Categories: Словарь

«Самоходки» Гудериана

Что такое «Самоходки» Гудериана?

«Самоходки» Гудериана

«Самоходки» Гудериана

        Про немецкую противотанковую САУ «Элефант» (она же «Фердинанд») знают все, кто прочел хотя бы одну книгу мемуаров советских танкистов. Из них мы можем узнать не только то, что была уничтожена уйма этих самых «фердинандов-элефантов» (хотя немцы произвели всего-то 90 штук), но и совершенно правильную оценку их смертельно опасного оружия — длинноствольной пушки калибра 88 мм.

        Такой калибр был предусмотрен только для зенитной пушки Flak 18 («8,8 см Flak»), а танковые и противотанковые артсистемы были куда меньших калибров — специалисты полагали, что 37-, 45- или 50-мм калибра вполне достаточно. Но практика войны потребовала приспособить зенитное орудие для других задач, важнейшей из которых оказалась борьба с вражескими танками, что в конечном итоге привело к появлению САУ Jagdpanzer Tiger (P) «Elefant».

        Все это — общеизвестно. Куда интереснее события 1940 г., эпизоды, оставшиеся незаметными на фоне успехов Вермахта.

        Готовясь к войне с сильным противником — Францией, немецкие военные заранее учитывали, что придется взламывать сильно укрепленную границу. Исходя из опыта боев Первой мировой войны, они не очень-то рассчитывали на поражающее действие полевой артиллерии. Каков будет результат атак на бункеры и форты с воздуха, приходилось лишь гадать. Гарантии, что огонь из амбразур бункеров с толстенными железобетонными стенами после них прекратится, не было. Надо было стрелять прямой наводкой в амбразуры, причем чуть ли не в упор, как это делали советские войска, штурмовавшие линию Маннергейма. Оказалось, что наиболее пригодным орудием большой точности и мощности является упомянутая «8,8 см Flak». В срочном порядке ее стали приспосабливать к борьбе с наземными целями.

        Специальный вариант 88-мм зенитной пушки на двухосном шасси Sd. Ah. 201 имел огромный броневой щит спереди, а по бокам — две короткие откидные опоры. Солдаты назвали установки просто «Бункерфлак», т.к. они предназначались для уничтожения наземных, а не воздушных целей, в первую очередь бункеров «линии Мажино» и бельгийских укреплений вдоль канала Альберта. Бронебойный снаряд весом 9,4 кг покидал ствол со скоростью 795 м/с и летел 15 км. Темп стрельбы — до 15 выстрелов в минуту. Но большой вес — свыше 7т — позволял выдвигать пушку на огневую позицию лишь с помощью тягача, и на открытой местности стрельба прямой наводкой становилась смертельно опасной для расчета пушки еще до того, как сделан первый залп. Выход напрашивался сам — пушку надо сделать самоходной и бронировать. Однако танкового шасси, хоть немного пригодного для установки тяжелой зенитки, в то время у немцев не было. Зато было несколько разных типов хорошо отработанных и производившихся серийно полугусеничных тягачей. На один из них, 12-тонный Sd.Kf. 8, разработанный фирмой Daimler Benz и пал выбор. Надо сказать, это был типичный экземпляр «арийской» техники — весом 12,2 т, громадный (размеры 7350х2500х 2600 мм), мощный (двигатель V-12 жидкостного охлаждения Maybach HL 38 TUKRM 185 л.с./2500 об/мин), быстрый (по шоссе развивал 51 км/ч, при этом пожирал до 100 л бензина на 100 км пути). Гиганта слегка забронировали, прикрыв отсек двигателя и рабочее место водителя листами брони толщиной от 8 до 14 мм. Вместо кузова на штатной тумбе установили ту самую «8,8 см Flak», также прикрыв ее спереди бронещитом. «Рост» новой САУ достиг 3225 мм! Бронирование было не очень-то совершенным. Орудие с боков и сзади броней совсем не прикрывалось, расчет на платформе тягача был, как на ладони. Рубка водителя, малозаметная на фоне огромного орудийного щита, была одноместной и сзади не имела брони.

        Бронирование отсека двигателя из плоских бронелистов имело щели как между верхним и вертикальными листами, так и между передним и боковыми для лучшей циркуляции охлаждающего воздуха.

        Бронекорпус САУ и броневой щит пушки обтягивались сеткой, за которую в боевых условиях вкладывали для маскировки ветки.

        В начале 1940 г. было построено по одним источникам 12, по другим — 25 таких самоходок, сведенных в 8-й отдельный тяжелый дивизион. Тут возникают некоторые вопросы — в литературе это подразделение называется противотанковым («Panzerjager Abteilung»), хотя первоначально самоходки явно предназначались для стрельбы по бункерам. Но, конечно, мишенью для них вполне могли быть французские танки «Char В 1 Bis», броня которых не поражалась немецкими танковыми и противотанковыми пушками.

        Как бы там ни было, 8-й дивизион самоходных «бункерфлак» был придан 2-й танковой дивизии, входившей в состав 19-го корпуса, командиром которого был генерал Гейнц Гудериан, за решительность и быстроту принятия решений прозванный «быстрым Гейнцем». 13 мая 1940 г. части Гудериана подошли к реке Маас. Генерал остался недоволен эффективностью артобстрела и бомбардировки французских укреплений на другом берегу Мааса — как и предполагалось, французы продолжали стрелять, препятствуя форсированию реки. И тогда «быстрый Гейнц» вызвал зенитки. «Бункерфлак» оправдали свое название — несколько десятков снарядов, всаженных прямо в амбразуры, заставили французов капитулировать. Пехота без помех начала переправляться на другой берег Мааса .

        8-й дивизион сопровождал 2-ю танковую дивизию во всех боях французской кампании, поддерживая и прикрывая танки «быстрого Гейнца». Длинноствольные пушки «самоходок» дивизиона не подпускали тяжелобронированные французские танки к более слабым немецким на дальность эффективного выстрела.

        Однако война есть война, поэтому потери нес и 8-й дивизион. Высокий силуэт САУ был превосходной мишенью для французских артиллеристов. Не менее двух самоходок были подбиты во время марша и сгорели на месте — 250 л бензина в ничем не защищенных баках — отличный горючий материал. Мало кому из девяти членов экипажа удалось спастись.

        В целом, французскую кампанию летом 1940 г. можно расценивать как время зарождения немецкой самоходной артиллерии. Тогда в бой пошли 38 САУ типа SFL SIG 33 на шасси танка Pz I, первые четыре батареи ставших в последствии любимцами солдат Вермахта САУ StuG III А, ну и, конечно, упоминавшиеся выше тяжелые 88-мм «самоходки», предки знаменитых «элефантов».

Библиография:

Танкомастер №2 за 2002 год

Энциклопедия танков.
2010.

.

Page: 1 2 3 4 5

admin

Share
Published by
admin

Recent Posts

Знакомство с лучшими японскими SUV-внедорожниками

Японские SUV внедорожники заслужили блестящую репутацию во всем мире благодаря сочетанию производительности, инноваций и надежности.…

3 недели ago

Как арендовать авто в Дубае

Почему в Дубае выгоднее арендовать автомобиль Дубай можно назвать городом автомобилей. По крайне мере на…

2 месяца ago

Адрес автоэлектрика в Уфе

Услуги автоэлектрика сейчас пользуются большим спросом. Если вас интересует адрес автоэлектрика в Уфе, то можете…

4 месяца ago

Выкуп автомобилей в любом состоянии

Независимо от того, работает ли ваш автомобиль без сбоев, нуждается ли в ремонте или даже…

4 месяца ago

Самые востребованные запчасти для Лада Ларгус

Лада Ларгус, универсальный и надежный автомобиль, завоевал популярность среди водителей благодаря своей долговечности и доступности…

5 месяцев ago

Профессиональное обслуживание авто Land Rover

Осуществление качественного обслуживания в отношении гарантийных транспортных средств типа Land Rover на регулярной основе осуществляет…

5 месяцев ago

This website uses cookies.