Боевая машина поддержки танков

Что такое Боевая машина поддержки танков?

Боевая машина поддержки танков

Боевая машина поддержки танков

       Войны и конфликты 2-й половины ХХ века, происходившие с участием бронетанковой техники, свидетельствовали о необходимости создания боевых машин принципиально нового класса, рассчитанных на взаимодействие с ОБТ, призванных повысить их эффективность, снизить их потери и оказывать мощную огневую поддержку. Особенно ясно такая потребность выявилась в ходе арабо-израильских баталий, в которых подавляющее большинство потерь танков пришлось вовсе не на поединки с себе подобными, а на огонь РПГ, переносных и самоходных ПТРК, ударных вертолетов. Очевидно, что специальный тип БТТ, способный исправить ситуацию, предназначался прежде всего для борьбы со слабозащищенными танкоопасными целями, низколетящими ЛА и, возможно, тяжелобронированной техникой на дальних дистанциях; особенно ценной такая машина представлялась для локальных войн. В 80-х гг. в КБ ведущих танкостроительных держав — СССР, США, ФРГ — начались первые проработки концепции боевой машины поддержки танков (БМПТ). Планировалось их создание на шасси основных боевых танков 3-го и, в перспективе, 4-го поколения в рамках семейства высокоунифицированных боевых машин. Но, в связи с прекращением «холодной войны» темпы НИОКР снизились. К настоящему времени проекты зарубежных БМПТ материализованы лишь в виде эскизных проектов в патентах, без особых перспектив на производство.

        Однако известны некоторые сведения о первых советских БМПТ, создание которых форсировалось афганской кампанией. В то время машины этого рода именовались «танками для пограничных войск», но по своим принципиальным особенностям соответствовали требованиям к БМПТ. КБ ЧТЗ, УКБТМ и, по некоторым данным, ОЗТМ предложили несколько совершенно различных проектов на танковом шасси, и некоторые из них дозрели до стадии прототипа. В частности, в металле был воплощен челябинский «Объект 745» — боевая машина с вооружением в штатной башне Т-72Б (30-мм 2А42 и 100-мм 2А70, пулеметы ПКТ и НСВТ), а также с двумя 40-мм автоматическими гранатометами на надгусеничных полках. Другие варианты из Омска и Нижнего Тагила отличались установкой вооружения — на лафете либо в башне, и его составом (хотя все машины оснащались 30-мм пушками, имелись и несхожие решения — например, наличие блоков НУРС). Их объединяло усиленное, в основном за счет ДЗ, бронирование.

        Но в итоге работы по «танкам для пограничных войск» были прерваны вскоре после падения Советского Союза. Собранные к тому времени опытные образцы отправились на хранение в 38НИИ в Кубинке, и на какое-то время о них забыли. Однако в 1994 г. разразился чеченский конфликт. Хотя основными причинами больших потерь российской БТТ в Чечне явился недостаточный уровень технической и профессиональной подготовки танковых частей наравне с просчетами командования, в полной мере проявились и проблемы, присущие всем танкам: слабая горизонтальная и бортовая защита, низкая скорострельность основного вооружения и его одноканальность. Как следствие, наработки по «пограничным танкам» вновь извлекли из архива. В октябре 1998 г. ГАБТУ МО РФ выдало ТЗ на проектирование новой машины нижнетагильскому УКБТМ: в отличие от прежних разработок, этот проект под индексом «Объект 199» позиционировался как универсальная машина, пригодная и для контртеррористических операций, и для конвенциональной войны. При проектировании боевой машины поддержки танков активно использовался опыт работ над «танками для пограничных войск». Впервые БМПТ, тогда еще ходовой макет, продемонстрировали широкой публике на выставке ВиВТ в Нижнем Тагиле летом 2000 г. Через два года вновь был представлен опытный экземпляр — на этот раз с другим составом вооружения, измененным по требованиям заказчика. В 2004-2005 гг. машина вновь прошла модификацию (теперь уже незначительную), и, наконец, весной 2005 г. последовало официальное объявление представителей ГАБТУ о приеме БМПТ на вооружение российской армии. Начало производства намечается на 2007 г.

        Конструкция машины основана на Т-72Б/Т-90, от которого, однако, заимствован только корпус, не подвергавшийся переделке или перекомпоновке. Остальные элементы БМПТ заимствованы с других видов БТТ либо спроектированы заново.

        Защита корпуса повышена по сравнению с базовым танком за счет установки комплекса динамической защиты 3-го поколения «Реликт», состоящего из единого модуля, монтируемого на верхней лобовой детали корпуса, и бортовых экранов. Модуль ВДЗ корпуса выполнен из соединенных между собой несущих ребер и лонжеронов, между которыми размещаются элементы динамической защиты. От базового варианта они отличаются дополнительными броневыми пластинами и прослойками из металлических или неметаллических материалов (играющих роль вспомогательного метаемого экрана) и разнесением между активными элементами взрывчатого вещества (которое может состоять также из нескольких слоев; возможно, изменен и его состав) и основной броней, что позволяет противостоять даже тандемным ПТУР. Кроме того, комплекс в целом более ремонтопригоден и прикрывает большую площадь проекции, чем «Контакт-5». В итоге, по официальным сведениям от разработчика «Реликта» (НИИ Стали), он опережает «Контакт 5» по противодействию бронебойным снарядам в 2,5-3 раза, увеличивая защиту бронетехники от кинетических поражающих средств на 250-300 мм. Уровень защиты от КС-моноблоков остался на прежнем уровне — установка ДЗ усиливает ее приблизительно в два раза. По некоторой информации (в частности, по данным С. Суворова) на ВЛД установлена и дополнительная пассивная броня. Таким образом, при конверсионном производстве БМПТ из Т-72А/М/М1 эквивалент защиты от бронебойных/кумулятивных снарядов равен Боевая машина поддержки танков600-700/900 мм катаной стали, а при строительстве на базе Т-72Б/Т-90 — 850-900/>1100 мм. Сопоставимого уровня защиты лобовой детали корпуса не имеет ни один ОБТ 3-го поколения.

        Бортовые экраны изготовлены из армированной резины, в которую запрессованы элементы ДЗ. В отличие от большинства российских танков, на БМПТ динамическая защита прикрывает почти весь борт. Хотя при попадании по нормали ДЗ срабатывает с низкой эффективностью, в данном случае решение представляется оправданным ввиду главного назначения машины (уничтожения живой силы, вооруженной кумулятивными ПТС, что подразумевает вероятность обстрела машины с близких дистанций и невыгодных для обычного танка курсовых углов). Кроме того, отдельные сообщения свидетельствуют о повышенной эффективности «Реликта» при обстреле при углах, близких к 90 грд. Возможен монтаж дополнительных резинотканевых экранов с активными элементами противокумулятивной ДЗ: элементы установлены под наклоном к продольной оси борта, поэтому они способны парировать кумулятивную струю даже в том случае, если в основную броню она войдет по нормали. Экраны перевозятся в машине и крепятся на силовых кронштейнах только во время боевых действий. Часть борта в районе выхлопного патрубка, кормовая бронеплита корпуса и погон боевого модуля защищены решетчатыми экранами, предназначенными против устаревших реактивных противотанковых гранат типа ПГ-7В или ПГ-9С: при попадании гранат между стальными прутьями у них выходит из строя взрыватель с вероятностью до 60%. Как следствие, БМПТ может похвастаться близкой к круговой защите от реактивных противотанковых гранат, в т. ч. тандемных типа ПГ-7ВР.

        Дополнительное средство защиты — СПЗ (система постановки аэрозольной завесы) из состава ТШУ-1 «Штора» (дымовые гранатометы 902А, две точные и две грубые приемные головки, фиксирующие облучение машины лазерными системами наведения).

        Боевым модулем БМПТ является вынесенный комплекс вооружения на полноповоротном бронированном компартменте. В пулестойком контейнере (на П-образных опорах с лентоводами внутри) находятся две автоматические 30-мм пушки 2А42 — аналогичные орудия имеются на многих российских образцах БТВТ. Пушки предназначены для поражения открыто расположенной пехоты, легкобронированной и небронированной техники, низколетящих воздушных целей; угол возвышения — 45 градусов; боекомплект — 900 выстрелов, БПС и ОФЗС. Вместо последних, впрочем, для серийной машины подготовлены снаряды с готовыми поражающими элементами и дистанционным подрывом, очень эффективные против живой силы, в т. ч. укрытой. Синхронный огонь орудия вести не могут. С ними спарен 7,62-мм пулемет ПКТ с боезапасом в 2000 патронов. В состав боевого модуля также входят 4 тандемные сверхзвуковые ПТУР комплекса 9К120 «Атака-Т» калибра 130 мм с повышенной защищенностью канала наведения с переменной модуляцией излучения. Ракеты установлены открыто в штатных ТПК. На сей момент неизвестно, какие модификации «Атаки» предназначены для БМПТ: 9М120 (с бронепробиваемостью, оценочно, 800 мм за НДЗ), 9М120М (Боевая машина поддержки танков950 мм за ДЗ) или 9М220/9М220М (вероятно, до 1100 мм за ДЗ, что достаточно для гарантированного пробития лобовой брони любого современного танка с огромным запасом). Впрочем, известны сообщения и о том, что вместо «Атаки» серийные машины будут комплектоваться устаревшими моноблочными ПТУР «Штурм-С» с бронепробиваемостью Боевая машина поддержки танков650 мм и меньшей дальностью (5 км против 8 у 9М120М), однако эти данные ошибочны, ибо ПТУР «Атака» входят в состав КУВ «Штурм-СМ». Следует также отметить, что ПТУР — как «Атака-Т», так и «Штурм-С» — выпускаются как с кумулятивной (противотанковой), так и с термобарической (противопехотной либо рассчитанной на уничтожение ДОТов) БЧ: ТНТ-эквивалент ТБЧ ракеты 9М120Ф превышает таковой в 152-мм снаряде, и по сравнению с ОФС эти боеприпасы гораздо эффективнее против инженерных сооружений. Стандартный комплект ракет — 2 кумулятивные и 2 термобарические ПТУР, однако в зависимости от характера боевых действий соотношение может меняться.

        Наконец, БМПТ вооружена двумя курсовыми 30-мм автоматическими гранатометами АГ-17Д, которые ставятся в надстройки на надгусеничных полках, где размещен и боекомплект к ним (600 гранат). Сектор их обстрела составляет 28 градусов, стабилизация первоначально отсутствовала, но последние модели уже имеют вертикальную стабилизацию. Огонь из них ведут два оператора, вследствие чего экипаж вырос с 3 до 5 человек.

        СУО БМПТ может быть признана наиболее высокоразвитой по сравнению с остальными отечественными БГМ: автоматизированная всесуточная СУО разработки белорусского предприятия «Пеленг» включает в себя систему датчиков состояния атмосферы, движения машины и т. д.; панорамный телевизионный прибор наблюдения командира Б07-К1 с переменным масштабированием, индивидуальным лазерным дальномером и встроенным электронно-оптическим преобразователем 2-го/3-го поколения; полностью стабилизированный прицельный комплекс наводчика Б07-К2, созданный на базе прицела «Сосна-У», с 4- и 12-кратным увеличением, интегрированным тепловизором 2-го/3-го поколения «Катрин» французской фирмы «Талес», лазерным дальномером и каналом наведения ПТУР; два стабилизированных в вертикальной плоскости прицела операторов-гранатометчиков ПНК-4 «Агат-МР» с опциональным 1- либо 7,5-кратным увеличением и ЭОП. СУО позволяет командиру машины осуществлять точное целеуказание наводчику, полностью дублировать его функции, включая наведение ракеты, и, благодаря информационно-управляющей системе, оперативно обмениваться данными с другими боевыми машинами и получать подробные сведения о техническом состоянии БМПТ. Все члены экипажа в состоянии обозревать поле боя через вспомогательные призматические приборы наблюдения.

        Силовая установка БМПТ соответствует Т-90С: машина оборудована дизелем В-92С2 мощностью 736 киловатт (1000 л. с.), обеспечивающим удельную мощность в 21,28 л. с./т. Максимальная скорость движения по шоссе определяется в 65 км/ч. Проработан вариант установки форсированного 1200-сильного двигателя В-99. Запас хода равен 550 км. Ходовая часть заметно отличается от Т-72 и Т-90: передний опорный каток в связи с перераспределением масс имеет усиленные ребра жесткости, а на гусеницах с параллельными РМШ применены косые грунтозацепы. Некоторые изменения претерпела топливная система — из передней части корпуса убран бак-стеллаж, объем резервуаров на надгусеничных полках увеличен, они протектированы по новой технологии.

        В ныне существующем виде БМПТ стала объектом довольно острых дискуссий о целесообразности ее приема на вооружение. Звучат весьма аргументированные высказывания как в пользу, так и против машины. И хотя сама необходимость в классе боевых машин поддержки танков не вызывает сомнений, некоторые особенности БМПТ действительно могут вызывать противоречивые суждения.

        Прежде всего, известно мнение о том, что БМПТ следует объединить в один класс с тяжелыми БТР/БМП либо вовсе ограничиться только последними. В действительности, объединить на одном шасси мощный боевой модуль и десантное отделение, способное вместить 7-8 мотострелков, крайне проблематично — как по техническим, так и по тактическим причинам. ТБМП обязана иметь много больший заброневой объем под десантное отделение, а, следовательно, при равной массе проигрывать по защите БМПТ. Но при этом имеющееся пространство в машине этого класса сложно использовать для установки дополнительного независимого вооружения с совершенными прицелами и СТВ, для размещение увеличенного боекомплекта. Кроме того, проведенное в ФРГ моделирование показало, что по сравнению с подразделением, укомплектованным только ТБМП, подразделение с ТБМП и специальными машинами огневой поддержки того же класса, что и БМПТ, несет на 60 и более процентов меньшие потери в личном составе. До сих пор ни в одном танкопроизводящем государстве не создано тяжелой БГМ, объединяющей свойства БПМТ и ТБМП — в силу технической невозможности. Однако признание за классом БМПТ права на жизнь отнюдь не отрицает его для тяжелых машин пехоты: напротив, ТБМП и ТБТР должны производиться в некотором количестве для нужд локальных конфликтов и для взаимодействия с танками при прорыве особо мощной обороны. К слову, сейчас в России уже строятся — правда, крайне низкими темпами — высокозащищенные ТБТР для огнеметчиков на базе Т-72.

        Что же касается самой БМПТ УВЗ, то прежде всего стоит обратить внимание на те конструкционные решения, к которым нареканий быть не может. К ним относится схема бронирования, моторно-трансмиссионная группа и комплект приборов наблюдения (в частности, впервые в истории российской БТТ установлен панорамный прибор наблюдения командира). В то же время, серьезных замечаний заслуживает состав вооружения БМПТ.

        На первом представленном широкой публике прототипе машины стоял другой комплекс управляемого вооружения — 4 ПТУР 9М133 «Корнет» калибра 152 мм. По сравнению с «Атакой» (возможно, за исключением последних ее моделей) они имеют большую бронепробиваемость — 1100-1200 мм основным зарядом, либо более мощную ТБЧ. Ракеты комплекса «Корнет» полностью защищены от оптико-электронного противодействия (впрочем, «Атака» в этом смысле уступает ненамного) и систем предупреждения об облучении: приемник лазерного целеуказателя находится в хвосте ракеты, и на цель луч не проецируется. К тому же, разрабатывается и вариант «Корнета» с ИКГСН, реализующей принцип «выстрелил-забыл» — применить его к «Атаке» сложнее из-за калиберных ограничений, хотя и возможно. Помимо того, ПТУР 9М133 дешевле и легче 9М120/120М/220, и на опытном экземпляре БМПТ ракеты располагались в бронированном коробе, защищенном от 12,7-мм бронебойных пуль, причем существовала возможность монтажа еще 4 ПТУР за счет снятия пулемета. Но, с другой стороны, «Корнет» имеет гораздо меньшую, чем у «Атаки», маршевую скорость и в 1,5 раза меньшую дальность: впрочем, учитывая типичные расстояния огневых контактов на ТВД с плотной застройкой, предельная дистанция в 5 км едва ли станет изъяном. Причина отказа конструкторов УКБТМ от ПТУР 9М133 и установки ракет в бронекоробах еще неясна, но может быть связана с требованием военных на дублирование наведения УР от командира.

        Вообще, хотя наличие ПТУР вполне соответствует задачам машины, правомерно поставить вопрос об их опциональности. Для локальных конфликтов, когда боестолкновения с бронетехникой маловероятны, более оптимальными представляются неуправляемые реактивные снаряды с термобарической или осколочно-фугасной БЧ — более дешевые и с меньшей дальностью. К сожалению, пока на БМПТ нет возможности изменять состав вооружения в полевых условиях.

        Спорной идеей кажется и установка двух 30-мм орудий, способных вести только селективный огонь. 30-мм калибр в целом не считается самым перспективным: в его рамках затруднительно создание мощных снарядов с ГПЭ, а 30-мм БПС могут иметь проблемы с пробитием брони легкой бронетехники нового поколения (таких, как французская колесная БМП Panhard VBCI). Предпочтителен переход на калибр 45-57 мм, но, кроме 57-мм пушки С-60 рубежа 40-х — 50-х (и некоторых более современных флотских автоматических орудий), для новой машины предложить нечего. Справедливости ради, 30-мм орудия не имеют таких серьезных проблем с системой заряжания, как АП более крупного калибра, занимают гораздо меньший заброневой объем и могут располагать большим боезапасом.

        Критики заслуживает и установка автоматических гранатометов с ограниченными углами наведения, простреливающих в сумме только 30-градусный сектор, что до введения стабилизации вызывало сомнение в их эффективности. Но, с другой стороны, и отказ от них нежелателен — их навесная траектория стрельбы может быть крайне полезной во многих тактических ситуациях, а площадь поражения новых 30-мм гранат типа ВОГ-30 приближается к 100 кв. м. При этом у нынешнего размещения есть и плюсы: высокая точность боя и максимально возможный БК. Вероятно, самый удачный способ установки АГ предусмотрен на проекте БМПТ ОЗТМ: гранатометы ставятся в спонсоны, приваренные к бортам башни, и снабжены двухплоскостными стабилизаторами. В то же время, на данный момент эта схема труднореализуема с технической точки зрения.

        Однако всем критикам «Объекта 199» следует иметь в виду, что БМПТ создана с расчетом использования отработанного на практике комплекса вооружения, стандартизированного с другими образцами российской боевой техники. С учетом малосерийного производства и перспектив создания танка 4-го поколения, «Объект 199» не станет основной и массовой машиной, для которой обязательно потребовалось бы новое вооружение и более сложные способы его установки, но опыт ее создания и эксплуатации окажется неоценимым для дальнейшего развития этого принципиально нового вида БГМ.

        Упомянув выше о БМПТ, разработанной КБ Омского завода, остановимся на ней подробнее, так как в этом варианте боевой машины поддержки танков воплощены совершенно иные замыслы. Главным калибром является 120-мм универсальное орудие «Нона»/»Вена», с которой спарена 30-мм 2А72. «Нона» более предпочтительна для боя в городских условиях, чем наличествующий на тагильской БМПТ комплекс вооружения, но для остальных задач (борьба с пехотой и особенно с бронетехникой) она, по всей видимости, малоэффективна. К тому же, для такого орудия потребовалась двухместная башня с защитой на уровне танковой, что наверняка приведет к утрате резервов по массе на дополнительную броню борта. Однако, трудно с уверенностью определить, какая схема установки вооружения — вынесенная или в забронированном объеме — должна быть реализована на БМПТ.

        В любом случае, хотя БМПТ УВЗ и обременена рядом недостатков, она не может не оказаться полезным дополнением для российских бронетанковых сил (по рассчетам ГАБТУ, замена одного ОБТ на БМПТ в танковом взводе приведет к увеличению боевой эффективности на 30%), но едва ли объем заказов на нее будет отвечать потребностям армии. Очевидно, что БМПТ «Объект 199» станет моделью переходного поколения до запуска в серию нового танкового шасси и разработки еще более совершенной БМПТ на его базе. Поставки «Объекта 199» начнутся уже в ближайшее время.

Библиография:

Энциклопедия танков.
2010.

.

Страницы: 1 2 3 4 5

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *