Вторая профессия водителя

Что такое Вторая профессия водителя?

Вторая профессия водителя

Вторая профессия водителя

       После танка Рено FT конструкторы, казалось бы, бесповоротно приняли систему размещения основного вооружения во вращающейся башне, но время от времени в некоторых моделях машин наблюдался как бы возврат к прошлому: пушка устанавливалась в корпусе танка, хотя вести круговой обстрел становилось невозможным. Чем же объяснялось такое?

        В конце двадцатых годов по инициативе генерала Ж. Этьенна французские конструкторы приступили к разработке тяжелого танка прорыва, а он в соответствии со своим назначением нуждался в более мощном и многочисленном вооружении. Поскольку машину решили одеть в толстую броню, то в целях экономии веса отказались от размещения пушек и пулеметов в нескольких башнях: 75-мм орудие установили в лобовой части корпуса, а вспомогательное вооружение — 37-мм пушку — в легкой башне. В результате действительно удалось защитить танк весьма солидной броней и уменьшить численность экипажа.

        В 1929-1930 годах фирмы FCM и «Рено» построили первые опытные машины, названные В-1, хотя выпуск их «Рено» начала только в 1935 году после длительной доработки. Много хлопот конструкторам доставила система использования основного вооружения. 75-мм орудие не имело механизма горизонтальной наводки, и, следовательно, пушку надо было наводить на цель, разворачивая машину. Из-за этого конструкторы решили установить многорадиусный механизм поворота — двойной дифференциал с гидростатическим блоком. Так водитель стал еще и наводчиком. Работа заряжающего существенно облегчалась, поэтому повысилась и скорострельность.

        В-1 обладал рядом новшеств: самозатягивающимися топливными баками, противопожарными переборками, автоматической централизованной системой смазки и гидрокомпасом. Этих танков было выпущено немного — всего 35 штук, а с 1937 года и вплоть до поражения Франции в 1940 году строились машины новой модификации В-1 bis (построено 365 штук), двигатель которых стал мощнее, а броня — более толстой, увеличился и запас хода машин. В несколько измененной башне устанавливалась 47-мм пушка.

        Американские конструкторы — в июне 1940 года от них потребовали срочно создать средний танк, который мог бы быть немедленно пущен в производство, — пошли аналогичным путем. За основу проектировщики взяли средний танк М2, в небольших количествах выпускавшийся с 1939 года. В новой машине сохранили ходовую часть от М2, но вооружение стало более сильным: впервые в американском танкостроении новую модель оснастили 75-мм пушкой, предназначенной для борьбы с укрепленными огневыми точками и бронированными целями. Существенным недостатком был малый угол ее горизонтальной наводки. Опыта размещения такого орудия в башне не было, и его поместили в корпусе в специальном спонсоне. 37-мм пушка устанавливалась в башне, а в командирской башенке — пулемет. Так появился танк «МЗ средний», он пошел в серию в январе 1941 года. Форма танка была неудачной: броневые листы, установленные вертикально, служили плохой защитой. МЗ, громоздкий и высокий, обладал низкой проходимостью, да и ремонтировать его в полевых условиях было трудно. Скоро эту машину заменил новый танк — М4. Всего же американские заводы до декабря 1942 года выпустили 6258 «МЗ средних» в шести модификациях, отличавшихся друг от друга маркой двигателя и способом изготовления корпуса и башни (к примеру, танки модификации МЗА1 имели литой корпус).

        А вот как обстояли дела у конструкторов «третьего рейха». В 1936 году немцы приняли решение создать специальный безбашенный танк для непосредственного сопровождения пехоты и подавления огневых точек противника. Машины, получившие название «штурмовых орудий», создавались на фирме «Даймлер-Бенц» на базе среднего танка T-III (выпуск их начали в 1940 году). Размещение орудия в неподвижной рубке позволяло уменьшить и массу танка, и улучшить его силуэт. 75-мм короткоствольное орудие (такое же, как на T-IV первых модификаций) имело все же небольшой угол горизонтального обстрела (по 12° в обе стороны). Водитель лишь направлял машину в сторону цели.

        Штурмовые орудия активно использовались в боях против французских войск в мае-июне 1940 года. Гитлеровцы оценили их достоинства и решили заказ на производство «орудий» увеличить. Позднее вооружение модернизировали: в 1942 году на этих танках установили 75-мм пушки длиной в 43, а затем в 48 калибров с бронебойными и подкалиберными снарядами. Была усилена до 80 мм и лобовая броня (вес возрос до 23,9 т). Наконец, в машине поставили пулемет для обороны в ближнем бою. Так, штурмовые орудия, по существу, превратились в противотанковые средства, хотя и сохранили свое название. Они во всевозраставших количествах поступали на фронт. Всего же в конце войны их выпущено 10 446 штук 9 модификаций (включая 1211 штук со 105-мм гаубицей).

        Идея безбашенного танка вновь возродилась после второй мировой войны в Швеции. В 1958 году несколько фирм, в том числе «Бофорс» и «Ландсверк», приступили к работе над танком S (другое обозначение Strv-103). С 1966 года он начал поступать на вооружение шведской армии. Скажем прямо: шведы удивили мир. Созданная ими машина обладала длинноствольной 105-мм пушкой и четырьмя пулеметами, которые жестко устанавливались в корпусе. Наводку на цель со своих пультов управления могли вести и водитель, и командир экипажа. Гидропневматическая система подвески позволяла менять клиренс и осуществлять наклоны танка в вертикальной плоскости для наведения оружия. Полный поворот на машине можно совершить всего за 10 с !

        Благодаря жесткой установке пушки было введено автоматизированное заряжание, усилена броневая защита (без увеличения массы машины) и уменьшен экипаж (нет заряжающего). Механизм заряжания содержит 50 снарядов. Скорострельность пушки достигает 15 выстрелов в минуту.

        Интересно, что третий член экипажа танка сидит спиной по ходу машины и работает как второй водитель при движении назад. В передней части корпуса помещается комбинированная силовая установка: дизель — для экономического хода и газотурбинный двигатель — для полного хода. Танк этот к тому же и плавает, используя индивидуальные складывающиеся плавсредства.

        В 1969 году появился модернизированный образец Strv-103В (новый ГТД на 490 л.с., лазерный дальномер, ИК-приборы). Всего до 1971 года в Швеции выпущено около 300 таких машин.

На заставке изображен шведский танк S. Боевая масса — 36 т. Экипаж — 3 чел. Вооружение — одна 105-мм Пушка, четыре 7,62-мм пулемета. Броня — противоснарядная. Двигатель — дизель Роллс-Роис К-60, 240 л. с., ГТД «Вольво», 330 л.с. Скорость по шоссе — 50 км/ч, на воде — 6 км/ч.

Рис. 50. Французский тяжелый танк В-1. Боевая масса — 32 т. Экипаж — 4 чел. Вооружение — одно 75-мм орудие, одна 47-мм пушка, два 7,5-мм пулемета. Толщина брони: лоб и борт корпуса — 60 мм, башня — 56 мм. Двигатель — карбюраторный Рено, 300 л.с. Скорость по шоссе — 28 км/ч.

Рис. 51. Американский средний танк МЗА2. Боевая масса — 27 т. Экипаж — 7 чел. Вооружение — одна 75-мм и одна 37-мм пушки, четыре 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса — 51 мм, борт — 38 мм, башня — 57 мм. Двигатель — Континенталь R975EC2, 340 л.с. Скорость по шоссе — 42 км/ч.

Рис. 52. Немецкое штурмовое орудие (модификация С). Боевая масса — 20 т. Экипаж — 4 чел. Вооружение — одно 75-мм орудие. Толщина брони, лоб корпуса — 50 мм, борт — 30 мм. Двигатель — Майбах HL120 TRM, 300 л.с. Скорость по шоссе — 40 км/ч.

Библиография:

Техника молодежи №8 за 1980 год

Энциклопедия танков.
2010.

.

Страницы: 1 2 3 4 5

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *