Categories: Словарь

От Т-64 до Т-80. Взгляд с Запада

Что такое От Т-64 до Т-80. Взгляд с Запада?

От Т-64 до Т-80. Взгляд с Запада

От Т-64 до Т-80. Взгляд с Запада

       Данная статья была опубликована в журнале Интернэшнл Дифенс Ревю №6 за 1987 г., печатается с незначительными сокращениями.

        Спустя весьма непродолжительное время после появления достоверных сообщений о танке Т-62 (в 1961 г.) на Западе стали циркулировать слухи о еще более современном советском танке. Оценивая полученную информацию о новейшем танке, эксперты отметили значительное расхождение в деталях конструкции, и на основании этого сделали вывод, что речь идет о нескольких различных прототипах, проходящих испытания.

        Действительно, в 1967 ив 1971 г. в серийное производство были запущены два чрезвычайно похожих внешне, но в то же время совершенно разных танка — Т-64 и Т-72. В отличие от Т-72, поставлявшегося и в Советскую армию, и в армии стран, союзных СССР, Т-64 поступал только на вооружение советских танковых частей и был практически недоступен для изучения западными специалистами.

        Очевидно, Т-72 с самого начала был предназначен для массового производства и стоил относительно недорого. Отдельные его узлы и системы, к примеру, двигатель и шасси, выбраны именно исходя из низкой стоимости и простоты производства. Более дорогой и сложный Т-64 предназначался прежде всего для усиления подразделений, непосредственно противостоящих силам НАТО в Европе. Однако большое количество технических проблем, связанных с конструкцией Т-64, нарушило первоначальные планы. Недостатков в танке оказалось больше, чем советские конструкторы могли пережевать. Тем более удивительным было появление танка Т-80, являвшегося развитием Т-64 и оснащенного газотурбинным двигателем. Возможно, газотурбинный двигатель более надежен, нежели оппозитный поршневой двигатель, установленный на Т-64.

Т-64

        Первой частью, получившей на вооружение танки Т-64, стала 41-я гвардейская танковая дивизия. Дивизия размещалась поблизости от завода №75 (завод им. Малышева), выпускавшего Т-64. Вероятно, выбор подразделения, расположенного рядом с заводом-изготовителем, диктовался необходимостью оказания помощи танкистам в эксплуатации и техническом обслуживании новой техники бригадами заводских специалистов.

        Вместо подвески без использования поддерживающих катков, применявшейся на предыдущих моделях советских танков, Т-64 имеет поддерживающие гусеницу катки с гидромеханической амортизацией. Конструкция опорных катков вызвала у западных экспертов недоумение вплоть до насмешек. Катки изготовлены штамповкой из плоского листа металла (что позволяет экономить вес) и не имеют резиновых ободов. Подобная конструкция опорных катков вызывает высокий уровень вибраций и увеличение шумности при движении.

        Во всех западных публикациях подчеркиваются серьезные проблемы, связанные с пятицилиндровым двухтактным оппозитным поршневым двигателем с высокой степенью сжатия. Хотя подобные двигатели и имеют высокую удельную мощность, у них есть тенденция часто выключаться от перегрева. Весьма вероятно, что конструкторов мотора советского танка «вдохновлял» двигатель L60, установленный на английском танке «Чифтен». Детальные чертежи двигателя L60 в 60-х годах добыли советские секретные службы. Хорошо известно, что с двигателем L60 в течение некоторого времени была масса проблем.

        Использование подобного двигателя повлияло также на возможности танка Т-64 по преодолению по дну водных преград. Вместо трубы-воздухозаборника и клапана для выброса отработанных газов, обычно устанавливавшихся на советских танках для форсирования водоемов по дну, на Т-64 применили специальный шноркель. Ряд сложностей, связанных с установкой трансмиссии, проистекал из-за низкого корпуса танка.

        Танки Т-64 первых выпусков легко узнаваемы по поручням на передней части башни. Вызывает удивление факт установки на новом танке старой 115-мм пушки. Возможно, первоначально планировалось оснастить Т-64 короткоствольным вариантом 125-мм орудия и, скорее всего, танки со 115-мм пушками являются прототипами.

Т-64А

        Данный вариант значительно отличается от первоначальной модели прежде всего установкой длинноствольной 125-мм пушки. На танках Т-64А применяется система автоматического заряжания, с самого начала породившая кучу проблем. Известно, что автомат заряжания не достаточно хорошо защищен, и его работа ненадежна. Вращающийся «карусельный» магазин расположен на полу башни; в нем хранятся 24 боеприпаса раздельного заряжения, которые расположены по кругу, головкой снаряда к центру; непосредственно за снарядом находится заряд. Подобная конструкция автомата заряжения резко отличается от системы танка Т-72, использующей кассетный принцип. Размещение в карусели боеприпасов различного типа требует наличия системы автоматического выбора нужного типа снаряда. Выбор нужного снаряда осуществляется стрелком; после окончания процесса заряжания орудия он получает сигнал «готов к выстрелу». Пушка танка стабилизирована только по углу возвышения, ориентация по азимуту поддерживается вручную разворотом башни, в результате технически сложно реализовать систему прицеливания, учитывающую поправку на ветер. Скорее всего, стрелок корректирует наводку орудия с поправкой на ветер самостоятельно. Это невероятно, но угол упреждения при стрельбе по движущимся целям рассчитывается и отслеживается автоматически. Видимо, точка прицеливания, рассчитанная ЭВМ, высвечивается в поле зрения прицела стрелка.

        Поскольку на Т-64 установлена значительно более совершенная система управления огнем, чем на Т-72, его возможности по поражению целей при стрельбе с ходу значительно выше. На Т-64, по сравнению с Т-62, также значительно усовершенствована система стабилизации пушки и снижены ударные и вибрационные нагрузки на пушку и прицельную систему. В результате стало возможным успешное поражение цели с первого выстрела на дальности более 1500 м при движении на скорости. Точность наведения пушки Т-64 приближается к точности наведения орудий танков «Леопард»2 и М1А1. Ведение стрельбы с движения невозможно в темное время суток, так как инфракрасная система ночного видения (такая же как и на Т-62) не стабилизирована. Недостаточная мощность системы ночного видения ограничивает видимость в пределах 800 м в звездную ночь. Возможно, на танке установлен электронно-оптический усилитель изображения.

        Командир танка сидит в башне справа, при необходимости он может перенацеливать пушку, но его возможности по самостоятельному наведению ограничены перископическим прицелом, который, вероятно, не стабилизирован.

        Крайне мало известно о бронировании танка. Предположительно, по сравнению с Т-62, броня значительно усилена, в особенности лобовые части корпуса и башни. Из надежных источников известно, что верхний лобовой лист. корпуса имеет наклон 22′ к горизонту и толщину порядка 200 мм. состоит из стальных листов различной толщины с прокладками из стеклоткани. Нижний лобовой лист имеет толщину 100 мм и аналогичную структуру. Многослойная броня чрезвычайно устойчива к поражающему действию кумулятивных снарядов и препятствует распространению трещин и разрушений при сквозной пробоине. Толщина брони лобовой части башни, скорее всего, составляет 400-450 мм. Учитывая, что масса Т-64 всего 38 т, весьма маловероятно, что другие части танка забронированы также хорошо. Так, видимо, толщина брони башни с боков 70-80 мм, сзади — 30-40 мм.

        На Т-64 установлена коллективная система противоатомной защиты, подобная системам танков Т-55 и Т-62. Неизвестно, имеет ли танковая оптика встроенную защиту от лазерного излучения, однако устройство предупреждения о лазерном облучении имеется. Последнее предупреждает экипаж о подсветке танка лазерным дальномером-целеуказателем, используемым для наведения оружия с лазерной головкой самонаведения типа 155-мм управляемого снаряда «Копперхед».

        Размещение автомата заряжания в башне делает Т-64 (как и Т-72) потенциально уязвимым к попаданиям снарядов в борта и к противотанковым минам. Попадание в наружные топливные баки серьезной опасности не представляет, поскольку они легко пробиваются насквозь, и взрыватель снаряда не успевает сработать. Внутренние топливные баки расположены в моторном отделении.

Т-64Б

        Появление Т-64Б в начале 80-х годов вызвало некоторое замешательство среди западных экспертов, поскольку считалось, что производство танков Т-64 прекращено в 1981 г. В соответствии с официальным изданием Пентагона «Советская военная мощь» за 1986 г., производство Т-64 продолжалось и в 1986 г. Данная информация представляется ошибочной, потому что производственные линии, на которых строились эти танки, вероятнее всего, начиная с 1982- 1983 гг., были загружены выпуском танков Т-80. Кроме того, танки Т-64Б в больших количествах поступили на вооружение частей Группы Советских войск в Германии, эксплуатировавших ранее танки Т-64А. По мнению автора данной статьи, танки Т-64А были переоборудованы в Т-64Б с целью унифицировать их вооружение с вооружением танков Т-80.

        На танке Т-64Б оптический дальномер объединен в один блок с лазерными приемником и передатчиком, однако неизвестно, может ли этот блок вращаться и отслеживать движущие цели. Возможно, что в оптический дальномер встроен электронно-оптический усилитель, поскольку окно дальномера разделено перегородкой на две части.

        Т-64Б может быть вооружен ПТУР АТ-8 с радиокомандным наведением, дальность стрельбы ПТУР — около 4000 м. Так же как и на Т-64А, на Т-64Б установлены дымовые гранаты, только вместо шести гранат с правой стороны у Т-64А гранаты расположены двумя группами по четыре в каждой.

Т-64Б с реактивной броней

        На первомайском параде 1985 г. в Москве были продемонстрированы танки Т-64Б новой модификации. Дымовые гранаты располагались не спереди башни, а с ее левой стороны, на специальных держателях в 20 см от поверхности башни. Зазор между гранатами и башней необходим для установки блоков реактивной брони; всего на танке размещаются более 200 прямоугольных элементов брони, которые очень похожи на блоки реактивной брони «Блэйзер», устанавливаемой израильтянами на танках «Центурион», М-48 и М-60. Такое сходство — отнюдь не случайное совпадение, танки с активной броней «Блэйзер» были захвачены сирийцами в ходе военных действий в 1982 г. и, несомненно, переданы в СССР.

        Двигатель на очередной модификации танка такой же, как и на Т-64А, поскольку корпус танка остался неизменным. Однако дополнительный вес активной брони (порядка 2-3,5 т) увеличил удельную нагрузку на мощность у танка Т-64Б и повлиял на его подвижность.

Т-80

        Серийно производящийся с начала 80-х годов танк Т-80 является дальнейшим развитием танка Т-64. В то же время, Т-80 значительно отличается от своего предшественника. 125-мм пушка, прицел и некоторые элементы системы управления огнем остались такими же, как и на Т-64, однако на танке Т-80 установлен газотурбинный двигатель мощностью (предположительно) 725-750 кВт. Танк оснащен трубой-шноркелем значительно большего диаметра, по сравнению с трубой, устанавливаемой на Т-64. Подвеска Т-80 радикально отличается от подвески танка Т-64, на Т-80 установили новые опорные катки с резиновым бандажом. Подобно опорным каткам, применяемым на западных танках (которые, вероятно, и принимали за образец советские конструкторы), катки Т-80 состоят из двух половинок, скрепленных десятью болтами. Трак гусеницы имеет в середине плоский зуб, который входит между половинками опорных катков и не дает гусенице слетать с них. Новая гусеница с более широкими траками и резино-металлическими шарнирами уменьшает вибрации, передаваемые на корпус танка; кроме того, Т-80 с новыми гусеницами несколько тише лязгает при движении по сравнению с Т-64. Шесть опорных катков на Т-80 меньше по диаметру, чем колеса танка Т-72. Катки сгруппированы парами по два колеса, причем расстояние между катками средней пары меньше, чем у крайних пар.

        Корпус Т-80 на 90 см длиннее корпуса танка Т-64. Необходимость увеличения внутреннего пространства танка связано с установкой газотурбинного двигателя и, возможно, с увеличением емкости внутренних топливных баков. Решение применить абсолютно новый тип двигателя было связано не только с желанием получить большую мощность, но и увеличить надежность двигательной установки. Хотя вес танка Т-80 увеличился на 3-4 т по сравнению с Т-64, удельная мощность (17 кВт/т) Т-80 превосходит аналогичный показатель танка «Леопард»1 и лишь незначительно меньше удельной мощности танка М1А1. По сравнению с Т-64, Т-80 значительно более подвижный; его гусеница с широкими траками обеспечивает на 25% большую площадь зацепления с грунтом, что привело к 5% уменьшению давления на грунт, несмотря на то, что масса танка увеличилась.

        Нет никаких внешних признаков усиления бронирования танка Т-80, также как Т-64Б, Т-80 оснащен реактивной броней. Под передней частью днища корпуса смонтирован нож-отвал толщиной около 20 см, служащий для защиты от противотанковых мин, а также для самозакапывания танка. Как и на предшествующих моделях танков, на Т-80 установлена литая стальная башня. Вероятно, максимальная толщина брони башни достигает 400-450 мм и более. Лобовая часть башни крайне устойчива к поражающему действию кумулятивных снарядов. В целом, башня имеет лучшую противоснарядную защиту, чем башня Т-64.

        На Т-80 установлена коллективная система противоатомной защиты, аналогичная системе, применяемой на Т-64. Сообщается, что Т-80 оборудован системой предупреждения о лазерном облучении, сопряженной с лазерным дальномером и устройством подсветки целей для оружия с ИК головкой самонаведения. Наличие инфракрасного прожектора говорит об отсутствии в СССР современных пассивных ИК систем ночного видения. Широкое окно прицела дает основание предположить наличие канала электронно-оптического усиления.

        Подобно Т-64, с танка Т-80 возможно применение ПТУР АТ-8, однако известно, что лишь часть танков Т-64 и Т-80 способны применять эти ракеты. Снаряды 125-мм танковой пушки имеют начальную скорость более 1600 м/с и способны пробивать самую современную танковую броню. Относительно низкая пропорция кумулятивных снарядов в боекомплекте (к примеру, в боекомплекте танка Т-72 из 40 снарядов только 12 кумулятивные) указывает на проблемы, связанные с их производством. Кроме кумулятивных, используются бронебойные снаряды со стальным сердечником, в будущем, вероятно, стальной сердечник будет заменен вольфрамовым или урановым.

Заключение

        Танки Т-80 находились на вооружении 40% советских танковых частей, размещенных в Восточной Германии, значительное их количество состояло также на вооружении танковых подразделений, дислоцирующихся в западных военных округах Советского Союза. Конструкция танка Т-64 была значительно усовершенствована, и в результате танк Т-80, по сравнению с предшественником, имеет лучшую подвижность, хотя запас топлива на Т-80 должен был возрасти, по меньшей мере вдвое в связи с большей «прожорливостью» газотурбинного двигателя. Бронирование танка, за исключением усиления башенной брони, осталось без изменений. Факт установки реактивной брони на Т-80 говорит о необходимости дальнейшего совершенствования его броневой защиты, в особенности это относится к верхней части корпуса и крыше башни. Системы стабилизации пушки и управления огнем были модернизированы. Радикальное улучшение подвески резко повысило вероятность поражения цели с хода первым выстрелом. По мнению автора, в этом отношении Т-80 сравним с западными танками М-60А-3 и «Чифтен» Mk.5.

        Отсутствие высококачественной ИК системы ночного видения делает практически невозможным применение танка Т-80 в темное время суток. Основными плюсами Т-80, по мнению советских специалистов, позволяющими противостоять новейшим западным танкам «Леопард»2 и Ml, являются: высокая эффективность 125-мм пушки при стрельбе бронебойными снарядами, хорошая броневая защита, особенно спереди, и высокая маневренность Т-80.

Короткий комментарий:

        Статья ярко характеризует «знания» западных специалистов о наших танках Т-64. В ходе всей статьи приводятся или неверные данные (отсутствие стабилизатора башни, 24 снаряда в механизме заряжания) или делаются неправильные выводы (конструкция ходовой части должна приводить к повышенной шумности и вибрации) демонстрирует полную неосведомленность об особенностях машины.

Библиография:

Техника и вооружение № 3 за 1998 г.

Энциклопедия танков.
2010.

.

Page: 1 2 3 4 5

admin

Share
Published by
admin

Recent Posts

Знакомство с лучшими японскими SUV-внедорожниками

Японские SUV внедорожники заслужили блестящую репутацию во всем мире благодаря сочетанию производительности, инноваций и надежности.…

5 дней ago

Как арендовать авто в Дубае

Почему в Дубае выгоднее арендовать автомобиль Дубай можно назвать городом автомобилей. По крайне мере на…

2 месяца ago

Адрес автоэлектрика в Уфе

Услуги автоэлектрика сейчас пользуются большим спросом. Если вас интересует адрес автоэлектрика в Уфе, то можете…

3 месяца ago

Выкуп автомобилей в любом состоянии

Независимо от того, работает ли ваш автомобиль без сбоев, нуждается ли в ремонте или даже…

4 месяца ago

Самые востребованные запчасти для Лада Ларгус

Лада Ларгус, универсальный и надежный автомобиль, завоевал популярность среди водителей благодаря своей долговечности и доступности…

4 месяца ago

Профессиональное обслуживание авто Land Rover

Осуществление качественного обслуживания в отношении гарантийных транспортных средств типа Land Rover на регулярной основе осуществляет…

4 месяца ago

This website uses cookies.