Что такое Боевые машины вермахта. Легкий танк Pz Kpfw I (Sd Kfz 101)?
Боевые машины вермахта. Легкий танк Pz Kpfw I (Sd Kfz 101)
Боевые машины вермахта. Легкий танк Pz Kpfw I (Sd Kfz 101)
В 1933 г. управление вооружений сухопутных войск предложило пяти фирмам («Крупп», «Геншель»1, MAN, «Крупп-Грузон» и «Даймлер-Бенц») разработать проект 5-тонного танка. По три машины каждой фирмы с примерно одинаковыми параметрами (массой 3,5 т и скоростью 37 км/ч) весной 1934 г. (без вооружения) поступили в учебные подразделения. После сравнительной оценки проектов и обкатки в войсках предпочтение отдали крупповскому образцу, который создали инженеры Гогельлог и Вольферт.
Считается, что немецкие конструкторы ориентировались на английскую танкетку «Виккерс-Карден-Лойд» MkVI. Существует две версии этой легенды. По первой — якобы Советское правительство передало немцам две машины из приобретенных в 1929 г. для бронесил Красной Армии. Английские источники утверждают, что в 1932 г. немецкая фирма А. Новак купила три шасси этой танкетки. В любом случае, как видим, повод у немцев для тщательного изучения английской техники был.
Выпускавшиеся серийно с июля 1934-го по 1936 г. Pz Kpfw I Ausf А комплектовались 57-сильными четырехцилиндровыми двигателями воздушного охлаждения «Крупп» М305. Силовая передача — механическая, производства «Райнметалл-Борзиг», с пятиступенчатой коробкой передач и бортовыми фрикционами в качестве механизмов поворота. Корпус сварной из катаных броневых листов средней твердости, с расширенной подбашенной коробкой. В верхнем лобовом листе расположен люк для доступа к агрегатам трансмиссии. Место водителя смещено влево ог продольной оси по ходу движения. Низкая башня смещена соответственно вправо. Эта модификация имела смешанную подвеску ходовой части — передний каток на индивидуальном узле со спиральной пружиной, остальные блокировались попарно с листовыми четвертьэллиптическими рессорами. Задний каток выполнял роль ленивца. Отличительной особенностью являлась балка жесткости, соединяющая обе тележки катков. Танк вооружался спаренной пулеметной установкой в башне. Всего построили 818 Pz Kpfw I Ausf А.
В 1935 г. в результате модернизации появился Pz Kpfw I Ausf В. На нем установили более мощный шестицилиндровый мотор фирмы «Майбах», из-за чего повысилась скорость движения. Увеличили и длину корпуса — ввели еще один каток и приподняли ленивец. Танк «потяжелел», но бронирование и вооружение остались прежними. Эти машины выпускались до июня 1937-го (всего 675 единиц), а строительство шасси продолжалось до 1941 г.
С самого начала танки Pz Kpfw I рассматривались как учебные. Но им все же пришлось «понюхать пороха»: в 1937 г. в Испании (88-й танковый батальон «Легиона Кондор»), затем в Польше, Франции, Северной Африке и СССР. На 1 сентября 1939 г. в войсках имелось 1145 машин, а на 1 июня 1941-го их числилось 843. В 1942 г. оставшиеся около 700 Pz Kpfw I наконец-то перевели в ранг чисто учебных и в боях использовали разве что против партизан.
В 1935 — 1937 гг. фирма «Даймлер-Бенц» построила 184 малых командирских танка Kl Pz Веf Wg I Ausf В (Sd Kfz 265). Вместо башни они имели вместительную рубку с пулеметом в шаровой установке. Боевая масса — 5,9 т, экипаж — три человека. Использовались командирами танковых рот, батальонов, полков и бригад. Придавались также подразделениям связи и артиллерийской разведки.
В 1936 — 1938 гг. выпустили 164 легкие ремонтно-эвакуационные машины Berge Pz I Ausf В. Без башни, вооружения и кранового оборудования их масса составляла 4 т. В экипаж, помимо командира и водителя, входили несколько ремонтников. В сентябре 1939 г. 51 танк переделали в транспортеры боеприпасов Mun Schl. Башню сняли, а отверстие под нее закрыли броневым листом. Со временем обе модификации стали базовыми (после переделки) и для некоторых образцов самоходных установок. И еще по крайней мере три танка переделали в огнеметные машины — Flammenwerfer auf Pz Kpfw I Ausf A.
Хотя с 1937 г. серийный выпуск Pz Kpfw I, по сути, прекратился, конструкторы продолжали их усовершенствовать, главным образом за счет усиления бронирования. В 1942 г. специалисты фирмы «Краусс-Маффай» предложили две небольшие партии экспериментальных танков. В начале 1942 г. появилось 30 машин VK1801 (или Pz Kpfw I Аusf F) массой 21 т и с 80-мм броней со всех сторон корпуса и башни. Вооружение и экипаж остались прежними. Танк получил новую ходовую часть — катки большого диаметра на торсионной подвеске, расположенные в шахматном порядке. Ее разработал инженер Г. Книпкамп. Не совсем ясно назначение этих машин. При уменьшившейся до 25 км/ч максимальной скорости они превратились в подобие подвижных ДОТов.
К осени того же года построили 40 единиц VK 601 (или Pz Kpfw I Ausf С). Это действительно было нечто новое. Танк массой 8 т с двигателем мощностью 150 л. с. развивал скорость 64, а по другим данным — даже 79 км/ч. Изменилось вооружение. Хотя и были оставлены пулеметы, но разного калибра 13,2 и 7,92 мм (по другим данным, 20-мм пушка и 7,92-мм пулемет). Толщина лобовой брони доходила до 30, а бортовой — до 20 мм. Эту машину, по-видимому, создавали для специальных операций, поскольку предусматривалась ее транспортировка по воздуху гигантским планером Me323. А вот на роль маневренного бронированного разведчика она подходила мало, так как экипаж, как и прежде, состоял из двух человек.
По крайней мере восемь VK1801 воевали на советско-германском фронте в составе 1-й танковой дивизии. В это же соединение вермахта поступили и два VK601, остальные участвовали в боях во Франции в 1944 г.
1 Написание имен собственных оставлено в авторском варианте, в соответствии с печатным текстом книги «Бронетехника Германии 1934 — 1945 гг. Иллюстрированный справочник». Там же приведено личное мнение И. П. Шмелева по поводу транслитерации и произношения немецких имен и названий.
Тактико-техническая характеристика
Производство танков семейства Pz Kpfw I
Библиография:
Бронетехника Германии 1934-1945 гг.: Иллюстрированный справочник / И. П. Шмелев. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
Энциклопедия танков.
2010.
.
Японские SUV внедорожники заслужили блестящую репутацию во всем мире благодаря сочетанию производительности, инноваций и надежности.…
Почему в Дубае выгоднее арендовать автомобиль Дубай можно назвать городом автомобилей. По крайне мере на…
Услуги автоэлектрика сейчас пользуются большим спросом. Если вас интересует адрес автоэлектрика в Уфе, то можете…
Независимо от того, работает ли ваш автомобиль без сбоев, нуждается ли в ремонте или даже…
Лада Ларгус, универсальный и надежный автомобиль, завоевал популярность среди водителей благодаря своей долговечности и доступности…
Осуществление качественного обслуживания в отношении гарантийных транспортных средств типа Land Rover на регулярной основе осуществляет…
This website uses cookies.