Что такое Ха-го?
Ха-го
Ха-го
Прост до примитивности
К созданию танковых сил в Японии приступили в начале 20-х годов. Для вооружения первых подразделений были закуплены: французские легкие танки «Рено» FT и NC-27 (последние получили название «Оцу»), английские танкетки «Карден-Лойд» Мк VI, средние танки Мк А «Уиппет» и Мк С. От использования зарубежной техники к развитию собственного танкостроения Япония перешла в конце 20-х годов, и к началу 40-х было разработано 16 образцов танков; но серийно производились только 4 из них. Производством бронетанковой техники занимался ряд фирм — «Токио-Гасу Денки», «Исикавадзима», «Дзидося Косио», а также арсеналы в Нагоя и Осака. Но ведущим производителем стала «Мицубиси», выпустившая за 1931 — 1945 годы 3300 танков из общего числа около 6,5 тысяч. Производство развивалось медленно. Причинами тому были недостаточно развитая автомобильная промышленность, постоянный дефицит ресурсов, большие затраты на авиа- и кораблестроительные программы.
В 1933 — 1934 годах прошел испытания новый легкий танк, созданный фирмой «Мицубиси» и получивший обозначение «95» (числовые обозначения образцам вооружения и боевой техники в Японии давались в соответствии с летосчислением «от основания Империи» (660 г. до н. э.): до 1940 г. обозначения были полными или по последним двум цифрам — так, образцу 1935 г. соответствовало обозначение «2595» или «95», 1940 г. — «Тип 100»; с 1941 г. использовалась только последняя цифра: «Тип 1» соответствовал обр. 1941 г., «Тип 2» — 1942 г. и т. д.). Танк «95» стал известен также под названием «Ха-го» или «Ке-го». В нашей литературе одно время он именовался «Мицубиси-95». Хотя танк и был принят японской армией, он несколько лет производился небольшими сериями; массовое его производство началось только в 1938 году.
«Ха-го» имел компоновку с задним расположением двигателя и передним — элементов трансмиссии. В средней части находились отделения управления и боевое, совмещенные в одно. Корпус танка собирался из катаных броневых листов толщиной 12 мм на каркасе с помощью болтов и заклепок. Объем подбашенной коробки был несколько увеличен за счет выступающих надгусеничных ниш полуконической формы. Башня — цилиндрическая, клепано-сварной конструкции с «куполом». Дабы уменьшить поражение экипажа осколками брони и травмы от ударов, с внутренней стороны корпуса крепили асбестовый «подбой».
В башне устанавливалась 37-мм пушка, снаряды которой пробивали по нормали броню толщиной 35 мм с расстояния 300 м. Крепление пушки в маске допускало качание как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Отдельно от пушки, справа сзади, в башне был установлен 6,5-мм пулемет. В корпусе, в чуть выступающей передней рубке, крепился лобовой пулемет.
Экипаж танка состоял из трех человек. Впереди справа располагался механик-водитель, слева — пулеметчик. Выгнутая крышка люка механика-водителя откидывалась вперед-вверх; в ней имелся смотровой лючок со своей крышкой. В крышке смотрового лючка и по бокам от него были прорезаны вертикальные и горизонтальные смотровые щели — таким образом старались сохранить обзор при колебаниях машины. Командир танка размещался в одноместном башне и выполнял также функции наводчика и заряжающего. Почти перед грудью командира находилась казенная часть орудия, под левой рукой — маховичок механизма поворота башни, за правым плечом — установка пулемета. В крыше купола башни имелся круглый двустворчатый люк. Края крыши загибались вниз, прикрывая вентиляционные отверстия. В левом борту башни и по бокам рубки пулеметчика имелись лючки для стрельбы из личного оружия (пистолет Намбу или револьвер Хино) с броневыми заслонками.
Двигатель танка представлял собой двухтактный 6-цилиндровый дизель воздушного охлаждения мощностью 120 л. с. Двигатель устанавливался сзади вдоль правого борта и через редуктор соединялся с механической коробкой передач, от которой по оси танка шел карданный вал в переднюю часть корпуса. Здесь кардан коническими шестернями соединялся с валами бортовых фрикционов. На ведущие колеса вращение передавалось одноступенчатыми бортовыми редукторами. Удельная мощность 16,2 л. с./т обеспечивала танку неплохую подвижность. Выхлопная труба с глушителем выводилась наружу вдоль правого борта. Слева от двигателя устанавливались топливный и масляный баки.
Танк имел подвеску, разработанную в 1933 году майором (впоследствии — генералом) Томио Хара и впервые опробованную на серийном малом танке «2592». Опорные катки были сблокированы по два на качающихся балансах, а упругими элементами служили горизонтальные спиральные пружины, заключенные в трубы, крепившиеся к бортам корпуса. Балансиры были связаны с двуплечими рычагами, оси которых также крепились к корпусу. Рычаги шарнирно соединялись с тягами, идущими к пружинам. Такая конструкция подвески использовалась на большинстве японских серийных танков 30 — 40-х годов. Ходовая часть «Xa-гo») включала по четыре сдвоенных обрезиненных опорных катка и два обрезиненных поддерживающих ролика на борт. Гусеница — металлическая, мелкозвенчатая с открытым шарниром, цевочного зацепления.
Для связи с водителем командир имел переговорную трубу («танкофон»). Специальных средств внешней связи не устанавливалось, и сигналы подавались флажками.
Танк был прост в изготовлении и эксплуатации, чем и понравился японским танкистам. Однако простота конструкции доходила порой до примитивности.
В 1935 году «95-е» в составе отряда смешанной механизированной бригады приняли участие в учениях на территории оккупированной японцами Маньчжурии — в районе Большого Хингана. Результатом было появление «маньчжурской» модификации танка с усиленной ходовой частью. На новых балансирах между опорными катками поместили дополнительные обрезиненные каточки, слегка приподнятые над опорной поверхностью. Каточек принимал на себя часть нагрузки на мягком грунте и смягчал удары на каменистом. В 1938 году «Ха-го» перевооружили удлиненной 37-мм пушкой и — в связи с общим изменением ружейно-пулеметного калибра в японской армии — 7,7-мм пулеметами.
«Ха-го» стал самым массовым японским танком 30 — 40-х годов — всего до 1943 года было произведено 1300 машин. Малые и легкие танки вообще составили основу танкового парка Японии во второй мировой войне. Согласно взглядам японского военного руководства танки предназначались для сопровождения пехоты в бою в составе небольших подразделений. В наставлении 1935 года по подготовке танковых частей указывалось, что «основное назначение танков — бой в тесном взаимодействии с пехотой». Основными их задачами считались: борьба с огневыми точками и полевой артиллерией и проделывание проходов пехоте в заграждениях. Танки могли посылаться в «ближние рейды» за передний край обороны противника на глубину не более 600 м. При этом, нарушив его систему обороны, они должны были возвращаться к своей пехоте и поддерживать ее атаку. Наиболее маневренным видом боевых действий были «глубокие рейды» вместе с кавалерией, моторизованной пехотой на автомашинах, саперами и полевой артиллерией. В обороне танки использовались для проведения частых контратак (в основном ночью) или для ведения огня из засады. Борьба с танками противника допускалась только при крайней необходимости. Правда, к концу войны японские наставления уже рассматривали танки как наиболее эффективное противотанковое средство. Нередко легкие танки в обороне закапывали в землю.
«Xa-го» неплохо показал себя в боях против китайской армии. Но летом 1939 года японским танкистам довелось столкнуться в боях на Халхин-Голе с советскими войсками. Вместе с другими повоевали здесь и три роты «Ха-го» из 4-го танкового полка под командой подполковника Тамада. В основном это были машины «маньчжурской» модификации. Бои показали такие их недостатки, как слабая бронезащита, большое «мертвое пространство» при стрельбе, неудовлетворительный обзор. Большой урон японцам нанесли мощные 45-мм танковые и противотанковые советские пушки. Советские БТ, Т-26, БА-6 и БА-10 открывали огонь с максимальных дистанций, пользуясь преимуществом в вооружении. Наши войска отмечали медлительность японских танков, боязнь оторваться в бою от своей пехоты. Теснота боевого отделения, отсутствие специальных средств наблюдения и связи, разнесенная установка пушки и пулемета в башне сильно затрудняли работу командира «Xa-го», действовавшегок тому же «в одиночку». Открытые смотровые щели были причиной частых ранений экипажа свинцовыми брызгами от пуль. Опыт боев заставил японцев улучшать характеристики легких танков.
Уже в ходе войны — в 1942 году — небольшой серией в 100 машин был выпущен «скоростной» 7,2-тонный танк «98»(«Ке-ни»), разработанный четырьмя годами раньше. От «Ха-го» «Ке-ни» отличался компоновкой: механик-водитель располагался по оси корпуса, лобового пулемета и «купола» башни не было. «Ке-ни» вооружался 37-мм пушкой «Тип 100». В ходовой части добавили одну тележку на борт, упругие элементы убрали внутрь корпуса. В том же году построили несколько танков Тип 2 «Ке-то» с удлиненной 37-мм пушкой «Тип 1» и шестицилиндровым дизелем мощностью 150 л. с. Небольшой серией была выпущена модификация «Ке-ну» весом 8,4 т, с 25-мм броней и 47-мм пушкой. Интересно, что одновременно с этим танком был создан опытный легкий «98 В» с ходовой частью «типа Кристи»: четыре опорных катка большого диаметра на борт, с индивидуальной пружинной подвеской, без поддерживающих роликов.
Фирма «Хино Моторс» тогда же построила опытный легкий танк «Ке-хо» весом 10 т, вооруженный 47-мм пушкой и 7,7-мм пулеметом, оснащенный 150-сильным дизелем. «Ке-хо» привлек внимание военных, но поставить его на производство не удалось.
В 1943 году «Ха-го» был вновь модернизирован. Новая модель — Тип 3 «Ке-ри» — имела 57-мм орудие «Тип 97» с длиной ствола 18,5 калибра. В 1944 году небольшой серией был выпущен «Тип 4» с таким же орудием в увеличенной клепаной башне с кормовой нишей, где в шаровой опоре устанавливался пулемет.
Начав — и весьма успешно — в декабре 1941 года войну на Тихом океане, Япония имела по одной танковой роте (9 танков) в составе десяти пехотных дивизий, и в основном это были «95» («Ха-го»). Последние имелись также в отдельных легкотанковых ротах и разведротах, придавались они и специальным военно-морским десантным отрядам. В ходе второй мировой войны легкие танки применялись японцами почти повсюду. В Малайе, к примеру, действовали смешанные танковые роты по 10 средних «97» и два легких «95» в каждой. «95» воевали на Тараве, Макине, Сайпане, Окинаве, Филиппинах. Столкновения с американскими войсками подтвердили слабость бронезащиты, недостаточную огневую мощь и невысокую надежность японских машин. Японские танкисты весьма охотно пользовались трофейными американскими M3 «Стюарт», бывшими для ним, пожалуй, даже слишком просторными. В боях с Советской Армией в августе — сентябре 1945 года «Ха-гo» себя никак не проявили и были захвачены в основном в парках. Исправные танки потом передали Народно-освободительной армии Китая.
Танки «Ха-го» и «Ке-ни» послужили базой для создания ряда машин. Так, на основе «Ха-го» в 1941 году построили плавающий танк «Ка-ми» для десантных отрядов, ставший одной из лучших японских машин второй мировой войны. Корпус танка был увеличен, имел коробчатую форму и сварную, герметизированную конструкцию, лобовой лист спрямлен. Несколько изменена ходовая часть: пружины подвески убраны внутрь корпуса, направляющее колесо опущено на землю. Башня стала двухместной. Для придания танку плавучести и «мореходности» спереди и сзади крепились на зажимах металлические понтоны, придававшие корпусу обтекаемую форму. После выхода танка на берег понтоны легко сбрасывались. Двигателем на воде служили гребные винты. С 1943 года выпускался улучшенный Тип 2 «Ка-ми». Всего было выпущено 180 танков, применявшихся в ряде десантных операций; в частности, на Сайпане, на Маршалловых островах.
На основе «Ха-го» в 1940 году был выпущен бронированный «носитель» «Со-то» для 37-мм противотанковой пушки. Ходовую часть дополнили одним катком на борт с полуэллиптической рессорой, направляющее колесо опустили на землю. Пушка крепилась открыто позади двухместной бронерубки, оснащенной лобовым пулеметом. Уже в 1945 году на шасси «Ха-го» была разработана, но не пошла в серию 47-мм самоходная противотанковая пушка «Тип 5» («Хо-py»). Пушка крепилась в лобовом листе открытой сзади рубки. На базе «Ке-ни» в 1942 году было выпущено небольшое количество зенитных установок «Та-ха», вооруженных 20-мм автоматическими пушками системы «Эрликон».
На примере «95» («Ха-го») можно увидеть, что японское танкостроение шло «на шаг позади» танкостроения СССР, США, Англии, Германии. Стоит, однако, отметить создание уже в предвоенные годы семейства 6-, 8- и 12-цилиндровых двухтактных дизелей с едиными размерами цилиндров, удачные решения подвески и трансмиссии. Любопытно, что еще в середине 30-х годов японское военное руководство считало необходимым иметь при величине армии в 2,3 миллиона человек до 2150 легких и 3855 средних танков. Численность сухопутной армии во время войны была доведена до 6 миллионов человек, а вот желаемого уровня танкового производства достичь так и не удалось.
Тактико-техническая характеристика.
Библиография:
«Моделист-Конструктор» №12 за 1993 год
Энциклопедия танков.
2010.
.
Японские SUV внедорожники заслужили блестящую репутацию во всем мире благодаря сочетанию производительности, инноваций и надежности.…
Почему в Дубае выгоднее арендовать автомобиль Дубай можно назвать городом автомобилей. По крайне мере на…
Услуги автоэлектрика сейчас пользуются большим спросом. Если вас интересует адрес автоэлектрика в Уфе, то можете…
Независимо от того, работает ли ваш автомобиль без сбоев, нуждается ли в ремонте или даже…
Лада Ларгус, универсальный и надежный автомобиль, завоевал популярность среди водителей благодаря своей долговечности и доступности…
Осуществление качественного обслуживания в отношении гарантийных транспортных средств типа Land Rover на регулярной основе осуществляет…
This website uses cookies.