм пушка уже не могла эффективно бороться с немецкими тяжелыми танками — в ее боекомплекте не было подкалиберных снарядов. К тому же англичане в тот период уже делали ставку на новую 17-фунтовую противотанковую пушку. Поэтому англичане поспешили переправить 650 машин в СССР.

        В Красной Армии САУ получила обозначение СУ-57. Ими вооружили три самоходно-артиллерийские бригады: 16-ю, 19-ю и 22-ю. Последняя позже была преобразована в 70-ю гвардейскую самоходно-артиллерийскую. Каждая бригада имела в своем составе по 60-65 единиц СУ-57. Остальные машины поступили на вооружение в разведывательные части и подразделения Красной Армии. Именно в их составе они использовались особенно эффективно, являясь по существу бронетранспортером с усиленным вооружением. Как противотанковое же средство к 1944 году САУ Т48 безнадежно устарела. Помимо Красной Армии эту машину использовало и Войско Польское — 15 единиц СУ-57 передали полякам, которые сформировали из них 7-й отдельный дивизион самоходной артиллерии.

Библиография:

Моделист-конструктор №1 за 2002 год

Энциклопедия танков.
2010.

.

Page: 1 2 3 4 5

admin

Share
Published by
admin

Recent Posts

Знакомство с лучшими японскими SUV-внедорожниками

Японские SUV внедорожники заслужили блестящую репутацию во всем мире благодаря сочетанию производительности, инноваций и надежности.…

2 недели ago

Как арендовать авто в Дубае

Почему в Дубае выгоднее арендовать автомобиль Дубай можно назвать городом автомобилей. По крайне мере на…

2 месяца ago

Адрес автоэлектрика в Уфе

Услуги автоэлектрика сейчас пользуются большим спросом. Если вас интересует адрес автоэлектрика в Уфе, то можете…

4 месяца ago

Выкуп автомобилей в любом состоянии

Независимо от того, работает ли ваш автомобиль без сбоев, нуждается ли в ремонте или даже…

4 месяца ago

Самые востребованные запчасти для Лада Ларгус

Лада Ларгус, универсальный и надежный автомобиль, завоевал популярность среди водителей благодаря своей долговечности и доступности…

4 месяца ago

Профессиональное обслуживание авто Land Rover

Осуществление качественного обслуживания в отношении гарантийных транспортных средств типа Land Rover на регулярной основе осуществляет…

5 месяцев ago

This website uses cookies.