Что такое Сухопутный крейсер «Берег»?
Сухопутный крейсер «Берег»
Сухопутный крейсер «Берег»
Некий полководец прошлого как-то заметил, что одна пушка на берегу стоит десятка палубных. Спорить не приходится, ведь на точность стрельбы корабельных орудий сильно влияет хотя бы бортовая и килевая качка, которой канониры на сухопутной батарее не подвержены.
Обычно береговые батареи размещают вблизи военно-морских баз, например, Севастополя и Владивостока, крупных портов, на подходах к стратегически важным проливам, вроде Ла-Манша, каналов, подобных Панамскому, на островах и мысах. Орудия устанавливают в открытых сверху двориках, мощных каменных фортах и казематах либо во вращающихся бронированных башнях. Это, как правило, дальнобойные морские пушки калибром до 406 мм, наводимые на движущиеся, маневрирующие цели с помощью принятых на флоте дальномеров и прицелов.
С середины XIX в., в некоторых странах, вдоль побережья, стали прокладывать железнодорожные ветки, по которым ходили специальные платформы со смонтированными на них орудиями. В годы Великой Отечественной войны, в советской береговой обороне, с успехом применялись такие артсистемы калибром 100, 130 и 305 мм. Однако всем им были присущи недостатки — в частности, привязанные к рельсам, они были ограничены в маневре, кроме того, колею могла обнаружить вражеская разведка со всеми вытекавшими последствиями.
Это учли разработчики новых отечественных комплексов, которым предстояло придти на смену уже устаревавшим предшественникам. Так, в 60 — 70-е гг., для прикрытия подступов к побережью, создали и стационарные комплексы с противокорабельными ракетами «Яхонт», которые, вместе с командными пунктами, были упрятаны в хорошо защищенные шахты и подземелья, и передвижные «Базальт». Те и другие способны держать под огнем пространство площадью в 280 тыс. км2.
Одновременно проектировался и артиллерийский комплекс «Берег», предназначенный для поражения надводных кораблей всех классов, отражения десантов и ведения огня по наземным целям, «Берег» должен был скрытно перемещаться по суше. незаметно для неприятеля выдвигаясь на угрожаемые направления, и столь же скоро выходить из-под вероятного удара. Понятно, что стандартные армейские самоходные артиллерийские установки для этого не годились, так как не могут прицельно уничтожать скоростные, маневрирующие цели — небольшие десантные суда, к тому же при ограниченной непогодой видимости.
«Берег» проектировали по корабельному принципу — автономным, с централизованным управлением огнем шести 130-мм орудий (как у легкого крейсера периода Второй мировой войны). Все его машины выполнены на одинаковых, самоходных, 4-осных, полноприводных шасси МАЗ-543М, оснащенных приборами ночного видения, навигационной аппаратурой и своими источниками электроэнергии.
В особом фургоне размещен мозг комплекса, центральный пост управления огнем БР-136, связанный с 1-2 наблюдательными пунктами, вертолетом-корректировщиком и орудиями, Его помещение разделено на пять отсеков.
В нем находятся смонтированные на выдвижных основаниях антенны, причем радиолокационная с отдельным приводом, и дальномерно-визирное устройство. А также — аппаратура первичной обработки информации о противнике, цифровой вычислитель, радиотелеграф, места водителя-электрика, командиров комплекса и центрального поста, группы управления, артиллерийских электриков и радиометристов. В распоряжении командира «Берега» — навигационная аппаратура, связь, сигнализация, визир для наблюдения за целями, телефон для переговоров с наблюдательными пунктами и стол с топографической картой. Командир центрального поста поддерживает связь с орудиями. Кроме того, расположен (в моторном отсеке) резервный дизель-генератор мощностью 30 кВт, а впереди, под кабиной водителя, — два кондиционера: один создает микроклимат, необходимый для нормальной работы расчета поста, второй — для приборов. Фургон оснащен домкратами с электромеханическими и ручными приводами для его горизонтальной установки на пересеченной местности.
Обнаружение целей производится по двум каналам: радиолокационному и оптико-электронному в режимах кругового и секторного поиска на дистанциях до 35 тыс. м. Комплекс может автоматически, несмотря на помехи, сопровождать четыре объекта, обеспечивая одновременный обстрел двух и мгновенное перенесение огня на иные. Кроме того, есть телевизионно-лазерный канал и дополнительное оборудование.
Информация, полученная от радиолокатора, поступает на индикатор с прямоугольной разверткой по азимуту. Операторы совмещают два электрических визира с эхо-сигналом от цели и включают один из двух каналов автоматического сопровождения. Наведение может быть ручным, полуавтоматическим и инерциальным.
Ко второму каналу можно подключить телевизионно-лазерную систему сопровождения цели, данные о которой высвечиваются на индикаторе вместе с расстоянием до нее, определенным лазерным дальномером.
Целеуказания, с учетом баллистических и метеорологических поправок, поступают на шесть самоходных орудий, при этом учитывается и их удаленность от центрального поста, а корректировку стрельбы ведут по эхо-сигналам от разрывов снарядов.
«Берег» способен вести одиночный или залповый огонь, делая, по выбору, по 4, 6, 8,10 или 12 выстрелов в минуту.
Каждое самоходное орудие А-222 находится на опорно-поворотном механизме (типа роликового подшипника) в поворачивающейся башне. В ней несут службу ее командир, в распоряжении которого есть блоки управления всеми устройствами, система управления огнем, приборы наведения, механизмы подачи боеприпасов и выброса гильз, агрегаты жизнеобеспечения, пожаротушения, оптико-электронное наблюдательное устройство с ночным каналом, квантовый дальномер, баллистический вычислитель, планшет, радио- и внутренняя связь. Наводчик располагает оптическим прицелом, комплексом световой сигнализации. Двое заряжающих находятся, симметрично стволу, у механизма подачи боеприпасов, еще столько же — сзади, у боеукладки и загрузочного устройства.
Кроме того, каждая башня оборудована фильтровентиляционной установкой, не пропускающей радиоактивные и отравляющие вещества, и обогревателем.
Ствол 130-мм пушки моноблочный (у первых образцов он был со свободной трубой), длиной без дульного тормоза 7150 мм, или 55 калибров, с кожухом. Затвор клиновый, горизонтальный, полуавтоматический, открывающийся вправо, дополнен механизмом подачи и заряжания, что позволяет расчету делать до 16 выстрелов в минуту.
Электромеханические приводы обеспечивают наведение башни, по командам с центрального поста или самостоятельно, на 120° в стороны и придавать орудию углы возвышения от минус 5 до плюс 50°. Оно оборудовано гидравлическим тормозом отката и гидропневматическим накатником.
Возимый боекомплект состоит из 40 унитарных выстрелов со снарядами весом по 34 кг.
При ведении огня с полным зарядом в 12,9 кг, давление пороховых газов в стволе достигает 3150 кг/см2, что сообщает снарядам начальную скорость в 930 м/с и досягаемость в 27150 м. Расчет может использовать осколочно-фугасные снаряды с донными или радиовзрывателями, последние марки АР-5 — бронебойно-трассирующие, зенитные с головными взрывателями, специальные повышенной мощности, учебные и тренировочные.
Между башней и кабиной водителя устроен отсек с силовым агрегатом и приводами двух электромашинных усилителей системы наведения, генератором постоянного тока для питания домкратов, обеспечивающих устойчивость машины при стрельбе.
В состав комплекса «Берег» входит еще и машина обеспечения боевого дежурства, предназначенная для бесперебойной подачи энергии центральному посту и орудиям. Ее вырабатывают два дизель-электрических агрегата мощностью по 30 кВт с запасом топлива, рассчитанным на непрерывное функционирование в течение недели. И эта машина снабжена навигационной аппаратурой и специальными приборами — например, для выявления в воздухе и на местности радиоактивных и химических отравляющих веществ.
Кроме силовых агрегатов, в этом фургоне устроены 2 — 4-местные каюты, столовая, она же зал для отдыха, кухня с припасами на неделю, сушилка, электроотопитель, вентиляция для летнего времени. Обслуживают их четыре человека. Здесь расчет «Берега» посменно отдыхает.
На крыше фургона установлен 7,52-мм универсальный пулемет ПКТ. Некоторое время «Берег», как и другие новинки, считался секретным. Видимо, поэтому его появление произвело сильное впечатление на устроителей и посетителей выставки вооружений и боевой техники в Абу-Даби. Во всяком случае, им заинтересовались иностранные заказчики. Однако наладить выпуск сухопутных крейсеров для себя и на экспорт сразу не удалось. Сказалось искусственное нарушение сложившихся экономических связей с Белоруссией, которая, кстати. была готова поставлять шасси для серийных «Берегов»; Украина же бесцеремонно захватила опытный образец комплекса в надежде наладить «самостийное производство». Ну а завод. которому следовало изготавливать фургоны, счел их производство невыгодным для себя.
Тем временем конструкторы изыскали способ усилить огневую мощь «Берега», дополнив его 20-тонной многоцелевой системой «Гермес», выполненной на базе плавающей десантной гусеничной БМД-3. В ее башне, размещенной в центре корпуса, установлена спаренная 155-мм пушка, а между стволами смонтирован обслуживаемый двумя номерами расчета электронно-оптический блок с 4-канальным инфракрасным прибором прямого видения и 2-канальным лазерным целеуказателем.
«Гермес» способен делать до 14-16 выстрелов в минуту осколочно-фугасными снарядами улучшенной аэродинамической формы, активно-реактивными, кассетными и управляемыми типа «Краснополь» и «Сантиметр».
В середине передней части машины находится место водителя, в кормовой — обзорный радиолокатор. Для движения на плаву служат два водомета.
Таким образом, создатели «Берега» предусмотрели возможность его модернизации и повышения могущества. А это становится особенно важным, если учесть непродуманное сокращение (в последнее десятилетие) численности кораблей военно-морского флота, предназначенных именно для прикрытия морских границ нашей страны.
Библиография:
Техника молодежи №12 за 2000 год
Энциклопедия танков.
2010.
.
Японские SUV внедорожники заслужили блестящую репутацию во всем мире благодаря сочетанию производительности, инноваций и надежности.…
Почему в Дубае выгоднее арендовать автомобиль Дубай можно назвать городом автомобилей. По крайне мере на…
Услуги автоэлектрика сейчас пользуются большим спросом. Если вас интересует адрес автоэлектрика в Уфе, то можете…
Независимо от того, работает ли ваш автомобиль без сбоев, нуждается ли в ремонте или даже…
Лада Ларгус, универсальный и надежный автомобиль, завоевал популярность среди водителей благодаря своей долговечности и доступности…
Осуществление качественного обслуживания в отношении гарантийных транспортных средств типа Land Rover на регулярной основе осуществляет…
This website uses cookies.