Categories: Словарь

Бронетанковая техника Швеции

Что такое Бронетанковая техника Швеции?

Бронетанковая техника Швеции

Бронетанковая техника Швеции

       По уровню развития бронетанковой техники Швеция занимает видное место среди капиталистических стран. Первые шведские танки были разработаны и начали выпускаться для оснащения вооруженных сил страны и на экспорт уже в 30-х годах. Довоенные танки (L10, L30, L60, L80) были вооружены 20-47-мм пушками, а боевой вес их составлял 7-12 т. Ими был укомплектован танковый полк, сформированный в 1939 году. К 1943 году в Швеции было уже четыре танковых пилка, в составе которых имелись и танки STRV-71 с 75-мм пушкой.

       В первые годы после второй мировой войны Швеция не разрабатывала новых танков, а поэтому в 1953 году в Великобритании было закуплено 80 танков «Центурион» Мк3, вооруженных 83,8-мм пушкой (они получили обозначение STRV-81). Позже было приобретено еще около 270 танков «Центурион» Мк10 (STRV-102) со 105-мм пушкой.

       Во второй половине 50-х годов в Швеции вновь активизируются работы по созданию собственных танков. В 1957 году на основе устаревшего танка STRV-71 был разработан и выпущен 25-т разведывательный танк STRV-74, вооруженный 75-мм пушкой с боекомплектом 28 выстрелов и двумя 7,62-мм пулеметами.

       В 1958 году контракт на разработку нового основного боевого танка получила шведская фирма «Бофорс». Через три года были изготовлены опытные образцы безбашенного танка, который рядом конструктивных особенностей существенно отличался от танков с классической компоновкой. Его серийное производство началось в 1966 году, а завершилось в 1971-м. Было изготовлено всего около 300 единиц. По данным иностранной прессы, стоимость программы разработки составила около 30 млн. долларов, а одного образца — 400 тыс. Серийные образцы получили обозначение STRV-103A.

       Безбашенный танк STRV-103A имеет низкий силуэт и поэтому менее уязвим от огня противника. Он вооружен 105-мм нарезной пушкой L74, которая жестко установлена в сварном (из стальных броневых листов) корпусе машины. Ствол пушки, созданной на основе английской пушки L7A1 танка «Центурион» Мк13, удлинен с 51 до 62 калибров. Это позволило повысить начальную скорость подкалиберного снаряда и дальность действительной стрельбы по бронированным объектам. Кроме подкалиберных, в боекомплект входят кумулятивные снаряды с пластическим ВВ и дымовые.

       Важной особенностью танка является наличие механизма автоматического заряжания пушки, что дало возможность сократить экипаж до трех человек, исключив заряжающего. Механизм автоматического заряжания рассчитан на 50 выстрелов. Перезаряжается он экипажем за 5-10 мин. За счет механизма заряжания скорострельность достигает 15 выстр./мин. Наведение в горизонтальной плоскости осуществляется поворотом танка, а в вертикальной (от -10° до +12°) обеспечивается подъемом или опусканием носовой или кормовой частей корпуса танка с помощью гидропневматической подвески ходовой части. Наводить пушку и стрелять из нее можно с мест командира танка или механика-водителя. Место командира находится справа от пушки, а механика-водителя — слева. В то же время к месту командира выведены органы управления танком. Третий член экипажа — радист также может со своего места (сзади механика-водителя) управлять танком при его движении задним ходом.

       В качестве дополнительного вооружения на левом борту танка STRV-103A установлены два 7,62-мм пулемета, наводящиеся вместе с пушкой, а на турели командирской башенки закреплен третий 7,62-мм пулемет, из которого можно вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям. По обеим сторонам от этого пулемета установлено по одному четырехствольному дымовому гранатомету.

       Командир танка и механик-водитель имеют одинаковые комбинированные перископические бинокулярные прицелы с 6-, 10- и 18-кратным увеличением. Прицел командира стабилизирован в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Для обзора местности командир имеет четыре перископических прибора наблюдения, механик-водитель — один, радист — два.

       Комбинированная силовая установка танка STRV-103A расположена в носовой части корпуса. Ее особенностью является наличие основного дизельного и вспомогательного газотурбинного двигателей. Более экономичный по расходу топлива дизельный двигатель работает на основных эксплуатационных режимах, а газотурбинный подключается только при движении по сильно пересеченной местности и слабому грунту, причем чаще используется в зимних условиях, так как легче запускается при низких температурах. На танке установлена гидромеханическая коробка передач.

       Особенности конструкции шведского безбашенного танка STRV-103A вызвали интерес в других странах. Так, Великобритания и США испытывали образец этого танка на своих полигонах в целях возможного использования опыта шведских специалистов при разработке перспективного танка. Известно также о западногерманских разработках проектов безбашенного танка.

       В 1969 году танк STRV-103A был модернизирован и получил обозначение STRV-103B. К усовершенствованиям относится оснащение его лазерным дальномером, инфракрасными приборами и новым газотурбинным двигателем мощностью 490 л. с. (у прежнего 330 л. с.). Танк оборудован индивидуальным плавсредством в виде складывающихся бортовых экранов, которые устанавливаются экипажем в рабочее положение в течение 15-20 мин.

       Движение по воде со скоростью 6 км/ч осуществляется за счет перематывания гусениц. На танке STRV-103B может монтироваться съемное бульдозерное оборудование, используемое для подготовки огневых позиций, расчистки завалов, обеспечения подходов к водным преградам.

       В середине 60-х годов шведское военное командование утвердило требования к новому легкому плавающему танку, который должен был заменить устаревший танк STRV-74. Затем три шведские фирмы представили на конкурс 14 проектов нового танка, но одному из которых в декабре 1969 года был изготовлен первый опытный образец танка, получивший обозначение IKV-91. Еще два опытных образца были построены в 1970 году, а два года спустя состоялось подписание контракта на производство 200 танков. Стоимость одного танка составила 200 тыс. долларов. В 1974 году первые танки IKV-91 поступили в войска, где их планируется использовать для борьбы с танками противника (главным образом из засад), а также для огневой поддержки пехоты и выполнения разведывательных задач.

       Танк IKV-91, основным вооружением которого является 90-мм нарезная пушка, имеет сравнительно высокие характеристики по точности стрельбы, обусловленные достаточно эффективной системой управления огнем. В отличие от большинства современных танков его пушка не имеет системы сгабилизации, но конструктивно предусмотрена возможность ее установки.

       Основными элементами системы управления огнем являются монокулярный перископический прицел наводчика с встроенным лазерным дальномером, электронный баллистический вычислитель, приборное оборудование и пульты управления командира танка и наводчика. Эта система обеспечивает автоматическую передачу целеуказаний командира, установку углов наведения пушки и сохранение угла упреждения, которые вырабатываются баллистическим вычислителем на основании поступающих в него данных о цели, сопровождаемой через прицел наводчиком орудия посредством пульта управления.

       Лазерный луч дальномера направляется оптикой прицела на цель и выходит из его верхней призмы соосно с линией прицеливания. В поле зрения левого окуляра прицела могут одновременно отображаться значения дальности до двух целей, находящихся в створе лазерного луча. В этом случае наименьшая дальность, измеренная по двум отраженным сигналам до каждой цели, автоматически вводится в баллистический вычислитель. Чтобы получить результаты измерения дальности, отображаемые в прицеле, надо нажать на соответствующую кнопку пульта управления наводчика. Дальность действия лазерного дальномера 0,2-10 км, точность ±10 м. Он измеряет расстояние одновременно до двух объектов и позволяет сделать 30 измерений в минуту.

       Электронный баллистический вычислитель, выполненный на твердотельных элементах и работающий на постоянном токе, связывает систему управления огнем в единое целое( рис. 3). Аналоговым методом он определяет поправки и установки, необходимые при стрельбе кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами из пушки, а также при стрельбе из спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета. Баллистические вычисления производятся с помощью аналоговой ЭВМ. При этом для выбранного типа боеприпаса рассчитываются поправки на отклонение с учетом следующих факторов: начальной скорости снаряда, температуры порохового заряда и воздуха, атмосферного давления, скорости бокового ветра, угла наклона цапф пушки и скорости движения цели. Данные об этих факторах вводятся вручную с помощью маховичков и переключателей, расположенных на панели баллистического вычислителя перед наводчиком. Для контроля имеется окошко отображающего устройства. Информация об угловых скоростях движения цели и данные о наклонах цапф пушки автоматически поступают в баллистический вычислитель от соответствующих датчиков. В него же автоматически вводится дальность до цели, измеренная лазерным дальномером (может вводиться и вручную — маховичком на панели баллистического вычислителя). С помощью вычислителя производится расчет установок для стрельбы из пушки на дальности до 2000 м и из спаренного с пушкой пулемета — до 1200 м.

       Танк IKV-91, по оценке иностранных специалистов, обладает высокой подвижностью на пересеченной местности зимой (по снегу и льду) и летом, что важно для условии Скандинавии. По воде танк движется со скоростью 7 км/ч за счет перематывания гусениц.

       Силовая установка выполнена в едином блоке. Она включает: двигатель, коробку передач с гидротрансформатором, редуктор и фрикционы механизма поворота. В целях уменьшения габаритов танка моноблок размещен в корпусе диагонально. Двигатель — четырехтактный шестицилиндровый дизель с жидкостным охлаждением. Он экономичен и характеризуется большим сроком службы при низкой стоимости технического обслуживания.

       Автоматическая трансмиссия с гидротрансформатором обеспечивает четыре передачи для движения вперед и одну для заднего хода. В качестве основных тормозов используются работающие от гидропривода сухие двухдисковые бортовые фрикционы, выполненные из чугуна. Они автоматически регулируются, требуют минимального технического обслуживания и время их надежной работы практически соответствует эксплуатационному ресурсу танка в целом. Для охлаждения фрикционов используется воздушный поток, образуемый эжектором, работающим от выхлопных газов двигателя.

       Подвеска опорных катков танка индивидуальная торсионная. Балансиры передних и задних катков связаны с амортизаторами. Траки резинометаллической гусеницы имеют съемные резиновые подушки, обеспечивающие меньший шум и отсутствие юза при движении по дорогам с твердым покрытием. Гусеница выдерживает пробег до 10 тыс. км. Для движения по льду на траках вместо резиновых подушек монтируются специальные шипы высотой 50 мм. Перед преодолением водной преграды достаточно в носовой части корпуса танка поднять волноотбойный щит, открыть воздухозаборники и выхлопной патрубок двигателя на крыше кормовой части корпуса. Просачивающаяся внутрь танка вода откачивается четырьмя трюмными насосами.

       Танк IKV-91 имеет легкую броневую защиту. Корпус и башня сварены из стальных листов. Передняя часть башни и верхний лобовой лист корпуса предохраняют экипаж от 20-мм снарядов. Бронирование танка над гусеничными полками имеет фальшборт, пространство за которым заполняется топливом, запасными частями и инструментами. Благодаря этому, по мнению шведских специалистов, повышается устойчивость против кумулятивных снарядов. Для защиты от радиоактивных осадков, химического и биологического оружия на танке имеется фильтровентиляционная установка, создающая небольшое избыточное давление очищенного воздуха в герметизированном боевом отделении.

       Надежность и восстанавливаемость танка IKV-91 обеспечивается за счет широкого использования при его разработке конструктивных элементов, хорошо зарекомендовавших себя на ранее разработанных серийных боевых и коммерческих машинах. Так, двигатель танка устанавливался на грузовых автомобилях и автобусах, а бортовые фрикционы взяты от гусеничного бронетранспортера PBV-302. Вышедшие из строя детали и агрегаты танка легко заменяются. Все трубопроводы, шланги и электропровода имеют быстросъемные соединения. Ремонтные работы в полевых условиях облегчаются диагностическим оборудованием. Например, характер неисправностей лазерного дальномера экипаж может определить самостоятельна с помощью возимого комплекта приборов.

       Для перевозки пехоты на поле боя шведские сухопутные войска располагают гусеничными бронетранспортерами PBV-301 и -302. PBV-301 был создан в 1961 году на базе устаревшего легкого танка STRV-41. Затем его заменили плавающим бронетранспортером PBV-302, который производился с 1964 по 1972 год. Всего было выпущено около 700 машин.

       Корпус PBV-302 сварен из стальных листов, бортовая броня разнесенная. В пространстве между броневыми листами помещены аккумуляторные батареи и другое оборудование. В крыше имеются два откидных люка, позволяющие вести огонь из стрелкового оружия. Для посадки и высадки пехоты в задней части корпуса имеется двустворчатая дверь. Основное вооружение — 20-мм пушка, установленная во вращающемся башенке. Двигатель (шестицилиндровый дизель) расположен в передней части корпуса. Подвеска торсионная с гидравлическими амортизаторами. Движение по воде осуществляется за счет перематывания гусениц. Для БТР разработана гусеница, рассчитанная на пробег до 10 тыс. км.

       На базе бронетранспортера PBV-302 созданы санитарная, командно-штабная, ремонтно-эвакуационная машины, а также подвижный командный пункт артиллерии.

       Разработан проект модернизации PBV-302 в целях использования его в качестве боевой машины пехоты. Предусматривается: борта корпуса сделать наклонными и оборудовать их приборами наблюдения и шаровыми установками для размещения стрелкового оружия, установить дизельный двигатель мощностью 310 л. с. с автоматической трансмиссией и гидростатическим механизмом управления, вооружить бронетранспортер 25-мм пушкой, стабилизированной в двух плоскостях.

       По сообщениям зарубежной печати, в настоящее время в Швеции ведется разработка нового основного боевого танка, который заменит танк STRV-103B. Проводятся испытания макетных образцов. По мнению шведских специалистов, новый танк будет иметь меньший боевой вес, а его стоимость может вдвое превысить стоимость STRV-103B.

Библиография:

Зарубежное военное обозрение № 10 за 1978 г.

Энциклопедия танков.
2010.

.

Page: 1 2 3 4 5

admin

Share
Published by
admin

Recent Posts

Знакомство с лучшими японскими SUV-внедорожниками

Японские SUV внедорожники заслужили блестящую репутацию во всем мире благодаря сочетанию производительности, инноваций и надежности.…

2 недели ago

Как арендовать авто в Дубае

Почему в Дубае выгоднее арендовать автомобиль Дубай можно назвать городом автомобилей. По крайне мере на…

2 месяца ago

Адрес автоэлектрика в Уфе

Услуги автоэлектрика сейчас пользуются большим спросом. Если вас интересует адрес автоэлектрика в Уфе, то можете…

4 месяца ago

Выкуп автомобилей в любом состоянии

Независимо от того, работает ли ваш автомобиль без сбоев, нуждается ли в ремонте или даже…

4 месяца ago

Самые востребованные запчасти для Лада Ларгус

Лада Ларгус, универсальный и надежный автомобиль, завоевал популярность среди водителей благодаря своей долговечности и доступности…

4 месяца ago

Профессиональное обслуживание авто Land Rover

Осуществление качественного обслуживания в отношении гарантийных транспортных средств типа Land Rover на регулярной основе осуществляет…

5 месяцев ago

This website uses cookies.