Что такое Танк, который ждали?
Танк, который ждали
Танк, который ждали
На поле боя
Танковые формирования составляют сегодня основу большинства региональных группировок сухопутных войск. Они являются основой мобильных сил наиболее развитых государств. Боевые гусеничные и колесные машины признаны главными боевыми средствами сухопутных войск, но лидером этой группы является танк.
Ни один военный конфликт за минувшие десятилетия не обошелся без массового участия танков. Германия в момент нападения на СССР в составе группировки вторжения имела 4300 единиц бронетанковой техники (танков и САУ). В арабо-израильской войне 1973 года с обеих сторон действовало свыше 7 тыс. танков, а в войне в Персидском заливе с обеих сторон участвовало около 10 тыс. единиц бронетанковой техники. Несмотря на то что ставка делалась на авиацию, высокоточное оружие, новейшие средства разведки, радиоэлектронной борьбы и подавления, в состав ударных группировок многонациональных сил было включено около 5 тыс. новейших танков, состоящих на вооружении 7 бронетанковых и 16 механизированных дивизий.
Доля танковых соединений в армиях наиболее развитых стран составляет от 40—50 процентов (США, ФРГ) до 70 процентов (Великобритания) числа общевойсковых соединений. Учитывая это, в военных зарубежных изданиях много внимания уделяется обсуждению будущего бронетанковых войск, их роли и места в военных конфликтах.
Ведущие специалисты танкопроизводящих держав считают, что мировое танкостроение вступает в новую фазу развития. В данной обстановке важно не упустить время, чтобы серьезно не отстать в развитии и не упустить приоритет на мировом рынке.
На выставке вооружений в Абу-Даби (ОАЭ) в 1995 году Украина впервые представила танк Т-84, разработанный Харьковским конструкторским бюро машиностроения имени Морозова. Дебют оказался успешным: украинские танкостроители победили в борьбе за крупный заказ многих конкурентов, в том числе россиян, демонстрирующих Т-80У. Сегодня Т-84 закупает пакистанская армия.
Три центра
Перед началом второй мировой войны в СССР было два головных танковых КБ. Первое находилось на Кировском заводе в Ленинграде, второе — в Харькове. Оба к тому времени успели создать легендарные машины: ленинградцы — KB, харьковчане — Т-34. В 1941 году во время наступления немецких войск ленинградский завод эвакуировали в Челябинск, а харьковский — в Нижний Тагил, где они и работали всю войну.
После окончания войны коллективы вернулись на прежние места, но часть харьковчан осталась в Нижнем Тагиле и организовала при заводе новое КБ. Так в СССР стало три главных центра конструирования и строительства танков. В послевоенную историю они вошли каждый со своими типами танков. В Ленинграде были созданы Т-10 и ПТ-76, в Харькове — Т-44 и Т-54, послуживший основой для нижнетагильского Т-55.
Никита Хрущев принял решение прекратить разработку и производство в стране тяжелых танков. В это же время за рубежом появились новые машины, превосходившие по ряду показателей Т-55. В частности, американский М-60 имел более мощную 105-мм пушку и лучшее бронирование лобовой проекции. Но конструкторы из Нижнего Тагила не остались в долгу, создав на основе Т-55 новую машину, получившую индекс Т-62. Этот танк был конкурентоспособен с зарубежными машинами, но уже не имел резервов для дальнейшего совершенствования. Вооруженный 115-мм гладкоствольной пушкой, при всех положительных качествах он мог рассматриваться лишь как временная альтернатива.
Основные усилия всех КБ сосредоточились на создании перспективного танка, который надолго обеспечил бы превосходство над зарубежными армиями. Раньше всех такую машину разработали харьковчане. Это был Т-64: первый в мире танк с автоматом заряжания пушки и множеством других, можно сказать, революционных новшеств. Мощная стабилизированная в двух плоскостях 125-мм гладкоствольная пушка, совершенная система управления огнем, многослойное композитное бронирование, автоматическая система коллективной защиты, оригинальные двигатель, трансмиссия и ходовая часть сделали машину, несмотря на ряд «детских болезней» (относительно высокая стоимость производства и эксплуатации, недостаточная надежность некоторых узлов и агрегатов), родоначальницей нового поколения отечественных танков и нового направления в мировом танкостроении. Т-64 стал своеобразной лабораторией для отработки новейших систем, которые впоследствии были использованы на новых танках Ленинграда и Нижнего Тагила: Т-80 и Т-72.
Между собой эти машины различались двигателями и ходовой частью. На Т-64 применили двухтактный бесклапанный дизель со встречно-движущимися поршнями, на Т-72 — четырехтактный V-образный дизель, а Т-80 оснастили газовой турбиной. Динамические характеристики танков оказались приблизительно одинаковыми, а огневые возможности — абсолютно идентичными.
Каждое КБ совершенствовало свою машину. Харьковчане впервые в мировой практике на серийном Т-64Б применили систему 9К112 «Кобра», позволяющую через ствол пушки осуществлять управляемые пуски противотанковых ракет. Сейчас подобные системы являются обязательной принадлежностью всех российских танков. Последним вариантом в ряду машин типа Т-64 стал Т-64БМ с более мощным двигателем.
В начале 80-х годов харьковский завод имени Малышева перевели на выпуск Т-80. В принципе решение о сокращении номенклатуры практически одинаковых танков было логичным. Что касается сохранения производства Т-72, то здесь все ясно: эта машина изначально была экспортным (читай: подарочным) вариантом, предназначенным для оснащения армий наших в то время многочисленных друзей. Сегодня весь «третий мир» воюет на Т-72. А вот выбор в качестве генерального направления машин с газотурбинным двигателем едва ли можно считать верным. При очевидных привлекательных качествах (высокая габаритная мощность, прекрасная моментная характеристика) двигатель этого типа имеет столь же очевидные недостатки. Он чрезвычайно прожорлив, очень чувствителен к пыли, в ремонте страшно трудоемок, стоит примерно в десять раз дороже дизеля такой же мощности. Но выбор, к сожалению, делался в первую очередь с учетом конъюнктурных соображений, а не здравого смысла.
В Харькове же предпочли руководствоваться именно здравым смыслом и продолжили работу над дизельным вариантом. Так родился Т-80УД: абсолютный близнец Т-80, но оснащенный 1000-сильным дизелем 6ТД-1. В ходе сравнительных испытаний при прочих равных показателях Т-80УД с запасом топлива 1300 л имел запас хода около 600 км, а газотурбинный Т-80 на 1770 л прошел всего 330 км. Т-80УД был принят на вооружение. Его серийное производство наладили на том же заводе имени Малышева параллельно с Т-80. Эти машины хорошо запомнились москвичам по событиям октября 1993 года: именно они расстреливали парламент. Они же послужили основой для создания Т-84.
Самостийный танк
К моменту обретения Украиной независимости ХКБМ имени Морозова уже многие десятилетия занимало ведущие позиции не только в отечественном, но и в мировом танкостроении. Со времен Кошкина и Морозова здесь было воспитано несколько поколений классных специалистов, используется эффективная технология конструирования. Еще 12 лет назад в этом КБ около половины объема конструкторской документации отрабатывали с применением систем автоматизированного проектирования. Опыт, приобретенный при разработке и серийном производстве Т-64, Т-80 и Т-80УД, стал достаточной основой для создания новой боевой машины.
Но танк мало сконструировать — его надо уметь выпускать. И необходимо признать, что промышленный и научный потенциал Украины сегодня достаточен для производства современных машин.
Рядом с ХКБМ имени Морозова, практически на одной территории, находится еще одно старейшее КБ — двигателестроения. Именно здесь создано семейство двухтактных дизелей, которыми оснащены все харьковские танки начиная с Т-64, Мощность последнего из них (6ТД-3) составляет более 1500 л.с. Обе конструкторские организации соседствуют с заводами, в цехах которых реализуются их замыслы. Киевский НИИ сварки и сверхтвердых материалов имени Патона — одна из самых авторитетных организаций в вопросах технологии сварки танковой брони. «Азовсталь» и «Криворожсталь» плюс предприятия Донбасса в полной мере могут обеспечить потребности танкостроителей в необходимых сортах металла.
Машиностроительным предприятиям вроде краматорского НКМЗ имени Ленина или СКМЗ имени Куйбышева вполне по силам не только обеспечить сборочное производство танков мощными и точными гидравлическими прессами, штамповочными линиями, металлорежущими станками практически всей номенклатуры, но и непосредственно участвовать в изготовлении отдельных элементов боевых машин, например пушек. Ведь в активе НКМЗ — башенные артиллерийские установки линкора «Советский Союз», самые мощные в мире гидравлические прессы. Крымский мост в Москве и практически все установщики наших космических кораблей (в том числе комплекса «Буран — Энергия») и стратегических ракет шахтного базирования. Да и по остальным отраслям, определяющим возможность производства современных танков (электротехника и электроника, резинотехнические и полимерные изделия и т.д.), Украина располагает огромным потенциалом.
Естественно, для запуска производства новых боевых машин требуется серьезное финансирование. В этой ситуации украинцы поступили очень прагматично. Потеряв заказчика в лице советской армии и не приобретя в лице российской, они стали искать его в дальнем зарубежье. Для этого не жалели средств на разработку и постройку выставочного образца и на мощную рекламную кампанию. Руководство страны и вооруженных сил предоставило промышленникам режим наибольшего благоприятствования. Танкостроители получили самостоятельность в поиске потенциальных потребителей. Усилия принесли плоды: был получен крупный и щедро финансируемый зарубежный заказ.
Благодаря удачному сочетанию основных качеств (высокая огневая мощь, надежная защита машины и экипажа, приемлемая стоимость) украинский танк Т-84 стал серьезным конкурентом зарубежным аналогам, в том числе и российским Т-80У и Т-90.
По ряду показателей Т-84 идентичен российским машинам (см. таблицу). Комплекс управления огнем обеспечивает дублированное управление пушкой и пулеметом. У командира для этого имеется комбинированный прицел с независимой стабилизацией линии прицеливания, а у наводчика — дневной прицел «Иртыш», лазерный дальномер, аппаратура наведения управляемых снарядов и тепловизор «Буран». Кроме того, имеется и бортовой компьютер, учитывающий ряд внешних факторов, влияющих на точность стрельбы.
Главной новинкой Т-84 является активная оптико-электронная система «Штора-1», предназначенная для создания помех боеприпасам с полуавтоматическим или полуактивным лазерным наведением. В ее составе два индикатора предупреждения экипажа об облучении танка лучем лазера, два генератора ИК-помех, две 6-ствольных установки для запуска специальных «аэрозольных» гранат, микропроцессорный блок и панель управления
Не забывая старого
Но, работая над выполнением пакистанского заказа, ХКБМ не забывает о старых машинах. В мире сегодня очень много танков Т-72, нуждающихся в глубокой модернизации. Понимая это, специалисты ХКБМ предложили несколько вариантов совершенствования этой машины. Причем в отличие от России, предлагающей «жесткие» варианты работы, украинцы пошли по принципу «чего изволите», то есть готовы выполнять любые требования заказчика. Имеются даже машины с французским комплексом управления огнем. Лишь бы клиент был доволен и платил деньги…
Библиография:
«Солдат удачи» № 8 за 1998 г.
Энциклопедия танков.
2010.
.
Японские SUV внедорожники заслужили блестящую репутацию во всем мире благодаря сочетанию производительности, инноваций и надежности.…
Почему в Дубае выгоднее арендовать автомобиль Дубай можно назвать городом автомобилей. По крайне мере на…
Услуги автоэлектрика сейчас пользуются большим спросом. Если вас интересует адрес автоэлектрика в Уфе, то можете…
Независимо от того, работает ли ваш автомобиль без сбоев, нуждается ли в ремонте или даже…
Лада Ларгус, универсальный и надежный автомобиль, завоевал популярность среди водителей благодаря своей долговечности и доступности…
Осуществление качественного обслуживания в отношении гарантийных транспортных средств типа Land Rover на регулярной основе осуществляет…
This website uses cookies.