Categories: Словарь

«Королева пехоты» в аравийской пустыне

Что такое «Королева пехоты» в аравийской пустыне?

«Королева пехоты» в аравийской пустыне

«Королева пехоты» в аравийской пустыне

       Тем, кто знаком с различной бронетанковой техникой не понаслышке, формы и технические характеристики боевой машины пехоты БМП-3 сейчас по прошествии более чем десяти лет с момента принятия ее на вооружение не вызывают удивления. Еще в начале девяностых годов многие танкисты со стажем смотрели на эту машину с некоторым недоумением: неужели это машина для пехоты? Не был исключением и я, когда увидел эту машину впервые, в то время слушатель Военной академии бронетанковых войск им. Маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского. Многие из моих сокурсников тогда шутили, что, мол, теперь понятно, почему М.С. Горбачев согласился в одностороннем порядке вывести из Европы несколько тысяч танков. Если эти танки заменят боевыми машинами пехоты БМП-3, то мощь Советских Вооруженных Сил в этом регионе не ослабнет.

        Тогда первое знакомство с БМП-3 было мимолетным, и мне не суждено тогда было знать, какую роль в дальнейшей моей судьбе сыграет эта машина…

        О том, как попала БМП-3 в Аравийскую пустыню, не раз писалось в нашей прессе. ( С. Березин «Как мы продавали БМП-3», журнал «Солдат удачи» 1995 г;А. Егоров «Красная Звезда» 24.02.1993 г.) Добавлю лишь, что толчком к закупке новейших БМП-3 армиями некоторых арабских государств послужили события в Кувейте, происходившие в 1990-1991 годах. Как признавались мне некоторые арабские офицеры, что если бы Саддам Хуссейн не оккупировал бы в 1990 году Кувейт, то наверняка армия ОАЭ так бы и существовала еще длительное время со старым вооружением. А защищать армии ОАЭ есть чего…

        После поставки первой партии машин БМП-3 в ОАЭ сразу же была организована подготовка специалистов и экипажей для сухопутных войск на базе Бронетанковой и Технической школ с помощью специалистов из России. Соответственно и самая интенсивная эксплуатация БПМ-3 проходила в этих школах. Так, например, в течение первых трех лет эксплуатации новой техники в Бронетанковой школе (БТШ) армии ОАЭ были израсходованы все ресурсы основного вооружения имевшихся в ней БМП-3. В то же время в других подразделениях, имевших на вооружении БМП-3, расход ресурсов вооружения составил приблизительно 10-15% от гарантийного. Естественно, что при такой интенсивной эксплуатации имелись и случаи выхода из строя машин по причине поломок или отказов различных узлов, агрегатов и блоков как комплекса вооружения машины, так и ее силовой установки.

        Вместе с арабскими экипажами набирались опыта и наши военные специалисты, прибывшие помогать арабским танкистам. (В армии ОАЭ подразделения на БМП-3 входят в состав бронетанковых войск.) Достаточного опыта эксплуатации БМП-3 из наших военных имели не многие, т.к. в Российской армии такими машинами был оснащен всего лишь один мотострелковый полк в Сибирском военном округе. Каждая поломка била по престижу российской военной техники. В таких ситуациях нередко можно было услышать нелицеприятные отзывы обо всей бронетанковой технике России из уст некоторых офицеров ОАЭ. О том, что машина еще не освоена местными экипажами, да и инструкторами тоже, разговор как-то не велся. Нашим военным специалистам и специалистам группы гарантийного обслуживания «Курганмашзавода» приходилось прикладывать много усилий, а порой проявлять и мужество (температура воздуха днем в тени в ОАЭ даже зимой редко опускается ниже отметки +30°С), чтобы поддерживать марку российской бронетанковой техники.

        «Помогли» нам в этом, как это ни странно звучит, французы со своими танками «Леклерк», которые закупило правительство ОАЭ на замену французским же АМХ-ЗОВ2. Когда эти танки в 1995 году стали поступать в вооруженные силы ОАЭ, некоторые арабские офицеры говорили нам с нескрываемой гордостью, что, мол, эти танки — это техника XXI века, не чета нашей БМП. Мы не спорили, не зря в России говорят: «Цыплят по осени считают».

        Французские военные специалисты были в таком же положении, как и мы, — сказывалось отсутствие достаточного опыта эксплуатации нового танка, т.к. во Франции имелось всего только около 80 таких машин в одном танковом полку. Когда началась эксплуатация «Леклерков» в условиях Аравийской пустыни у французов появились проблемы, по сравнению с которыми проблемы БМП-3 были детскими шалостями. По надежности и ремонтопригодности БМП-3 оказалась значительно лучше «Леклерка». Всё встало на свои места.

        В подтверждение этих слов приведу такой пример. Несколько раз мне приходилось выезжать на стрельбы курсантов школы из БМП-3 и «Леклерков» на полигон, расположенный в северной части ОАЭ в 300 км от Абу-Даби. Обычно стрельбы курсантов школы проводились на полигоне Макатра, расположенном в 45 км от города, но танкистам там стрелять не разрешали. В тот раз на стрельбы взяли 4 БМП-3 и столько же «Леклерков». Правда, на четырех БМП-3 я был один специалист, а на четырех «Леклерках» работало человек десять французских военных специалистов, не считая специалистов компании «GIAT industries».

        После прибытия на полигон, разгрузки танков и БМП я быстро проверил технику, проинструктировал курсантов и дал команду на загрузку боеприпасов и затем на начало стрельбы. В течение примерно четырех часов 25 обучаемых выполнили упражнения стрельб из БМП-3 и приступили к обслуживанию вооружения и техники. На соседнем участке, где стояли «Леклерки», не было произведено ни одного выстрела.

        Я пошел к своим французским коллегам узнать, в чем проблемы, может быть, смогу чем-нибудь помочь. Оказалось, никаких проблем нет, просто готовят танки к стрельбе. Я поинтересовался у французских танкистов, нельзя ли было все это сделать в школе до отъезда на полигон, времени было достаточно. На это мне ответили, что все работы по подготовке комплекса вооружения к стрельбе в школе были выполнены, но машины прошли 300 км (на трейлерах по одним из лучших в мире автострад), и теперь надо делать все заново. Я заметил своим коллегам из Франции, что БМП-3 проделали тот же самый путь, но стрельбу уже завершили. Французы в ответ улыбнулись и сказали, что мне повезло с техникой, т.к. она российского производства. В тот раз я так и не увидел, как стреляют «Леклерки»…

        Последнюю точку в этом негласном противостоянии российской и французской техники поставил военный парад вооруженных сил ОАЭ в столице этой страны г. Абу-Даби 2 декабря 1996 года, посвященный 25-й годовщине образования ОАЭ и 30-й годовщине руководства эмиратом Абу-Даби нынешнего президента страны Его Величества Шейха Зайда бин Султана Аль Нагьяна. На этом параде головной «Леклерк» встал, не доехав каких-то 50 м до трибуны, где размещались руководители страны и почетные гости. Конечно же, танк завелся и прошел до конца, как и положено, но «картинка» была смазана. Около 200 БМП-3 прошли на параде все до единой, без всяких сюрпризов. Именно этот случай на параде в Абу-Даби вызвал сильную настороженность французского правительства по поводу участия «Леклерков» на военном параде в Париже 14 июля 1997 года. В связи с этим был предпринят целый ряд специальных мер, о которых уже писал наш журнал. (В.Березкин, И.Желтов «Леклерк»: первенец нового поколения. «Танкомастер» № 2-3, 1998 г.) Боевые машины пехоты БМП-3, поступающие на вооружение армий ОАЭ и некоторых других стран, несколько отличаются от базовой модели. На экспортных образцах за ненадобностью отсутствует пусковой подогреватель. Не устанавливается на них и система изменения клиренса. По заказу эмиратских военных на БМП-3 дополнительно устанавливается тепловизионный прицел «Namut» — совместная разработка французской компании SAT и белорусского производственного объединения «Пеленг -БелОМО». Этот прицел согласован с основным прицелом наводчика 1 К13-2 и также имеет стабилизированную в двух плоскостях линию визирования. Установка прицела «Namut» значительно повышает огневые возможности БМП-3 в условиях ограниченной видимости днем (пыль, туман) и ночью. Его согласование с основным прицелом наводчика 1К13-2 позволяет наводчику-оператору БМП-3 вести огонь управляемым вооружением днем в условиях ограниченной видимости и ночью как с места, так и с ходу, на дальностях до 3500 м. В бойницах для ведения огня из стрелкового оружия замки крепления переделаны под установку американской автоматической винтовки М16А2.

        В дополнение к эжекционной системе охлаждения радиаторов на экспортных вариантах машин установлен дополнительный вентилятор обдува радиаторов с гидроприводом, что обеспечивает безотказную работу систем охлаждения и смазки двигателя в условиях высоких температур.

        На траках гусеничных лент устанавливаются специальные резиновые подушки — асфальтоходы. На венцах ведущих колес установлены ободы для предохранения от соскакивания гусеничных лент при вождении в песках, Несмотря на увеличившийся вес гусеничных лент и ведущих колес, показатели подвижности машины не снизились. Так, например, во время подготовки к параду в Абу-Даби в 1996 году мне пришлось обгонять движущуюся колонну БМП-3 на территории военного городка имени Шейха Зайда на своем «Nissan Maxima». Поравнявшись с одной из двигавшихся БМП-3, я взглянул на спидометр — он показывал 80 км/ч!

        При отправке БМП-3 в ОАЭ машины не комплектуются средствами связи, т.к. в ОАЭ на БМП-3 устанавливаются французские радиостанции и переговорные устройства фирмы «Thompson». В связи с этим в ОАЭ наши БМП-3 комплектуются и танковыми шлемами французского производства.

        Анализ опыта эксплуатации БМП-3 в ОАЭ лишний раз подтверждает то, что подавляющее большинство причин выхода из строя техники в незнании ее теми, кто эту технику эксплуатирует. Бывали, правда, и случаи, связанные с недоработками самой техники, но это и естественно — машина-то принципиально новая, и сразу в конструкции всего предусмотреть невозможно. Через это проходят все новые машины.

        В первое время эксплуатации БМП-3 основной причиной выхода из строя машин было разрушение двигателя УТД-29 вследствие масляного или водяного гидравлического удара. Причина самого гидроудара крылась в грубейшем нарушении правил запуска двигателя или мойки машины: либо механик-водитель перекачает перед запуском масло закачивающим насосом масло в картер двигателя, либо при мойке машины экипаж случайно нальет воды из шланга в воздухоочиститель, откуда она попадала во впускной коллектор и далее в цилиндры двигателя.

        Немало неприятностей доставляли нашим специалистам дюритные соединения в силовой установке машины, через которые время от времени подтекало масло или охлаждающая жидкость. Проблему решили, заменив крепления дюритов дюритной лентой на затяжные хомуты английского производства. Подобные хомуты сейчас появились в продаже и в России практически во всех магазинах, торгующих автозапчастями. Работы по замене дюритных лент на хомуты производились в подразделениях силами наших специалистов или местных экипажей под руководством наших специалистов.

        Доставила нам хлопот и полированная поверхность гидротормоза 100-мм орудия 2А70. Дело в том, что по конструкции эта поверхность прикрывается кожухом с промасленной войлочной набивкой внутри. В условиях суточных перепадов температур в Аравийской пустыне под войлочной набивкой конденсируется влага, которая образует коррозию на полированной поверхности. Образование коррозии на полированной поверхности орудия 2А70 опасно тем, что при стрельбе из него образовавшимися раковинами рвутся уплотнительные кольца гидротормоза. В результате этого происходит утечка жидкости из гидротормоза, что, в свою очередь, могло привести к обрыву цапф крепления блока оружия БМП при очередном выстреле.

        Подобный случай однажды произошел в одном из батальонов армии ОАЭ во время учений с боевой стрельбой. Слава Богу (и Аллаху тоже), никто не пострадал. Правда, причина утечки жидкости из гидротормоза крылась в другом — в халатности экипажа БМП при подготовке комплекса вооружения к стрельбе. После проверки уровня жидкости в гидротормозе не была зафиксирована пробка отверстия для заправки жидкости в гидротормоз. Во время стрельбы эта пробка вылетела (ее потом нашли на грунте), а за ней и жидкость, обеспечивающая эффективное торможение отката и наката орудия. При очередном выстреле почти вся энергия отката орудия была направлена на цапфы крепления орудия, и они не выдержали.

        Проблему предотвращения коррозии на полированных поверхностях орудия решили очень просто и быстро. Один из наших военных специалистов полковник Шморгунов А.А. предложил выбросить войлочную набивку из-под кожуха, а саму полированную поверхность смазывать смазкой. Попробовали на одной машине. Действительно оказалось лучше. Представители тульского КБП сначала сопротивлялись этому новшеству, потом приехали к нам в Бронетанковую школу, где мы им показали результаты, убедили в правильности принятого нами решения. А с 1997 года на всех орудиях 2А70 БМП-3, поступающих в ОАЭ из России, не только не было войлочной набивки, но и в самом кожухе были просверлены несколько рядов отверстий, обеспечивающих циркуляцию воздуха под кожухом. На машинах, уже поступивших в ОАЭ, отверстия в кожухе делались в подразделениях силами российских специалистов.

        В ходе эксплуатации машины имели место и отказы механизма заряжания (МЗ) 100-мм орудия 2А70. Причина этих отказов крылась в основном в нарушении регулировочных параметров МЗ (а ведь их периодически надо проверять и поддерживать в заданных пределах) и в недостаточном напряжении бортовой сети при длительной работе от аккумуляторных батарей без запуска двигателя. По этой же причине частенько бывали случаи отказа и стабилизатора вооружения.

        Правда, была еще одна причина отказа МЗ — разрушение крышки редуктора механизма поворота конвейера (МПК). Дело в том, что эта крышка отлита из силуминового сплава, и в ходе интенсивной эксплуатации МЗ, какая велась в Бронетанковой школе ОАЭ, эти крышки разрушались, в результате чего заклинивал конвейер МЗ.

        Осмотрев цеха мастерских Технического управления армии ОАЭ, оборудованию которых могут позавидовать даже на самом «Курганмашзаводе», я договорился с руководством Бронетанковой школы заказать изготовление нескольких таких крышек в местных мастерских. Причем изготавливали эти детали не из силуминового сплава, а из латуни. После установки таких крышек на редукторы МПК проблем с ними больше не было.

        Специалисты, работающие с техникой, знают, что при ее отказах — самое главное найти причину неисправности и по возможности устранить предпосылки ее возникновения. Часто поиски причины неисправности могут занять до нескольких дней, а устранение неисправности при этом занимает всего несколько минут. Подобная ситуация произошла однажды в моей практике в ОАЭ на одной из очередных стрельб из БМП-3.

        Во время этих учебных стрельб на одной из машин при пусках управляемых ракет они уходили вверх на самоликвидацию, а в цель почему-то не летели.

        Перед стрельбой вся техника мною лично была проверена и подготовлена, все работало. Проверяю все заново: стабилизатор вооружения работает, сигнал готовности аппаратуры управления ракетой проходит, в общем, все в порядке. Стрельба из автоматической 30-мм пушки 2А72 и осколочно-фугасными снарядами из орудия 2А70 проходит в штатном режиме. Но во время пуска ракеты почему-то не было ее управления. Ракета летела в аварийном режиме и через несколько секунд полета уходила резко вверх и там самоликвидировалась. Несколько ракет, таким образом, было выпущено в «белый свет», а за каждую уплачено примерно по 15000$. Я дал команду прекратить стрельбу из этой машины управляемыми ракетами, а БМП-3 загрузить на трейлер и отправить в Бронетанковую школу, где и стал с ней разбираться.

        Сначала мне казалось, что причина неисправности кроется в неисправности прицела 1К13-2 — отсутствовало поле управления ракетой. Пригласил специалистов минского объединения «Пеленг — БелОМО», которое производит эти прицелы. Ребята приехали, все проверили и говорят, что по их части все нормально, все работает, поле управления есть…

        Причину мы нашли, правда, только на третий день. Оказалось, что всего-то ослабли болты крепления кронштейна к электромагниту ЭМ-46 муфты редуктора привода горизонтального наведения. Эти болты расположены под кронштейном, и их не видно снаружи, чтобы к ним добраться, надо снять электромагнит вместе с кронштейном. Болты самопроизвольно отвернулись на несколько оборотов. В момент выстрела электромагнит подпрыгивал, размыкались контакты и срабатывала блокировка стабилизатора вооружения. При стрельбе обычным осколочно-фугасным снарядом кратковременное включение блокировки стабилизатора вооружения после выстрела роли не играла — снаряд-то уже на траектории. А вот при стрельбе управляемой ракетой при включении блокировки стабилизатора выключается поле управления ракетой, после чего ракета 3-4 секунды идет в неуправляемом режиме, а затем уходит вверх на самоликвидацию. После выстрела электромагнит садился на свое место, и блокировка выключалась, все системы снова работали в штатном режиме, вот почему и было трудно найти причину неисправности. Устранение же этой неисправности заняло всего 3-4 минуты.

        В последующем аналогичная неисправность обнаруживалась еще несколько раз, но уже до стрельбы и на других машинах. Видимо на заводе при сборке этого узла не были затянуты до конца болты крепления электромагнита. Я обратился к руководителю группы гарантийного обслуживания от «Курганмашзавода» В. Б. Устину и проинформировал его об этой повторяющейся неисправности. Владимир Борисович пообещал разобраться и дать соответствующую информацию на завод. Сразу скажу, что все возникающие проблемы и вопросы мы с Владимиром Борисовичем решали по деловому, без лишнего шума и всегда шли друг другу навстречу. Хотя были среди наших военных специалистов и такие руководители, которые постоянно спорили, кто больше сделал, и пытались поделить с группой гарантийного обслуживания «зону ответственности» за выполняемые работы на БМП-3. Делалось все это, как правило, на повышенных тонах, и ничего, кроме вреда, такое выяснение отношений не приносило.

        Несколько слов об аккумуляторных батареях (АКБ), которые устанавливались в БМП-3. На машинах, поставляемых с завода-изготовителя, устанавливались АКБ российского производства марки 12-СТ85Р. Эти батареи исправно служили приблизительно 5 лет. По истечении их срока службы по решению Главного технического управления армии ОАЭ на БМП-3 устанавливались по 4 АКБ (вместо двух 12-СТ85Р) производства Германии, Испании, Франции или, чаще всего,

        США емкостью по 170 Ач каждая. Точно такие же батареи устанавливались в танки «Леклерк». С точки зрения физики никакой крамолы нет, даже получается общая емкость в два раза выше при подключении батарей с напряжением на выходе 24 вольта. Так вот эти АКБ, даже таких фирм, как Bosch и Varta, работали в условиях ОАЭ в самом лучшем случае не более года. На танках «Леклерк» французские специалисты меняли АКБ вообще раз в полгода, иначе эти напичканные электроникой суперсовременные танки превращались в тонны бесполезного железа, но это уже тема отдельного разговора. Вообще в этой командировке мне на собственном опыте пришлось познать, что такое «американское качество», превозносимое нашей отечественной рекламой. Со всем, с чем мне пришлось столкнуться, где имелась фирменная надпись «Made in USA», будь то аккумуляторные батареи, автомобили (да, да!), воздушные пассажирские лайнеры, — все это уступает по надежности нашим российским аналогам. О военной технике я уже и не говорю — здесь Россия «впереди планеты всей».

        В одном из батальонов армии ОАЭ, дислоцировавшихся в эмирате Фуджейра, произошел с нашими аккумуляторными батареями вообще уникальный случай. В этом батальоне после пяти лет эксплуатации «родные» АКБ БМП-3 были заменены на американские. Отслужившие свой срок батареи российского производства были свалены в кучу в углу парка боевых машин. Через полгода батальон должен был выходить на боевое дежурство. Когда же экипажи попытались завести машины, то ни одна из машин не завелась даже от воздушной системы — не хватало мощности АКБ, чтобы создать давление в системе смазки и включить электроклапан системы воздушного запуска. Грозил крупный скандал, который вовсе не входил в планы командира батальона.

        Тогда нашими военными специалистами во главе с подполковником П. Замковым вместе с экипажами БМП-3 были извлечены из-под слоя пыли и песка снятые полгода назад АКБ 12-СТ85Р. Их очистили, долили дистиллированной воды, установили на БМП и запустили двигатели БМП от системы воздушного запуска. При выдвижении к месту погрузки батальона на трейлеры АКБ подзарядились и еще полгода исправно служили в месте несения батальоном боевого дежурства. Вот так нашим АКБ пришлось отрабатывать за их американских «коллег».

        В ходе эксплуатации БМП-3 в условиях высоких температур и влажности был выявлен ряд незначительных недостатков машины, которые практически сразу же устранялись. На машине дорабатывались отдельные системы и узлы. Так на БМП-3, эксплуатируемых в армии ОАЭ, появился дополнительный вентилятор обдува радиаторов, была изменена начинка влагомаслоотделителя воздушной системы, усовершенствована система выброса пыли из воздухоочистителя, усовершенствован блок управления стабилизатора вооружения, а также были проведены и другие доработки. Доработки внедрялись силами специалистов и конструкторов группы гарантийного обслуживания «Курганмашзавода» и умельцами из числа военных специалистов. Так, например, подполковником Сергеем Хариным была разработана и испытана система речевого подсказа, которая информирует механика-водителя об ошибочных действиях и подсказывает, какие необходимо сделать операции для исправления той или иной ситуации.

        Бывшим заместителем генерального директора «Курганмашзавода» В.М. Аксентьевым была разработана насадка для улучшения кучности боя из 30-мм автоматической пушки 2А72 при стрельбе очередями. В последующем мне пришлось участвовать в испытаниях этой насадки, после чего все автоматические пушки 2А72, установленные на БМП-3 в армии ОАЭ, были оборудованы такими устройствами. Кроме того, Владимир Михайлович занимался разработкой механизма заряжания выстрелов с управляемой ракетой для БМП-3. Был изготовлен опытный экземпляр, однако имевшие место недостатки этого механизма не позволили внедрить его.

        В настоящее время все БМП-3 армии ОАЭ переоснащаются новыми прицелами наводчика «СОЖ» вместо прицелов 1 К13-2, разработанных в минском производственном объединении «Пеленг-БелОМО» под руководством В.И. Покрышкина. Испытания нового прицела в условиях пустыни и высоких температур, кроме участвовавших в них представителей завода и армии ОАЭ, легли и на мои плечи.

        Проводились испытания в два этапа на одном из полигонов в северной части ОАЭ. Северная часть ОАЭ не очень отличается разбросом температур воздуха от южных эмиратов, как в России северные районы от районов южных. Первый этап проходил в марте месяце, когда за броню БМП еще можно взяться голой рукой, а второй этап в июле месяце, когда приходилось работать в перчатках, чтобы не получить ожоги. От армии ОАЭ в испытаниях принимали участие старший лейтенант Якуб Аль Ансари и сержант-инструктор Сайд Аль Абейд — оба из Бронетанковой школы. Хочется отметить, что эти два представителя Бронетанковой школы являются одними из высокоподготовленных специалистов по БМП-3 не только в своей школе, но не ошибусь, если скажу, что и в сухопутных войсках армии ОАЭ. Есть чему поучиться у этих парней и некоторым нашим специалистам. Кроме того, оба они и Якуб и Сайд очень добродушные люди и приятные собеседники, с которыми все мое пребывание в ОАЭ я поддерживал теплые дружеские отношения.

        Прицел «СОЖ», как и прицел 1К13-2, устанавливался в согласовании с тепловизионным прицелом «Namut». Уже первые испытания показали значительное преимущество прицела «СОЖ» перед прицелом 1К13-2 и по эффективности огня, и по удобству работы с ним, и по надежности. Так, например, много беспокойства доставлял нам приемопередатчик лазерного дальномера КДТ-2, установленный над 100-мм орудием 2А70. Не совсем удачное его расположение приводило к частому нарушению согласования оси излучения лазера приемопередатчика дальномера с линией визирования основного прицела наводчика. В результате этого постоянно приходилось проводить выверку дальномера и следить, чтобы кто-нибудь из обучаемых или инструкторов после этого случайно не сел или не наступил ногой на приемопередатчик, иначе вся работа насмарку. В прицеле «СОЖ» квантовый дальномер встроен в прицел, и выверка производится одним членом экипажа (а не тремя, как на прицеле 1К13-2), не выходя из машины. Кроме того, система охлаждения лазера, формирующего поле управления ракетой, позволяла производить до 10 пусков ракет подряд в условиях летних температур ОАЭ, в то время как прицел 1 К13-2 выдерживал только 5-6 пусков ракет в аналогичных условиях. После этого прицелу необходимо было дать от 30 минут до 1 часа для того, чтобы остыть.

        Единственным недостатком прицела, по мнению арабских специалистов, было отсутствие… автоматической системы сопровождения целей! Правда, главный конструктор прицела В.И. Покрышкин успокоил всех, сказав, что проблем с такой системой нет, но тогда прицел будет стоить значительно дороже.

        После успешного окончания испытаний прицела и возвращения в Абу-Даби Владимир Иванович пригласил меня на небольшой «фуршет», устроенный им по этому случаю. Там он мне подарил очень ценную видеокассету — копию видеозаписи результатов стрельбы из БМП-3 с прицелом «СОЖ» в Аравийской пустыне, которая была сделана через видеовыход тепловизионного прицела «Namut».

        До того как мне самому пришлось поэксплуатировать БМП-3, я не раз слышал самые различные отзывы об этой машине, в большинстве своем отрицательные и в основном от тех, кто «живьем» ее не видел. В течение трех лет я на собственном опыте смог оценить все недостатки и преимущества БМП-3. Мое мнение — машина замечательная, другой такой в мире нет, а значит, эта машина имеет право на существование и дальнейшее развитие. Подтверждением этих слов является контракт на закупку БМП-3 армией ОАЭ. А ведь решение на закупку этих машин правительство ОАЭ приняло после всесторонних конкурсных испытаний в этой стране российской БМП-3, американской М2А1 «Бредли» и английской FV510 «Уорриор».

        Здесь уместно привести еще один пример, характеризующий огневую мощь БМП-3. В марте 1997 года на выставке IDEX 97 (International Defense Exhibition) английская БМП FV510 «Уорриор» демонстрировалась со стрельбой на полигоне Макатра. Стрельба велась с места и с ходу по установленным в поле бронированным машинам МТ-ЛБ, привезенным из Кувейта. Вся стрельба сводилась к тому, чтобы попасть в стоящую перед МТ-ЛБ бочку с бензином, которую невооружейным глазом было не заметно. В конечном итоге экипаж БМП попадал в эту бочку, МТ-ЛБ вспыхивала, зрелище довольно эффектное.

        Месяца через два я с очередной группой курсантов (было всего 6 курсантов) и одной БМП-3 прибыл на полигон Макатра для проведения стрельб. Все цели, подготовленные для выставки IDEX 97, оставались на своих местах. Для меня было интересно осмотреть результаты стрельбы по этим целям, что я и сделал. Все 3 МТ-ЛБ, по которым стрелял экипаж «Уорриора», стояли целехонькие, слегка обгоревшие снаружи и имели в лучшем случае по 2-3 пробоины. Когда я замерил дальность до них от рубежа открытия огня, то оказалось, что до целей всего-то 750 м. Мои курсанты меньше чем на 2 км из БМП-3 никогда не стреляли.

        В этот раз я предложил одному из них отстрелять по одной из МТ-ЛБ. На каждого обучаемого выделялись два 100-мм осколочно-фугасных снаряда, пятнадцать снарядов различных типов к 30-мм автоматической пушке и один выстрел ЗУБК10-3 с управляемой ракетой. После того как курсант отстрелял свои боеприпасы из автоматической пушки тремя очередями, МТ-ЛБ стала разваливаться, а два попадания 100-мм снарядов разнесли корпус этой машины в клочья. После этой стрельбы уже было невозможно определить, что за машина использовалась в качестве цели.

        Управляемые ракеты курсанты пускают по танкам (Т-55 и Т-62, привезенным из Кувейта), установленным на дальностях от 3500 до 4000м. Как правило, все обучаемые попадали ракетой в цель. Меня же поразило другое. Когда я осматривал цели после стрельбы, то обратил внимание на то, что башня танка Т-62 пробивается ракетой 9М117 насквозь, т.е. если я смотрел во входное отверстие на лобовой части башни танка, я мог видеть через выходное отверстие то, что находится за этой башней. И это обычная ракета, даже не с тандемной боевой частью…

        Отрадно и то, что машину по достоинству оценили в других странах, таких как Кипр, Китай, Кувейт, Шри-Ланка и Южная Корея, куда она уже поступила на вооружение. Идет и дальнейшее совершенствование конструкции этой машины. В марте 1999 года на международной выставке вооружений IDEX 99 в Абу-Даби (а БМП-3 была неизменной участницей всех выставок IDEX с начала их проведения в 1993 году) «Курганмашзавод» представил новую версию БМП-3. Некоторые зарубежные специалисты сразу окрестили эту машину как БМП-4.

        Эта машина является глубокой модернизацией серийной БМП-3, но имеет значительно выше показатели огневой мощи, защищенности и подвижности. Прежде всего отмечу, что на машине установлен новый прицельный комплекс командира и наводчика «Буклет» производства минского объединения «Пеленг-БелОМО». Новый прицел имеет встроенные не только лазерный (как на прицеле «СОЖ»), но и тепловизионный каналы. Вместо аналогового баллистического вычислителя установлен цифровой. Комплекс вооружения имеет механизм заряжания выстрелов с управляемой ракетой ЗУБК10-3. Рабочее место командира машины оснащено независимым панорамным прицелом со стабилизацией поля зрения в двух плоскостях. Кроме того, командир машины может использовать для ведения огня из основного вооружения БМП тепловизионный канал прицела наводчика.

        Все это вместе взятое значительно увеличивает огневые возможности машины.

        Подвижность машины улучшена за счет установки в нее нового многотопливного дизельного двигателя УТД-32, развивающего мощность 660 л.с. Кроме того, изменена и система охлаждения двигателя, обеспечивающая его безотказную работу в условиях высоких температур.

        Впервые в мире на боевой машине пехоты применена система активной защиты. Система активной защиты «Арена» способна в автоматическом режиме уничтожать любые боеприпасы, подлетающие к БМП со скоростью до 1000 м/с и с любого направления.

        Впервые в отечественной практике строительства БМП на боевую машину пехоты установлен кондиционер (если не считать выставочный образец БМП-3, привезенный в ОАЭ в 1993 году, а позже проданный армии этой страны). При этом кондиционер установлен не для охлаждения аппаратуры, как это сделано на французском танке «Леклерк-Тропик», а для охлаждения воздуха в обитаемых отделениях, что повышает боеспособность экипажа в условиях высоких температур. На этой машине также установлена и автоматическая система речевого подсказа «Лариса».

        На последней выставке вооружений в г. Омске была представлена БМП-3, оснащенная динамической защитой. Комплект динамической защиты позволяет повысить живучесть машины в условиях массового применения противником легкого противотанкового оружия, такого как: ручные противотанковые гранатометы и реактивные противотанковые гранаты.

        Высокие тактико-технические показатели БМП-3 привлекают к себе внимание многих иностранных компаний, работающих в военной отрасли. Так, например, в начале 1993 г. французская компания «Matra Defence» предложила установить на шасси БМП-3 комплект баш-ни SANTAL с шестью (по три с каждой стороны) зенитными ракетами «Mistral», постоянно готовыми к пуску.

        Компания GLS, филиал «Krauss-Maffei» (Германия), предложила оснастить шасси боевой машины пехоты БМП-3 башней «Wildcat», вооруженной двумя 30-мм пушками с оптической системой слежения FLIR и лазерным дальномером. На крыше башни устанавливается двухкоординатная РЛС обнаружения «Siemens».

        Башня «Wildcat» модульной конструкции, поэтому предлагается возможность установки на нее других комплектов вооружения и приборов. Конструкция может включать, например, одну 30-мм пушку и пусковую установку из четырех зенитных ракет российского производства или двух 30-мм пушек и пусковую установку из двух зенитных ракет российского производства. Могут быть также установлены и другие типы зенитных ракет, например, ракеты Matra Mistral.

        Дополнительно, по выбору заказчика, может быть установлена шведская трехкоординатная РЛС обнаружения фирмы «Ericsson» HARD 3D, которая уже находится в серийном производстве для шведского ЗРК «Bofors» RBS 90.

        На выставке IDEX 99 две французские компании «SNPE» и «GIAT industries» предлагали свой вариант оснащения БМП-3 динамической защитой. Перечисленные проекты рассчитаны в первую очередь на страны Ближнего и Дальнего Востока, которые уже имеют на вооружении своих армий БМП-3.

        В заключение необходимо отметить, что БМП-3 завоевала уважение у эмиратских танкистов. Это уважение она смогла завоевать благодаря высоким техническим и боевым показателям, ремонтопригодности и надежности.

        В подтверждение этого приведу такой пример из моей «эмиратской» практики. Как-то раз на территории цикла вождения Бронетанковой школы армии ОАЭ вижу сидящего и плачущего водителя-инструктора по имени Ахмед. Я подошел к нему вместе с моим переводчиком и спрашиваю его: «Ахмед, что случилось?». А он мне и отвечает: «Горе у меня. Меня переводят с инструкторов БМП-3 инструктором «Леклерка». Причиной такого расстройства являются частые поломки «Леклерков», которые невозможно устранить в условиях подразделения. За эти поломки инструкторам достается от их начальников.

        Так, например, для того чтобы заменить щетки генератора танка «Леклерк Тропик», необходимо было вынуть из танка весь силовой блок. Затем этот блок был доставлен в специальную мастерскую, где был разобран, для того чтобы добраться до генератора. После замены щеток все операции выполнялись в обратной последовательности. На все это ушло больше недели, хотя силовой блок из танка вынимается всего за 15 минут.

        На БМП-3 картина несколько иная. Если что и ломается, то, как правило, все устраняется в подразделениях, а значит, и начальники не ругают инструкторов.

        Хотелось бы добавить, что репутацию БМП-3 как надежной и неприхотливой машины помогли завоевать и наши специалисты, из группы гарантийного обслуживания под руководством В. Б. Устина, а также и военные специалисты, такие как: В.Горбачев, В.Гудин, В.Ефстафьев, А.Степанов, С.Харин, В.Шулепов (руководитель группы), Н.Педенко, В.Мущинский и многие другие. Помогали им преодолевать языковой барьер, налаживать контакты с местными военными, а порой и сами с инструментами в руках, помогая работой на технике военным специалистам, замечательные пере-водчики, такие как: Н.Алексейчук, М.Дудаев, К.Исачен-ко, Ю.Новоселов и А.Титаренко. Я думаю, что коллективы конструкторов и рабочих «Курганмашзавода», создавших БМП-3, имеют право знать о тех, кто своим трудом помогал и помогает снискать мировую известность этой уникальной машине БМП-3 — боевой машине пехоты начала третьего тысячелетия.

Сравнительные характеристики боевых машин пехоты, состоящих на вооружении государств

Библиография:

Танкомастер № 1 за 2001 год

Энциклопедия танков.
2010.

.

Page: 1 2 3 4 5

admin

Share
Published by
admin

Recent Posts

Знакомство с лучшими японскими SUV-внедорожниками

Японские SUV внедорожники заслужили блестящую репутацию во всем мире благодаря сочетанию производительности, инноваций и надежности.…

4 недели ago

Как арендовать авто в Дубае

Почему в Дубае выгоднее арендовать автомобиль Дубай можно назвать городом автомобилей. По крайне мере на…

2 месяца ago

Адрес автоэлектрика в Уфе

Услуги автоэлектрика сейчас пользуются большим спросом. Если вас интересует адрес автоэлектрика в Уфе, то можете…

4 месяца ago

Выкуп автомобилей в любом состоянии

Независимо от того, работает ли ваш автомобиль без сбоев, нуждается ли в ремонте или даже…

4 месяца ago

Самые востребованные запчасти для Лада Ларгус

Лада Ларгус, универсальный и надежный автомобиль, завоевал популярность среди водителей благодаря своей долговечности и доступности…

5 месяцев ago

Профессиональное обслуживание авто Land Rover

Осуществление качественного обслуживания в отношении гарантийных транспортных средств типа Land Rover на регулярной основе осуществляет…

5 месяцев ago

This website uses cookies.