Что такое Авиация ПВО?
Авиация ПВО
Авиация ПВО
— один из основных и наиболее манёвренный род войск противовоздушной оборон. Состоит из истребительной авиации (ИА), специальной и транспортной авиации. Назначение ИА — уничтожение средств воздушного нападения (самолётов, крылатых ракет и т. д.) противника главным образом на дальних подступах к обороняемым объектам. Боевые задачи ИА решает во взаимодействии с другими силами и средствами противовоздушной оборон, а также с истребительной авиацией военно-воздушных сил. Части ИА входят в состав соединений противовоздушной обороны. Специальная и транспортная авиация предназначена для обеспечения боевых действий ИА, зенитных ракетных и радиотехнических войск противовоздушной обороны. Состоит из отдельных авиационных подразделений, оснащённых транспортными самолётами, самолётами специального назначения, вертолётами.
Возникновение и развитие А. ПВО связано с общим развитием авиации и форм ее боевого применения. В годы Первой мировой войны значительная часть ИА привлекалась для прикрытия крупных промышленных и административно-политических центров. Выполнение ИА этих специфических задач и предопределило зарождение А. ПВО. В 1916 в русский армии был сформирован отдельный авиационный дивизион в составе 3 истребительных авиационных отрядов (по 6 самолётов) для обороны Петрограда. В Великобритании было создано несколько специальных эскадрилий, организационно сведённых в «Крыло воздушной обороны страны». Во всех наиболее развитых странах Западной Европы разрабатывались способы и тактические приёмы прикрытия объектов, ведения воздушных боёв с целью предупреждения ударов с воздуха, сделаны первые шаги по организации взаимодействия ИА с другими средствами противовоздушной обороны.
В соответствии с декретом о создании регулярной Красной Армии в начале 1918 стали формироваться первые авиационн отряды в Петрограде. В короткий срок было создано авиационное прикрытие из 19 истребителей. Были сформированы истребительные авиационные отряды для обороны Москвы, Кронштадта и Тулы. В 1925 принято специальное постановление об укреплении противовоздушной обороны объектов государственного значения и крупных городов. В 1925—1930 на вооружение поступили первые отечественные самолёты-истребители И-2, И-3, И-4, И-5, вооруженные 7,62-мм пулемётами, имевшие скорость 220—280 км/ч, потолок до 7500 м. В 1933—1939 ИА противовоздушной обороны имела самолёты И-15, И-15бис, И-153 и И-16 со скоростью полёта 370—490 км/ч, потолком до 10700 м, с 12,7-мм пулемётами, 20-мм пушками и реактивными снарядами РС-82; с 1940 стали поступать истребители Як-1 и МиГ-3 со скоростями полёта 580 и 615 км/ч соответственно. Совершенствовались организационная структура А. ПВО, способы боевого применения и взаимодействия с другими средствами противовоздушной обороны. Тыловые объекты предусматривалось оборонять специально выделенными частями ИА противовоздушной обороны во взаимодействии с зенитной артиллерией, зенитными прожекторами и с использованием аэростатов заграждения.
До Великой Отечественной войны и в начале войны все соединения и части ИА входили в состав военно-воздушных сил, при этом некоторые из них выделялись для выполнения задач противовоздушной обороны объектов страны. Так, для прикрытия крупных городов в 1935 из военно-воздушных сил было выделено 29 эскадрилий (более 900 истребителей). К началу войны имелось 40 истребительных авиаполков противовоздушной обороны, насчитывавших около 1500 самолётов. Противовоздушную оборону Москвы обеспечивали 11 истребительных авиаполков (602 истребителя), Ленинграда — 9, Баку — 9, Киева — 4, Риги, Минска, Одессы, Кривого Рога, Тбилиси — по 1, Дальнего Востока — 2. Все 40 авиаполков в январе 1942 из военно-воздушных сил были переданы в состав войск противовоздушной обороны, что означало создание нового рода войск, — А. противовоздушной обороны.
В ходе Второй мировой войны на территориях воюющих государств значительные силы ИА привлекались для обороны важных районов и объектов. В Великобритании в интересах противовоздушной обороны было создано авиационное командование в составе 15 эскадрилий. Противовоздушная оборона Берлина возлагалась на авиадивизию (400—600 истребителей).
В годы Великой Отечественной войны А. ПВО СССР организационно состояла из воздушных истребительных армий, корпусов, дивизий, полков. Основные принципы боевого применения ИА противовоздушной обороны: массирование сил на главном направлении, централизация управления, чёткое взаимодействие с зенитной артиллерией. Получила дальнейшее развитие тактика А. ПВО. Разработана и успешно освоена тактика ведения групповых воздушных боёв составом авиаэскадрильи, авиаполка и несколько полков в простых метеорологических условиях. Успешно применялись действия авиаподразделений и частей из засад. Начали использоваться для наведения истребителей в сложных метеорологических условиях радиолокационные станции. Применение радиолокационных станций расширило возможности получения более точных данных о воздушной обстановке и обнаружения авиации противника на дальних подступах к обороняемым объектам. Шире стал применяться манёвр силами ИА противовоздушной обороны, что дало возможность прикрывать от ударов с воздуха целые районы и обширные зоны. Наряду с выполнением основных задач ИА противовоздушной обороны действовала и в интересах сухопутных войск Только ИА противовоздушной обороны Москвы с сентября 1941 по март 1942 выполнила свыше 26000 самолето-вылетов для нанесения штурмовых ударов по немецко-фашистским войскам и прикрытия войск Западного фронта. Основной боевой единицей была пара истребителей, а основным способом боевых действий — вылет из положения дежурства на аэродроме. Вместе с развитием тактики совершенствовались боевые порядки. Получило дальнейшее развитие планирование воздушного боя. В соответствии с замыслом боя определялись группы тактического назначения: ударная, прикрытия, отвлекающая и др.. Летчики-истребители ИА противовоздушной обороны были в числе первых, которые в Великую Отечественную войну применили таран как способ уничтожения самолётов противника, — А. С. Данилов, С. И. Здоровцев, П. С. Рябцев, П. Т. Харитонов (днём), В. В. Талалихин (ночью), А. Н. Катрич (высотный таран). Один из авиаполков (586 й истребительный) был женским. Этот полк прошёл боевой путь от берегов Волги до столицы Австрии — Вены. Лётчицы полка совершили 4419 боевых вылетов, провели 125 воздушных боёв и сбили 38 самолётов противника. Всего же за период войны лётчики ИА противовоздушной обороны сбили около 4000 самолётов противника, уничтожили на аэродромах 238 самолётов, 92 лётчикам было присвоено звание Героя Советского Союза, А. Т. Карпову — дважды. За годы войны самолётный парк ИА противовоздушной обороны обновился полностью. Истребители Лa-5, Як-3, Як-9, Ла-7. состоявшие на вооружении к концу войны, имели скорость полёта 600—720 км/ч и мощное пушечное вооружение. На 1 мая 1945 в А. ПВО насчитывалось 97 полков.
Для послевоенного развития А. ПВО характерно оснащение её реактивными самолётами, дальнейшее совершенствование системы управления, а также развитие специальной и транспортной авиации, В конце 40 х гг. А. ПВО вооружается реактивными истребителями МиГ-9, Як-15, в 50-е гг. —МиГ-15, -17, -19, Як-25 с бортовыми радиолокационными приборами и управляемыми ракетами класса «воздух—воздух». В 60-е гг. в состав А. ПВО поступают сверхзвуковые истребители Су-9, -11, -15, Як-28П, в последующие годы — новые поколения самолётов МиГ-25, -31, Су-27 с высокими лётно-тактическими характеристиками. Имея скорости полёта самолётов до 3000 км/ч, практический потолок более 20000 м, высокоэффективные системы вооружения, А. ПВО способна поражать малозаметные и малоразмерные цели в любых метеорологических условиях. Тактика А. ПВО строится на основе всестороннего учёта опыта Великой Отечественной войны и послевоенной практики, достижений и перспектив развития военной науки и техники. Шире стало взаимодействие А. ПВО с другие родами войск противовоздушной обороны, средствами противовоздушной обороны других видов Вооруженных Сил. Командующими А. ПВО были: И. Д. Климов (1942—1947), С. А. Пестов (1947—1948), Е. Я. Савицкий (1948—1953, 1954—1966), М. Г. Мачин (1953—1954), А. Л. Кадомцев (1966—1969), А. Е. Боровых (1969—1977), Н. И. Москвителев (1977—1987), Б. И. Андреев (с 1987).
А. ПВО в вооруженных силах стран НАТО и США представлена отдельными авиационными эскадрильями истребителей противовоздушной обороны. В зависимости от обстановки могут привлекаться значительные силы тактической авиации. На вооружении А. ПВО состоят истребители Макдоннелл-Дуглас F-15 «Игл», Дженерал дайнемикс F-16 (США), Панавиа «Торнадо» F.2 (Великобритания), «Мираж» F-1C, «Мираж» 2000 (Франция) и др. Управление истребителями противовоздушной обороны предусмотрено в единой автоматизированной системе управления средствами противовоздушной обороны «Нейдж». В целях повышения возможностей управления истребителями противовоздушной обороны используются также самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления, входящие в систему «АВАКС—НАТО» (американский самолёт Боинг Е-3А).
Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия.
Главный редактор Г.П. Свищев.
1994.
.
Японские SUV внедорожники заслужили блестящую репутацию во всем мире благодаря сочетанию производительности, инноваций и надежности.…
Почему в Дубае выгоднее арендовать автомобиль Дубай можно назвать городом автомобилей. По крайне мере на…
Услуги автоэлектрика сейчас пользуются большим спросом. Если вас интересует адрес автоэлектрика в Уфе, то можете…
Независимо от того, работает ли ваш автомобиль без сбоев, нуждается ли в ремонте или даже…
Лада Ларгус, универсальный и надежный автомобиль, завоевал популярность среди водителей благодаря своей долговечности и доступности…
Осуществление качественного обслуживания в отношении гарантийных транспортных средств типа Land Rover на регулярной основе осуществляет…
This website uses cookies.