Что такое Уиппет Mk A?
Уиппет Mk A
Уиппет Mk A
После сражения у Камбрэ, которое стало звездным часом для танков, даже самым закоренелым скептикам стало очевидно, что в будущем проводить успешное наступление без использования танков просто невозможно. Без танков наступавшая сторона за каждый километр отвоеванных у противника позиций была вынуждена расплачиваться десятками тысяч убитых и огромными расходами боеприпасов. Английские танки вышли на поле боя в середине Великой войны. Нельзя сказать, что они решили исход всей войны, но роль их, действительно, оказалась значительной. Результат применения танков оправдал все возлагавшиеся на них надежды.
И все же успехи не могли скрыть недостатков нового оружия. Тяжелые танки не обладали ни достаточным запасом хода, ни маневренностью. Среди британских военных распространилось мнение о необходимости дополнить тяжелые танки более подвижными легкими. Раньше других это осознал полковник Фуллер, предложивший концепцию создания «кавалерийского» танка, обладающего большим запасом хода и высокой скоростью, пусть даже в ущерб пушечному вооружению. В соответствии с теоретическими предпосылками англичане приступили к конструированию среднего танка.
В принципе, на фирме У. Фостера его проект был готов еще до того, как заказ на такую машину поступил из военного ведомства. Танк изготовили в декабре 1916 года, испытали в феврале 1917, а в июне того же года военные выдали заказ на первую партию из 200 средних танков.
В марте 1918 года первые серийные танки, получившие обозначение Мк.А., сошли со сборочной линии завода. Новый танк, созданный Уильямом Триттоном на фирме У. Фостера в городе Линкольне, считался быстроходным, и за то, что развивал вдвое большую скорость нежели Мk-IV, заработал прозвище «Whippet» — «Борзая».
Средний танк Мk.А. «Whippet». Англия, 1918г. Масса 14 т, длина – 6080 мм., ширина – 2620 мм., высота – 2750 мм., толщина брони 6 — 14мм., скорость по шоссе — до 14 км/ч, вооружение – 3 или 4 7,7-мм пулемета «Гочкиса». Экипаж – 3 человека. Преодолеваемые препятствия: высота стенки – 0,75 м., ширина рва – 2,10 м., глубина брода – 0,80 м. Запас хода составлял 130 км.
Компоновка танка Мк.А. «Whippet».
Особенностью танка «Whippet» было наличие двух двигателей, а не одного, как на тяжелом танке. Размещены двигатели «Тейлор» мощностью по 45 л.с., также были необычно — в передней части корпуса, рядом с топливными баками. Каждый двигатель через свою коробку передач приводил в движение одну из гусениц. Коробки передач и ведущие колеса находились в задней части корпуса. Поворот танка мог осуществляться одним из трех способов – либо путем уменьшения числа оборотов одного из двигателей, либо путем переключения передачи, либо и тем и другим способом одновременно. Одним из недостатков конструкции было то, что если из строя выходил один из двигателей, танк не мог продолжать движение.
Вообще-то это был не единственный недостаток танка. Не смотря на увеличение скорости до 14 км/ч, подвеска оставалась жесткой (хотя к тому времени во Франции уже появились танки с мягкой подвеской). Из-за этого скорость танка Мк.А. на пересеченной местности по-прежнему оставалась невысокой. Танк оказался очень сложным в управлении, и от водителя требовалось немалое мастерство, да и обзор из кормовой рубки, где размещался экипаж и вооружение (4 пулемета), был неважным. От вращающейся башни конструкторы отказались с целью упрощения и удешевления производства танка, хотя прототип «Уиппета» — легкий танк Триттона, имел вращающуюся башню.
Мк.А. «Whippet» были дороги и сложны в производстве и эксплуатации, но, тем не менее, превосходили своих тяжелых «коллег». Танкисты хвастали, что «Борзые» способны своим ходом вернуться из боя на исходную позицию! Тяжелым Mk-I – Mk-IV из-за частых поломок и небольшого запаса топлива это удавалось далеко не всегда.
Средний танк Мk.А. «Whippet»
Средний танк Мk.А. «Whippet»
Средний танк Мk.А. «Whippet». Вид сзади
Мк.А. начали службу 26 марта 1918 года. В тот день 12 танков были посланы на разведку в Колинкам. А свой первый бой «Борзые» приняли под Виллер-Бретонни 24 апреля 1918 года. 7 танков на скорости около 10 км/час появились на поле боя и обратили в бегство около 1 200 немцев, готовившихся к атаке. Было убито 400 немецких солдат. Правда, и цена за успех оказалась большой – из 7 танков вернулись 3, остальные 4 сгорели (один танк подбил A7V № 525 «Зигфрид»; еще три Мк.А. уничтожили артиллеристы).
Танки «Whippet» приняли самое активное участие во всех сражениях конца войны, в том числе и под Амьеном 8 августа 1918 года, когда 96 средних танков Мk.А. впервые в истории танковых войск осуществили нечто похожее на оперативный прорыв. Оторвавшись от своей пехоты и сопровождаемые кавалерией, они провели впечатляющий рейд по немецким тылам. В результате согласованных действий всех родов войск англичанам уже к вечеру того дня удалось захватить 16 000 пленных и 400 орудий, а также продвинуться на 11 км в глубь сильной германской обороны. О том, на сколько Мk.А. «Whippet» мог быть грозным оружием, можно судить по действия танка с довольно странным прозвищем «Музыкальный ящик» лейтенанта Арнольда в сражении за Амьен. «Whippet», оторвавшись от своей залегшей под шквальным артогнем кавалерии, в одиночку совершил дерзкий рейд по немецким тылам. Приблизительно за 12 часов рейда экипаж танка подавил батарею, рассеял колонну из автомобилей и повозок и уничтожил более 200 солдат противника. Только два попадания, воспламенившие бензин, вытекший из укрепленных на крыше запасных канистр, вывели танк из строя. Следует заметить, что канистры были закреплены в нарушение инструкции (их полагалось крепить сзади).
И все же «кавалерийским» стать танку «Whippet» не удалось. По мнению личного состава батальонов «Уиппетов» взаимодействия с кавалерией, как такового, вообще не было, и оба вида оружия не помогали друг другу, а скорее мешали. При наступлении, когда танки должны были развернуться перед конницей, скорость их оказалась недостаточной — их перегнали эскадроны, шедшие галопом. Во время же боя конница не поспевала, она осталась позади пехоты, и поэтому танки «Whippet» должны были вести бой самостоятельно, помогая пехоте там, где представлялся удобный случай. Выход на оперативный простор был невозможен без поддержки мотопехоты на бронетранспортерах и грузовиках, без подвижных машин связи и снабжения, без четкого взаимодействия с кавалерией. Всего этого в 1918 году достичь было невозможно.
Пытаясь исправить недостатки конструкции Мk.А. англичане в 1918 году сконструировали две новые модификации среднего танка – Мк.В. и Мк.С. Удачными их ни как не назовешь. Эти машины в общих чертах повторяли своего предшественника. Танки «подросли», но по-прежнему сохранили жесткую подвеску. Следуя традиции британского танкостроения, они сохранили форму тяжелых машин с гусеницами, охватывавшими корпус. Компоновка танка изменилась. Рубка и двигатель (теперь один —100-сильный) поменялись местами. Вооружение на обоих танках размещалось в рубке в шаровых установках с ограниченными углами обстрела. Кроме четырех пулеметов в рубке, еще два пулемета у Мк.В. размещались в боковых спонсонах, делая боевое отделение еще более тесным. Мк.В. получился перетяжеленным для среднего танка. Поскольку мощность двигателя была явно недостаточной для 18-тонной машины, скорость его оказалась даже ниже, чем у Мк.А. – менее 10 км/ч. На Мк.В. установили новинку — аппаратуру для создания дымовых завес.
Средний танк Мк.В Боевая масса — 18 т. Экипаж — 4-5 чел. Вооружение — 6 пулеметов. Толщина брони — 14 мм лоб и борт корпуса. Двигатель «рикардо» — 100 л. с. Скорость по шоссе — 9,6 км/ч. Запас хода по шоссе — 105 км.
Средний танк Мк.В
Мк.С. оказался еще тяжелее — 19,5 т., но благодаря мощному 150-сильному двигателю развивал скорость до 13 км/ч. Экипаж насчитывал 4 человека. Вооружение в варианте «самки» состояло из четырех пулеметов, и в отличие от Мк.В. размещалось только в рубке. Проект «самца» с 57-мм пушкой и тремя пулеметами остался нереализованным. Толщина брони на танках не превышала 15 мм.
Средний танк Мк.С
Последним образцом среднего танка, который англичане создали до конца войны, был Мк.D. Другое обозначение танка — Мк-I (не путать с тяжелым!). Он имел вращающуюся башню, низкий корпус и был первым танком, «умевшим» плавать. На воде танк держался за счет объема корпуса и передвигался со скоростью 5 км/ч. Перемещение по воде осуществлялось за счет перематывания гусениц с траками оригинальной овальной формы, которые крепились к канатной основе средней частью («змеевидная гусеница»). При массе 13,5 т. танк мог развивать, за счет двигателя мощностью 240 л. с., достаточно высокую по тому времени скорость — до 43 км/ч. Мк.D. имел экипаж из 4 танкистов и был вооружен тремя пулеметами. Всего до конца войны изготовили 4 танка.
Британское командование планировало выпустить 6 тысяч средних танков, но после окончания войны заказ значительно сократили, а всего в итоге было выпущено 36 Мк.С. из 200 заказанных и 45 Мк.В. из 450. Последние продолжали служить в английской армии до 1925 года. Среди закупленных Японией в начале 1920-х годов для испытаний танков было несколько Мк.В.. Небольшое количество Мк.В. состояли на вооружении латвийской армии.
Трофейные танки Мk.А. использовались немецкой армией. Танкам Мk.А. и Мк.В. довелось повоевать и в России во время Гражданской войны в рядах Белой армии и интервентов. Распределены они были следующим образом. 3 танка Мк.В., из них два английских и один русский — № 1613, входили в состав Северной Армии. Один из них был захвачен Красной Армией в 1920 году в Архангельске.
Армия генерала Деникина имела 2 отряда танков, 2-й и 4-й, полностью укомплектованных Мk.А. 2-й отряд включал танки «Тигр», «Степняк», «Сфинкс» и «Крокодил» (позднее «Сибиряк»). 4-й отряд состоял из танков «Генерал Врангель», «Садко», «Генерал Шкуро» и «Уралец». Два Мk.А. приняли участие в штурме Царицына.
В конце Гражданской войны «Уиппеты» досталась Красной Армии. Под названием «Тейлор» (по типу установленных двигателей) 12 Мk.А. эксплуатировались в СССР до начала 30-х годов.
Британские танки Мk.А. захваченные Красной Армией в 1919 г. возле Новороссийска
Русские офицеры-танкисты на танках Мk.А., поставленных союзниками Добровольческой Армии генерала Деникина, 1919 г.
Танки Мk.А., поставленные союзниками Добровольческой Армии
Танки Мk.А. в Красной Армии
Библиография:
1.Энциклопедия танков.
2.С. Федосеев. Танки кайзера. Бронеколлекция 6’96
3.Бронетанковая техника Великобритании1914-1918
Энциклопедия танков.
2010.
.
Японские SUV внедорожники заслужили блестящую репутацию во всем мире благодаря сочетанию производительности, инноваций и надежности.…
Почему в Дубае выгоднее арендовать автомобиль Дубай можно назвать городом автомобилей. По крайне мере на…
Услуги автоэлектрика сейчас пользуются большим спросом. Если вас интересует адрес автоэлектрика в Уфе, то можете…
Независимо от того, работает ли ваш автомобиль без сбоев, нуждается ли в ремонте или даже…
Лада Ларгус, универсальный и надежный автомобиль, завоевал популярность среди водителей благодаря своей долговечности и доступности…
Осуществление качественного обслуживания в отношении гарантийных транспортных средств типа Land Rover на регулярной основе осуществляет…
This website uses cookies.