Что такое Чаплыгин Сергей Алексеевич?
Чаплыгин Сергей Алексеевич
Чаплыгин Сергей Алексеевич
(1869—1942) — советский учёный в области теоретической механики, один из основоположников современной гидро- и аэродинамики, академик АН СССР (1929; член-корреспондент 1924), Герой Социалистического Труда (1941). Ученик и соратник Н. Е. Жуковского. В 1890 окончил физико-математический факультет Московского университета и по представлению Жуковского был оставлен там для подготовки к профессорскому званию. С 1893 преподавал физику в женском среднем учебном заведении, механику в Императорском техническом училище, Московском инженерном училище, Московском университете. Ч. — организатор и директор Московских высших женских курсов (1905—18), Ч. написаны университетский курс аналитической механики «Механика системы» (ч. 1—2, 1905—07) и сокращённый «Пропедевтический курс механики» для втузов и естественных факультетов университетов (1916).
Первые труды Ч., созданные под влиянием Жуковского, относятся к области гидромеханики. В работе «О некоторых случаях движения твёрдого тела в жидкости» (1894) и в магистерской диссертации «О некоторых случаях движения твёрдого тела в жидкости» (1897) он дал геометрическую интерпретацию законов движения твёрдых тел в жидкости. За исследования по теории движения твёрдого тела в жидкости и по движению тел с неинтегрируемыми связями Ч. получил в 1899 от Петербургской АН почётную золотую медаль.
В конце XIX — начале XX вв. Ч. начинает заниматься струйными течениями. В 1902 представляет в Московском университете докторскую диссертацию «О газовых струях», в которой был дан метод исследования струйных течений газа при любых дозвуковых скоростях. В то время исследование газовых течений со скоростями, приближающимися к скорости звука, не было актуально для авиации. Лишь через 30 лет работа Ч. явилась основой для решения задач о звуковых течениях, а развитие созданных в ней методов привело к решению основных вопросов, связанных с работой крыла при больших дозвуковых скоростях.
Вопросы аэродинамики стали центром его научной деятельности. В 1910 почти одновременно появились работы Ч. «О давлении плоскопараллельного потока на преграждающие тела» и Жуковского «О контурах поддерживающих поверхностей аэропланов», в которых впервые даются способы количественного определения циркуляции вокруг профиля. Это явилось необходимым дополнением к теореме Жуковского о подъёмной силе крылового профиля. В своей работе Ч. применил выдвинутый им принцип схода струй с острой кромки крыла к определению течений около ряда конкретных профилей. В ней же содержатся формулы определения аэродинамической подъёмной силы и момента (см. Чаплыгина — Жуковского условие).
В 1914 появилась фундаментальная работа Ч. «Теория решётчатого крыла», в которой заложены основы теории обтекания решёток циркуляционным потоком, явившейся базой для расчёта винтов, турбин и др. лопаточных машин. В последующих трудах Ч. решил ряд сложных задач, связанных с определением точки приложения подъёмной силы, определением сил, действующих в неустановившемся полёте, теорией так называемого механизированного крыла, вопросами устойчивости крыла в полёте и т. д.
Большой вклад внёс Ч. в математику. Его исследования по приближённому интегрированию дифференциальных уравнений принадлежат к крупным достижениям математической мысли. Идеи Ч. оказались применимы не только для решения широких классов дифференциальных уравнений, но и при приближённом решении весьма общих классов функциональных уравнений.
После Октябрьской революции 1917 Ч. активно продолжает вести научные исследования. С 1918 он участвует в работе Комиссии особых артиллерийских опытов при Главном артиллерийском управлении и в работе Научно-экспериментального института путей сообщения, а в конце 1918 привлекается Жуковским к организации ЦАГИ. В 1921—30 Ч. — председатель коллегии, в 1928—31 — директор-начальник ЦАГИ. В последующие годы Ч. руководил созданием крупнейших аэродинамических лабораторий ЦАГИ (1931—41). Премия имени Н. Е. Жуковского (1925). Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Трудового Красного Знамени. АН СССР учредила (1942) премию имени С. А. Чаплыгина «За лучшую оригинальную работу по теоретическим исследованиям в области механики». Город Раненбург бывшей Рязанской губернии, где родился Ч., переименован в г. Чаплыгин (Липецкая область). В Москве установлен бюст Ч. (1960), а на территории ЦАГИ — памятник (1959). Его имя носят научно-исследовательский институт авиации в Новосибирске (СибНИА), аэродинамическая лаборатория в ЦАГИ. В Москве действует мемориальный музей-квартира Ч. Его именем назван кратер на обратной стороне Луны.
Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия.
Главный редактор Г.П. Свищев.
1994.
.
Японские SUV внедорожники заслужили блестящую репутацию во всем мире благодаря сочетанию производительности, инноваций и надежности.…
Почему в Дубае выгоднее арендовать автомобиль Дубай можно назвать городом автомобилей. По крайне мере на…
Услуги автоэлектрика сейчас пользуются большим спросом. Если вас интересует адрес автоэлектрика в Уфе, то можете…
Независимо от того, работает ли ваш автомобиль без сбоев, нуждается ли в ремонте или даже…
Лада Ларгус, универсальный и надежный автомобиль, завоевал популярность среди водителей благодаря своей долговечности и доступности…
Осуществление качественного обслуживания в отношении гарантийных транспортных средств типа Land Rover на регулярной основе осуществляет…
This website uses cookies.