Что такое Основной танк Т-72/Т-90?
Основной танк Т-72/Т-90
Основной танк Т-72/Т-90
Разработка танка началась в 1967 году, когда первый опыт эксплуатации Т-64 выявил недостаточную надежность двигателя, ходовой части и механизма заряжания.
Учитывая ограниченные возможности по производству двигателей 5ТДФ и наличие в достаточном количестве в резерве четырехтактных двигателей В-45, было принято решение установить их на Т-64. В том же году был изготовлен и испытан экспериментальный образец такого танка.
В ходе дальнейшей работы, в 1968-69 годах, были проведены сравнительные испытания танков Т-64А с двигателем В-45 и эжекционной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Харькове) и образцов с двигателем В-45, автоматом заряжания пушки на 22 выстрела и вентиляторной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Нижнем Тагиле). Последние показали более высокие результаты.
В ноябре 1969 года на эти машины стали устанавливать двигатели В-46 мощностью 573 кВт (780 л.с.) и ходовую часть новой конструкции. Изготовленному с указанными изменениями образцу был присвоен индекс «объект 172М». В 1973 году, после войсковых испытаний, он был принят на вооружение под маркой Т-72 и вскоре получил наименование «Урал».
В соответствии с техническим заданием боевые и технические характеристики Т-72 сохранены на уровне танка Т-64А. Несмотря на то, что он был тяжелее «шестьдесятчетверки» на четыре тонны, разница в массе не отразилась на характеристиках максимальной скорости, запаса хода и проходимости, так как емкость топливных баков увеличилась на 100 литров, мощность двигателя стала больше на 80 л.с., а ширина гусеницы — на 40 мм.
Танк совершенствовался в ходе серийного производства. В 1979 году на вооружение был принят модернизированный образец Т-72А, а в 1985 году — танк Т-72Б. С 1993 года выпускается танк Т-90. Ниже подробно рассмотрена конструкция модификации Т-72Б.
Компоновка
Танк имеет классическую схему общей компоновки с экипажем из трех человек и поперечным расположением двигателя. Механик-водитель находится в отделениии управления по оси танка. Несмотря на большой угол наклона верхней лобовой детали корпуса, он в боевом положении размещен сидя, так как нижняя часть кресла установлена в специальной выштамповке днища. Забронированный объем отделения управления составляет 2,0 куб. м.
В боевом отделении справа от пушки расположен командир танка, слева — наводчик. В нижней части боевого отделения установлен вращающийся транспортер автомата заряжания, форма и размеры которого позволяют членам экипажа перемещаться внутри машины из боевого отделения в отделение управления и обратно. Применение автомата заряжания позволило получить величину забронированного объема боевого отделения 5,9 куб. м. и высоту танка по крыше башни до 2226 мм.
Моторно-трансмиссионное отделение занимает объем 3,1 куб.м. Для размещения двигателя толщина листов корпуса в районе МТО уменьшена до 70 мм. По сравнению с танком Т-64А изменена конструкция кормовой части корпуса и увеличена длина МТО в связи с применением вентиляторной системы охлаждения и входного редуктора, соединяющего двигатель с бортовыми коробками передач. Общий забронированный объем танка составляет 11,0 куб.м.
Огневая мощь
Основным вооружением является специальная танковая 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М — пусковая установка. Она отличается от пушки танка Т-64БВ наличием механизма улавливания и выброса поддонов.
Конструктивные особенности 125-мм пушки 2А46М.
1 — ствол с повышенной изгибной жесткостью и уменьшенными допусками; 2 — увеличенная база направляющих люльки; 3 — симметричные тормоза с малоторможенным откатом до вылета снаряда из канала ствола; 4 — быстроразъемное соединение трубы ствола с казенником; 5 — призменные направляющие люльки; б — люфтовыбирающее устройство
Конструкция орудия позволяет производить замену трубы ствола в полевых условиях без его демонтажа из башни. В затвор введен механизм, обеспечивающий открывание клина вручную за два такта, что значительно уменьшило затрачиваемые усилия. Для улучшения точности стрельбы цилиндры двух тормозов отката закреплены симметрично относительно канала ствола в правом верхнем и левом нижнем углах казенника. Конструкция противооткатных устройств обеспечивает незаторможенный откат до вылета снаряда из канала ствола и позволяет проводить их проверку в короткие сроки.
Для выверки нулевой линии прицеливания без выхода членов экипажа из танка пушка оснащена устройством встроенного контроля выверки.
Стрельба ведется артвыстрелами раздельно-гильзового заряжания с бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и выстрелами с управляемой ракетой, которая имеет боевую кумулятивную часть. Все артвыстрелы имеют единый заряд с частично сгорающей гильзой. Поддон гильзы после выстрела при очередном заряжании пушки автоматически выбрасывается наружу через специальный люк в крыше башни.
Выстрел 3УБК14 состоит из управляемой ракеты 9М119 и метательного устройства. Он имеет такие же размеры, как обычный артвыстрел, поэтому его загрузка в кассету транспортера автомата заряжания не отличается какими-либо особенностями. Боекомплект пушки размещается во вращающемся транспортере автомата заряжания (22 выстрела) и в немеханизированных боеукладках корпуса и башни (23 выстрела).
Устройство выстрела 3УБК-14 и управляемой ракеты 9М119.
1 — гирокоординатор; 2 — рулевой привод; 3 — маршевый двигатель; 4 — боевая часть; 5 — приемник излучения; 6 — укладка выстрела в кассе-те автомата заряжания; 7 — метательное устройство 9Х949
Комплекс управляемого вооружения 9К120 обеспечивает ведение стрельбы управляемой ракетой днем с места и с коротких остановок на дальностях от 100 до 4000 метров. Он имеет помехозащищенную полуавтоматическую систему управления ракетой по лучу лазера.
В состав системы управления огнем входит прицельный комплекс 1А40-1, созданный на базе лазерного прицела-дальномера ТПД-К1 танка Т-72А. Поле зрения прицела стабилизировано в вертикальной плоскости.
Для ведения огня из танковой пушки артвыстрелом в ночных условиях и управляемой ракетой днем используется прицел-прибор наведения 1К13-49, входящий в комплекс управляемого вооружения 9 К 120. Он может работать в активном или пассивном режимах. Пушка оснащена стабилизатором вооружения 2Э42-2 с электрогидравлическим приводом вертикального и электромашинным горизонтального наведения, что уменьшило пожароопасность в танке по сравнению с электрогидравлическим приводом.
В качестве вспомогательного вооружения применяются 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ и 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ (с ручным управлением от командира танка). Боекомплект спаренного пулемета составляет 2000 патронов, зенитного пулемета — 300 патронов.
Защищенность
Броневая защита лобовой части корпуса и башни представляет собой многослойные комбинированные броневые преграды, которые обеспечивают неуязвимость от большинства типов бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов танковых (противотанковых) пушек. Высокая стойкость от кумулятивных боеприпасов достигнута установкой навесной динамической защиты.
На танке установлено 227 контейнеров, из них на корпусе — 61, на башне — 70 и на бортовых экранах — 96. С 1988 года на серийных танках Т-72Б применяется встроенная динамическая защита.
Корпус танка — сварной, его верхняя лобовая деталь наклонена под углом 68 градусов от вертикали. Башня — литая, ее лобовая часть имеет переменные углы наклона от десяти до двадцати пяти градусов. Борта корпуса защищены противокумулятивными экранами.
Танк отличается высоким уровнем противорадиационной защиты за счет применения подбоя и надбоя, системы коллективной защиты и локальной защиты членов экипажа.
Живучесть танка на поле боя повышена за счет низкого силуэта, применения ТДА и системы 902Б «Туча» для постановки дымовых завес, системы защиты от напалма и быстродействующего противопожарного оборудования 3ЭЦ13 «Иней». Танк имеет камуфлирующую окраску и оснащен оборудованием для самоокапывания и для навешивания минного трала КМТ-6.
Подвижность
На машине установлен многотопливный четырехтактный быстроходный дизельный двигатель В-84-1 жидкостного охлаждения с наддувом от приводного центробежного нагнетателя. Кроме того, используется инерционный (волновой) наддув.
Мощность двигателя составляет 618 кВт (840 л.с.). Он приспособлен к работе на дизельном топливе, реактивном топливе (Т-1, ТС-1, Т-2) и автомобильном бензине (А-66, А-72).
Пуск осуществляется с помощью электростартера, системы воздушного запуска, а также от постороннего источника тока или с буксира. Для экстренного пуска холодного двигателя зимой имеется система подогрева впускного воздуха.
Механическая планетарная трансмиссия состоит из входного редуктора, двух бортовых коробок передач и двух бортовых редукторов. Она имеет гидросервоуправление и собственную масляную систему.
В системе подрессоривания применена индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1, 2 и 6 узлах надвески каждого борта. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. Опорные катки имеют наружное обрезинивание, а поддерживающие катки — внутреннюю амортизацию. Для предохранения гусеницы от сбрасывания при поворотах танка на ведущих колесах приварены ограничительные диски.
Танк оснащен оборудованием для подводного вождения, позволяющим преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров и шириной около 1000 метров. На танке используется комплекс средств связи «Абзац», который включает У KB радиостанцию Р-173, радиоприемник Р-173П, блок антенных фильтров и ларингофонный усилитель. Радиостанция работает в диапазоне частот 30-76 МГц и имеет запоминающее устройство, позволяющее заранее подготовить десять частот связи. Она обеспечивает дальность связи не менее 20 км как на месте, так и в движении по средне-пересеченной местности.
Модификации танка Т-72
Т-72 (1973 г.) — базовый образец. Т-72К (1973 г.) — командирский танк. Т-72 (1975 г.) — экспортный вариант, отличался конструкцией броневой защиты лобовой части башни, системой ПАЗ и комплектацией боеприпасов.
Т-72А (1979 г.) — модернизация танка Т-72. Основные отличия: лазерный прицел-дальномер ТПДК-1, ночной прицел наводчика ТПН-3-49 с осветителем Л-4, сплошные бортовые противокумулятивные экраны, пушка 2А46 (вместо пушки 2А26М2), система 902Б запуска дымовых гранат, система защиты от напалма, система дорожной сигнализации, ночной прибор ТВНЕ-4Б механика-водителя, увеличенный динамический ход катков, двигатель В-46-6.
Т-72АК (1979 г.) — командирский танк.
Т-72М (1980 г.) — экспортный вариант танка Т-72А. Он отличался броневой конструкцией башни, комплектацией боеприпасов и системой коллективной защиты.
Т-72М1 (1982 г.) — модернизация танка Т-72М. Он отличался дополнительным 16-мм броневым листом на верхней лобовой детали корпуса и комбинированной броней башни с песчаными стержнями в качестве наполнителя.
Т-72АВ (1985 г.) — вариант танка Т-72А с навесной динамической защитой.
Т-72Б (1985 г.) — модернизированный вариант танка Т-72А с комплексом управляемого вооружения.
Т-72Б1 (1985 г.) — вариант танка Т-72Б без монтажа некоторых элементов комплекса управляемого вооружения.
Т-72С (1987 г.) — экспортный вариант танка Т-72Б. Первоначальное наименование — танк Т-72М1М. Основные отличия: 155 контейнеров навесной динамической защиты (вместо 227), бронирование корпуса и башни сохранено на уровне танка Т-72М1, другая комплектация боеприпасов к пушке.
Производство и поставки на экспорт
Серийное производство танка организовано на заводе в Нижнем Тагиле. С 1979 по 1985 год в производстве находился танк Т-72А. На его базе выпускался экспортный вариант Т-72М, а затем его дальнейшая модификация — танк Т-72М1. С 1985 года в производстве находился танк Т-72Б, и его экспортный вариант Т-72С.
Танки серии Т-72 экспортировались в страны бывшего Варшавского Договора, а также в Индию, Югославию, Ирак, Сирию, Ливию, Кувейт, Алжир и Финляндию.
На базе танка Т-72 были разработаны и приняты в серийное производство БРЭМ-1, танковый мостоукладчик МТУ-72, инженерная машина разграждения ИМР-2.
Боевая и техническая характеристики танка Т-72Б
Боевая масса — 44,5 т
Экипаж — 3 чел.
Высота по крыше башни — 2226 мм
Пушка — 125-мм гладкоствольная — пусковая установка
Боекомплект — 45 выстрелов
Типы боеприпасов — БПС, БКС, ОФС, управляемая ракета
Комплекс управляемого вооружения — 9К120
Управляемая ракета — 9М120 с управлением по лучу лазера
Дальность пуска УР — 100-4000 м
Вероятность попадания УР — 0,8 по цели типа танк при стрельбе с места
Дальномер — лазерный
Стабилизатор — электрогидравлический по вертикали, электромеханический по горизонтали
Баллистический вычислитель — аналоговый
Заряжание — автоматическое
Пулеметы — один 12,7-мм, один 7,62-мм
Броневая защита — комбинированная
Динамическая защита — встроенная
Дымовые гранатометы — 8 шт.
Максимальная скорость — 60 км/ч
Запас хода по шоссе — 500 км
Двигатель — двенадцатицилиндровый четырехтактный многотопливный дизель
Мощность двигателя — 618 кВт (840 л.с.)
Трансмиссия — механическая планетарная
Подвеска — торсионная
Гусеница — с РМШ
Глубина преодолеваемой водной преграды — 5м
Основной танк Т-90
Представляет собой усовершенстованный танк Т-72Б, принят на вооружение в 1993 году. Появление танка вызвано необходимостью модернизации существующих образцов с учетом опыта войны в Персидском заливе, а также переориентацией производства на российские комплектующие.
Основными отличиями от Т-72Б являются введение комплекса оптико-электронного подавления ТШУ-1 «Штора», комплекса управления огнем 1А45, заимствованного у танка Т-80У, аппаратуры дистанционного подрыва осколочно-фугасного снаряда со специальным взрывателем в заданной точке траектории полета, зенитно-пулеметной установки с дистанционным управлением (по типу установленной на Т-64А), бортовых экранов со встроенной динамической защитой.
Комплекс ТШУ-1 обеспечивает дополнительную защиту танка путем создания помех в оптическом диапазоне линиям управления ПТУР (снарядов, авиабомб, авиационных УР), имеющих оптическую обратную связь, либо с лазерным наведением (подсветкой). На башне танка установлены 12 гранатометов для постановки аэрозольных завес.
Комплекс управления огнем 1А45 позволяет наводчику и командиру вести прицельную стрельбу артиллерийскими выстрелами из пушки днем и ночью с места и в движении, управляемыми ракетами — с места. В состав комплекса входят система управления огнем 1А42, комплекс управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс», приборно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С и тепловизион-ный танковый комплекс Т01-П02Т.
Устройство встроенного контроля выверки смонтировано в головке прицела 1Г46 наводчика. Поле зрения прицела стабилизировано в двух плоскостях. Баллистический вычислитель электронный, цифровой, в нем впервые применен емкостной датчик ветра.
В боекомплект пушки введен осколочно-фугасный снаряд с электронным дистанционным взрывателем. Для подготовки взрывателя к работе в режиме дистанционного подрыва используется установщик временных интервалов.
Встроенная динамическая защита включает восемь секций на верхнем лобовом листе корпуса, семь блоков и один контейнер на лобовой части башни и двадцать контейнеров на крыше башни. Вдоль бортов корпуса устанавливается по три съемных экрана со встроенной динамической защитой.
На танке установлен двигатель В-84МС, отличающийся конструкцией выпускных коллекторов.
В трансмиссию и ходовую часть существенных изменений не вносилось.
Боевая и техническая характеристики танка Т-90
Боевая масса — 46,5 т
Экипаж — 3 чел.
Высота по крыше башни — 2230 мм
Пушка — 125-мм гладкоствольная — пусковая установка
Боекомплект — 43 выстрела
Типы боеприпасов — БПС, БКС, ОФС, управляемая ракета
Комплекс управляемого вооружения — 9К119
Управляемая ракета — 9М119 с управлением по лучу лазера
Дальность пуска УР — 100-5000 м
Вероятность попадания УР — 0,8 по цели типа танк при стрельбе с места
Дальномер — лазерный
Стабилизатор — электрогидравлический по вертикали, электромеханический по горизонтали
Баллистический вычислитель — электронный
Тепловизор — есть
Заряжание — автоматическое
Дублированное управление огнем — от командира танка
Пулеметы — один 12,7-мм, один 7,62-мм
Броневая защита — комбинированная
Динамическая защита — встроенная
Комплекс оптико-электронного подавления — ТШУ-1
Дымовые гранатометы — 12 шт.
Максимальная скорость — 60 км/ч
Запас хода по шоссе — 500 км
Двигатель — двенадцатицилиндровый четырехтактный многотопливный дизель
Мощность двигателя — 618 кВт (840 л.с.)
Трансмиссия — механическая планетарная
Подвеска — торсионная
Гусеница — с РМШ
Глубина преодолеваемой водной преграды — 5м (с подготовкой)
Библиография:
Современные танки. -М.: «Арсенал-Пресс», 1995
Энциклопедия танков.
2010.
.
Японские SUV внедорожники заслужили блестящую репутацию во всем мире благодаря сочетанию производительности, инноваций и надежности.…
Почему в Дубае выгоднее арендовать автомобиль Дубай можно назвать городом автомобилей. По крайне мере на…
Услуги автоэлектрика сейчас пользуются большим спросом. Если вас интересует адрес автоэлектрика в Уфе, то можете…
Независимо от того, работает ли ваш автомобиль без сбоев, нуждается ли в ремонте или даже…
Лада Ларгус, универсальный и надежный автомобиль, завоевал популярность среди водителей благодаря своей долговечности и доступности…
Осуществление качественного обслуживания в отношении гарантийных транспортных средств типа Land Rover на регулярной основе осуществляет…
This website uses cookies.