Что такое Истребители танков?
Истребители танков
Истребители танков
С момента появления танков на поле боя еще в годы первой мировой войны основным средством борьбы с ними стала полевая артиллерия. Специальные противотанковые артсистемы появились значительно позже. На вооружение армий они поступили лишь в тридцатые годы. Это были скорострельные пушки калибра 20-47 мм. Низкий силуэт позволял легко маскировать их на местности, а обладая боевой массой в пределах 300-500 кг, они были довольно маневренны в боях. Транспортировка пушек осуществлялась с помощью механической и конной тяги.
В начале второй мировой войны появились танки с противоснарядным бронированием. Поэтому прежние малокалиберные пушки стали неэффективными. Тогда калибры орудий стали расти: 75, 76, 88, 100 мм! Увеличивалась и начальная скорость снарядов. Одновременно значительно возросла их боевая масса: 1,5-4 тонны, поэтому орудие с большим трудом буксировалось и маскировалось на пересеченной местности. Логическим шагом явилось создание установки противотанкового орудия на самоходном гусеничном шасси. Впервые это было сделано в 1940 году, когда на базе устаревшего немецкого легкого танка Т-1 установили 47-мм пушку. В 1941 году у нас выпустили небольшое количество 57-мм пушек на шасси гусеничного тягача «Комсомолец». Это были легко или не полностью бронированные машины. В 1942 году в разных армиях воюющих стран появилось большое количество противотанковых установок калибром 75-76 мм на базе снимавшихся с производства танков или устаревших трофейных машин. У нас такой оказалась СУ-76, выпускавшаяся с конца 1942 года. У немцев это были 75- и 76-мм СУ на базе танков T-II, 38 (t) и других; у англичан 76-мм «Арчер» на базе танка «Валентайн» и т.д. Все эти легко и частично бронированные, открытые сверху и сзади самоходки имели малый угол горизонтальной наводки орудия.
Однако нужны были противотанковые СУ, способные сопровождать танки в бою, поддерживать их огнем и отражать атаки вражеских танков. Поэтому потребовалось создать боевые машины с полным противоснарядным бронированием. Они строились на базе основных выпускавшихся танков, а вместо башни СУ имели неподвижную боевую рубку, в лобовом листе которой устанавливалась мощная пушка калибра 75-100 мм с ограниченным углом наводки. По бронированию и маневренности они не уступали базовым машинам-танкам и, как правило, по мощности артсистемы превосходили их.
Готовясь к летнему наступлению, гитлеровское командование делало ставку на новые тяжелые танки и самоходные установки. К последним относился и истребитель танков «Элефант», известный также под именем «Фердинанд». Эта машина создавалась на базе не принятого на вооружение германской армии опытного тяжелого танка конструкции Ф. Порше. Дело в том, что, не ожидая результатов испытаний новых тяжелых машин, фирма «Нибелунген» изготовила 90 шасси танка Порше. После того как военное ведомство отвергло этот танк, решено было использовать имевшиеся шасси под противотанковую СУ, способную бороться с нашими Т-34 и КВ. Для этого в передней части бывшего танка, ставшей теперь кормовой, соорудили полностью забронированную рубку, где установили новую 88-мм пушку длиной 71 калибр. Ее подкалиберный снаряд (начальная скорость ИЗО м/с) пробивал с 1000 м под прямым углом броню толщиной около 200 мм. «Элефант» в соответствии с замыслом Ф. Порше имел электротрансмиссию: на валах двух его двигателей стояли электрогенераторы, вырабатывавшие электрический ток. Он питал электромоторы, которые приводили в движение ведущие колеса машины. Четыре члена экипажа обслуживали орудие. Водитель и радист размещались в передней части машины.
«Элефанты» в составе двух батальонов истребителей танков бросили в бой на северном фасе Курской дуги (в июле 1943 года). Они были весьма опасными противниками танков в сражениях с дальних расстояний, но оказались крайне уязвимыми в ближнем бою. Эти малоподвижные машины не имели даже пулемета; лишь в конце 1943 года его установили на оставшихся машинах в лобовой части их корпуса.
Ответом наших конструкторов на новые немецкие танки явилась СУ-85, сконструированная под руководством Л. И. Горлицкого на базе среднего танка Т-34. Она поступим на вооружение в августе 1943 года. На ней в сильно наклоненном лобовом листе устанавливалась 85-мм пушка, по баллистическим характеристикам не отличавшаяся от той, что несколько позже использовалась на Т-34-85. Полностью бронированная машина, сохранившая ходовые и маневренные характеристики Т-34, стала важным средством борьбы с танками врага и непосредственной поддержки своих танков и пехоты. В конце 1944 года ее сменила новая СУ-100 (см. «ТМ» № 12, 1970 г.), отличавшаяся от предыдущей более мощной артсистемой (ее бронебойный снаряд с 1000 м пробивал 160-мм броню) и командирской башенкой.
Стремясь создать массовый, легкий и дешевый истребитель танков, немецкое командование в 1943 году решило использовать для этой цели базу устаревшего танка 38 (t). Производство новой самоходки «Хетцер» началось в апреле 1944 года и продолжалось до конца войны. Всего было выпущено около 2600 штук. «Хетцер» имела низкий корпус с большими углами наклона лобовых, бортовых и кормовых броневых листов. Мощность мотора была повышена, и по сравнению с базовой машиной усилена ходовая часть. Благодаря удачным конструктивным решениям, заложенным в 38 (t), «Хетцер» сохранила неплохую подвижность, хотя и получилась слишком тяжелой.
Несколько отличались по конструктивным особенностям созданные в 1942-1944 годах американские истребители танков. Они имели основное вооружение, установленное в полностью вращающейся башне, не имевшей крыши. Таковы, например, М10, вооруженная 76-мм пушкой, и М36 с 90-мм пушкой. Они создавались на базе танка М4 «Шерман» с немного измененной бронировкой корпуса. Боевая масса их составляла соответственно 29 и 27 т, экипаж — 5 чел. Построено их было 6700 и 1300 штук.
Более интересной оказалась СУ M18 «Ведьма», выпускавшаяся фирмой «Бьюик» с 1943 г. (построено 2500 шт.) на специально разработанной базе. Ее корпус сваривался из катаных броневых листов. Подвеска индивидуальная, торсионная. Двигатель воздушного охлаждения и агрегат силовой передачи устанавливались на специальной раме, так что могли быть легко вынуты из корпуса для замены или ремонта. М18 состояла на вооружении американской армии до конца войны.
На заставке изображена американская СУ М18. Боевая масса — 17т. Экипаж — 5 чел. Вооружение — одна 76,2-мм пушка, один 12,7-мм зенитный пулемет. Толщина брони: лоб и борт корпуса — 13 мм, башня — 51 мм. Двигатель — «Континенталь» R — 975, 400 л.с. Макс. скорость — 72 км/ч. Запас хода по шоссе — 360 км.
Рис. 77. Немецкая СУ «Элефант». Боевая масса — 68 т. Экипаж — 6 чел. Вооружение — одна 88-мм пушка. Толщина брони: лоб корпуса и рубки — 200 мм, борт — 80 мм. Двигатели — два «Майбах» HL 120 TRM по 300 л.с. Макс. скорость — 20 км/ч. Запас хода по шоссе — 180 км.
Рис. 78. Советская самоходная установка СУ-85. Боевая масса — 30 т. Экипаж — 4 чел. Вооружение — одна 85-мм пушка. Толщина брони: лоб и борт корпуса — 45 мм. Двигатель — В-2-34, 500 л. с. Макс. скорость — 55 км/ч. Запас хода ПО шоссе — 300 км.
Рис. 79. Немецкая СУ «Хетцер». Боевая масса — 16 т. Экипаж — 4 чел. Вооружение — одна 75-мм пушка. Толщина брони: лоб корпуса — 60 мм, борт — 20 мм. Двигатель — «Прага» АС/2, 160 л.с. Макс. скорость — 42 км/ч. Запас хода по шоссе — 180 км.
Рис. советской самоходной установки СУ-100 образца 1944г. — рис В. Иванова (ТМ №12,1970г.) Экипаж — 4 человека, Боевой вес — 31,6 т, Длина (с пушкой) — 9,45 м, Длина корпуса — 6,1 м, Ширина — 3,00 м, Высота — 2.245 м, Вооружение — одна 100-мм пушка, Бронирование — лоб, борт и корма — 45 мм, дно — 20 мм, Двигатель дизель В-2-34М, мощн. 500 л.с. Скорость по шоссе — 50 км/час, Запас хода по шоссе — 240-320 км.
Библиография:
Техника молодежи №7 за 1981 год
Энциклопедия танков.
2010.
.
Японские SUV внедорожники заслужили блестящую репутацию во всем мире благодаря сочетанию производительности, инноваций и надежности.…
Почему в Дубае выгоднее арендовать автомобиль Дубай можно назвать городом автомобилей. По крайне мере на…
Услуги автоэлектрика сейчас пользуются большим спросом. Если вас интересует адрес автоэлектрика в Уфе, то можете…
Независимо от того, работает ли ваш автомобиль без сбоев, нуждается ли в ремонте или даже…
Лада Ларгус, универсальный и надежный автомобиль, завоевал популярность среди водителей благодаря своей долговечности и доступности…
Осуществление качественного обслуживания в отношении гарантийных транспортных средств типа Land Rover на регулярной основе осуществляет…
This website uses cookies.