Что такое «ТУНГУСКА»?
«ТУНГУСКА»
«ТУНГУСКА»
Зенитный ракетно-пушечный комплекс 2К22 «ТУНГУСКА»
Предназначен для противовоздушной обороны мотострелковых и танковых частей и подразделений на марше и во всех видах боя, обеспечивает поражение низколетящих воздушных целей, в том числе «зависших» вертолетов. Принят на вооружение в середине восьмидесятых годов. Боевая машина имеет башенную установку с двумя двухствольными 30-мм автоматическими пушками и восемью пусковыми установками с зенитными управляемыми ракетами. По оценкам зарубежных специалистов комплекс «Тунгуска» не имеет аналогов в мире и является на сегодняшний день наиболее мощной зенитной системой такого класса.
Испытания и эксплуатация
Разработка комплекса «Тунгуска» в целом проводилась КБП МОП (главный конструктор А.Г. Шипунов). Главными конструкторами пушек и ракеты соответственно являлись В.П. Грязев и В.М. Кузнецов. В разработке основных средств комплекса участвовали Ульяновский механический завод МРП (по радиоприборному комплексу, главный конструктор Ю.Е. Иванов), Минский тракторный завод МСХМ (по гусеничному шасси ГМ-352 с системой электропитания), ВНИИ «Сигнал» МОП (по системам наведения, стабилизации линии выстрела и оптического прицела, аппаратуре навигации), ЛОМО МОП (по прицельно-оптическому оборудованию) и другие организации.
Совместные (государственные) испытания комплекса «Тунгуска» проводились с сентября 1980 г. по декабрь 1981 г. на Донгузском полигоне . Комплекс был принят на вооружение Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 8 сентября 1982 г. Серийное производство комплексов «Тунгуска» и их модификаций было организовано на Ульяновском механическом заводе МРП, пушечного вооружения — на Тульском механическом заводе МОП, ракетного — на Кировском машиностроительном заводе «Маяк» МОП, прицельно-оптического оборудования — в ЛОМО МОП. Гусеничные самоходы (с системами обеспечения) поставлял Минский тракторный завод МСХМ.
ЗРПК «Тунгуска» и его модификации находятся на вооружении вооруженных сил России, Белоруссии. В 1999 году Россия начала поставки в Индию ЗРПК «Тунгуска-М1» в общем количестве 60 штук. Ранее Индия приобрела 20 комплексов «Тунгуска». По некоторым данным комплекс в единичном количестве через ГК «Воентех» в середине 90-х годов был поставлен в Великобританию.
Состав
Боевая машина 2С6 зенитного пушечно-ракетного комплекса 2К22 состоит из следующих основных средств, размещенных на гусеничном самоходе высокой проходимости:
1. пушечного вооружения, включавшего в себя два 30-мм автомата 2А38 с системой охлаждения и боекомплект патронов к ним;
2. ракетного вооружения, включавшего в себя восемь пусковых установок с направляющими и боекомплект ЗУР 9М311 в траспортно-пусковых контейнерах,
3. шифратор, аппаратуру выделения координат;
4. силовых гидравлических приводов наведения пушек и пусковых установок ЗУР;
5. радиолокационной системы, состоящей из РЛС обнаружения цели , РЛС сопровождения цели и наземного радиозапросчика;
6. цифрового счетно-решающего прибора 1А26;
7. прицельно-оптического оборудования с системой наведения и стабилизации;
8. системы измерения качек и курса;
9. аппаратуры встроенного контроля;
10. аппаратуры навигации;
11. системы жизнеобеспечения;
12. системы связи;
13. системы автоматики и автоблокировок;
14. системы противоатомной, противохимической и противобиологической защиты.
Боевая работа
Функционирование боевой машины 2С6 осуществлялось в основном автономно, но не исключалась и работа в системе управления средствами ПВО СВ.
При автономной работе обеспечивались:
1. поиск цели (круговой — с применением станции обнаружения, секторный — с помощью станции сопровождения или оптического прицела);
2. опознание государственной принадлежности обнаруженных самолетов и вертолетов с помощью встроенного запросчика;
3. сопровождение цели по угловым координатам (автоматическое с помощью станции сопровождения, полуавтоматическое — с использованием оптического прицела, инерционное — по данным цифровой вычислительной системы);
4. сопровождение цели по дальности (автоматическое или ручное — с применением станции сопровождения, автоматическое — с помощью станции обнаружения, инерционное — с использованием цифровой вычислительной системы, по установленной скорости, которая определялась командиром визуально по типу выбранной для обстрела цели).
Сочетание различных способов сопровождения цели по угловым координатам и по дальности обеспечивало следующие режимы работы боевой машины:
1. — по трем координатам цели, полученным от радиолокационной системы;
2. — по дальности до цели, полученной от радиолокационной системы, и по ее угловым координатам, полученным от оптического прицела;
3. — инерционное сопровождение цели по трем координатам, полученным от вычислительной системы;
4. — по угловым координатам, полученным от оптического прицела и установленной командиром скорости цели.
При стрельбе по наземным движущимся целям применялся режим полуавтоматического или ручного наведения вооружения в упрежденную точку по дистанционной сетке прицела. После поиска, обнаружения и опознавания цели станция сопровождения переходила на ее автосопровождение по всем координатам.
При стрельбе зенитными пушками цифровая вычислительная система решала задачу встречи снаряда с целью и определяла зону поражения по данным, поступающим с выходных валов антенны станции сопровождения, из блока выделения сигналов ошибок по угловым координатам и с дальномера, а также из системы измерения углов качек и курса боевой машины. В случае постановки противником интенсивных помех станции сопровождения по каналу измерения дальности (автодальномера) осуществлялся переход на ручное сопровождение цели по дальности, а при невозможности даже ручного сопровождения — на сопровождение цели по дальности от станции обнаружения или на ее инерционное сопровождении. При постановке интенсивных помех станции сопровождения по угловым координатам сопровождение цели по азимуту и углу места осуществлялось оптическим прицелом, а при отсутствии видимости — инерционно (от цифровой вычислительной системы).
При стрельбе ракетами применялось сопровождение цели по угловым координатам с помощью оптического прицела. После пуска ЗУР попадала в поле зрения оптического пеленгатора аппаратуры выделения координат ракеты. По световому сигналу от трассера ракеты в аппаратуре вырабатывались угловые координаты ЗУР относительно линии визирования цели, которые поступали в вычислительную систему. Она вырабатывала команды управления ЗУР, поступающие в шифратор, где они кодировались в импульсные посылки и через передатчик станции сопровождения передавались на ракету. Движение ракеты практически на всей траектории происходило с отклонением от линии визирования цели на 1,5 д. у. для снижения вероятности попадания отстреливаемой целью оптической (тепловой) помехи-ловушки в поле зрения пеленгатора. Ввод ракеты на линию визирования цели начинался за 2-3 с до встречи с целью и заканчивался вблизи от нее. При приближении ЗУР к цели на расстояние 1000 м на ракету передавалась радиокоманда на взведение неконтактного датчика. По истечении времени, соответствующего пролету ракетой 1000 м от цели, боевая машина автоматически переводилась в готовность к пуску следующей ЗУР по цели.
При отсутствии в вычислительной системе информации о дальности до цели от станций сопровождения или обнаружения использовался дополнительный режим наведения ЗУР, при котором ракета сразу выводилась на линию визирования цели, неконтактный датчик взводился через 3,2 с после старта ЗУР, а приведение боевой машины в готовность к пуску следующей ракеты осуществлялось по истечении времени полета ракеты на максимальную дальность.
Организационно 4 боевых машины комплекса «Тунгуска» сводились в зенитный ракетно-артиллерийский взвод зенитной ракетно-артиллерийской батареи, состоящей из взвода ЗРК «Стрела-10СВ» и взвода комплексов «Тунгуска». Батарея входит в состав зенитного дивизиона мотострелкового (танкового) полка. В качестве батарейного командирского пункта используется пункт управления ПУ-12М, который был связан с командным пунктом командира зенитного дивизиона — начальника ПВО полка. В качестве последнего использовался пункт управления подразделениями ПВО полка «Овод-М-СВ» (подвижной пункт разведки и управления ППРУ-1) или его модернизированный вариант – «Сборка» (ППРУ-1М). В дальнейшем боевые машины комплекса «Тунгуска» должны были сопрягаться с унифицированным батарейным командирским пунктом 9С737 «Ранжир». При сопряжении с комплекса «Тунгуска» с ПУ-12М команды управления и ЦУ с последнего на боевые машины должны были передаваться голосом с помощью штатных радиостанций, а при сопряжении с командирским пунктом 9С737 — с помощью кодограмм, формируемых аппаратурой передачи данных, которой должны были быть оборудованы эти средства. В случае управления комплексами «Тунгуска» от батарейного командирского пункта анализ воздушной обстановки и выбор целей для обстрела каждым комплексом должны были производится на этом пункте. В этом случае на боевые машины должны были передаваться распоряжения и целеуказания, а с комплексов на батарейным пункт — данные о состоянии и результатах боевой работы комплекса.
Предполагалось в дальнейшем обеспечить прямое сопряжение зенитного пушечно-ракетного комплекса и с КП начальника ПВО полка с помощью телекодовой линии передачи данных.
Огонь из 30-мм пушек 2А38 может вестись с ходу или с места, а пуск ЗУР только с остановки. Система управления огнем — радиолокационно-оптическая. Обзорная РЛС с дальностью обнаружения целей 18 км расположена в задней части башни. Перед башней находится РЛС сопровождения целей с дальностью действия 13 км. Кроме РЛС в состав системы управления огнем входят цифровая ЭВМ, стабилизированный оптический прицел и углоизмерительные приборы. Время реакции комплекса 6-8 сек. Боевая машина имеет систему навигации, топопривязки и ориентирования для определения координат. Перезаряжание установки производится из специальной транспортно-заряжающей машины на шасси автомобиля КамАЗ-43101 контейнерным способом. Время перезаряжания ЗСУ ракетами и снарядами — 16 мин. Корпус и башня машины изготовлены из цельносварной брони и обеспечивают защиту экипажа от пуль и осколков. Механик- водитель размещается в передней части корпуса машины. Оператор РЛС, командир и стрелок располагаются в башне.
ЗСУ 2С6 смонтирована на шасси многоцелевого гусеничного тяжелого транспортера МТ-Т. Гидромеханическая трансмиссия и гидропневматическая подвеска с изменяемым клиренсом обеспечивают высокую проходимость и плавность хода по пересеченной местности.
Функционирование боевых машин комплекса «Тунгуска» обеспечивалось с применением транспортно-заряжающих машин 2Ф77М (на КамАЗ-43101, с 2 боекомплектами патронов и 8 ЗУР), машин ремонта и техобслуживания 2Ф55-1 (на Урал-43203 с прицепом) и 1Р10-1М (на Урал-43203, по радиоэлектронной аппаратуре), машин техобслуживания 2В110-1 (на Урал-43203, по артиллерийской части), автоматизированных контрольно-испытательных подвижных станций 9В921 (на ГАЗ-66), мастерских техобслуживания МТО-АТГ-М1 (на ЗиЛ-131).
Заключение
Серийное производство комплексов «Тунгуска» и их модификаций и его радиолокационных средств было организовано на Ульяновском механическом заводе МРП, пушечного вооружения — на Тульском механическом заводе МОП, ракетного — на Кировском машиностроительном заводе «Маяк» МОП, прицельно-оптического оборудования — в ЛОМО МОП. Гусеничные самоходы (с системами обеспечения) поставлял Минский тракторный завод МСХМ.
Лауреатами Ленинской премии стали А.Г. Шипунов, В.М. Кузнецов, А.Д. Русьянов, А.Г. Головин, П.С. Комонов. Государственной премии — И.П. Зыков, В.А. Коробкин, Н.П. Брызгалов, В.Г. Внуков и другие.
ЗРПК «Тунгуска» и его модификации находятся на вооружении вооруженных сил России, Белоруссии.
В 1999 году Россия начала поставки в Индию ЗРПК «Тунгуска-М1» в общем количестве 60 штук. Ранее Индия приобрела 20 комплексов «Тунгуска». По некоторым данным комплекс в единичном количестве через ГК «Воентех» в середине 90-х годов был поставлен в Великобританию.
Тактико-техническая характеристика
Библиография:
1. Техника и вооружения №5-6.99
2. Военный Парад №33, 1999
Энциклопедия танков.
2010.
.
Японские SUV внедорожники заслужили блестящую репутацию во всем мире благодаря сочетанию производительности, инноваций и надежности.…
Почему в Дубае выгоднее арендовать автомобиль Дубай можно назвать городом автомобилей. По крайне мере на…
Услуги автоэлектрика сейчас пользуются большим спросом. Если вас интересует адрес автоэлектрика в Уфе, то можете…
Независимо от того, работает ли ваш автомобиль без сбоев, нуждается ли в ремонте или даже…
Лада Ларгус, универсальный и надежный автомобиль, завоевал популярность среди водителей благодаря своей долговечности и доступности…
Осуществление качественного обслуживания в отношении гарантийных транспортных средств типа Land Rover на регулярной основе осуществляет…
This website uses cookies.