Что такое Т-28?

Т-28

Т-28

         Средний многобашенный танк Т-28, наряду со своим тяжелым «собратом» Т-35, был символом мощи Рабоче-Крестьянской Красной Армии в предвоенные годы. Его облик знаком многим по кадрам кинохроники, запечатлевшим могучие стальные крепости, проходящие в парадном строю по Красной Площади. В фильме «Если завтра война» он эффектно крушил деревья, как бы напоминая всем своим видом, что

        «… если враг полезет к нам матерый,

        Он будет бит повсюду и везде,

        Тогда нажмут водители стартеры –

        И по лесам, по сопкам, по воде …»

        Танк Т-28 известен многим, но, одновременно, мало кто располагает о нем исчерпывающей информацией. Мы постараемся восполнить этот пробел, чтобы для большинства любителей истории военной техники исчезли «белые пятна» с этой весьма интересной серийной боевой машины.

I. Создание

        В 1931 году коллектив Опытного конструкторско-механического отдела (ОКМО) Машиностроительного завода «Большевик» (бывший Обуховский завод) в Ленинграде, возглавляемый Н.В.Барыковым, приступил к проектированию трехбашенного среднего танка, предназначенного для качественного усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укрепленных оборонительных полос. Ведущим конструктором проекта был назначен Н.В.Цейц. В конце года первый прототип нового танка был выведен на заводские испытания.

        В главной башне прототипа размещалась 45-мм танковая пушка и пулемет ДТ в шаровой установке. В двух малых пулеметных башнях устанавливались еще два ДТ. Для поворота главной башни использовался электропривод, что являлось новинкой для того времени; для удобства работы экипажа в ней имелся также подвесной полик. Конструкция ходовой части танка, весившего 18 тонн, придавала ему необходимую плавность хода и обеспечивала преодоление препятствий. Вместе с тем, при первом же испытании в ней выявилось большое число недоработок, как впрочем и в силовой установке.

        В связи с загруженностью танкового производства завода «Большевик» (выделенного в 1932 году в самостоятельный завод № 174 им. К.Е.Ворошилова) программой выпуска танка Т-26, серийное производство трехбашенного среднего танка было поручено заводу «Красный путиловец» (с 1934 года — «Кировский завод»). Проектная документация и опытный образец танка поступили туда в октябре-ноябре 1932 года.

        Для обслуживания серийного производства при техническом отделе заводоуправления была создана специальная конструкторская группа, преобразованная в 1934 году в специальное конструкторское бюро СКБ-2, которое возглавил О.М.Иванов. Конструкторской же группой первоначально руководил Н.Ф.Комарчев, а с 1933 года -А.Г.Ефимов. Для оказания помощи при организации серийного производства на «Красный путиловец» был направлен начальник ОКМО Н.В.Барыков. В мае 1937 года, после ареста О.М.Иванова, начальником СКБ-2 стал 29-летний Ж.Я.Котин.

        К 25 февраля 1933 года были изготовлены первые 8 бронекорпусов и началась сборка первых четырех танков. К 1 мая завод выпустил 1 2 танков, 10 из которых приняли участие в первомайском параде в Москве, а два — в Ленинграде. 11 августа 1933 года танк был принят на вооружение мотомеханизированных войск РККА под маркой Т-28.

        Заказ РККА на 1933 год составлял 90 танков, однако в войска была сдана только 41 машина. Т-28 производился в течение восьми лет, и его выпуск по годам выглядел следующим образом:

        Всего же за время серийного производства было выпущено 503 танка.

        Серийный Т-28 существенно отличался от прототипа. При сохранении общей компоновки и схемы расположения башен существенным изменениям подвергся корпус, конструкция которого стала сварной.

        В главной башне измененной формы с развитой кормовой нишей, вместо 45-мм установили 76,2-мм пушку. Подверглись усовершенствованию ходовая часть и моторно-трансмиссионное отделение.

        Танк Т-28 производился несколькими сериями. Начиная со второй серии в конструкцию танка вносились многочисленные (более 600) изменения.

        Вместе с тем, крупных модернизаций, сильно затронувших боевые характеристики танка, было только три. С 1938 года начала устанавливаться новая более мощная 76,2-мм пушка Л-10. С декабря следующего года, с учетом опыта боев на Карельском перешейке, броню танка усилили экранами. Толщина лобовых листов корпуса и башен выросла до 50-80 мм, а бортовых и кормовых — до 40 мм. Масса такого танка, получившего индекс Т-28Э (экранированный), возросла до 32 т. И, наконец, в 1940 году были выпущены танки последней серии, имевшие главные башни конической формы.

        Следует отметить, что в процессе серийного производства удалось достигнуть высокой степени унификации с тяжелым танком Т-35. Наример, главная башня (как цилиндрической, так и конической формы) и пулеметные башни на обоих типах машин были одинаковые.

        В некоторых источниках фигурирует иное количество выпущенных машин — в частности 603, что маловероятно. Приведенное здесь число — 503 единицы лучше соотносится с данными о количестве находившихся в войсках машин. В книге «Оружие Победы» (М.: Машиностроение, 1987г.) говорится о 523 выпущенных Т-28. Однако для советской статистики расхождение в 20 машин можно принять как допустимое.

II. Конструкция серийного танка

Броневой корпус

        Корпус танка представлял собой коробку, собранную из катаных броневых листов, сваренных между собой встык. Передняя часть корпуса была скошена — для увеличения обзора механика-водителя и уменьшения мертвого пространства перед танком. На стыке верхнего переднего наклонного листа, лобового вертикального и днища вваривались угольники, придававшие лобовой части корпуса необходимую прочность. Сверху к переднему наклонному листу приваривались две вертикальные стенки верхней части кабины механика-водителя. Спереди кабина закрывалась дверкой на петлях, которая откидывалась вперед при помощи двух рукояток изнутри. В дверке имелся откидной щиток на шарнирах с узкой прорезью, прикрытой триплексом. Сверху над дверкой — откидная крышка на петлях для посадки механика-водителя.

        Снаружи напротив боевого отделения к стенкам корпуса крепились с каждой стороны ящики для приборов дымопуска.

        Днище корпуса имело восемь люков в моторно-трансмиссионном отделении, предназначенных для доступа к агрегатам, слива бензина и масла. Еще по шесть круглых отверстий с каждой стороны для прохода и крепления свечей амортизаторов размещались в выступающей части днища.

        Верх моторного отделения — съемный, с откидной на петлях крышкой (для доступа к двигателю). В середине крышки — отверстие, над которым устанавливался колпак воздухозаборника. Справа и слева расположены жалюзи для впуска охлаждающего воздуха к радиаторам. За моторным отделением на крыше корпуса имелись два круглых отверстия для крепления патрубков выхлопных труб и отверстия под болты глушителя.

        Над отделением трансмиссии — съемный наклонный лист брони с круглым отверстием посередине для крепления диффузора вентилятора.

        Боевое отделение отгорожено от моторного перегородкой, с квадратным отверстием для доступа к двигателю. Два круглых отверстия в бортах корпуса предназначались для доступа к приборам дымопуска.

        К днищу корпуса вдоль моторного отделения была приварена рама двигателя, первичной передачи вентилятора и КПП. Рама для прочности укреплялась двумя подкосами с каждой стороны; последние одновременно служили опорой для радиаторов. Справа и слева от подмоторной рамы в отделении трансмиссии располагались вертикальные ниши для бензобаков.

Главная башня

        Главная башня — сварная, эллиптической формы, с развитой кормовой нишей. В задней стенке — круглое отверстие (на машинах ранних выпусков — вертикальная щель, закрытая заслонкой) для шаровой установки пулемета. На стенке ниши размещалась радиостанция. В крыше башни имелись два люка — круглой и прямоугольной формы (на машинах первых выпусков — один общий прямоугольный люк). Впереди люков — отверстия: два для закрытых броневыми колпаками перископических приборов и одно — для вывода привода к радиоантенне. На правой и левой стенках башни имелись круглые отверстия с задвижками изнутри для стрельбы из личного оружия, а выше и несколько впереди — смотровые щели с триплексами.

        Главная башня оснащалась подвесным полом, приподнятым над днищем корпуса. Пол крепился четырьмя кронштейнами к погону башни. Стойки сидений наводчика и командира имели снизу по 6 гнезд каждая для размещения снарядов. Между сиденьями была установлена стойка с 8 гнездами (на машинах первой серии — с 1 2 гнездами) под снаряды и шесть магазинов к пулеметам. Сиденье заряжающего (он же — радист) — откидное, крепилось шарнирно на задней стойке пола. Пол был прикрыт сверху резиновым рифленым листом.

Малые башни

        Обе малые башни одинаковы по своему устройству — круглые, с выступом в передней части для шаровой установки пулемета ДТ. Различались между собой только расположением смотровых щелей.

Вооружение

        Первоначально танк вооружался 76,2-мм танковой пушкой КТ-28 («Кировская танковая») обр. 1927/32 г., в установке которой использовалась качающаяся часть 76,2MM полковой пушки обр. 1927 г. со следующими изменениями: укорочена длина отката с 1000 до 500 мм, увеличено количество жидкости в накатнике с 3,6 до 4,8 л, усилены салазки путем утолщения их стенок с 5 до 8 мм, введен новый подъемный механизм, ножной спуск и новые прицельные приспособления, удовлетворяющие условиям работы танкового экипажа.
        Основные данные орудия:

        калибр — 76,2 мм;

        полная длина ствола — 16,5 калибров;

        масса снаряда — 6,5 кг;

        начальная скорость снаряда — 381 м/с;

        макс. угол возвышения — +25°;

        макс. угол склонения — — 5 °;

        масса качающейся части — 540 кг.

        Пушка была установлена в маске и имела телескопический и перископический прицелы. Телескопический прицел обр. 1930 г. располагался слева от пушки. Перископический прицел обр. 1932 г. был установлен на крыше башни с левой стороны и соединялся с пушкой «приводом к перископу». Кроме этих прицелов в крыше башни с правой стороны, симметрично с перископическим прицелом, располагалась командирская панорама.

        В 1 938 г. танк получил 76,2-мм танковую пушку Л-10 с длиной ствола в 26 калибров и начальной скоростью снаряда 555 м/с.

        Пулемет ДТ («Дегтярев танковый») калибра 7,62-мм устанавливался в шаровом яблоке справа от пушки. Угол его горизонтального обстрела +/-30 ° , угол возвышения +30 , снижения -20 .

        Для стрельбы назад в нише башни имелась шаровая (на танках ранних выпусков — бугельная) установка для запасного пулемета ДТ. С 1939 года по приказу Наркома обороны К.Е.Ворошилова пулемет в нише должен был располагаться постоянно. Эти пулеметы прозвали «ворошиловскими».

        Малые башни вооружались одним пулеметом ДТ в шаровой установке. Каждая башня могла вращаться от упора в стенку кабины механика-водителя до упора в стенку корпуса танка, горизонтальный угол обстрела при этом составлял 165 °.

        На танках последних серий на люке наводчика появилась зенитная турельная установка П-40 с пулеметом ДТ, снабженным для стрельбы по воздушным целям коллиматорным прицелом.

        Боекомплект танка Т-28 состоял из 69 снарядов для 76,2-мм пушки и 126 пулеметных магазинов (7938 патронов).

Двигатель и трансмиссия

        На танках Т-28 всех серий устанавливался 4-х тактный 1 2-цилиндровый V-образный карбюраторный авиационный двигатель М-17Л. Эксплуатационная мощность двигателя — 450 л.с. при 1400 об/мин. Степень сжатия — 5,3, сухая масса двигателя — 553 кг.

        В качестве топлива использовался бензин марок Б-70 и КБ-70. Топливных баков — два, емкостью по 330 л каждый. Подача топлива — под давлением, бензопомпой.

        Масляный насос — шестеренчатый (на танках первой серии — поршневой). Карбюраторов — два, типа КД-1. Охлаждение двигателя — водяное, принудительное; емкость радиаторов 96-100 л. На машинах первой серии радиаторы имели разное число секций. Зажигание — от магнето. На танках первой серии — «Сцинтилла»; на последующих — магнето «Электрозавода».

        Трансмиссия состояла из главного фрикциона (ГФ) сухого трения, пятискоростной КП (пять — вперед, одна -назад), имевшей блокировочное устройство, предотвращавшее переключение передач при невыключенном ГФ, многодисковых сухих бортовых фрикционов и двухрядных бортовых передач.

        Тормоза — ленточные с обшивкой ферродо (кроме танков первой серии).

Ходовая часть

        Подвеска танка — блокированная, состояла (применительно к одному борту) из двух подвешенных к корпусу тележек. В каждую тележку входили три каретки, связанные между собой рычагами, а каждая каретка в свою очередь включала две пары катков, соединенных между собой балансиром. Все каретки были подрессорены цилиндрическими спиральными пружинами. Наибольшая нагрузка на пружину в средних катках от собственной массы танка достигала 1 950 кг. Наружный диаметр катка — 350 мм. Число поддерживающих катков на каждой стороне -по четыре спаренных, с резиновыми бандажами, диаметром 280 мм.

        Ведущие колеса цевочного зацепления с диаметром делительной окружности 720 мм и 17-ю зубьями, расположены сзади. Зубчатые венцы — съемные. Направляющие колеса — литые со стальным штампованным ободом и резиновым бандажом. Наружный диаметр колеса — 780 мм. Натяжное приспособление — винтовое, с помощью кривошипа.

        Гусеница длиной 15800 мм состояла из 1 2 1 стального литого трака. Ширина трака — 380 мм, длина — 1 70 мм, шаг гусеничной цепи — 1 30 мм.

Электрооборудование

        Схема однопроводная, напряжение — 1 2 В, за исключением стартера (24 В). Начиная с машин второй серии, напряжение в 24 В и у мотора вращения главной башни. Мощность генератора 1000 Вт.

        Освещение: 2 передних фары, 2 задних сигнальных фонаря, 3 лампочки щитка водителя, 2 переносных лампочки, 6 штепсельных розеток (3 в главной башне, по одной — в малых и одна в отделении трансмиссии), 4 плафона (2 в главной башне и по одному — в малых), гудок «ЗЕТ» вибраторного типа.

Средства связи

        На танках Т-28 первоначально устанавливалась радио-станция 71-ТК-1. Начиная с 1935 года ее сменила радиостанция 71-ТК-З с двумя вариантами питания: умформерным и батарейным. 71-ТК-З — наиболее массовая танковая радиостанция довоенных лет. Это была специальная приемо-передающая, телефонно-телеграфная, симплексная радиостанция с амплитудной модуляцией, работающая в диапазоне частот 4-5,625 МГц, которая обеспечивала дальность связи телефоном на ходу до 15 км и на стоянке до 30 км, а телеграфом на стоянке — до 50 км. Масса радиостанции без антенны — 80 кг.

        Для внутренней связи в танке имелся танкофон на 6 человек. На машинах первой серии устанавливался прибор типа «Сафар».

Специальное оборудование

        Стационарное противопожарное оборудование состояло из баллона с четыреххлористым углеродом емкостью 3 л, установленного сверху на стенке под правым радиатором. Кнопка для тушения пожара — у водителя. Кроме стационарного имелось еще два ручных баллона.

        Танк оборудовался также двумя приборами дымопуска ТДП-3, размещенными по бортам в специальных броневых ящиках.

* * *

        В целом конструкцию танка Т-28 можно признать достаточно совершенной для своего времени. Состав и расположение вооружения, применительно к концепции многобашенной компоновки, были оптимальными. Три башни, размещенные в два яруса, при независимом их управлении обеспечивали эффективное сопровождение пехоты массированным огнем; последний мог управляться и корректироваться одним командиром (чего не скажешь, например, о Т-35, пятью башнями которого управлять в бою одному командиру было физически невозможно).

        Вместе с тем, танк имел и существенные недостатки, особенно в системах двигателя и трансмиссии. Быстро изнашивалась и ходовая часть: лопались рессоры, выходили из строя детали подвески, ломались шестерни бортовых передач. Танки с трудом проходили приемосдаточный пробег, а затем на завод начинали поступать рекламации из войск. Несмотря на ряд переделок и улучшений — усиление амортизаторов ходовых тележек, применение опорных катков с внутренней амортизацией, постоянное совершенствование агрегатов двигателя и трансмиссии — недостатки полностью устранить не удалось. Во многом это было связано как со скудной агрегатной базой, так и с достаточно низкой технологией изготовления. Не сразу были готовы к приему столь сложных боевых машин и войска.

        Тем не менее, по сочетанию основных оценочных параметров — подвижности, вооружению и броневой защите — танк Т-28 был в 30-е годы сильнейшим средним танком в мире. Однако возрастание мощи противотанковой артиллерии и, как следствие, необходимость увеличения толщины брони танка, заводило саму идею многобашенной компоновки в тупик. Резко возраставшая масса и габариты танка делали необходимость перехода к однобашенной компоновке совершенно очевидной.

III. Специальные машины

Танк Т-28ПХ

        Танк Т-28ПХ представлял собой серийную машину Т-28, оборудованную для преодоления водных преград глубиной до 4-4,5 м. Это достигалось путем герметизации корпуса танка и его вооружения, а также установкой приспособлений для питания двигателя воздухом и отвода выхлопных газов под водой.

        Испытания танка с приспособлением подводного хода проводились в августе-декабре 1937 года в естественных водоемах. Экипаж работал в легких водолазных аппаратах ИПА-2 и ИПА-3. Всего было произведено 27 заездов на различную глубину общей продолжительностью 6 ч. 35 мин. Двигатель работал под водой 4 ч. 44 мин. При этом длительность одного погружения была доведена до 60 мин., а непрерывная работа двигателя под водой — до 27 мин. Не обошлось, к сожалению, и без ЧП.

        4 сентября 1937 года на 18-й минуте четвертого заезда, на глубине 2780 мм, двигатель, работавший до этого нормально при 1000-1100 об/мин, стал давать перебои, меняя число оборотов. Через 40-50 секунд в танке произошел взрыв. Взрывом были вырваны крепления люков — водителя, правой малой башни, турельного главной башни и подмоторного, нарушена герметизация ряда уплотнений и жалюзи. Танк залило водой. К счастью, обошлось без жертв — экипаж сумел покинуть машину.

        В результате испытаний было установлено, что оборудование подводного хода, изготовленное в мастерских НИ-БТ Полигона, по причине ряда конструктивных недостатков не вполне соответствует предъявленным тактико-техническим требованиям. В то же время, даже при самом поверхностном устранении выявленных дефектов подводное хождение Т-28 вполне возможно.

        Было признано необходимым изготовить эталон Т-28ПХ в заводских условиях. При устранении всех отмеченных недостатков Т-28ПХ мог успешно использоваться при форсировании водных преград глубиной до 4 м и шириной до 1 км при максимальной скорости до 1 м/с.

        К сожалению, никакой информации о последующей судьбе Т-28ПХ в архивах обнаружить пока не удалось.

Танк-тральщик

        В мае-июле 1939 года проводились испытания серийного танка Т-28, оборудованного колейным Катковым минным тралом нажимного действия.

        Ширина следа колес одной каретки катков составляла 600 мм. В ходе испытаний выяснилось, что каждая каретка катков в состоянии подорвать 2-3 противотанковые мины ТМ-35, снаряженных 2600-2800 г. тола, после чего она нуждается в восстановлении. Скорость траления достигала 10-12 км/ч. Для установки трала на танк требовалось 1 ч. 40 мин. времени. Габаритные размеры танка с тралом составили в длину 8160 мм, в ширину 3216 мм. Масса трала — 2110 кг.

        В результате испытаний комиссия пришла к выводу, что, несмотря на ряд положительных качеств трала, его конструкцию необходимо улучшить, чтобы добиться большей живучести (10-15 взрывов под кареткой) и маневренности танка-тральщика. Было признано необходимым изготовить 2-3 образца для полигонных испытаний и провести их в 1 940 году в летних и зимних условиях.

Мостовой танк ИТ-28

        Мостовой танк ИТ-28 был создан на Ленинградском Кировском заводе в 1940 году. В качестве базы послужил серийный танк Т-28Э.

        Вместо башен и подбашенной коробки была установлена восьмигранная рубка с толщиной брони от 30 до 50 мм и наклоном листов от 8 до 25°. В лобовом листе рубки размещались два пулемета ДТ в шаровых установках с секторами обстрела: горизонтальным — 42° и вертикальным — 32°. Боекомплект пулеметов состоял из 4473 патронов.

        Сверху на рубке монтировался двухколейный мост длиной 13,3 м, шириной 3,35 м. Для наводки моста танк был оборудован специальным мостовым приводом, включавшим в себя устройство отбора мощности от двигателя, муфту сцепления, коробку передач, гидравлический привод, промежуточную передачу, привод главных рычагов, главные рычаги и механизм управления. Конструкцию мостового оборудования разработали специалисты НАТИ.

        моста: 7,36х2,87х3,77 м (с рычагами, уложенными по-походному). Силовая установка осталась прежней. Скорость движения танка с мостом по проселочной дороге достигала 14 км/ч. Ширина перекрываемого мостом препятствия — до 12,5м.

        Время наводки моста: по горизонтали — 1-3 мин., по вертикали — 2-3 мин. Время подъема моста с препятствия на танк — 3-5 мин.

        Испытания ИТ-28 проводились в июне 1940 года. В результате их было выявлено, что прочность механизмов мостового привода и прочность металлоконструкции моста достаточны для пропуска танков массой до 50 т. Для получения более полных тактических и технических данных было признано необходимым провести испытания танка в войсковых условиях. Из этого можно сделать вывод о том, что к июню 1941 года ИТ-28 вряд ли производился серийно. Возможно, было построено 1-2 опытных образца.

IV. Опытные образцы и проекты

        Еще до принятия на вооружение танка Т-28 началась разработка различных боевых машин на его базе.

        Так в 1932 году конструкторское бюро Артиллерийской академии разработало под руководством профессора Ф.Л.Хлыстова проекты 152-мм самоходной мортиры и 76мм самоходной зенитной пушки.

        Самоходная установка со 152-мм мортирой весила 17,6 т. Возимый боекомплект составлял 47 выстрелов, двигатель мощностью в 400 л.с., скорость движения по шоссе — до 37,5 км/ч. Главная и обе малые башни с танка были сняты, боковые стенки корпуса выровнены, установлен новый передний броневой лист с двумя пулеметами в шаровых установках, а также броневые листы, прикрывавшие с боков и сзади орудийный расчет. Экипаж состоял из шести человек: трое — орудийный расчет, один водитель и два пулеметчика.

        76-мм зенитная самоходная пушка на базе Т-28 получила индекс СУ-8. Она представляла собой открытую установку массой 1 9 т. При стрельбе для увеличения площадки орудийному расчету борта установки откидывались, а для разгрузки рессор предусматривались упоры. Возимый боекомплект — 108 выстрелов. Экипаж — шесть человек.

        В конце 1933 года по предложению инженера А.А.Толочкова был разработан проект 152-мм самоходной береговой установки на специальном гусеничном шасси, собираемом из стандартных агрегатов и деталей серийного танка Т-28. Установка предназначалась для береговой обороны. Наиболее существенная ее особенность — возможность кругового обстрела. Для этого корпус опускался на землю, а гусеницы поднимались так, что вся установка с орудием — 152-мм морской пушкой Б-10 — опиралась на специальный поддон с роликовым погоном, на котором она могла плавно и быстро (со скоростью до 10° в секуду) вращаться главным двигателем. Малая высота и броневая защита от 8 до 20 мм обеспечивали хорошую маскировку на местности и защиту экипажа от осколков. Масса установки — около 50 т., скорость движения по шоссе — до 20 км/ч, экипаж — 6 человек. Перевод установки в боевое положение должен был занимать 2 — 3 мин.

        Агрегаты и узлы Т-28 использовались и при создании в 1 935 году самоходной установки СУ-14-1 с 203-мм гаубицей Б-4 в рамках так называемого «самоходного дуплекса».

        Как уже упоминалось, слабым местом серийных Т-28 была их ходовая часть. В декабре 1937 года Ж.Я.Котин подписал чертежи измененной ходовой части танка, где существующие блоки-тележки с 12 катками заменялись четырьмя парами катков, сблокированных в тележки на спиральных пружинах по типу тех, что применялись на тяжелом танке Т-35. Однако, судя по всему, танк с этой подвеской так и не был построен.

        В начале 1938 года, когда в СКБ-2 велись проектные работы по танку СМК, на одной из серийных машин Т-28 в экспериментальном порядке установили торсионную подвеску. Кронштейны и торсионы укрепили под днищем танка.

        Послужил Т-28 в качестве опытного и известному артиллерийскому конструктору В.Г.Грабину. Именно в этой машине в 1940 году проходила испытания 85-мм танковая пушка Ф-39, разрабатываемая для тяжелого танка КВ.

        В 1937-1938 годах был построен и проходил испытания танк Т-28 с гидромеханической трансмиссией.

        В связи с высокими потерями танков на финских минных полях в период «зимней войны» начались опытные работы по созданию на базе Т-28 специального танка с установкой для подрыва мин и фугасов на расстоянии.

        Принцип подрыва на расстоянии основывался на создании впереди танка электромагнитного поля ультравысокой частоты, при помощи которого и происходил подрыв мин и фугасов, имевших электродетонаторы и злектрозапалы.

        На танке вместо главной башни был установлен ящик-рубка с генератором и прочим оборудованием. Испытания состоялись 14 апреля 1940 года и закончились вполне успешно. Впоследствии, аналогичная по назначению машина создавалась на базе танка KB (объект 218).

        Силовая установка и трансмиссия, а также орудийные башни Т-28 были использованы при создании мотоброневагона «МБВ». В 1 936-37 годах на Кировском заводе были построены два таких мотоброневагона, немного отличавшиеся друг от друга. Они успешно прошли испытания и были приняты на вооружение.

        Башни Т-28 с 76,2-мм пушкой использовались и для вооружения бронекатеров проекта 1124 и 1125 довоенной постройки. С начала войны на последние начали устанавливать уже башни от Т-34.

V. Колесно-гусеничный танк Т-29

        В числе танков с колесно-гусеничным движителем, созданных в 30-е годы, был средний трехбашенный танк Т-29.

        Сначала Автотанковым бюро техотдела ЭКУ ОГПУ был разработан эскизный проект танка, названного танком-истребителем ИТ-3. Его основные параметры: масса — 17,5т; экипаж — 4 чел; вооружение — 76,2-мм пушка, пулеметы калибров 12,7-мм и 7,62-мм; двигатель — М-17Б мощностью 500 л.с.; максимальная скорость на гусеничном ходу — 60 км/ч, на колесах — 80 км/ч. Башню и некоторые части корпуса предполагалось изготавливать штампованными.

        В 1934 году на Заводе опытного машиностроения им. С.М.Кирова (завод № 185) в Ленинграде по проекту все того же техотдела ЭКУ ОГПУ — тюремного КБ, где работали арестованные конструктора — было осуществлено изготовление танков Т-29-4 и Т-29-5. Ведущим конструктором проекта был Н.В.Цейц. Непосредственное участие в разработке принимал Н.А.Астров.

        Упомянутые танки имели соответственно следующие параметры: масса 16 и 23,5 т.; скорость на гусеничном ходу — 60 и 51 км/ч, на колесах — 72 км/ч; броня корпуса — 20 и 30 мм, башни — 1 5 и 20 мм. Экипажи обоих танков состояли из пяти человек. Вооружение также было одинаковым: 1 пушка и 4 пулемета. В ходовой части отсутствовали поддерживающие катки, а передняя и задняя пары опорных катков были управляемыми.

        В конце 1934 года в конструкторском отделе Завода им. С.М.Кирова закончилась разработка проекта танка Т-29. Ведущим конструктором машины вновь был Н.В.Цейц.

        Т-29 — трехбашенный танк, аналогичный по компоновке танку Т-28. Однако по ширине он был на 350 мм, а по высоте — на 200 мм больше последнего. Это произошло за счет размещения элементов подвески внутри броневого корпуса. Корпус сваривался из катаных броневых листов. Малые башни были идентичны малым башням танка Т-28, а главная аналогична по конструкции башне артиллерийского танка Т-26-4. В главной башне размещались 76,2-мм пушка и два пулемета в шаровых установках — спереди и сзади. На крыше предусматривалась турельная установка для зенитного пулемета.

        Силовая установка Т-29 — двигатель М-17Ф. Механическая силовая передача состояла из дискового ГФ, пятискоростной КП, двух бортовых фрикционов и двух бортовых передач. Тормоза — ленточные.

        При движении на колесном ходу три пары задних опорных катков были ведущими, передние катки — управляемыми. Подвеска — индивидуальная со спиральными пружинами. На танке Т-29 устанавливалась радиостанция 71-ТК-1 и внутреннее переговорное устройство СПУ-7-Р.

        В 1936 году танк был принят на вооружение. Серийное производство предполагалось развернуть на Кировском заводе, который в 1937 году изготовил две машины этой марки. Дальнейший выпуск был прекращен, поскольку танк оказался весьма сложным и ненадежным.

        Последние из известных конструктивных разработок среднего трехбашенного танка с колесно-гусеничным ходом относятся к периоду конца 19 3 7 — начала 1938 годов, когда были сделаны эскизы, а затем выполнен проект танка с противоснарядным бронированием — изделие «115». Основные проектные параметры этой машины были следующими: масса — 32-33 т, экипаж — 6 чел., бронирование — 50 и 40 мм, вооружение в трех башнях — 76,2-мм пушка Л-10 с углом возвышения 70 ° (боекомплект — 76 выстрелов), два крупнокалиберных и три обычных танковых пулемета. Максимальная скорость по шоссе — 50 км/ч. Ходовая часть — пятикатковая, с передними управляемыми и тремя задними ведущими опорными катками. В металле эта машина построена не была.

VI. Служба и боевое применение

        Первые 10 танков поступили во 2-й отдельный танковый полк Резерва Главного Командования (РГК) Ленинградского военного округа. Отдельные танковые части РГК ведут свое существование с 1 924 года. 2-й танковый полк был сформирован в 1929 году. В последующие годы по мере поступления новых танков сформировали еще четыре танковых полка РГК: в Смоленске, Киеве, Харькове и Слуцке. Организация этих полков претерпела несколько изменений. К концу 1935 года они состояли из трех батальонов по 30 танков в каждом. На их вооружение поступали средние (Т-28) и тяжелые (Т-35) танки. В декабре 1935 года танковые полки были развернуты в отдельные тяжелые танковые бригады.

        Тяжелая танковая бригада на танках Т-28 состояла из трех линейных батальонов, учебного батальона, батальона боевого обеспечения и других подразделений. Организация тяжелых танковых бригад была утверждена Наркомом обороны 12 декабря 1935 года. Приказом Наркома обороны от 21 мая 1936 года тяжелые танковые бригады выделили в Резерв Главного Командования. Танковые части и соединения РГК готовились по специально разработанной программе в соответствии с их общим предназначением. Их предусматривалось использовать для качественного усиления стрелковых дивизий и корпусов при прорыве сильно укрепленных позиций противника.

Организация тяжелой танковой бригады

        В 1 939 году имелись четыре тяжелых танковых бригады: 4-я, 5-я, 10-я и 20-я, дислоцировавшиеся соответственно в Киевском Особом, Харьковском, Западном Особом и Ленинградском военных округах. 5-я танковая бригада была смешанного состава, наряду с Т-28 в ней имелись танки Т-35.

        Первыми приняли участие в боевых действиях 4-я и 10-я тяжелые танковые бригады. Они «отличились» во время «освободительного похода» в Западную Украину, а по существу — во время агрессии против Польши в сентябре 1939 года. По результатам применения танковых частей, автобронетанковые войска Красной Армии в ноябре 1939 года, перешли на новую организацию. Танковые бригады Т-28 должны были быть трехбатальонного состава, по 1 56 машин (из них 39 БТ). В последующем их намечалось перевооружить танками КВ.

        30 ноября 1939 года начался советско-финский вооруженный конфликт, в котором принимали участие 1 0-я и 20-я тяжелые танковые бригады. За финскую кампанию 20-я танковая бригада им. С.М.Кирова (командир-комбриг Борзилов) была награждена орденом Красного Знамени.

        В «зимней войне» танки Т-28 использовались в-основном для стрельбы прямой наводкой по амбразурам финских ДОТов. При этом 30-мм броня танка не спасала его от огня вражеской противотанковой артиллерии, что и обусловило их довольно высокие потери. Именно по результатам этих боев появился экранированный танк — Т-28Э.

        Во время конфликта два Т-28 были захвачены финнами. В 1941 году к ним добавились еще пять. В составе единственной финской танковой бригады они использовались практически до 1945 года. В 1944 году один из них переоборудовали в эвакуационную машину (с него сняли все башни) и использовали в этом качестве вплоть до 1951 года.

        В 1935 году, два Т-28 были проданы Турции. Никуда более танки Т-28 не поставлялись.

        С началом формирования механизированных корпусов, в марте 1940 года, автобронетанковые войска Красной Армии стали переходить от бригадной организации к дивизионной. В это время были расформированы все танковые бригады, в том числе и тяжелые, а их танками укомплектовывались вновь создаваемые соединения. Так, например, на 22 июня 1941 года 75 танков Т-28 имелось в составе 8-й танковой дивизии 4-го мехкорпуса, еще 51 машиной располагала 10-я танковая дивизия 1 5-го мех-корпуса. Эти мехкорпуса входили в состав Киевского Особого военного округа. Имелись Т-28 и в 5-й танковой дивизии 3-го мехкорпуса и 3-й танковой дивизии 1-го мехкорпуса. Последние мехкорпуса дислоцировались соответственно в Прибалтийском Особом и Ленинградском военных округах.

        Всего же по состоянию на 1 января в войсках насчитывалось следующее количество Т-28:

        К сожалению, подробностей о боевом применении Т-28 удалось найти немного. Расскажем коротко о двух эпизодах с их участием.

        15 июля 1941 года 16-й механизированный корпус получил приказ Командующего Юго-Западным фронтом нанести удар по фашистским войскам из района Казатина на Житомир. В этом ударе принимал участие и 29-й танковый полк 1 5-й танковой дивизии, в составе которого, в числе прочих, имелись и Т-28.

        Во время контратаки на деревню Семеновку (под Бердичевым), взвод Т-28 под командованием младшего лейтенанта Василия Сумцова поджег три немецких танка, раздавил два противотанковых орудия, миномет, семь автомашин, расстрелял до сотни гитлеровцев.

        Другой пример с уверенностью можно отнести к числу уникальных. В конце июня 1941 года, когда немецкие войска заняли Минск, в город неожиданно ворвался советский танк. Это был Т-28, управляемый старшим сержантом Д.И.Малько. На предельной скорости он промчался по улицам, давя гусеницами вражеских солдат, тараня тягачи и автомобили. Фактор внезапности сыграл свою роль: танк прошел практически через весь город (он ворвался в Минск с запада) и был подбит только на его восточной окраине. Малько был ранен, но все же сумел покинуть горящий танк… После войны за этот бой он был награжден орденом Отечественной войны I степени.

        Участь Т-28 в первые дни войны мало чем отличалась от участи другой техники, состоявшей на вооружении войск приграничных округов. Практически вся она, включая танки новых типов, была потеряна в первые два месяца войны.

        В дальнейшем немногие из уцелевших Т-28 применялись вплоть до 1943 года на Ленинградском фронте и зимой 1941-1942 года в битве за Москву. В своей книге «Москва-Сталинград-Берлин-Прага» (М., Наука, 1975 г.) Д.Д.Лелюшенко вспоминает, что во время боев под Москвой осенью 1941 года 16 танков Т-28 без моторов, обнаруженные в районе НИБТПолигона, были зарыты в землю и использовались в качестве неподвижных огневых точек.

* * *

        К лету 1941 года танк Т-28 считался безнадежно устаревшим. Это безусловно так, поскольку к тому времени полностью отжила сама концепция многобашенной компоновки. Наглядный пример тому — танк Т-34. При равной массе и мощности двигателя, примерно одинаковой огневой мощи и несколько более сильном бронировании (а по сравнению с Т-28Э даже более слабом) «тридцатьчетверка» оставляла малоподвижному и громоздкому «двадцатьвосьмому» немного шансов на поле боя. Но это Т-34, который при всех своих недостатках, вне всякого сомнения являлся скачком вперед в мировом танкостроении. А что же противник?

        Почти не превосходя Т-28 (и уступая Т-28Э) в бронировании немецкие средние танки Pz.Kpfw III и Pz.Kpfw IV существенно опережали его по подвижности. И это было вполне естественно — по сравнению с ними Т-28 был чудовищно длинным. Отношение L/B (длины опорной поверхности к ширине колеи) равнялось у него 2,04, в то время как у немецких танков 1,2 и 1,43 (у Т-34 — 1,5). А именно это соотношение очень важно: чем оно меньше, тем выше маневренность боевой машины.

        По вооружению же Т-28 абсолютно превосходил все немецкие средние танки. Пушка Л-10 (как, впрочем, и КТ-28) могла эффективно поражать «панцеры» вермахта на дистанциях для их орудий запредельных.

        Так в чем же дело? Если танки Т-28, несмотря на свою концептуальную устарелость были все-таки не столь уж плохи и слабы, чем же можно объяснить столь высокие их потери? Прежде всего, нельзя вырывать Т-28 из общего контекста. Танковые части Красной Армии в июне 1941 года помимо некомплекта материальной части и личного состава, представляли собой жутчайший конгломерат из машин разных типов, как новых, так и старых, 6-й танковый полк 3-й танковой дивизии, например, имел один батальон на Т-28, другой на БТ-7, третий — на Т-26, Такой типаж матчасти чем-то напоминает басню о лебеде, раке и щуке. Можно ли было считать эту часть вполне боеспособной? Сомнительно…

        Необходимо учитывать и другое: на большинстве сохранившихся снимков и кадрах кинохроники ясно видно, что наши танки подбиты, в основном, не огнем немецких танковых пушек. Полное господство в воздухе, позволило немцам с одной стороны максимально эффективно использовать пикировщики Ju 87, а с другой бросить против наших танков 88-мм зенитки, против огня которых была бессильна любая броня.

        Был еще один немаловажный момент: боевой устав автобронетанковых войск Красной Армии того времени предусматривал для них только один вид боя — атаку. Вот они и атаковали, чаще всего идя на верную смерть, не изменяя присяге и воинскому долгу. Атаковали, зачастую выполняя бессмысленный, не отвечающий обстановке приказ, под бомбами и прицельным огнем артиллерии врага.

        И неудивительно, что до наших дней сохранилось только два образца Т-28. Один — стандартный серийный № К-010 с пушкой КТ-28 экспонируется в Центральном музее Вооруженных Сил в Москве, другой, экранированный, с пушкой Л-10 — в танковом музее в Парола в Финляндии.

Библиография:

Средний танк Т-28. Монография. -М.: Аскольдъ, 1993

Энциклопедия танков.
2010.

.

Page: 1 2 3 4 5

admin

Share
Published by
admin

Recent Posts

Знакомство с лучшими японскими SUV-внедорожниками

Японские SUV внедорожники заслужили блестящую репутацию во всем мире благодаря сочетанию производительности, инноваций и надежности.…

2 недели ago

Как арендовать авто в Дубае

Почему в Дубае выгоднее арендовать автомобиль Дубай можно назвать городом автомобилей. По крайне мере на…

2 месяца ago

Адрес автоэлектрика в Уфе

Услуги автоэлектрика сейчас пользуются большим спросом. Если вас интересует адрес автоэлектрика в Уфе, то можете…

4 месяца ago

Выкуп автомобилей в любом состоянии

Независимо от того, работает ли ваш автомобиль без сбоев, нуждается ли в ремонте или даже…

4 месяца ago

Самые востребованные запчасти для Лада Ларгус

Лада Ларгус, универсальный и надежный автомобиль, завоевал популярность среди водителей благодаря своей долговечности и доступности…

4 месяца ago

Профессиональное обслуживание авто Land Rover

Осуществление качественного обслуживания в отношении гарантийных транспортных средств типа Land Rover на регулярной основе осуществляет…

5 месяцев ago

This website uses cookies.