Categories: Словарь

Артиллерия на гусеничных тракторах

Что такое Артиллерия на гусеничных тракторах?

Артиллерия на гусеничных тракторах

Артиллерия на гусеничных тракторах

Происхождение артиллерии на гусеничных тракторах.

        Артиллерия на гусеничных тракторах, т.е. установленная на самодвижущихся танковых лафетах, была вызвана к существованию требованиями большей подвижности, и возможности быстро занять боевую позицию, предъявленными к орудиям даже крупнейших калибров. Под подвижностью понималась способность передвижения при полном отсутствии дорог, по изрытому взрывами снарядов полю и возможность перехода через окопы; одним словом — движение по всякой поверхности, за исключением высоких гор и густого леса. также, как это требовалось от танков и совершенно с той же целью.

        Этой целью была необходимость всюду по пятам следовать за пехотой.

        Военные события указывали все настоятельнее на необходимость иметь самодвижущуюся артиллерию. Возрастающая трудность применения конских упряжек даже для легких орудий (стоит учесть хотя бы действие ядовитых газов), зависимость транспорта при конской и автомобильной тяге от существующей сети дорог, зависимость орудий от запряженных передков или от буксирных автомобилей — которые часто бывают вынуждены находиться на расстоянии нескольких километров от орудий — все эти причины вызывают постепенное, но обязательное превращение всех орудий в самодвижущиеся.

        К самодвижущимся орудиям предъявляются следующие, вытекающие из только что перечисленных оснований и причин, требования:

        1) 0рудия, установленные на гусеничных тракторах, должны обладать способностью хорошо преодолевать препятствия, встречающиеся на поверхности земли.

        2) Они должны иметь постоянную возможность самостоятельно передвигаться, как находясь вне боя, так и занимая боевую позицию или покидая ее.

        Первое требование могло быть выполнено только благодаря применению гусеничных тракторов с бесконечной цепью-лентой, в том виде, как она применялась в боевых танках; второе же требование — тогда, когда движущая сила, т.е. мотор, помешалась на лафете.

        Танки можно рассматривать, как чисто англо-американское изобретенье, руководствуясь имеющимися теперь довольно точными сведениями об их происхождении. Англо-американцы были изобретателями гусеничной цепи (англичанин Рихард Ловель взял патент на такую цепь в 1770 году), также как и трактора гусеничного типа, который, как известно, был сконструирован и построен американской «Holt-Cornpany».

        В английской артиллерии уже задолго до войны было обращено особое внимание на гусеничный трактор и он уже тогда начал планомерно применяться.

        В то время, как англичане в конце 1914 года, под руководством сэра Ternnison d’Eyncourt’a, уже упорно работали над созданием конструкции танков, — французский полковник, потом генерал Estienne только в середине 1915 г. напал на мысль создания французских боевых танков, первые из которых были заказаны заводу Schneider et Cie в начале 1916 года.

        Как справедливо отмечает майор Карпентер: орудия установленные на гусеничных тракторах представляют собой последнее звено цепи:

        Броневые автомобили,

        Пушки системы «L.F.A.», установленные на автомобилях,

        Танки,

        Орудия, установленные на гусеничных тракторах.

Подразделение и классификация артиллерии на гусеничных тракторах.

        Орудия на гусеничных тракторах разделяются на:

        1) Орудия, установленные на тракторах чисто гусеничного типа,

        2) Орудия, установленные на тракторах комбинированного типа, могущих передвигаться по дорогам на колесах, а при отсутствии дорог — посредством гусеничной цепи.

        По роду приспособленных на тракторах двигателей они разделяются на:

        а) 0рудия самодвижущиеся с бензиновым мотором,

        b) 0рудия самодвижущиеся с бензино — электрическим двигателем,

        с) 0рудия, установленные на гусеничных тракторах и состоящие из двух повозок цугом. (Эти орудия не обладают способностью передвигаться самостоятельно.)

Opyдия типа «1 а» — самодвижущиеся с бензиновым мотором.

        Раньше других появились простые самодвижущиеся тракторы-лафеты гусеничного типа с двигателем, состоящим из бензинового мотора. Поэтому займемся сперва рассмотрением этого типа.

Американские системы типа 1 а.

        Хотя первые танки были оборудованы уже 6 см. пушками (французские боевые танки системы St. Chammond — 75 мм., 97 мм. и даже 120 мм. полевыми пушками — фиг. 1), их нельзя причислить к разряду артиллерии на гусеничных тракторах, так как они предназначались для боя на короткой, дистанции и прямых выстрелов, или короче говоря — для сопровождения пехоты и участия в ее атаках.

        Начало существования этой артиллерии было положено американцами только в 1916 году заказом «Companу-Holt» 3″ пушек системы «L.F.А.», установленных на самодвижущихся гусеничных лафетах (фиг. 2).

        Пробные испытания обещали настолько крупный успех, что в 1918 году, после того как американцы приняли участие в войне, был произведен опыт — установить английскую 8″ (20,2 см.) гаубицу, принятую потом также в американских и французских войсках, на самодвижущемся лафете типа гусеничного трактора. Эта модель вышла очень грубой и имела довольно много недостатков. Тем не менее выяснилось, что вообще говоря возможно поместить это орудие на лафете гусеничного типа. 8″ гаубица, установленная на таком несколько улучшенном лафете, представляет собой орудие много теперь применяющееся в американской артиллерии.

8″ гаубица, установленная на S.Р.С. Mark 1.

        Подобно установке Шнейдеровского танка, лафет и тут установлен на пружинах. Две упорные тележки делают всю установку очень гибкой.

        Верхняя часть лафета и рама с цапфами, на которых лежит ствол орудия, осталась та же, как в первоначальном колесном лафете и находится в передней части трактора. В кормовой части его, перпендикулярно к движущейся оси установлен мотор в 80 лошадиных сил, дающий 800 оборотов в минуту. Комбинированная коробка скоростей, устроенная как у английских тракторов-танков, допускает четыре перемены скоростей на переднем ходу и две перемены на заднем.

        Указанное расположение самого орудия и мотора, представляя собой очень выгодное распределение грузов, дает результатом большую устойчивость всей установки при выстреле, не влияет на доходящий до 45″ угол возвышения и, путем вращения верхней части лафета на нижней, допускает исправление горизонтального направления орудия до 8о.

        Отметим еще одну характерную черту орудий установленных на гусеничных тракторах, а именно: первоначальная грубая установка орудия в горизонтальной плоскости производится путем поворачивания трактора на месте, будь то посредством тормозов, — или давая одной цепи задний ход, а другой — передний, (действуя малым дополнительным мотором, как у некоторых тяжелых Шнейдеровских орудий, или посредством ручного колеса и привода, как у описываемых систем). Конечно ничто не препятствует, имея эти приспособления, запустить главный мотор и поставить трактор в нужном направлении с его помощью, т. е. сделать поворот с очень малым радиусом.

155 мм. пушка системы «G.Р.F.», установленная на S.Р.С. Mark II.

        Следующим орудием, которое установили на гусеничном тракторе, была 155 мм. пушка системы «G.P.F», хорошо послужившая американцам и французам в 1918 году, в то время как она еще стояла на упорном лафете. Верхняя часть лафета и рама с цапфами и здесь такая же, как на колесном лафете. Установлены они в середине трактора (фиг. 3).

        В боевом положении снимается задняя часть платформы для прислуги, чтобы освободить место для ствола орудия, которое имеет максимальный угол возвышения до 35о. Установка дает возможность бокового исправления наводки до 10°.

        Мотор Duesenberg’a в 145 лош. сил или Sterling’a в 130 лош. сил расположен под хоботом орудия.

240 мм. гаубица Шнейдера М. 18., установленная на S.Р.С. Mark III и на Mark I.

        Верхняя часть орудия и рама с цапфами сохранены и здесь. Для смягчения отдачи была проведена, по образцу взятому у французов, система двойного отката, при которой, как видно на фотографии (фиг. 4.), ствол орудия скользит по раме, а рама с цапфами и верхняя часть лафета скользит по расположенной под углом в 5о-6о площадке. Ствол орудия приводит при этом в действие тормоз (компрессор) и накатник, а верхняя часть лафета — два тормоза. Верхняя часть лафета под влиянием собственного веса скользит потом обратно на свое место. Как и в предыдущем случае, мотор расположен спереди. В «Mark III» возможно боковое исправление направления стрельбы до 20, в «Mark I» — эта возможность отсутствует. В последнем случае приходится поворачивать весь трактор.

        Первая модель приводится в действие 8-и цилиндровым 210-сильным мотором «Cottrell-Homes», вторая — 6-и цилиндровым 225-сильным мотором Duesenberg’a.

        Новейшим типом этого рода тракторов, о котором еще нельзя сказать с уверенностью, что он будет введен, является

75 мм. пушка М.1916, установленная на S.Р.С. Mark VII.

        Происхождение лафета связано с применением частей 21/2-тонного артиллерийского трактора. Мотор находится спереди и защищен броней. Вследствие тесноты ствол орудия расположен сзади, что вызывает необходимость подпирать кормовую часть всей установки при стрельбе, как это видно из приложенной фотографии (фиг. 5. и 6.). Все устройство очень несложно и просто в обращении.

        Скорость передвижения по хорошей дороге легко доходит до 24 километров в час.

        Лафет дал великолепные результаты при испытаниях на преодоление препятствий на земной поверхности.

Орудия типа «1 b», — самодвижущиеся с бензино-электрическими двигателями.

        Несмотря на свои несомненно большие преимущества, тип этот известен нам только по первым конструкциям St. Chammond, главным образом в применении к танкам и к первому установленному на гусеничном тракторе орудии — 120 мм. пушке, которые были спроектированы заводами St. Chammond в 1917 году. 120 мм. пушка тоже принадлежит к разряду самодвижущихся. Главное отличие от предыдущего типа заключается в том, что здесь цепи трактора приводятся в движение электромотором, который получает ток от генератора, расположенного на тракторе и приводимого в действие бензиновым мотором. Это устройство, основанное на переносе электрической энергии, было впервые применено на танках St. Chammond. Преимущества и недостатки системы мы укажем потом. St. Chammond стал применять для своих орудий на тракторах другую систему, которая потом была принята во французской, а сейчас и в американской артиллерии; эта система обозначена у нас под классом «1 с».

Орудия типа «1 с», — не самодвижущиеся лафеты гусенического типа с бензино-электрическим буксиром.

        Готовая к движению орудийная единица состоит из орудия, установленного на лафете гусеничного типа, и генераторного трактора такого же устройства (передка), с которым орудие обыкновенно соединено электрическим кабелем, а в некоторых случаях и механической тягой.

        Как и в предыдущем случае, цепи трактора приводятся в движение серийными моторами, при чем эти моторы получают ток не от генератора находящегося на самом лафете, а с помощью кабеля от генераторного трактора, как это было устроено на германских орудийных буксирных поездах.

        Конечно, генераторный трактор является самодвижущимся и устроен по типу l b. Зато орудие уже не обладает способностью самостоятельного передвижения и находится в зависимости от генераторного трактора.

        Американцы приобрели чертежи 220 мм. гаубиц от «Acieries de St. Chammond» и стали по этому образцу строить 240 мм. Шнейдеровские гаубицы М. 18.

240 мм. гаубицы М. 18, установленные на S.Р.С. Mark IV и IV а.

        Фотография представляет генераторный трактор (фиг. 7), а чертеж — орудие (фиг. 8).

        Оба приводятся в действие серийными моторами; ток дает 400-вольтовый генератор, который работает при помощи шестицилиндрового 150-сильнаго мотора системы «Van Blerckmotor».

        Гаубица выдвинута несколько вперед; для смягчения отдачи введена система двойного отката. Так как приспособление для поворачивания орудия и верхней части лафета отсутствует, то боковые отклонения при наводке достигаются поворотом всего трактора системой ручных колес и приводов. В кормовой части (во время движения, как на фотографии, передняя часть) орудие имеет поворотное упорное приспособление с широкой подножкой, которая во время стрельбы упирается в землю.

        Во время передвижения на генераторном тракторе и на орудии находится по одному шоферу.

        Установка гусеничных цепей неподвижная, как па английских танках. Генераторный трактор везет на себе боевой запас в 42 снаряда. По этому же принципу St. Chammond построены 194 мм. пушки, 220 мм. и 280 мм. гаубицы, о которых упомянем при случае.

        Только что описанная модель обладает следующими возможностями передвижения:

        1) Генераторный трактор (передок) передвигается один;

        2) Оба трактора (передок и орудие) соединяются только механической тягой, так что генераторный трактор работает как буксир;

        3) Тракторы соединены механически и электрическим кабелем так, что орудие служит буксиром;

        4) Тракторы соединены электрическим кабелем и механически, при чем все моторы работают — нормальный случай на тяжелой и обладающей большими препятствиями земной поверхности;

        5) 0рудийный трактор соединен с генераторным трактором только электрическим кабелем, как с неподвижно стоящим буксиром, дающим лишь энергию для передвижения.

        Первая возможность представляет собой значительное достоинство этой системы, так как генераторный трактор может применяться как буксир, для доставки боевого снаряжения.

        Второй случай — применяется тогда, когда повреждены моторы орудия, а третий — когда повреждены моторы генераторного трактора.

        Случай четвертый — нормален, как уже указано. Пятое положение может случиться при трудном продвижении к боевой позиции. Длинный кабель обязателен.

Орyдия второго типа.

        0рудия второго липа существовали до сих пор в обоих выполнениях («а» и «с»); одной формой были лафеты Christie для 155 мм. пушки системы «G.P.F.», другой — был тип строивппийся St. Chammond.

        Колеса вместе с гусеничной цепью могут при езде подыматься. Этот маневр требовал часа времени и помощи двенадцати человек.

        Несмотря на то, что возможность продвигаться по дорогам на колесах с резиновыми шинами представляет собой очень большие преимущества (сбережение в сохранности дорог и значительно большая скорость), французская испытательная комиссия, при производстве опытов в январе 1918 года, вынесла постановление об удалении колес, так что в результате тип этот введен не был. Иначе разрешает вопрос переменного способа передвижения — конструкция Christie. Обладающая еще очень большими недостатками, она тем не менее представляет собой большой шаг вперед в разрешении проблемы об орудиях, устанавливаемых на гусеничных тракторах.

155 мм. пушка, установленная на колесном тракторе гусеничного типа.

        Лафет Christie, приводимый в движете 120-сильным мотором Christie, расположен на 8 колесах, из которых два передние неподвижны и представляют собой рабочие колеса, а два задние с амортизацией, являются управляющими колесами. Четыре средних колеса служат только для разгрузки других при стрельбе и передвижении с помощью гусеничной цепи. Они все устроены с амортизацией и могут быть по желанию установлены на определенной высоте. При передвижении по дорогам средние колеса высоко подымаются и не несут никакой нагрузки. Задние колеса поворотные и служат, как уже указано, для управления. Как обыкновенный автомобиль, орудие имеет скорость до 17 миль в час (27 км).

        Колеса покрыты двойными литыми резиновыми шинами. Между колесами и на них имеются стальные борты, которые не касаются поверхности земли и между которыми должны лежать направляющие рельсы гусеничной цепи. Если лафет должен передвигаться как гусеничный трактор, то задние колеса устанавливаются неподвижно, средние — высоко поднимаются, гусеничная цепь раскладывается по земле, орудие медленно въезжает на нее и цепь сверху скрепляется болтами. Все это требует 15 минут времени. Скорость, в зависимости от состояния поверхности земли, доходит до 9 миль, т. е. до 15,5 км. в час. Управление происходит также, как у танков — торможением левой или правой цепи, в зависимости от того налево или направо нужно ехать.

        Максимальный угол возвышения 35°, боковое отклонение до 10″. Большее боковое отклонение производится также, как и у раньше описанных систем.

Дальнейшее развитие американских гусеничных тракторов.

        Хотя американцы уже сейчас создали заслуживающие большого внимания конструкции, тем не менее изыскания производятся все дальше и дальше. Лафет 75 мм. пушки конструируется, по последним известиям, заново. Эта конструкция должна быть приспособлена для перехода через довольно глубокие каналы и реки, должна обладать большой скоростью передвижения и должна давать возможность устанавливать на ней 105 мм. гаубицу «М.20.». Делаются все усилия, чтобы уменьшить шум производимый трактором, как посредством применения хорошо работающих глушителей, так и уменьшением треска цепей путем приспособления несущих роликов с резиновыми покрышками и шинами.

        Модель тяжелого лафета также находится на испытании.

        Maйop артиллерии Северо-Американских Штатов Карпентер в прекрасной статье предлагает целый ряд проектов дальнейших типов и моделей, вплоть до самых тяжелых, и набрасывает их схемы. Полевые пушки и гаубицы должны быть со всех сторон забронированы на подобие танков; средние и тяжелые орудия должны передвигаться сразу на 2, 3, даже 4 и 5 гусеничных тракторах, из которых по меньшей мере два приводятся в движение собственными моторами. Для достижения большей стабильности и устойчивости при стрельбе перпендикулярно к оси сооружения, поворотные шасси должны также устанавливаться перпендикулярно к его оси.

        Maйop Карпентер считает, что размеры таких движущихся установок для самых тяжелых орудий, например, 14″ пушек, будут иметь приблизительно 30 метров в длину, 7 метров в ширину и 6 метров в высоту, при весе в 220 тонн. Само собой разумеется железнодорожный транспорт для таких орудий отпадает. Переход рек н каналов также очень затруднителен и потребовал бы специальных мостов, 0рудия таких больших калибров, установленные на самодвижущихся тракторах, задуманы главным образом для применения в береговой артиллерии.

        Эти проекты очень интересны и показывают направление, в котором могли бы развиваться самодвижущиеся тракторы, в применении к тяжестей береговой артиллерии.

Сравнение перечисленных систем.

        Из двух главных систем, т. е. пушек установленных на гусеничных тракторах и моторных пушек передвигающихся на колесах — последняя более современна. В случае, когда требуется быстрая переброска больших масс артиллерии, — что колесная моторная артиллерия сама по себе вполне позволяет, — нельзя допустить, чтобы орудия на гусеничных тракторах передвигались по дорогам, так как эти немедленно приходят в негодность.

        Отсюда вытекает стремление приспособить артиллерию на гусеничных тракторах к передвижению на колесах, притом по возможности — на колесах с резиновыми шинами.

        Как известно, французы транспортировали легкие и даже тяжелые танки Шнейдера на большие расстояния при помощи автомобилей или на специальных колесных установках, буксируемых автомобилями по существующим дорогам. Вследствие тактических и технических соображений, это невозможно для большей части артиллерии на гусеничных тракторах. Отсюда исходят поиски конструкции, допускающей передвижение по способу нормального автомобиля и по способу настоящего гусеничного трактора. В отличие от танков, эту конструкцию легче провести у самодвижущихся орудий.

        Основная идея конструкции St. Chammond правильнее идеи системы Christie, но выпoлнeниe сложнее и конструкция потому более чувствительна. — Система Christie построена более просто и ее работа в общем удовлетворительна. Тем не менее она не представляет собой разрешения задачи; гусеничная цепь на большом расстоянии. между колесами, не поддерживается и не прижимается к земле, чем вызывается уменьшение сцепления и недопустимая нагрузка цепи, могущая привести к ее разрывам. Маневр перемены цепи очень затруднителен. Тем не менее путь намеченный Christie надо считать верным.

        Если разбираться с точки зрения рода двигателя, то приходится дать преимущество самостоятельным самодвижущимся орудиям, т. е. тем. у которых генератор и мотор помещается на самом лафете, — присоединяясь в этом вполне к точке зрения мaйopa Карпентера. Правда, благодаря этому, лафет становится сложнее и тяжелее, при чем в случае повреждения, его очень трудно убрать, но с другой стороны такое орудие вполне соответствует требованию возможности самостоятельно и независимо от других приспособлений выходить на боевую позицию и уходить с нее.

        Преимущество этой системы особенно ясно сказывается при уходе с боевой позиции. Как прежде ждали шестиконных упряжек с передками, так и теперь будут ждать генераторных тракторов типа «с» St. Chammond, вынужденных часто во время боя при позиционной войне находиться в тылу, в нескольких километрах расстоянии от орудий. Часто в разгаре боя генераторам, также как орудийным передкам в последней войне, будет невозможно подъехать к орудиям. При прорыве фронта весь материал типа «с» будет потерян, тогда как самодвижущиеся орудия типа «а» и «b» смогут и в этом случае немедленно переменить место.

        Электрический двигатель применяемый в системах «b» и «с» имеет большие преимущества по сравнению с бензиновым мотором, приспособленным в типе «а».

        Как известно, бензиновый мотор очень неэластичен, т.е. число его оборотов почти невозможно урегулировать, откуда вытекает необходимость устройства коробки перемены скоростей с тремя или четырьмя различными скоростями. Такая ступенчатая система перемены скоростей и их резкое включено очень неблагоприятны для танка, к которому следовало бы применять систему, имеющую возможность менять скорость особенно плавно и постепенно. Это преимущество достигается применением электрической энергии; число оборотов легко и просто меняется механическим регулированием силы возбуждения генератора. Кроме того, серийный мотор представляет собой прекрасный и очень эластичный двигатель для тракторов, при котором совершенно отпадает вся сложная и чувствительная система перемены скоростей. Быть может тип «b» был бы самым лучшим, если бы благодаря его особенностям так не усложнялась постройка всего орудия.

        Кроме того, майор Карпентер справедливо отмечает, что выбор системы с применением электрической энергии сильно усложнит подготовку орудийной прислуги.

        Модель St. Chammond, которую мы обозначили под типом «с», имеет следующие преимущества:

        l. Простота устройства гусеничного трактора, на котором установлено орудие.

        2. Небольшой вес каждого отдельного трактора; размеры не превышают профилей допущенных для погрузок.

        3. Гибкость и эластичность передачи движущей силы (общее преимущество при применении электрической энергии).

        4. Генераторный трактор может применяться, как буксир для доставки снарядов.

        5. Снаряды всегда могут возиться генераторным трактором. Пункты 4-ый и 5-ый представляют собой значительные преимущества этой системы.

        По мнению Карпентера, недостатки типа «с» следующие:

        l. Орудие не самодвижущееся. Это самый крупный недостаток и поглощает собой все другие.

        2. Орудийная единица представляет собой более длинную колонну и требует большего места для погрузки.

        3. Большой вес — крупный недостаток при маневрировании и при возможной погрузке на корабль.

        4. Большая стоимость, трудность производства и содержания.

        5. Регулирование скорости находится всецело в руках шофера генераторного трактора, что дает результатом трудность управления орудием при продвижении.

        6. Трудность управления, когда генератор и орудие связаны между собой механически и электрическим кабелем, при продвижении по изрезанной местности.

        7. Меньший коэффициент полезного действия сравнительно с моторным двигателем. Практически это выражается, главным образом, в большем расходе бензина при той же произведенной работе.

        8. Большая поражаемость системы с электрической тягой, особенно кабелей.

        9. Требует великолепно обученных электротехников для обслуживания.

        10. Трудность содержания в порядке.

        11. Требует больше персонала для обслуживания.

        12. Трудность выведения орудия на боевую позицию.

Библиография:

1.«Война и мир. Вестник военной науки и техники». Берлин, №3 за 1922 год

2.Выдержки из статей «Sе1f ргореllеd Саtегрilled Агtillегу Vehicles» майора Л. Кемпбелль и «Sе1f ргореllеd Тгасk Laging Агtillегу» майора В.Т. Карпентер, появившихся в январском, апрельском и майском выпусках американского журнала «Journal of the U. S. Агtillегу»

Энциклопедия танков.
2010.

.

Page: 1 2 3 4 5

admin

Share
Published by
admin

Recent Posts

Знакомство с лучшими японскими SUV-внедорожниками

Японские SUV внедорожники заслужили блестящую репутацию во всем мире благодаря сочетанию производительности, инноваций и надежности.…

3 месяца ago

Как арендовать авто в Дубае

Почему в Дубае выгоднее арендовать автомобиль Дубай можно назвать городом автомобилей. По крайне мере на…

5 месяцев ago

Адрес автоэлектрика в Уфе

Услуги автоэлектрика сейчас пользуются большим спросом. Если вас интересует адрес автоэлектрика в Уфе, то можете…

6 месяцев ago

Выкуп автомобилей в любом состоянии

Независимо от того, работает ли ваш автомобиль без сбоев, нуждается ли в ремонте или даже…

6 месяцев ago

Самые востребованные запчасти для Лада Ларгус

Лада Ларгус, универсальный и надежный автомобиль, завоевал популярность среди водителей благодаря своей долговечности и доступности…

7 месяцев ago

Профессиональное обслуживание авто Land Rover

Осуществление качественного обслуживания в отношении гарантийных транспортных средств типа Land Rover на регулярной основе осуществляет…

7 месяцев ago

This website uses cookies.