Categories: Словарь

Сухопутные дредноуты

Что такое Сухопутные дредноуты?

Сухопутные дредноуты

Сухопутные дредноуты

       Построив сначала тяжелый танк, англичане к концу первой мировой войны почувствовали, что нужны более легкие машины, и они появились. Это были МкА, МкВ, МкС, и англичане вплоть до 1940 года (за одним лишь исключением, о чем пойдет речь ниже) не производили тяжелых танков. Французы же, наоборот, выпускали всю войну легкие машины и, казалось бы, вполне ими удовлетворенные, ударились в другую крайность — в конце войны приступили к конструированию тяжелых и сверхтяжелых «броненосцев». Дело в том, что французское командование, переоценив мощность укреплений немецкой оборонительной линии Гинденбурга (которую предстояло преодолеть), пришло к выводу о необходимости усилить свои «Рено» тяжелыми танками прорыва. Ярый сторонник легких машин Ж. Этьенн теперь поддерживал и эту новую идею. Решено было строить машину с гусеницами, охватывающими корпус как у английских танков, но вооружение разместить во вращающейся башне. Первый проект (1917 г.), по сути дела, был сильно увеличенным танком «Рено FT». Два прототипа, обозначенные как тяжелые танки 1А и 1В, были созданы до конца войны. Серия основных машин, названных 2С, готовилась к выпуску в 1919 году в количестве 300 штук. Но война закончилась, и заказ был резко уменьшен: до 1923 года построено всего десять машин. Они были малоподвижны, но зато бронирование имели основательное (чтобы противостоять снарядам немецкой полевой 77-мм пушки) и достаточно сильное вооружение, размещенное в двух башнях и в бортах корпуса. Недостатком же этих танков, оснащенных и радиостанцией, и стробоспонами для наблюдения из каждой башни, являлась невозможность вести огонь из пушки назад. Как и машины «Сен-Шамон», 2С имели электротрансмиссию. Однако большой вес затруднял их перевозку по железным дорогам. В 20-х годах танки были модернизированы: установлены новые двигатели, усилены элементы подвески, улучшены средства связи и управления. На некоторых машинах 75-мм орудие было заменено короткоствольным 105-мм и даже 155-мм. Вес увеличился до 81 т. Конец этих танков был бесславен: в мае 1940 года восемь оставшихся во французской армии 2С уничтожила немецкая авиация во время перевозки их по железной дороге.

        Тяжелый танк пытались создать и английские конструкторы. Это было в 1922 году. Тогда военное министерство предложило заняться этим фирме «Виккерс». Дж. Бакем, которому поручили вести проект, представил два варианта машины: первый (в соответствии с заданием заказчика) имел вооружение в носовом отсеке и боковых спонсонах, второй — в башнях. Военные остановились на втором варианте, и год спустя началось строительство машины. Основным стремлением было вооружить танк прорыва возможно большим числом пушек и пулеметов, чтобы он действовал более самостоятельно, независимо от других машин и пехоты (отсюда и появилось его название А1Е1 «Индепендент», что в переводе — «независимый»), Создатели А1Е1 установили на нем пять башен — одну пушечную и четыре пулеметные. Это дало возможность сосредоточить огонь в любом секторе обстрела.

        Машина была готова в 1926 году и затем в течение еще шести лет улучшалась: были установлены планетарный механизм поворота, сервоприводы управления и т. д. Но тем не менее танк не попал в серию и на вооружение принят не был. Однако как пример для подражания он был «популярен» во многих странах. Пытались создать многобашенный танк в Японии (типы 92 и 95 с тремя башнями в диаметральной плоскости). В 1933-1934 годах в Германии фирмы «Рейнметалл» и «Крупп» создали пять опытных образцов машин с одной пушечной и двумя пулеметными башнями, расположенными в диагональной плоскости. Хотя танки и считались тяжелыми, их масса составляла всего 23 т. Скорость достигала 35 км/ч. В центральной башне устанавливались 75- и 37-мм орудия, в башенках — спарка пулеметов. Эти неуклюжие машины использовались в пропагандистских целях (некоторые из них даже не были бронированы). В апреле 1940 года три танка NbFz были отправлены в Норвегию для устрашения населения завоеванной страны. Год спустя они пошли на слом. Но по некоторым данным, найденным в архивах немцев, известно, что одна-две машины летом 1941 года были на Восточном фронте, где и нашли свой конец. В самой Англии в 1928 году были построены три опытных экземпляра среднего многобашенного танка А6 (или средний МКIII, называвшийся также «Виккерс» — 16-тонный). Они имели боевую массу 18 т, экипаж 7 человек, вооружение — одно 47-мм орудие и три пулемета, расположенные в трех башнях.

        Единственным серийным тяжелым многобашенным танком был советский Т-35, выпускавшийся, впрочем, в весьма ограниченных количествах в 1933-1939 годах. Его назначение- качественное усиление легких танков при прорыве укрепленных полос. Машины разных годов выпуска несколько отличались по типу и способу установки 76-мм орудия. Серия 1939 года имела конические башни и несколько усиленное бронирование (см. «ТМ», № 10, 1970).

        В нашей стране (с 1933 по 1940 год) выпускался и другой многобашенный танк Т-28 (см. «ТМ», № 7, 1970). Он относится к типу средних и предназначался для усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укрепленных оборонительных полос.

        Его вооружение размещалось в трех башнях — центральной с 76-мм орудием и пулеметом и двух расположенных перед нею, с пулеметами. По годам машины отличались образцами 76-мм орудия (с 1938 года устанавливалось более мощное, с длиною ствола 26 калибров вместо 16 на ранних машинах). Последние образцы так же, как и Т-35, имели конические башни. Опыт боевых действий на Карельском перешейке зимой 1939/40 года заставил усилить бронирование танка до 50 мм методом экранировки (наложением дополнительных броневых листов на основную броню). Оба — Т-28 и Т-35 — приняли участие в боевых действиях в первые месяцы Великой Отечественной войны.

        Наконец, в 1936 году в Англии выпускался средний крейсерский танк А9 с вооружением (одно 47-мм орудие и три пулемета), размещенным в трех башнях, как и на Т-28. Его боевая масса 12,7 т, экипаж 6 человек, скорость 37 км/ч. В том же 1936 году он был заменен в производстве крейсерным А10, у которого была лишь одна башня.

На заставке изображен советский тяжелый танк Т-35 1939 года. Боевая масса — 50 т. Экипаж — 11 человек. Вооружение — одно 76-мм орудие, две 45-мм пушки, 6 пулеметов. Бронирование: лоб корпуса — 50 мм, борт — 20 мм, башня — 20 мм. Двигатель — M17, 500 л.с. Скорость по шоссе — 30 км/ч. Запас хода по шоссе — 150 км.

Проекции Т-35 — рис. В.Иванова

Рис. 31. Английский тяжелый танк А1Е1 «Индепендент». Боевая масса — 31,5 т. Экипаж — 8 человек. Вооружение — одна 47-мм пушка, четыре пулемета. Бронирование: лоб корпуса — 28 мм, борт — 13 мм, башня — 28 мм. Двигатель — «Армстронг — Сиддли» 398 л.с. Скорость по шоссе — 32 км/ч. Запас хода по шоссе — 320 км.

Рис. 32. Французский тяжелый танк 2С. Боевая масса — 68 т. Экипаж — 13 человек. Вооружение — одно 75-мм орудие, четыре пулемета. Бронирование: лоб корпуса — 30 мм, борт — 22 мм, башня — 37 мм. Два двигателя «Майбах» по 250 л.с. Скорость по шоссе — 13 км/ч. Запас хода по шоссе — 100 км.

Проекции Т-28 — рис. В.Иванова ()

Экипаж 6 чел, Боевой вес 28 т, Длина 7,44 м, Ширина 2,81 м, Высота 2,82 м, Клиренс 0,56 м, Вооружение — одно 76,2-мм орудие, 3 — 4 пулемета калибром 7,62 мм; боекомплект — 70 снарядов, 7938 патронов. Бронирование — корпус: лоб — 30 мм, борт и корма — 20 мм; башня — 20мм. Двигатель — авиационным М-17 Л, 500 л.с. Скорость (макс.) по шоссе — 37 км/час. Запас хода по шоссе — 220 км.

Фото: Немецкий танк PzKpfw NbFz VI (Krupp)

Библиография:

1.«Техника молодежи», №1 за 1980 год

2.«Техника-Молодежи», № 10 за 1970г.

3.«Техника-молодежи», №7 за 1970г.

Энциклопедия танков.
2010.

.

Page: 1 2 3 4 5

admin

Share
Published by
admin

Recent Posts

Знакомство с лучшими японскими SUV-внедорожниками

Японские SUV внедорожники заслужили блестящую репутацию во всем мире благодаря сочетанию производительности, инноваций и надежности.…

8 часов ago

Как арендовать авто в Дубае

Почему в Дубае выгоднее арендовать автомобиль Дубай можно назвать городом автомобилей. По крайне мере на…

2 месяца ago

Адрес автоэлектрика в Уфе

Услуги автоэлектрика сейчас пользуются большим спросом. Если вас интересует адрес автоэлектрика в Уфе, то можете…

3 месяца ago

Выкуп автомобилей в любом состоянии

Независимо от того, работает ли ваш автомобиль без сбоев, нуждается ли в ремонте или даже…

3 месяца ago

Самые востребованные запчасти для Лада Ларгус

Лада Ларгус, универсальный и надежный автомобиль, завоевал популярность среди водителей благодаря своей долговечности и доступности…

4 месяца ago

Профессиональное обслуживание авто Land Rover

Осуществление качественного обслуживания в отношении гарантийных транспортных средств типа Land Rover на регулярной основе осуществляет…

4 месяца ago

This website uses cookies.