Основной боевой танк «Леклерк»

Что такое Основной боевой танк «Леклерк»?

Основной боевой танк «Леклерк»

Основной боевой танк «Леклерк»

       Французская военная промышленность послевоенного времени характеризуется неравномерным уровнем развития своих отраслей. Создание ряда успешных и действительно выдающихся конструкций (штурмовая винтовка FAMAS, истребители серии «Мираж», бронеавтомобили Panhard EBR, VBL, VAB, AMX-10RC, VBCI и др.) компенсируется отставанием по части других видов вооружения. До недавнего времени к ним относились и танки.

        В 50-е гг. танкостроение Франции находилось в активном поиске. Разгром французской армии в начале Второй Мировой войны и эффективность немецких танковых войск в течение всего ее времени определили главный «источник вдохновения» для военных конструкторов того времени: в ранних разработках фирм GIAT и «Лоррейн» (таких, как «Лоррейн-40Т», АМХ-50, САУ «Фош») без труда усматривается германское влияние. Перечисленные машины остались в единичных образцах, в отличие от легкого танка АМХ-13 — первой послевоенной (за исключением ARL-44, фактически довоенного проекта) гусеничной боевой машины, выпускавшейся серийно.

        На рубеже 50-х — 60-х гг. появился первый ОБТ Франции 2-го поколения — АМХ-30. Первоначально его разработка велась совместно с Германией, в рамках концепции «основного танка НАТО», но в итоге каждое из государств приняло на вооружение собственный ОБТ. АМХ-30 во многих отношениях был схож с немецким «Леопардом» — высокая подвижность достигалась за счет довольно слабой (до 80 мм по нормали) брони. Хорошее вооружение — 105-мм CN-105-F1 и 20-мм автоматическая пушка — уравновешивалось отсутствием стабилизатора, что не лучшим образом сказывалось на боеспособности. Несмотря на крупные недостатки, танк приобрели армии 9 государств.

        Но создание танка нового конструкционного уровня задерживалось. В то время, когда в СССР приступили к выпуску Т-64 и Т-72, а в ФРГ — «Леопарда-2», французские заводы продолжали поставлять в войска АМХ-30, моральное устаревание которых становилось очевидным. Однако государственного заказа все не было, и потому предприятие GIAT по собственной инициативе взялось за проектирование новых ОБТ для внешнего рынка.

        Первый танк промежуточного поколения — АМХ-32 — оказался довольно неудачным из-за ограничения по массе, не позволявшего защитить и вооружить машину по требованиям времени. Многие конструкторские наработки по этому проекту были востребованы для следующего ОБТ — АМХ-40. Новая машина отличалась удовлетворительной подвижностью и мощным вооружением в виде 120-мм ГСП. Впрочем, башня имела несколько архаичную конструкцию, и ее защищенность заметно уступала «Леопарду-2» или «Абрамсу». В целом, АМХ-40 слегка не дотягивал до стандартов 3-го поколения, и, несмотря на активную рекламу, заказов на него не последовало.

        Все же, полноценный основной боевой танк разрабатывался с 1978 г. совместно с ФРГ. В 1982 г. сотрудничество оборвалось из-за концептуальных расхождений (немецкие специалисты видели новый ОБТ тяжелобронированным, со средней подвижностью и массой свыше 60 т, в то время как французские — относительно компактным и высокоскоростным), однако во Франции работы не прекратились. Проект АМХ-48 (цифра «48» обозначает первоначальную массу в тоннах) унаследовал базовое устройство у АМХ-40, хотя планировалось достижение нового уровня конструкции. В качестве обязательных условий отмечались наличие механизма заряжания, экипаж из 3 человек, модульная схема бронирования и широкое использование современной электроники.

        Основные узлы и агрегаты проходили испытания и доработку в течение 1982-1986 гг., тогда же определились с типом подвески и СУО. Шесть прототипов вышли на пробег в конце 1986 г. От серийных «Леклерков» они отличались весьма существенно: так, башня напоминала «Леопард-2» своими отвесными бронеплитами, нижняя лобовая деталь корпуса состояла из монолитного листа. После переконструирования башни, установки дополнительных подсистем и внесения других усовершенствований новый танк в общем отвечал требованиям французских войск. Производство опытной партии началось в 1989 г., в действующую армию танки поступили в 1991 г. По результатам испытаний, завершенных к 1993 г., «Леклерк» был принят на вооружение.

        По планам, составленным еще до окончания «холодной войны», заказ мог составить до 1400 танков. Но в связи с изменением внешнеполитической обстановки, а также с непомерно высокой ценой «Леклерка», правительство урезало его до 800, а затем и до 406 машин. В 1993 г. GIAT заключил договор с ОАЭ на экспорт 390 модифицированных «Леклерков» и 46 БРЭМ на его базе. Производство для ОАЭ завершено в 1999 г.

        «Леклерк» выполнен по традиционной компоновочной схеме, с передним расположением отделения управления и задним — моторно-трасмиссионного отсека. Боевая масса по сравнению с другими западными ОБТ невелика — всего 55 т. При этом многие компоновочные решения, касающиеся размещения как экипажа, так и внутренних систем машины, в западном танкостроении применены впервые. В частности, члены экипажа практически изолированы друг от друга; отсутствует заряжающий, благодаря автомату заряжания в башенной нише; нетипичен способ установки орудия.

        Основное вооружение «Леклерка» — гладкоствольное 120-мм орудие CN-120-26 с общей длиной 7,1 м и длиной ствола в 52 калибра, стабилизированное в двух плоскостях. Ствол и казенная часть объединены в защищенный броней блок, встроенный посередине башни и разделяющий боевое отделение пополам. Демонтаж пушки возможен без снятия башни. Начальная скорость бронебойного снаряда при ведении огня исключительно высока — до 1750 м/с, осколочно-фугасный снаряд покидает ствол на скорости 1100 м/с. По набору боеприпасов CN-120 соответствует стандарту STANAG-4385. Орудие выглядит не совсем обычно для нынешних времен из-за отсутствия эжектора — продувка ствола производится сжатым воздухом. У дульного среза установлен датчик скорости снаряда. Пушка «Леклерка» считается наиболее мощной среди вооружения танков 3-го поколения, превосходящую германскую Rh-120/L44 вместе с ее американской разновидностью М256 и советскую 2А46М (возможно, за исключением швейцарского орудия 120CTG). Впрочем, с ее высокими характеристиками связан и ряд недостатков: сложность в производстве и дороговизна, относительно небольшой ресурс ствола (около 400 выстрелов). Благодаря широкой амбразуре башни в будущем возможно оснащение «Леклерков» и 140-мм артиллерийской системой.

        «Леклерк» — первый ОБТ Запада, оборудованный механизмом заряжания. Для снижения опасности детонации боекомплекта, приводящего к гибели экипажа и разрушению танка, АЗ установлен в башенной нише и отделен от обитаемого объема броневой заслонкой; в крыше башни обустроены 3 вышибные панели для снижения давления в нише башни в случае возгорания БК. В механизированной укладке снаряды расположены горизонтально, вдоль оси танка. АЗ содержит 22 снаряда и способен распознавать до 6 типов боеприпасов. После его выбора конвейер укладки разворачивается, орудие автоматически снижается до угла заряжания, и выстрел подается на досылатель и входит в казенник. Теоретически, цикл «заряжание-выстрел» проходит за 4 с, но практическая скорострельность — не 15, а 10-12 выстрелов в минуту. Автоматизированная боеукладка может пополняться как снаружи танка через квадратный лючок в задней стенке, так и изнутри, из дополнительного боекомплекта, находящегося справа от механика-водителя и насчитывающего 18 унитарных выстрелов. Естественно, что после израсходования механизированного БК скорострельность падает в разы.

        При создании «Леклерка» французские конструкторы отказались от вооружения танка спаренной автоматической пушкой ради экономии внутреннего объема, а также из-за недостаточного боекомплекта. Все же, в качестве СП используется крупнокалиберный 12,7-мм «Браунинг» с 800 патронами боезапаса. У командирского люка установлен зенитный пулемет «Mod. 52», управляемый дистанционно. На экспортных машинах пулемет заключен в пластиковую оболочку; некоторые «Леклерки» вооружались двумя ЗП.

        Корпус танка в общих чертах повторяет АМХ-40. Верхний лобовой лист сильно наклонен, нижняя деталь составлена из двух плит. Многослойные броневые преграды соединены сваркой. По утверждениям производителей, они обеспечивают полную защиту от БС калибром до 105 мм включительно и могут выдержать неоднократные попадания 120-125-мм снарядов, однако большинство сторонних экспертов (в т. ч. П. Лаковски) считают защиту корпуса невысокой — до 500 мм эквивалента от БПС у верхней лобовой детали; НЛД, вероятно, много слабее — порядка 80-100 мм. Борта вертикальные, защищают от огня малокалиберных пушек. Подвеску прикрывают тонкие стальные ПКЭ, в передней части — металлические короба дифференцированного бронирования. На «Леклерках» второй серии RT2 (и более поздних) броню корпуса усилили в передней части дополнительными элементами и по бортам — тонкими пластинами на болтовом креплении.

        Башня сварная, с низким профилем, по ширине почти соответствующая корпусу. Лобовая и частично бортовая броня представляет из себя пассивные многослойные плиты-модули, подверженные замене (что немаловажно в боевых условиях и при модернизации), что обусловило нестандартный, футуристический вид башни. Стойкость брони известна лишь приблизительно: защищенность фронтальной проекции от БС может составлять от 650 до 700 мм (в зависимости от типа сердечника), от КС — до 1200 мм. Приведенные цифры — данные российских специалистов; вышеупомянутый Лаковски определил толщину лобовой брони башни в пересчете на катаную сталь в 900/1700 мм от БПС/КС. В то же время, по заявлениям инженеров GIAT, лоб башни способен выдерживать попадания 120-мм БПС М829А2 (урановый моноблок; б/п — 720-750 мм/2 км, более 800 мм в упор), правда, при этом не указывается расстояние. Вполне вероятно, что истинное значение находится между российской и американской оценками и близко к официальной. Устройство бронемодулей достоверно неизвестно: если бортовые блоки, судя по всему, являются обычной разнесенной сталью, передние могут представлять из себя прослоенный металлом полимерный массив или бронепреграды с отражающими листами. Что же касается состава спецбронирования во фронтальных зонах самой башни, то не следует исключать наличие в них обедненного урана. Крыша башни бронирована сильно — с учетом появления боеприпасов, поражающих танк сверху. На танке нет командирской башенки, однако командир, как и наводчик, могут для обзора воспользоваться призматическими приборами наблюдения в люках. Позднесерийные и экспортные «Леклерки» отличимы по массивному контейнеру кондиционера на крыше башни позади люка командира.

        Создатели танка предпочли широко распространенным дымовым гранатометам многофункциональную установку «Галикс 13». Она включает в себя два блока по 9 80-мм гранат, из которых четыре — дымовые, две — инфракрасные ловушки для постановки помех ПТУРам с наведением по лазерному лучу (время действия — примерно 10 с), три — осколочно-фугасные для стрельбы по пехоте.

        Гусеничный движитель и ходовая часть подобны АМХ-40, за исключением типа подвески. 6 опорных катков (сдвоенных, с наружной амортизацией, небольшого диаметра) имеют гидропневматическую подвеску с нерегулируемым клиренсом. Это решение, пока не очень распространенное в мировой практике, обусловлено необходимостью экономии массы и повышения плавности хода из-за сложной электроники танка, чувствительной к сильной вибрации. Гусеницы — стандартного в НАТО типа, с двойными резинометаллическими шарнирами, асфальтоходными башмаками и обрезиненной внутренней поверхностью.

        Силовая установка «Леклерка» — 1500-сильный восьмицилиндровый дизель V-8X-1500, наиболее компактный и мощный из всех современных дизельных двигателей (за вычетом МВ 883). При массе около 1600 кг и рабочем объеме цилиндров 16,5 л удельная мощность его в 2 раза выше, чем у германского МВ 873, при этом по габаритам он в три раза меньше. Столь высокие показатели достигнуты благодаря системе наддува «Гипербар», состоящего из турбокомпрессора и камеры дожигания (устроенной по принципу ГТД) и создающего повышенное давление наддува с целью увеличения мощности. «Гипербар» может использоваться как вспомогательный двигатель в случае отказа основного.

        Автоматическая трасмиссия с одноступенчатой гидромеханической передачей ESM 500 имеет 5 передних и 2 задних скорости. Коробка передач управляется процессором двигателя, но предусмотрено и ручное переключение скоростей. Механизм поворота — дифференциального типа с суммирующими планетарными рядами, механические дисковые тормоза сухого трения размещены в бортовых редукторах. Трансмиссия объединена с двигателем и подвержена быстрому демонтажу в полевых условиях.

        Двигатель отличается весьма высоким расходом топлива, поэтому его запас во внутренних баках (в МТО) увеличен до 1300 л; по 200 л горючего содержат внешние резервуары на корме танка (по типу советских ОБТ), подключенные к топливопроводной системе. «Леклерк» по своей подвижности опережает даже Т-80У: на асфальтовом покрытии его максимальная скорость приближается к 72 км/ч.

        Главная особенность танка, приведшая к его определению некоторыми специалистами как «ОБТ 4-го поколения» — принципиально новый уровень компьютеризации и информационной интеграции. Все электронные системы «Леклерка» — СУО, ЭВМ, управляющая основными агрегатами и силовой установкой, средства связи — составляют единую танковую информационно-управляющую систему (ТИУС). Комплекс управления огнем включает в себя прицел наводчика марки HL60 с переключаемым 3,3- и 10-кратным оптическим увеличением, встроенными пассивными ПНВ с 10-кратным увеличением и лазерным дальномером; полноповоротный командирский прибор наблюдения с переменной панкратикой, позволяющий командиру дублировать наводчика; блок выверки линии прицеливания и кривизны ствола (в контейнере над орудием); баллистический вычислитель; атмосферные датчики. Информация выводится экипажу на многофункциональные мониторы; важнейшие функции СУО встроены и в основную бортовую ЭВМ. Электроника контролирует работу двигателя, трансмиссии, вооружения, ППО и других узлов, фиксируя неполадки и выдавая оповещения экипажу. Две радиостанции, система спутниковой навигации и ЭВМ оптимальным образом включает танк в боевую обстановку, предоставляя широчайшие возможности связи и координации, а высокая помехозащищенность снижает воздействие средств РЭБ.

        Как известно, первое время ТИУС «Леклерка» демонстрировала недостаточную надежность. Однако, начиная с серии RT4, значительную часть проблем удалось ликвидировать. В настоящее время «Леклерк» может считаться относительно надежной машиной.

        До сих пор «Леклерки» не появлялись на реальном поле боя. Единственный раз они отметились в «горячей точке» в 1999 г., числясь во французских подразделениях международного контингента KFOR. На Балканы были отправлены «Леклерки» поздних серий, с дополнительным бронированием.

        Продажи танков за рубеж, как уже упоминалось, оказались невелики. Если АМХ-30 все еще состоит на вооружении целого ряда государств, то «Леклерк» экспортировался лишь в Объединенные Арабские Эмираты. Причина единственная: огромная цена. Стоимость одного «Леклерка» превышает 10 млн долларов, что является абсолютным рекордом в танкостроении и сопоставимо с ценой некоторых ударных вертолетов. По некоторым данным, до 60% стоимости приходится на ТИУС. Для сравнения приведем данные по расценкам на аналоги французского ОБТ: каждый «Тип 90» стоил японскому оборонному ведомству 8-9 млн долларов, американский М1А2 SEP и израильская «Меркава-4» оцениваются в 6-7 млн долларов, «Леопард-2А6» и «Челленджер-2» — приблизительно в 4-5 млн, а Т-90С (на внутреннем рынке) — всего лишь в 1,3 млн.

        На экспортной модификации «Леклерка» для ОАЭ («Тропик Леклерк») стоит остановиться поподробнее. На нем заменили двигатель (устанавливается немецкий MTU 873 в 1500 л. с., более надежный в жарком ближневосточном климате), улучшили ФВУ и кондиционер, изъяли ОПВТ. Усилена бортовая броня: стальные плиты прикрывают большую часть подвески. На борт башни навешивается дополнительная корзина.

        Уже в настоящее время известны некоторые данные о программе модернизации танка. «Леклерк» нового образца, предположительно, будет модернизирован по части ТИУС и защиты. Будут усилены фальшборта и лобовая броня. Возможно, танки будут оснащаться комплектом НДЗ, подобной той, что сейчас устанавливается на АМХ-30В2.

        ОБТ 4-го поколения, известный как «Леклерк-2», разрабатывается на основе базовой машины. Отличия его относительно невелики: по-прежнему основное вооружение (на этот раз 140-мм ГСП) будет размещаться в обитаемой башне увеличенных габаритов. Касательно остальных аспектов усовершенствования информации пока нет. Производство намечается на 2015-2020 гг.

        Если же вернуться к ныне существующему «Леклерку», то, пожалуй, сложно отыскать другой ОБТ в мире, собравший столь же противоречивые оценки за рубежом и в России. Оставим теоретические расхождения, вызванные различием подходов к облику современного танка и не подлежащие проверке на практике, в стороне и придем к выводу: по имеющимся данным, в потенциале «Леклерк» — видимо, лучший ОБТ 3-го поколения. По вооруженности, мобильности и информационному оснащению он превосходит практически все мировые аналоги, по защите — как минимум, не уступает им. Однако подчеркиваем: в потенциале. У «Леклерка» он особенно велик благодаря изначально заложенной модульности и хорошим резервам для модернизации, не говоря уже об инновационных решениях, отличающих его конструкцию и оснастку. Но наличные сведения дают основания и для другого вывода — имеющийся потенциал реализован мало. Для отличного орудия до сих пор не создано мощных бронебойных снарядов: последний французский БПС, урановый OFL 120 F2, имеет бронепробиваемость всего в 650-700 мм/2 км. СУО «Леклерка», по результатам провального тендера в Греции, проявила себя очень посредственно (предположительно, из-за низкокачественных прицелов; соответствующие проблемы обнаружились и у «Челленджера-2» с подобными приборами). Наконец, следует отметить и не самый высокий уровень защиты для столь новой машины, что, видимо, связано с недостаточно совершенным составом брони. В итоге, оценить истинные боевые качества танка не представляется возможным. И не следует забывать о том, что разрыв в боевой эффективности между французским ОБТ и, к примеру, «Леопардом-2А6» или Т-90 вряд ли очень велик, особенно в общевойсковом бою, а по соотношению «цена-качество» «Леклерк», скорее всего, занимает последние в перечне современных ОБТ позиции.

Библиография:

Энциклопедия танков.
2010.

.

Страницы: 1 2 3 4 5

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *