Что такое Основной боевой танк «Леклерк»?
Основной боевой танк «Леклерк»
Основной боевой танк «Леклерк»
Французская военная промышленность послевоенного времени характеризуется неравномерным уровнем развития своих отраслей. Создание ряда успешных и действительно выдающихся конструкций (штурмовая винтовка FAMAS, истребители серии «Мираж», бронеавтомобили Panhard EBR, VBL, VAB, AMX-10RC, VBCI и др.) компенсируется отставанием по части других видов вооружения. До недавнего времени к ним относились и танки.
В 50-е гг. танкостроение Франции находилось в активном поиске. Разгром французской армии в начале Второй Мировой войны и эффективность немецких танковых войск в течение всего ее времени определили главный «источник вдохновения» для военных конструкторов того времени: в ранних разработках фирм GIAT и «Лоррейн» (таких, как «Лоррейн-40Т», АМХ-50, САУ «Фош») без труда усматривается германское влияние. Перечисленные машины остались в единичных образцах, в отличие от легкого танка АМХ-13 — первой послевоенной (за исключением ARL-44, фактически довоенного проекта) гусеничной боевой машины, выпускавшейся серийно.
На рубеже 50-х — 60-х гг. появился первый ОБТ Франции 2-го поколения — АМХ-30. Первоначально его разработка велась совместно с Германией, в рамках концепции «основного танка НАТО», но в итоге каждое из государств приняло на вооружение собственный ОБТ. АМХ-30 во многих отношениях был схож с немецким «Леопардом» — высокая подвижность достигалась за счет довольно слабой (до 80 мм по нормали) брони. Хорошее вооружение — 105-мм CN-105-F1 и 20-мм автоматическая пушка — уравновешивалось отсутствием стабилизатора, что не лучшим образом сказывалось на боеспособности. Несмотря на крупные недостатки, танк приобрели армии 9 государств.
Но создание танка нового конструкционного уровня задерживалось. В то время, когда в СССР приступили к выпуску Т-64 и Т-72, а в ФРГ — «Леопарда-2», французские заводы продолжали поставлять в войска АМХ-30, моральное устаревание которых становилось очевидным. Однако государственного заказа все не было, и потому предприятие GIAT по собственной инициативе взялось за проектирование новых ОБТ для внешнего рынка.
Первый танк промежуточного поколения — АМХ-32 — оказался довольно неудачным из-за ограничения по массе, не позволявшего защитить и вооружить машину по требованиям времени. Многие конструкторские наработки по этому проекту были востребованы для следующего ОБТ — АМХ-40. Новая машина отличалась удовлетворительной подвижностью и мощным вооружением в виде 120-мм ГСП. Впрочем, башня имела несколько архаичную конструкцию, и ее защищенность заметно уступала «Леопарду-2» или «Абрамсу». В целом, АМХ-40 слегка не дотягивал до стандартов 3-го поколения, и, несмотря на активную рекламу, заказов на него не последовало.
Все же, полноценный основной боевой танк разрабатывался с 1978 г. совместно с ФРГ. В 1982 г. сотрудничество оборвалось из-за концептуальных расхождений (немецкие специалисты видели новый ОБТ тяжелобронированным, со средней подвижностью и массой свыше 60 т, в то время как французские — относительно компактным и высокоскоростным), однако во Франции работы не прекратились. Проект АМХ-48 (цифра «48» обозначает первоначальную массу в тоннах) унаследовал базовое устройство у АМХ-40, хотя планировалось достижение нового уровня конструкции. В качестве обязательных условий отмечались наличие механизма заряжания, экипаж из 3 человек, модульная схема бронирования и широкое использование современной электроники.
Основные узлы и агрегаты проходили испытания и доработку в течение 1982-1986 гг., тогда же определились с типом подвески и СУО. Шесть прототипов вышли на пробег в конце 1986 г. От серийных «Леклерков» они отличались весьма существенно: так, башня напоминала «Леопард-2» своими отвесными бронеплитами, нижняя лобовая деталь корпуса состояла из монолитного листа. После переконструирования башни, установки дополнительных подсистем и внесения других усовершенствований новый танк в общем отвечал требованиям французских войск. Производство опытной партии началось в 1989 г., в действующую армию танки поступили в 1991 г. По результатам испытаний, завершенных к 1993 г., «Леклерк» был принят на вооружение.
По планам, составленным еще до окончания «холодной войны», заказ мог составить до 1400 танков. Но в связи с изменением внешнеполитической обстановки, а также с непомерно высокой ценой «Леклерка», правительство урезало его до 800, а затем и до 406 машин. В 1993 г. GIAT заключил договор с ОАЭ на экспорт 390 модифицированных «Леклерков» и 46 БРЭМ на его базе. Производство для ОАЭ завершено в 1999 г.
«Леклерк» выполнен по традиционной компоновочной схеме, с передним расположением отделения управления и задним — моторно-трасмиссионного отсека. Боевая масса по сравнению с другими западными ОБТ невелика — всего 55 т. При этом многие компоновочные решения, касающиеся размещения как экипажа, так и внутренних систем машины, в западном танкостроении применены впервые. В частности, члены экипажа практически изолированы друг от друга; отсутствует заряжающий, благодаря автомату заряжания в башенной нише; нетипичен способ установки орудия.
Основное вооружение «Леклерка» — гладкоствольное 120-мм орудие CN-120-26 с общей длиной 7,1 м и длиной ствола в 52 калибра, стабилизированное в двух плоскостях. Ствол и казенная часть объединены в защищенный броней блок, встроенный посередине башни и разделяющий боевое отделение пополам. Демонтаж пушки возможен без снятия башни. Начальная скорость бронебойного снаряда при ведении огня исключительно высока — до 1750 м/с, осколочно-фугасный снаряд покидает ствол на скорости 1100 м/с. По набору боеприпасов CN-120 соответствует стандарту STANAG-4385. Орудие выглядит не совсем обычно для нынешних времен из-за отсутствия эжектора — продувка ствола производится сжатым воздухом. У дульного среза установлен датчик скорости снаряда. Пушка «Леклерка» считается наиболее мощной среди вооружения танков 3-го поколения, превосходящую германскую Rh-120/L44 вместе с ее американской разновидностью М256 и советскую 2А46М (возможно, за исключением швейцарского орудия 120CTG). Впрочем, с ее высокими характеристиками связан и ряд недостатков: сложность в производстве и дороговизна, относительно небольшой ресурс ствола (около 400 выстрелов). Благодаря широкой амбразуре башни в будущем возможно оснащение «Леклерков» и 140-мм артиллерийской системой.
«Леклерк» — первый ОБТ Запада, оборудованный механизмом заряжания. Для снижения опасности детонации боекомплекта, приводящего к гибели экипажа и разрушению танка, АЗ установлен в башенной нише и отделен от обитаемого объема броневой заслонкой; в крыше башни обустроены 3 вышибные панели для снижения давления в нише башни в случае возгорания БК. В механизированной укладке снаряды расположены горизонтально, вдоль оси танка. АЗ содержит 22 снаряда и способен распознавать до 6 типов боеприпасов. После его выбора конвейер укладки разворачивается, орудие автоматически снижается до угла заряжания, и выстрел подается на досылатель и входит в казенник. Теоретически, цикл «заряжание-выстрел» проходит за 4 с, но практическая скорострельность — не 15, а 10-12 выстрелов в минуту. Автоматизированная боеукладка может пополняться как снаружи танка через квадратный лючок в задней стенке, так и изнутри, из дополнительного боекомплекта, находящегося справа от механика-водителя и насчитывающего 18 унитарных выстрелов. Естественно, что после израсходования механизированного БК скорострельность падает в разы.
При создании «Леклерка» французские конструкторы отказались от вооружения танка спаренной автоматической пушкой ради экономии внутреннего объема, а также из-за недостаточного боекомплекта. Все же, в качестве СП используется крупнокалиберный 12,7-мм «Браунинг» с 800 патронами боезапаса. У командирского люка установлен зенитный пулемет «Mod. 52», управляемый дистанционно. На экспортных машинах пулемет заключен в пластиковую оболочку; некоторые «Леклерки» вооружались двумя ЗП.
Корпус танка в общих чертах повторяет АМХ-40. Верхний лобовой лист сильно наклонен, нижняя деталь составлена из двух плит. Многослойные броневые преграды соединены сваркой. По утверждениям производителей, они обеспечивают полную защиту от БС калибром до 105 мм включительно и могут выдержать неоднократные попадания 120-125-мм снарядов, однако большинство сторонних экспертов (в т. ч. П. Лаковски) считают защиту корпуса невысокой — до 500 мм эквивалента от БПС у верхней лобовой детали; НЛД, вероятно, много слабее — порядка 80-100 мм. Борта вертикальные, защищают от огня малокалиберных пушек. Подвеску прикрывают тонкие стальные ПКЭ, в передней части — металлические короба дифференцированного бронирования. На «Леклерках» второй серии RT2 (и более поздних) броню корпуса усилили в передней части дополнительными элементами и по бортам — тонкими пластинами на болтовом креплении.
Башня сварная, с низким профилем, по ширине почти соответствующая корпусу. Лобовая и частично бортовая броня представляет из себя пассивные многослойные плиты-модули, подверженные замене (что немаловажно в боевых условиях и при модернизации), что обусловило нестандартный, футуристический вид башни. Стойкость брони известна лишь приблизительно: защищенность фронтальной проекции от БС может составлять от 650 до 700 мм (в зависимости от типа сердечника), от КС — до 1200 мм. Приведенные цифры — данные российских специалистов; вышеупомянутый Лаковски определил толщину лобовой брони башни в пересчете на катаную сталь в 900/1700 мм от БПС/КС. В то же время, по заявлениям инженеров GIAT, лоб башни способен выдерживать попадания 120-мм БПС М829А2 (урановый моноблок; б/п — 720-750 мм/2 км, более 800 мм в упор), правда, при этом не указывается расстояние. Вполне вероятно, что истинное значение находится между российской и американской оценками и близко к официальной. Устройство бронемодулей достоверно неизвестно: если бортовые блоки, судя по всему, являются обычной разнесенной сталью, передние могут представлять из себя прослоенный металлом полимерный массив или бронепреграды с отражающими листами. Что же касается состава спецбронирования во фронтальных зонах самой башни, то не следует исключать наличие в них обедненного урана. Крыша башни бронирована сильно — с учетом появления боеприпасов, поражающих танк сверху. На танке нет командирской башенки, однако командир, как и наводчик, могут для обзора воспользоваться призматическими приборами наблюдения в люках. Позднесерийные и экспортные «Леклерки» отличимы по массивному контейнеру кондиционера на крыше башни позади люка командира.
Создатели танка предпочли широко распространенным дымовым гранатометам многофункциональную установку «Галикс 13». Она включает в себя два блока по 9 80-мм гранат, из которых четыре — дымовые, две — инфракрасные ловушки для постановки помех ПТУРам с наведением по лазерному лучу (время действия — примерно 10 с), три — осколочно-фугасные для стрельбы по пехоте.
Гусеничный движитель и ходовая часть подобны АМХ-40, за исключением типа подвески. 6 опорных катков (сдвоенных, с наружной амортизацией, небольшого диаметра) имеют гидропневматическую подвеску с нерегулируемым клиренсом. Это решение, пока не очень распространенное в мировой практике, обусловлено необходимостью экономии массы и повышения плавности хода из-за сложной электроники танка, чувствительной к сильной вибрации. Гусеницы — стандартного в НАТО типа, с двойными резинометаллическими шарнирами, асфальтоходными башмаками и обрезиненной внутренней поверхностью.
Силовая установка «Леклерка» — 1500-сильный восьмицилиндровый дизель V-8X-1500, наиболее компактный и мощный из всех современных дизельных двигателей (за вычетом МВ 883). При массе около 1600 кг и рабочем объеме цилиндров 16,5 л удельная мощность его в 2 раза выше, чем у германского МВ 873, при этом по габаритам он в три раза меньше. Столь высокие показатели достигнуты благодаря системе наддува «Гипербар», состоящего из турбокомпрессора и камеры дожигания (устроенной по принципу ГТД) и создающего повышенное давление наддува с целью увеличения мощности. «Гипербар» может использоваться как вспомогательный двигатель в случае отказа основного.
Автоматическая трасмиссия с одноступенчатой гидромеханической передачей ESM 500 имеет 5 передних и 2 задних скорости. Коробка передач управляется процессором двигателя, но предусмотрено и ручное переключение скоростей. Механизм поворота — дифференциального типа с суммирующими планетарными рядами, механические дисковые тормоза сухого трения размещены в бортовых редукторах. Трансмиссия объединена с двигателем и подвержена быстрому демонтажу в полевых условиях.
Двигатель отличается весьма высоким расходом топлива, поэтому его запас во внутренних баках (в МТО) увеличен до 1300 л; по 200 л горючего содержат внешние резервуары на корме танка (по типу советских ОБТ), подключенные к топливопроводной системе. «Леклерк» по своей подвижности опережает даже Т-80У: на асфальтовом покрытии его максимальная скорость приближается к 72 км/ч.
Главная особенность танка, приведшая к его определению некоторыми специалистами как «ОБТ 4-го поколения» — принципиально новый уровень компьютеризации и информационной интеграции. Все электронные системы «Леклерка» — СУО, ЭВМ, управляющая основными агрегатами и силовой установкой, средства связи — составляют единую танковую информационно-управляющую систему (ТИУС). Комплекс управления огнем включает в себя прицел наводчика марки HL60 с переключаемым 3,3- и 10-кратным оптическим увеличением, встроенными пассивными ПНВ с 10-кратным увеличением и лазерным дальномером; полноповоротный командирский прибор наблюдения с переменной панкратикой, позволяющий командиру дублировать наводчика; блок выверки линии прицеливания и кривизны ствола (в контейнере над орудием); баллистический вычислитель; атмосферные датчики. Информация выводится экипажу на многофункциональные мониторы; важнейшие функции СУО встроены и в основную бортовую ЭВМ. Электроника контролирует работу двигателя, трансмиссии, вооружения, ППО и других узлов, фиксируя неполадки и выдавая оповещения экипажу. Две радиостанции, система спутниковой навигации и ЭВМ оптимальным образом включает танк в боевую обстановку, предоставляя широчайшие возможности связи и координации, а высокая помехозащищенность снижает воздействие средств РЭБ.
Как известно, первое время ТИУС «Леклерка» демонстрировала недостаточную надежность. Однако, начиная с серии RT4, значительную часть проблем удалось ликвидировать. В настоящее время «Леклерк» может считаться относительно надежной машиной.
До сих пор «Леклерки» не появлялись на реальном поле боя. Единственный раз они отметились в «горячей точке» в 1999 г., числясь во французских подразделениях международного контингента KFOR. На Балканы были отправлены «Леклерки» поздних серий, с дополнительным бронированием.
Продажи танков за рубеж, как уже упоминалось, оказались невелики. Если АМХ-30 все еще состоит на вооружении целого ряда государств, то «Леклерк» экспортировался лишь в Объединенные Арабские Эмираты. Причина единственная: огромная цена. Стоимость одного «Леклерка» превышает 10 млн долларов, что является абсолютным рекордом в танкостроении и сопоставимо с ценой некоторых ударных вертолетов. По некоторым данным, до 60% стоимости приходится на ТИУС. Для сравнения приведем данные по расценкам на аналоги французского ОБТ: каждый «Тип 90» стоил японскому оборонному ведомству 8-9 млн долларов, американский М1А2 SEP и израильская «Меркава-4» оцениваются в 6-7 млн долларов, «Леопард-2А6» и «Челленджер-2» — приблизительно в 4-5 млн, а Т-90С (на внутреннем рынке) — всего лишь в 1,3 млн.
На экспортной модификации «Леклерка» для ОАЭ («Тропик Леклерк») стоит остановиться поподробнее. На нем заменили двигатель (устанавливается немецкий MTU 873 в 1500 л. с., более надежный в жарком ближневосточном климате), улучшили ФВУ и кондиционер, изъяли ОПВТ. Усилена бортовая броня: стальные плиты прикрывают большую часть подвески. На борт башни навешивается дополнительная корзина.
Уже в настоящее время известны некоторые данные о программе модернизации танка. «Леклерк» нового образца, предположительно, будет модернизирован по части ТИУС и защиты. Будут усилены фальшборта и лобовая броня. Возможно, танки будут оснащаться комплектом НДЗ, подобной той, что сейчас устанавливается на АМХ-30В2.
ОБТ 4-го поколения, известный как «Леклерк-2», разрабатывается на основе базовой машины. Отличия его относительно невелики: по-прежнему основное вооружение (на этот раз 140-мм ГСП) будет размещаться в обитаемой башне увеличенных габаритов. Касательно остальных аспектов усовершенствования информации пока нет. Производство намечается на 2015-2020 гг.
Если же вернуться к ныне существующему «Леклерку», то, пожалуй, сложно отыскать другой ОБТ в мире, собравший столь же противоречивые оценки за рубежом и в России. Оставим теоретические расхождения, вызванные различием подходов к облику современного танка и не подлежащие проверке на практике, в стороне и придем к выводу: по имеющимся данным, в потенциале «Леклерк» — видимо, лучший ОБТ 3-го поколения. По вооруженности, мобильности и информационному оснащению он превосходит практически все мировые аналоги, по защите — как минимум, не уступает им. Однако подчеркиваем: в потенциале. У «Леклерка» он особенно велик благодаря изначально заложенной модульности и хорошим резервам для модернизации, не говоря уже об инновационных решениях, отличающих его конструкцию и оснастку. Но наличные сведения дают основания и для другого вывода — имеющийся потенциал реализован мало. Для отличного орудия до сих пор не создано мощных бронебойных снарядов: последний французский БПС, урановый OFL 120 F2, имеет бронепробиваемость всего в 650-700 мм/2 км. СУО «Леклерка», по результатам провального тендера в Греции, проявила себя очень посредственно (предположительно, из-за низкокачественных прицелов; соответствующие проблемы обнаружились и у «Челленджера-2» с подобными приборами). Наконец, следует отметить и не самый высокий уровень защиты для столь новой машины, что, видимо, связано с недостаточно совершенным составом брони. В итоге, оценить истинные боевые качества танка не представляется возможным. И не следует забывать о том, что разрыв в боевой эффективности между французским ОБТ и, к примеру, «Леопардом-2А6» или Т-90 вряд ли очень велик, особенно в общевойсковом бою, а по соотношению «цена-качество» «Леклерк», скорее всего, занимает последние в перечне современных ОБТ позиции.
Библиография:
Энциклопедия танков.
2010.
.
Японские SUV внедорожники заслужили блестящую репутацию во всем мире благодаря сочетанию производительности, инноваций и надежности.…
Почему в Дубае выгоднее арендовать автомобиль Дубай можно назвать городом автомобилей. По крайне мере на…
Услуги автоэлектрика сейчас пользуются большим спросом. Если вас интересует адрес автоэлектрика в Уфе, то можете…
Независимо от того, работает ли ваш автомобиль без сбоев, нуждается ли в ремонте или даже…
Лада Ларгус, универсальный и надежный автомобиль, завоевал популярность среди водителей благодаря своей долговечности и доступности…
Осуществление качественного обслуживания в отношении гарантийных транспортных средств типа Land Rover на регулярной основе осуществляет…
This website uses cookies.