Categories: Словарь

От Т-80 до «Черного орла»

Что такое От Т-80 до «Черного орла»?

От Т-80 до «Черного орла»

От Т-80 до «Черного орла»

       Значительный модернизационный потенциал, заложенный в конструкции основного танка Т-80, позволяет постоянно наращивать его боевые возможности, которые до настоящего времени далеко не исчерпаны. Последней версией этой выдающейся машины, по оценкам ряда специалистов являющейся лучшим в мире танком четвертого поколения, является танк Т-80У-М1 «Барс», впервые публично продемонстрированный осенью 1997 года на выставке вооружений, военной техники и конверсионной продукции в Омске.

        «Барс», созданный Конструкторским бюро транспортного машиностроения (г. Омск), возглавляемым Борисом Куракиным, в отличие от более «продвинутого» «Черного орла», сохранил основные компоновочные решения «восьмидесятки», в частности, размещение «карусели» автомата заряжания под поликом боевого отделения башни. В то же время в конструкции машины реализован ряд важнейших усовершенствований, значительно повысивших ее боевой потенциал.

        Как показал опыт последних локальных конфликтов, даже наиболее современные основные танки, созданные для «дуэлей» с себе подобными, в «нестандартных» тактических ситуациях оказались уязвимыми от легких противотанковых средств пехоты — РПГ, ПТУР, мин. Вот почему при совершенствовании Т-80 столь большое внимание уделено его защищенности от противотанковых средств (в первую очередь — с кумулятивными БЧ). Наиболее существенным нововведением, в несколько раз повысившим живучесть машины, стало использование комплекса активной защиты «Арена».

        Комплекс может действовать в полностью автоматическом режиме (командир лишь включает и выключает его). Возможно и ручное управление, например, для разрушения препятствий или борьбы с пехотой противника, приблизившейся к танку.

        По оценкам, применение «Арены» в среднем вдвое увеличивает живучесть танка, а при действиях в условиях города, лесистой местности и в другой обстановке, когда основной угрозой для боевой машины является легкое противотанковое оружие, защищенность машины возрастает в три-четыре раза. Помимо «Арены» «Барс» оснащен и другим уникальным защитным средством — комплексом оптико-электронного подавления «Штора-1» (применяется также на танках Т-80УМК, Т-90С и украинском Т-84). Комбинация «Арена»-«Штора-1» повышает уровень защищенности Т-80У-М1 в три-пять

        Традиционная защита «Барса» — многослойная комбинированная броня верхней лобовой детали корпуса, комбининированное наполнение башни, комплекс встроенной динамической защиты корпуса и башни, бронированные фальшборты с элементами динамической защиты — аналогична применяемой на танке Т-80У.

        Опыт боевых действий (в частности, в Чечне) продемонстрировал способность Т-80У выдержать до пяти попаданий противотанковых гранат или ПТУР, не утрачивая боеспособности. Т-80У-М1 обладает еще большей живучестью.

        Усилена и противоатомная защита танка «Барс» — несмотря на снижение угрозы глобальной ядерной войны с повестки дня не снимается возможность применения тактического ядерного оружия, обладателем которого становится все большее число стран. Модернизированная машина получила новый комплекс радиационной и химической разведки, пришедший на смену прибору ГО-27. Новая аппаратура имеет значительно большее быстродействие и чувствительность, она более компактна и проста в эксплуатации. Система встроенного контроля позволяет оперативно следить за состоянием комплекса.

        Боевую живучесть «Барса» повышает и использование специальной защитной окраски.

        Установленная на танке автоматическая противопожарная система позволяет тушить возгорание в течении 150 миллисекунд.

        Используя комплекс артиллерийско-ракетного вооружения, «Барс» может бороться с бронеобъектами противника, а также низколетящими воздушными целями на дальности до 5000 м. Танк оснащен 125-миллиметровой гладкоствольной пушкой 2А46М. Орудие стабилизировано в двух плоскостях. Увеличение жесткости ствола пушки позволило повысить точность стрельбы на 20%. В то же время сохранена взаимозаменяемость по основным узлам с серийным орудием 2А46М-1.

        Автомат заряжания с емкостью «карусели» 28 снарядов обеспечивает скорострельность порядка 7-9 выстрелов в минуту.

        Система управления огнем включает цифровой баллистический вычислитель, лазерный дальномер, датчики ветра, скорости движения танка и цели, крена, температуры окружающей среды, температуры заряда.

        Танк Т-80У-М1 может комплектоваться ночным инфракрасным прицелом наводчика «Буран» или тепловизором «Агава-2» (в случае поставок на экспорт допускается установка и тепловизора зарубежного производства). При оснащении танка тепловизором наводчик и командир получают возможность вести огонь управляемыми ракетами и в ночное время.

        Управляемое ракетное вооружение (комплекс 9К119 и ракета 9М119 с наведением по лазерному лучу) позволяет с высокой вероятностью поражать цели (в том числе и низколетящие вертолеты) на дистанции до 5000 м.

        Управление огнем осуществляется с рабочего места наводчика, однако имеющиеся у командира приборы наведения и прицеливания позволяют ему определять наиболее приоритетную цель и осуществлять, в случае необходимости, стрельбу не зависимо от наводчика. Нажав на пульте управления кнопку «Целеуказание», командир может развернуть башню в нужном направлении, совместив линию прицеливания наводчика с целью, или полностью взять управление огнем на себя (режим «Дуэль») (видимо опечатка, режим «Дубль» — В.Ч.).

        Обеспечивается возможность ведения огня при движении по пересеченной местности на скорости до 35 км/ч при любом положении башни. По этому параметру «Барс» превосходит все зарубежные аналоги.

        Динамические характеристики танка заметно повышены за счет установки на него усовершенствованного газотурбинного двигателя ГТД-1250Г (1250 л.с.) с гидрообъемной передачей (ГОП). Сохранив рекордно высокую удельную мощность танка Т-80У (27,2 л.с./т), модернизированная машина приобрела значительно лучшую маневренность и управляемость, а также повышенную надежность бортовых коробок передач. При прохождении реальной трассы достигнут выигрыш в средней скорости на 10-15%, а на одиночных поворотах — 33%. При этом поворот выполняется безступенчато, резко снижено число переключений бортовой коробки передач, что позволило увеличить плавность хода и повысить точность стрельбы в движении. Использование ГОП обеспечило и увеличение запаса хода приблизительно на 8-10%. Силовая установка «Барса» может работать на дизельном топливе, керосине или бензине, что повышает гибкость использования танка и упрощает материально-техническое снабжение.

        Применение ГОП позволило сократить расход топлива, в среднем, на 5-10%. Ресурс трансмиссии возрос на 30%, а ходовой части — вдвое.

        Двигатель ГТД-1250Г уже прошел весь цикл испытаний и рекомендован в серийное производство. В обозримой перспективе модернизированный Т-80, очевидно, получит новый вариант ГТД, позволяющий кратковременно повышать мощность до 1400 л.с., что будет способствовать дальнейшему улучшению динамических характеристик машины.

        Как и на Т-80У, имеется вспомогательная силовая установка ГТА-18, обеспечивающая работу всех бортовых систем «Барса» при выключенном основном двигателе (это уменьшает расход топлива на боевой позиции, а также снижает заметность машины в ИК- и акустическом диапазонах). Следует отметить, что в реальных боевых условиях расход топлива газотурбинного танка с вспомогательным энергоагрегатом меньше, чем у дизельных танков без ВСУ.

        Высокие разгонные характеристики повышают боевую живучесть танка, позволяя ему быстро выходить из зоны обстрела. «Барс» способен разогнаться с места до скорости 50 км/ч за 17-19 секунд. «Прыжок» на 3-5 м, позволяющий уклониться от выпущенного снаряда, заставив его срикошетировать, Т-80У-М1 может совершить всего за 1-2 секунды.

        Танк может комплектоваться как обычной, так и «асфальтоходной» гусеницей, обеспечивающей сохранность дорожных покрытий.

        По сравнению с Т-80У значительно упростилось управление танком. Количество основных органов управления сократилось до трех — штурвал, тормоз и газ, а усилия на органы управления, по сравнению с Т-80У, снизились в четыре раза, что значительно облегчило работу механика-водителя.

        Связь танка обеспечивается посредством радиостанции Р-163-50У и радиоприемника Р-163УП, работающих в УКВ-диапазоне. Высокая помехозащищенность связной радиоаппаратуры достигается за счет специального режима, при котором осуществляется автоматический перебор большого числа заранее выбранных частот и выявляется канал, свободный от помех. Имеется канал для передачи телекодовой информации (что позволяет интегрировать танк в автоматизированную систему управления и информационного обмена) и режим радиосвязи по адресному признаку.

        Российские танки неоднократно подвергались критике из-за худших, чем у западных аналогов, условий обитаемости. При создании Т-80У-М1 устранению этого недостатка было уделено серьезное внимание. Улучшению обитаемости «Барса» способствует применение новой системы кондиционирования воздуха, разработанной фирмой «Криос». Система имеет индивидуальную разводку воздуха, охлаждающего лишь рабочие зоны, а не весь обитаемый объем машины. Система позволяет использовать вентилируемые жилеты членов экипажа, совместимые с огнестойкими костюмами и индивидуальной защитой танкистов. Система не только охлаждает воздух, но и осушает его (это особенно важно при использовании «Барса» в странах с жарким влажным климатом). Кондиционер может работать и при использовании ГТА-18, без включения основной газовой турбины.

        В целом, «Барс» является одним из наиболее современных основных танков, по своим боевым характеристикам не уступающим или превосходящим лучшие зарубежные аналоги. Поставки новых Т-80У-М1 или модернизация в этот вариант ранее выпущенных танков типа Т-80 должны значительно усилить боевой потенциал российских бронетанковых войск.

        Ведутся работы и по более глубокой модернизации Т-80. В сентябре 1997 года в Омске был впервые публично продемонстрирован прототип основного танка нового поколения «объект 640» с несколько экстравагантным для этого класса боевых машин названием — «Черный орел». Хотя, как известно, «рожденный ползать летать не может», бескрылость нового бронированного хищника с избытком компенсировалась рядом существенных достоинств, сделавших его, по мнению разработчиков, сильнейшим в мире на сегодняшний день танком. Утверждается, что по совокупности боевых качеств «Черный орел» превосходит лучшие западные аналоги — М1А2 «Абраме», «Леклерк» и «Челленджер»2. Он имеет более высокую боевую живучесть, лучшую защиту экипажа, мощное вооружение, современный информационный комплекс.

        Хотя официальная информация о конструкции танка отсутствует, определенное представление о машине могут дать изображения «Черного орла», опубликованные в печати.

        «Объект 640» имеет удлиненный корпус с усиленной бронезащитой. Конфигурация лобовой части корпуса существенно изменена. Рабочее место механика-водителя расположено теперь не под люком, а за ним, что повышает защиту и улучшает эргономику. Лоб и передняя часть крыши корпуса снабжены встроенной динамической защитой.

        Наиболее заметным отличием новой машины от Т-80 является сварная башня принципиально нового типа, по своим размерам и конфигурации напоминающая башни западных танков последнего поколения. Ее форма свидетельствует о том, что автоматизированная боеукладка, размещавшаяся на танках типа Т-64, Т-72, Т-80 и Т-90 под поликом боевого отделения (ее взрыв в результате попадания боеприпаса или подрыва на мине приводил, как правило, к гибели экипажа) перенесена в кормовую часть башни и, вероятно, отделена от боевого отделения бронеперегородкой. При попадании неприятельского снаряда в отсек боекомплекта нового танка энергия взрыва через специальные панели должна уходить вверх, ослабляя свое воздействие на экипаж и элементы конструкции танка. Кроме повышения боевой живучести машины, подобное компоновочное решение позволяет применять более длинные (а следовательно — более мощные) подкалиберные боеприпасы, а также упрощает заряжание и повышает скорострельность орудия.

        Башня имеет оптимальную, с точки зрения снарядоскойкости, форму передней части и снабжена встроенной димамической защитой, прикрывающей сектор приблизительно в 120 град. Блоки ДЗ установлены и на передней части крыши.

        По бокам башни размещено 12 трубчатых направляющих, которые свидетельствуют об оснащении «Черного орла» комплексом активной защиты типа «Дрозд».

        На крыше башни расположены приемники лазерного излучения, что говорит о возможности оснащения танка системой радиоэлектронного подавления, аналогичной системе «Штора».

        Опытный танк, очевидно, оснащен 125-миллиметровой гладкоствольной пушкой, спаренным с ней 7,62-мм пулеметом, а также дистанционно управляемой с места командира танка установкой, оснащенной новейшим 12,7-мм пулеметом «Корд» и служащей для борьбы как с наземными, так и низколетящими воздушными целями.

        Основное орудие танка может вести стрельбу как обычными снарядами, так и управляемыми противотанковыми ракетами. В печати сообщалось, что на серийной машине может быть установлено орудие более крупного калибра (порядка 140 мм). По сообщениям печати, перспективные ПТУР калибром 125 мм, разрабатываемые Тульским конструкторским бюро машиностроения под руководством генерального конструктора академика А.Шипунова, имеют бронепробиваемость 900-1000мм, что позволяет уверенно поражать в лобовую проекцию самых мощный из ныне существующих западных танков — М1А2 «Абраме» (эквивалентная толщина лобового бронирования башни — 800 мм). ПТУР увеличенного калибра, безусловно, будут иметь еще большую бронепробиваемость, что позволит успешно бороться с перспективными типами танков.

        Наводчик располагает комбинированным всесуточным прицелом со встроенным лазерным дальномером. Командир танка имеет тепловизионный панорамный прибор наблюдения (вероятно, стабилизированный в двух плоскостях). Можно предположить, что информация, поступающая от обоих приборов, может выводится на дисплей как командира, так и наводчика.

        Бортовой информационный комплекс «Черного орла» обеспечивает контроль за всеми основными системами машины, а также автоматизированный обмен информацией с другими танками и вышестоящими командирами.

        Опытный танк, очевидно, оснащен газотурбинным двигателем ГТД-1250 (ИЛИ ГТД -1250Г ) мощностью 1250 л.с. Однако, по сообщению печати, на первых сериях машинах предполагается использование более мощной (1400 л.с.) модификации ГТД.

        На Заводе им. В.Я.Климова заканчиваются работы по созданию газотурбинного двигателя нового поколения — ГТД-1500 (с возможностью установки гидрообъемной передачи). В ходе реализации этой программы совместно с ЦИАМ, ВИАМ, ВНИИТМ и КБ «Кировского завода» в 1980-1990 гг. были созданы опытные образцы танкового ГТД мощностью 1500 л.с. с теплообменником, охлаждаемой турбиной и эффективным осецентробежным компрессором. По сравнению с ГТД-1000Т и ГТД-1250 удалось существенно снизить удельный расход топлива. Особо следует отметить тот факт, что новый двигатель сохранил массогабаритные характеристики своих предшествеников, что позволяет устанавливать его не только на новых машинах, например, на «Черном орле», но и использовать на модернизируемых танках.

        Подвеска «Черного орла» — независимая торсионная, с гидроамортизаторами. Использование новой семикатковой ходовой части позволит повысить динамические характеристики машины и улучшить плавность хода по сравнению с шестикатковой «восьмидесяткой». Гусеница «Черного орла» конструкционно подобна гусенице Т-80, но имеет несколько большую ширину.

Библиография:

Техника и вооружение №2 за 2001 год

Энциклопедия танков.
2010.

.

Page: 1 2 3 4 5

admin

Share
Published by
admin

Recent Posts

Знакомство с лучшими японскими SUV-внедорожниками

Японские SUV внедорожники заслужили блестящую репутацию во всем мире благодаря сочетанию производительности, инноваций и надежности.…

2 недели ago

Как арендовать авто в Дубае

Почему в Дубае выгоднее арендовать автомобиль Дубай можно назвать городом автомобилей. По крайне мере на…

2 месяца ago

Адрес автоэлектрика в Уфе

Услуги автоэлектрика сейчас пользуются большим спросом. Если вас интересует адрес автоэлектрика в Уфе, то можете…

4 месяца ago

Выкуп автомобилей в любом состоянии

Независимо от того, работает ли ваш автомобиль без сбоев, нуждается ли в ремонте или даже…

4 месяца ago

Самые востребованные запчасти для Лада Ларгус

Лада Ларгус, универсальный и надежный автомобиль, завоевал популярность среди водителей благодаря своей долговечности и доступности…

4 месяца ago

Профессиональное обслуживание авто Land Rover

Осуществление качественного обслуживания в отношении гарантийных транспортных средств типа Land Rover на регулярной основе осуществляет…

5 месяцев ago

This website uses cookies.