Categories: Словарь

Артиллерия в танковом строю

Что такое Артиллерия в танковом строю?

Артиллерия в танковом строю

Артиллерия в танковом строю

        Война подходила к концу. Но все еще надеясь на разногласия между участниками антифашистской коалиции, Гитлер и его приспешники принимали все меры, чтобы оттянуть развязку.

        Более миллиона солдат, свыше 10 тыс. орудий и минометов, 1500 танков и штурмовых орудий, 3300 боевых самолетов пытались сдержать стремительное наступление советских войск на Берлин. В самом городе каждый дом был превращен в крепость. Огромные баррикады перегораживали улицы. Немецкие самоходные орудия «фердинанды», «ягдпантеры», тяжелые «тигры» и «пантеры» подстерегали атакующих в подворотнях домов. В таких условиях трудно было вести бой без поддержки полевой артиллерии.

        И тогда вместе со штурмовыми группами на улицы вражеской столицы вошли тяжелые самоходные артиллерийские установки. Огнем мощных орудий они проламывали бреши в завалах и стенах, прямой наводкой уничтожали пулеметные точки. Завидев внушительные стволы советских самоходок, фашисты в панике покидали свои танки. Еще бы! Даже при близком разрыве 152-мм снарядов тяжелой САУ взрывной волной сбивало с «тигров» башни.

        Батареи 351-го гвардейского тяжелого самоходно-артиллерийского полка в составе штурмовых групп 79-го стрелкового корпуса продвигались к рейхстагу. Стреляя почти в упор, обрушивая перекрытия зданий, гвардейцы-самоходчики надежно прикрывали нашу пехоту. 1 мая 1945 года после упорных боев сопротивление противника было сломлено — рейхстаг пал. И солдаты в черных комбинезонах самоходчиков одними из первых расписались на стенах фашистского логова.

* * *

        На первый взгляд САУ мало отличаются от танков. Но чтобы понять главные их особенности и назначение, нужно совершить экскурс в историю.

        …Эпизод русско-турецкой войны, относящийся к 1877 году. Русская артиллерия ведет непрерывный огонь по вражеским окопам. Но вот противники настолько сблизились, что возникла опасность накрыть огнем свои части. Тогда артиллеристы быстро снялись с позиций и, следуя за пехотой, стали поддерживать ее огнем с коротких остановок. Так появился новый боевой прием — сопровождение атакующей пехоты огнем с колес. Вскоре возник и новый термин: артиллерия сопровождения, или артиллерия ближнего боя.

        Орудия среднего и крупного калибра поражали боевые порядки противника на всю глубину его обороны с закрытых позиций, а артиллерия сопровождения (легкие 37-45-мм орудия), двигаясь вместе с пехотой, прямой наводкой подавляла пулеметные точки противника, била по амбразурам полевых укреплений, отражала контратаки бронеавтомобилей.

        Перекатывание пушек вручную требовало значительных физических усилий от орудийного расчета. Поэтому создавались различные проекты самодвижущихся орудий. Например, в 1923 году советские инженеры В. М. Трофимов и Н. В. Каратеев создали образец 45-мм самодвижущегося орудия с двигателем мощностью 10 л. с. Водитель шел за орудием пешком. Скорость не превышала 5 км/ч.

        Однако дальнобойность огня артиллерии среднего и крупного калибра заставила воюющие стороны значительно укреплять свои тылы. И легкая артиллерия, сопровождавшая пехоту, уже не могла разрушать бетонированные доты, траншеи и блиндажи с мощными перекрытиями в глубине обороны противника. Тогда-то пришли к такому решению: передвигаться за боевыми порядками пехоты должны орудия крупных калибров. Но прежде надо было найти ответы на довольно сложные вопросы: как передвигать орудия и транспортировать тяжелые снаряды, как обеспечить безопасность расчетов?

        В 1934 году в СССР на базе тяжелого танка Т-35 была установлена 203-мм гаубица, частично защищенная броней в 20 мм. Снаряды опытной тяжелой самоходно-артиллерийской установки, получившей название СУ-14-1, могли разрушать бетонированные доты, выворачивать из земли гранитные надолбы, прокладывая дорогу танкам и пехоте. Опыт показал, что высокоманевренная САУ при обнаружении целей могла немедленно открывать огонь с короткой остановки или без особого риска вести огонь прямой наводкой с открытой позиции.

        Опытные образцы артиллерийских самоходок СУ-14БР-2 1940 года и СУ-100Y () закрывались броней полностью. Последняя имела броню толщиной 60 мм. При весе в 64 т эта машина передвигалась со скоростью 35 км/ч. Экипаж артсамохода составлял 6 человек. На СУ-100Y устанавливалось орудие калибра 130-мм, а на СУ-14БР-2 — орудие калибра 152-мм. Обе эти установки использовались в первый период Великой Отечественной войны — в боях под Москвой.

        Самоходные артиллерийские установки подобного типа за рубежом появились значительно позднее: в США, например, только к концу 40-х годов.

        От опытных образцов советская промышленность перешла к созданию серийных тяжелых САУ. В 1943 году на базе тяжелого танка КВ-1С сконструирована СУ-152 с орудием калибра 152-мм. Тогда же советская промышленность выпустила новую тяжелую самоходную установку ИСУ-152, спроектированную на базе тяжелого танка ИС, со 152-мм орудием, имевшим снайперскую точность стрельбы. Появление этой машины, а вслед за ней еще одной самоходной установки ИСУ-122, свело на нет все попытки гитлеровских конструкторов создать своим танкам превосходство на поле боя. Тяжелые снаряды советских самоходок буквально проламывали броню «тигров» и с «пантер», не говоря уже о немецких самоходках.

        Обладая большими, чем у танков, калибрами орудий, тяжелые САУ как тень двигались за танками. При контратаке врага они могли принять удар на себя и, открыв огонь с места, позволить своим танкам перегруппироваться для удара во фланг атакующему противнику. «О том, что танки при наступлении нуждаются в артиллерийском сопровождении, спорить не приходится. Но, основываясь на боевом опыте, нужно признать, что лучшим видом артиллерии в условиях ведения маневренной войны, способным непосредственно сопровождать танки в атаке, является самоходная артиллерия» (главный маршал бронетанковых войск П. А. Ротмистров).

        Это и понятно. В борьбе с бронированными машинами врага САУ обладали значительным преимуществом перед полевой артиллерией: широкий маневр по полю боя, защищенность экипажа, способность немедленно открыть огонь. Кроме того, имея мощную броню и сильное вооружение, тяжелые самоходки иногда и самостоятельно атаковали врага. Самоходчики 399-го гвардейского тяжелого самоходно-артиллерийского полка в бою под станцией Малиничи так стремительно атаковали противника, что 3 «тигра» и 12 «пантер», только что прибывших железнодорожным эшелоном, сдались без единого выстрела.

        18 марта 1944 года в районе Черный Остров — Старо-Константиново гитлеровцы фланговыми ударами пытались отрезать танки 3-й гвардейской танковой армии, нарушить коммуникации частей, ушедших вперед. На направлении удара врага в 300-400 м от танков, зарытых в землю, побатарейно расположились тяжелые самоходные установки. Около 70 «тигров» и «пантер» с трех сторон атаковали наспех подготовленные позиции. Силы были далеко не равными. Но не в традициях самоходчиков уступать врагу поле боя и снаряды мощных орудий проламывают броню «тигров», сбивают башни с «пантер», зажигают вражеские самоходки «фердинанд». Три установки из батареи старшего лейтенанта Назаренко преградили путь девятнадцати «тиграм» и «фердинандам». Шесть часов сдерживали они их продвижение, пока батарея капитана Икрамова ударом во фланг не отбросила врага. Только за один этот день полк подбил 27 немецких танков.

        А вот, например, итог боевой деятельности этого полка с 16 июля по 25 августа 1944 года: сожжено 17 немецких танков, подбито 8 танков, уничтожено 12 противотанковых пушек, 5 наблюдательных пунктов, 3 склада, 11 автомобилей, 400 гитлеровцев, подавлено 9 артиллерийских и 6 минометных батарей.

        Роль, которую сыграли в минувших боях самоходные артиллерийские установки, позволяет им занять почетное место в истории развития советских танковых войск.

Краткая ТТХ тяжелых советских САУ

Обозначения на чертежах:

1 — направляющее колесо, 2 — фара, 3 — колпак вентилятора, 4 — поддерживающий каток, 5 — наружные баки, 6 — ведущее колесо, 7 — опорный каток, 8 — буксирное приспособление, 9 — сигнал, 10 — люки рубки, 11 — люк моторного отделения, 12 — сетки воздухопритоков, 13 — жалюзи радиатора, 14 — люки трансмиссионного отделения, 15 — габаритные фонари, 16 — упор балансира, 17 — ось ведущего колеса, 18 — балансиры.

Библиография:

«Моделист-Конструктор» №5 за 1973 год

Энциклопедия танков.
2010.

.

Page: 1 2 3 4 5

admin

Share
Published by
admin

Recent Posts

Знакомство с лучшими японскими SUV-внедорожниками

Японские SUV внедорожники заслужили блестящую репутацию во всем мире благодаря сочетанию производительности, инноваций и надежности.…

2 месяца ago

Как арендовать авто в Дубае

Почему в Дубае выгоднее арендовать автомобиль Дубай можно назвать городом автомобилей. По крайне мере на…

3 месяца ago

Адрес автоэлектрика в Уфе

Услуги автоэлектрика сейчас пользуются большим спросом. Если вас интересует адрес автоэлектрика в Уфе, то можете…

5 месяцев ago

Выкуп автомобилей в любом состоянии

Независимо от того, работает ли ваш автомобиль без сбоев, нуждается ли в ремонте или даже…

5 месяцев ago

Самые востребованные запчасти для Лада Ларгус

Лада Ларгус, универсальный и надежный автомобиль, завоевал популярность среди водителей благодаря своей долговечности и доступности…

5 месяцев ago

Профессиональное обслуживание авто Land Rover

Осуществление качественного обслуживания в отношении гарантийных транспортных средств типа Land Rover на регулярной основе осуществляет…

6 месяцев ago

This website uses cookies.