Что такое Сухопутные крейсера?
Сухопутные крейсера
Сухопутные крейсера
Вооруженная гусеничная машина высокой проходимости, полностью бронированная… Как бы далеко ни шагнуло танкостроение, это определение останется для танка классическим. Не случайно в начале века конструкторы называли эти машины сухопутными крейсерами. Да и сейчас в них прежде всего ценится огневая мощь, броневая защита, высокая проходимость, а также способность совершать марши на большие расстояния, преодолевать препятствия и заграждения.
Средний танк Т-54
Средний танк Т-72 полностью соответствует этой характеристике. Больше того, в его конструкции учитывались и современные методы ведения войны, предъявляющие «сухопутным крейсерам» такие требования, о которых сорок лет назад люди и не задумывались… Световое облучение, радиация, ударная волна ядерного взрыва… Сегодня от всех этих факторов бронетехника должна обеспечить человеку надежную защиту.
Остановимся поподробнее на особенностях конструкции и боевых возможностях Т-72.
Начнем с главного — с вооружения. Основное оружие танка — 125-мм гладкоствольная пушка. Есть также спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет и зенитная установка с 12,7-мм пулеметом, размещенным на командирской башенке.
Пушка Т-72 предназначена для поражения танков, самоходно-артиллерийских установок противника и других бронированных целей. Применяется она также для подавления различных огневых средств противника, в том числе и таких важных, как противотанковые управляемые ракеты. Тактико-технические характеристики танковой пушки позволяют экипажу успешно решать в бою подобные огневые задачи независимо от времени суток. Ведь Т-72 может стрелять ночью так же, как и днем.
Да, танк наших дней может «видеть» и в темноте. Его пушка имеет инфракрасный прицел, благодаря которому наибольшая прицельная дальность стрельбы в ночных условиях достигает 800 м. Без малого — километр! Мог ли экипаж прославленной тридцатьчетверки в годы Великой Отечественной войны мечтать о том, чтобы на такой дистанции, да еще ночью, неожиданно ударить по противнику бронебойным снарядом? А ведь в современном бою такое не исключено.
Что же касается наибольшей прицельной дальности стрельбы днем, то она достаточно впечатляюща — до 4 км. Соответственна этому и дальность прямого выстрела: при стрельбе бронебойным подкалиберным снарядом она достигает порядка 2100 м.
Средний танк Т-62
Примечательно, что с закрытой огневой позиции стрельбу можно вести на дальность до 9400 м. Применяются для этого осколочно-фугасные снаряды. Причем закрытой огневой Позицией считают такую, где само огневое средство, а также вспышки, дым и пыль от выстрелов надежно скрыты от наземного наблюдения противника. Заняв закрытую огневую позицию, танки уподобляются в этом случае артиллерийским орудиям. Точнее, самоходным орудиям. Такое боевое качество танка делает его применение особенно ценным.
Заряжение пушки осуществляется раздельно; сначала в зарядную камеру подается снаряд, к примеру, осколочно-фугасный, массой 33 кг, а затем и гильза с пороховым зарядом и средством воспламенения. Интересно, что все эти операции выполняет автомат заряжения. Рука человека не касается ни снаряда, ни гильзы. А скорострельность составляет 8 выстрелов в минуту.
Так проявляются на практике достижения научно-технической революции в военном деле. В силу этого отмирают и традиционные воинские специальности, появляются новые.
В экипаже Т-72, например, уже нет заряжающего. Его место занял автомат. Экипаж состоит теперь только из трех человек; командира, наводчика и механика-водителя.
Командир и наводчик находятся в боевом отделении, которое располагается а средней части машины и отделено перегородкой от силового отделения. Справа от пушки сидит командир, слева—наводчик. Место механика-водителя— в отделении управления. Члены экипажа могут свободно переходить из одного отделения в другое.
Основные детали и механизмы танковой пушки; ствол, затвор с полуавтоматикой, люлька с противооткатными устройствами, механизмы наводки, ограждение со спусковым механизмом. В принципе они выполняют те же функции, что и в артиллерийском орудии.
Об одной особенности танкового орудия стоит рассказать особо. Дело в том, что его пушка стабилизирована в двух плоскостях наведения. Что это значит? Представьте себе, что наводчик обнаружил цель и наводит перекрестие прицела в его самое уязвимое место. Для этого он плавно вращает маховики механизмов наводки. Готово! И с этого мгновения специальное устройство — стабилизатор — фиксирует, а проще говоря, «запоминает» наводку пушки и удерживает ствол в этом положении. Самое интересное то, что танк в это время может делать все, что угодно; стоять на месте, двигаться вперед или назад, разворачиваться вправо или влево.
Теперь для производства прицельного выстрела необязательно останавливать бронированную машину, это даже опасно — она сразу же становится неподвижной мишенью.
Применение стабилизатора в корне изменило тактику боя. В самом деле, теперь не имеет значения, что танк мчится по неровностям, его корпус бросает из стороны в сторону— ствол пушки остается неподвижным. Он как привязанный «смотрит» в точку прицеливания, и наводчик поражает цель практически с, той же точностью, как и при стрельбе с места. Надо ли говорить, насколько успешно при этом можно вести противоборство с различными противотанковыми средствами.
Масса танка — 41 т. Это нормально для системы такого вида. Но среднее удельное давление всего 0,83 кгс/см2, не больше, чем от ступней взрослого человека. А раз так, то и движется машина легко, какой бы неровной ни была поверхность. Это, кстати, позволяет и величина клиренса, составляющая почти полметра (точнее — 470 мм).
Танк Т-72 может смело идти в гору, если угол ее подъёма не превышает 30°. При этом угол крена в ту и другую сторону допускается до 25°. Преодолевает ров шириной до 2,8 м. С ходу берет вертикальную стенку высотой до 0,85 м. И немудрено — максимальная мощность его двигателя 780 л. с.
Но бывают препятствия и иного рода. Например, река. Плавать эта машина не умеет. Что делать? Ведь реку не объедешь. Если разведчики доложат, что глубина брода не более 1,2 м, танк преодолеет и эту водную преграду. Преодолеет он ее даже при глубине реки значительно больше, например 3, 4 или даже 5 м. Правда, способ форсирования водной преграды в этом случае иной. Здесь экипажу надо готовить ОПВТ — оборудование для подводного вождения танка. Машина может передвигаться по дну под водой на протяжении целого километра, а над ее поверхностью останется лишь воздухопитающая труба, чтобы члены экипажа могли дышать, а также для обеспечения работы двигателя.
Для установки воздухопитающей трубы и на другие подготовительные операции экипажу требуется всего 20 мин. А после преодоления преграды буквально через 1—2 мин танк готов открыть огонь по противнику из всего вооружения.
Необычен в конструкции Т-72 и еще один механизм — самоокапыватель. Допустим, потребуется отрыть для танка окоп. Даже по минимальным его габаритам «ямка» понадобится размером 10х4,5х1,2 м — 54 кубометра! Вот сколько грунта пришлось бы перекидать экипажу из трех человек обычными лопатами.
Но современным танкистам заниматься такой работой но приходится. Вместо них действует самоокапыватель, напоминающий небольшой бульдозерный нож. Из походного положения в рабочее он переводится всего за одну-две минуты. Ну а затем танк начинает работать как мощный бульдозер: укрытие для себя в песчаном и супесчаном грунте он отрывает за 12 мин, а в глинистом — за 20 мин.
Замечательную машину имеют на вооружении воины 80-х годов! Продолжая славные традиции танкистов Великой Отечественной войны, они мастерски владеют вверенной им техникой и всегда готовы выступить на защиту священных рубежей нашей Родины.
1 — амортизатор, 2 — прицел-дальномер, 3 — ночной прицел, 4 — фара командирского прибора наблюдения, 5 — командирская башенка, 6— труба ОПВТ, 7 — зенитный пулемет, 8 — задняя фара, 9 — фальшборт, 10 — бочки с запасом топлива, 11 — бревно для самовытаскивания, 12 — люк механика-водителя, 13— наружные топливные баки, 14 — лючок ОПВТ, 15 — люк наводчика, 16 — люк для выброса поддонов гильз, 17— ящики укладки ОПВТ, 18 — ящики ЗИП, 19 — спаренный пулемет, 20 — осветитель ночного прицела, 21 — прибор наблюдения механика-водителя, 22 — фары головного света, 23 — кронштейны крепления бочек, 24 — кронштейны крепления бревна, 25 — задний фонарь, 26 — запасные траки, 27 — очиститель гусеницы.
На виде Б бочки с запасом топлива и бревно для само вытаскивания условно не показаны.
Башня танка литая, сложной конфигурации. На ее крыше имеются люкм и лючки для приборов наблюдения и прицеливания, антенны и механизма выброса несгораемых поддонов гильз, входа и выхода экипажа. Снаружи на башню привариваются кронштейны для крепления трубы и ящиков ОПВТ, для фар и прожекторов — осветителей прицелов, скобы для крепления танкового брезента и четыре крюка для демонтажа башни. На вращающемся погоне командирской башенки установлен крупнокалиберный зенитный пулемет НСВ. Спаренный пулемет ПКТ расположен в овальной амбразуре справа от пушки. Маска пушки уплотняется специальным водонепроницаемым материалом. На ее ствол надет теплоизоляционный кожух, исключающий влияние температурного изгиба канала ствола на точность стрельбы. В отличие от всех других современных советских танков, на Т-72 в походном положении пушка стопорится не по оси машины, а развернутой на левый борт. Это вызвано тем, что место механика-водителя размещено по центру машины и ствол пушки не позволил бы ему сидеть в положении «по-походному».
Корпус танка сварной, из катаных бронелистов. Днище корпуса корытообразной формы, с продольными и поперечными выштамповками для увеличения жесткости. На переднем нижнем лобовом листе по оси корпуса имеется выштамповка для размещения педалей и тяг управления. На верхнем лобовом листе приварены кронштейны «крыльев», укладки троса, крепления грязеотбойных досок и ограждения фар. В нижней части листа прикреплены буксирные крюки, а в верхней — прибор наблюдения механика-водителя, перед которым приварены защитные броневые планки. Крышка корпуса в кормовой части имеет съемные броневые листы для доступа к двигателю и агрегатам силовой передачи. На кормовом листе корпуса располагаются кронштейны крепяения бочек, бревен для самовытаскивания, запасных траков и буксирные крюки. В середине листа выполнен пюк для доступа к вентилятору системы охлаждения.
Ходовая часть Т-72 состоит из двенадцати опорных катков, шести поддерживающих, двух направляющих и двух ведущих. Гусеницы имеют по 96 траков. Подвеска танка торсионная, в связи с чем опорные катки левого борта смещены вперед относительно правого на 110 мм. На подвесках 1, 2 м 6-го опорных катков установлены гидроамортизаторы и упоры балансиров, Направляющие, опорные и ведущие катки литые, двухдисковые. Опорные катки снабжены резиновыми бандажами. Поддерживающие катки однодисковые, с внутренней амортизацией, установлены на коротких осях. Сзади ведущих колес на бортах корпуса болтами крепятся очистители гусениц, предохраняющие от повреждения надгусеничные полки. Ходовая часть закрывается резиновыми фальшбортами. На левом фальшборте под выхлопными патрубками закреплен металлический экран,
Библиография:
Моделист-Конструктор
Энциклопедия танков.
2010.
.
Японские SUV внедорожники заслужили блестящую репутацию во всем мире благодаря сочетанию производительности, инноваций и надежности.…
Почему в Дубае выгоднее арендовать автомобиль Дубай можно назвать городом автомобилей. По крайне мере на…
Услуги автоэлектрика сейчас пользуются большим спросом. Если вас интересует адрес автоэлектрика в Уфе, то можете…
Независимо от того, работает ли ваш автомобиль без сбоев, нуждается ли в ремонте или даже…
Лада Ларгус, универсальный и надежный автомобиль, завоевал популярность среди водителей благодаря своей долговечности и доступности…
Осуществление качественного обслуживания в отношении гарантийных транспортных средств типа Land Rover на регулярной основе осуществляет…
This website uses cookies.