Танки блицкрига

Что такое Танки блицкрига?

Танки блицкрига

Танки блицкрига

        Блицкриг — это похожее на выстрел слово известно, наверное, всем. Оно обычно ассоциируется с жарким летом 1941 года, с трагическим началом Великой Отечественной войны. Однако вторая половина 1941 года — это уже закат блицкрига, его последний аккорд. Его начало — это сентябрь 1939 года в Польше, апогей — май-июнь 1940 года во Франции. Именно об этом периоде и о тех танках, которые обеспечили феноменальный успех вермахта в этих кампаниях, пойдет речь в этой статье.

        Сразу нужно оговориться, что принятое в советской печати обозначение немецких танков буквой «Т» в корне неверно. Буквенные индексы, как правило, не переводятся. Поэтому в этой, да и в последующих статьях о германской бронетанковой технике немецкие танки будут обозначаться так, как это принято во всем мире, — Pz Kpfw (Panzerkampfwagen — бронированная боевая машина) или для краткости Pz (Panzer — танк). Подобное сокращение принято и в самой Германии.

        Как известно, положения Версальского договора запрещали Германии производить танки и иметь в составе армии танковые части. Но нет такого договора, который нельзя было бы обойти, тем более при тогдашних способах контроля. Уже в 20-х годах в Германии разрабатывается и строится ряд опытных конструкций, известных как «малый трактор» и «большой трактор».

        Обычно работы по созданию первых массовых германских танков Pz Kpfw I и Pz Kpfw II связывают с приходом к власти нацистов. Это не совсем верно. Еще в 1931 году инспектор автомобильных войск рейхсвера генерал-майор Освальд Луц выдвинул проект формирования крупных танковых соединений, оценив при этом достигнутые к тому времени результаты по постройке танков в Германии как неудовлетворительные. Находясь под сильным влиянием начальника своего штаба подполковника Гейнца Гудериана, он отдал указание приступить к разработке проекта танка массой 5000 кг для использования его в учебных целях (единственная поблажка Версальского договора). До сих пор для этого в войсках применялись деревянные макеты танков, смонтированные на легковых автомобилях.

        Заказ поступил на четыре фирмы: Daimler-Benz, Rheinmetall-Borsig, Maschinenfabrik Augsburg-Nurnberg (MAN) и Krupp. Последняя уже располагала готовым проектом «малого трактора» LKA, разработанного инженерами Хогельлохом и Вольфертом. В целях дезинформации танк получил название LaS (Landwirtschaftlicher Schlepper — сельскохозяйственный тягач). Первый прототип был готов в июле 1932 года. Летом следующего года пять первых шасси LaS прошли испытания на Куммерсдорфском полигоне. По их результатам в конструкцию машины были внесены некоторые изменения. Первые 15 серийных танков, получивших индекс 1 LaS Krupp, были готовы к концу апреля 1934 года.

        Они поступили на вооружение Kraftlehrkommando Zossen (Учебная команда автомобильных войск в Цоссене). Вскоре команду преобразовали в 1-й танковый полк. На базе аналогичной части в Ордурфе был сформирован 2-й танковый полк. В 1935 году, после отказа Гитлера соблюдать условия Версальского договора, о формировании танковых частей было объявлено уже официально. Вскоре танк 1 LaS Krupp сменил название на Pz Kpfw I Ausf A (Ausfuhrung — модель, тип). Наряду с этим была принята и сквозная система обозначений для всех подвижных средств вермахта: Kraftfahrzeuge Nummersystem der Wermacht. По этой системе танк Pz I и его последующие модификации имели номера от Sd Kfz 101 до Sd Kfz 120 (Sd Kfz — Sonderkraftfahrzeug — машина особого назначения, спецмашина), а командирский вариант — Sd Kfz 265.

        Боевая масса Pz I Ausf A составляла 5.4 т, экипаж 2 чел.; четырехцилиндровый карбюраторный двигатель Krupp М305 мощностью 57 л.с. позволял танку двигаться с максимальной скоростью до 57 км/ч. Вооружение состояло из двух 7.92-мм пулеметов Dreyse MG-13.

        В целом же танк Pz I отличался от танкеток наличием вращающейся башни и несколько большей толщиной броневых листов (6-13 мм), не превышавшей у последних 10 мм.

        С 1936 года началось производство танка Pz I Ausf В, главным отличием которого была установка шестицилиндрового двигателя Maybach NLЗ8ТR мощностью 100 л. с. Пулеметы MG-13 заменили новыми — MG-34, внесли изменения и в ходовую часть. В результате масса танка выросла до 6 т и его подвижность существенно не возросла. Танки Pz I обеих версий послужили базой для командирского танка, САУ с 47-мм чешской противотанковой пушкой, тягачей и других специальных машин. В последующем делались попытки создания новых конструкций в развитие линии Pz I. Но дальше выпуска установочных партий (46 танков Pz I Ausf С и 30 Ausf F) дело не пошло.

        С самого начала было ясно, что даже для временного вооружения танковых частей (в ожидании более мощных боевых машин) танков Pz I недостаточно. Поэтому уже в конце 1934 года были разработаны тактико-технические требования к танку массой 10 т, вооруженному 20-мм пушкой. По уже упомянутым причинам танк получил обозначение LaS 100 и также, как Pz I, предназначался для учебных целей. Прототипы LaS 100 на конкурсных началах разрабатывались тремя фирмами: Krupp, Henschel и MAN. Весной 1935 года фирма Krupp представила комиссии танк LKA-2 — версию танка LKA с увеличенной башней под 20-мм пушку. Henschel и MAN представили только шасси.

        В результате для серийного производства было выбрано шасси MAN, броневой корпус для которого изготовила фирма Daimler-Benz. Генподрядчиками по серийному выпуску должны были стать фирмы MAN, Daimler-Benz, Fahrzeug und Motorenwerke GmbH (FAMO), Wegmann и Muhlenbau und Industrie AG (MIAG). К концу года изготовили первые 10 танков, оснащенных бензиновыми двигателями Мауbach НL57ТR мощностью 130 л. с. Скорость движения достигала 40 км/ч, запас хода — 210 км. Толщина брони колебалась в пределах от 5 до 14.5 мм. Вооружение состояло из 20-мм пушки KwK 30 (KwK -Kampfwagenkannone — танковая пушка) и пулемета MG-34. По уже упомянутой системе обозначения боевых машин танк LaS 100 получил индекс Sd Kfz 121. Первые же серийные танки были обозначены Pz Kpfw II Ausf. а1, следующие 15 машин — Ausf а2. Танков версии Ausf а3 было выпущено 75 штук. Все эти варианты незначительно отличались друг от друга. На а1 и а3, например, отсутствовали резиновые бандажи поддерживающих катков. Немногим отличались от предыдущих и 25 танков Ausf b. Самым крупным отличием стала установка нового двигателя — Maybach HL62ТR.

        Испытания всех этих танков выявили существенные недостатки в конструкции ходовой части. Поэтому в 1937 году был сконструирован совершенно новый тип шасси. Впервые его применили на 200 танках Pz II Ausf c. Ходовая часть состояла из пяти опорных катков среднего диаметра, подвешенных на полуэллиптических рессорах. Число поддерживающих катков возросло до четырех. Новая ходовая часть повысила плавность хода по местности и скорость движения по шоссе и оставалась неизменной во всех последующих модификациях (кроме вариантов D и Е, речь о которых пойдет ниже). Масса танка возросла до 8.9 т.

        В 1937 году на заводе фирмы Henschel в Касселе началось серийное производство наиболее массовых вариантов Pz II Ausf. A, B и C. Месячный выпуск составлял 20 машин. В марте 1938 года на этом заводе производство было завершено и началось на заводе Altmarkische Kettenfabrik GmbH (Alkett) в Берлине, с темпом 30 танков в месяц.

        В танках Ausf A были введены синхронизированная коробка передач, двигатель Maybach НL62ТRМ мощностью 140 л. с., новый тип смотровой щели у механика-водителя. Модификация В имела изменения. носившие в основном технологический характер и упрощавшие серийное производство. Pz II Ausf. C получил улучшенную систему охлаждения двигателя и бронестекла в смотровых приборах толщиной 50 мм (у A и B — 12 мм).

        Боевое крещение танки Pz I A и В и Pz. II моделей b и A приняли во время гражданской войны в Испании, в составе 88-го танкового батальона Легиона Кондор. И те и другие не имели почти никаких шансов на успех при встречах с республиканскими Т-26 и БТ-5. Слишком слабым было их вооружение и бронирование. Попытка установить на Pz I 20-мм пушку успехом не увенчалась, других попыток модернизировать этот танк не предпринималось. Через некоторое время Pz I были переданы испанцам и в составе 1-гo и 2-гo танковых батальонов эксплуатировались до середины 40-х годов. Что касается Pz II, то радикальное усиление вооружения тоже было невозможно из-за малых размеров башни. Боевые возможности Pz II можно было улучшить только путем увеличения толщины брони. В танках Pz II Ausf. с, A, B и C были усилены части бронекорпуса, наиболее подверженные вражескому огню. Лоб башни усиливался бронелистами толщиной 14.5 и 10 мм, лоб корпуса — 10 мм. Изменилась и конфигурация всей носовой части корпуса. Вместо одного гнутого листа установили два, соединенных под углом 70 градусов. Один имел толщину 14.5 мм, другой — 10 мм. На некоторых танках вместо двустворчатого люка на башне была установлена башенка. Все эти изменения вносились в ходе ремонта и потому присутствовали не на всех танках. Случалось, что в одном подразделении имелись и модернизированные и не модернизированные машины.

        Производство Pz I Ausf C было прекращено весной 1940 года, причем «под занавес» оно не превышало 7 — 9 штук в месяц. Однако недостаточное количество легких танков 35(t) и 38(t) и средних Pz III и Pz IV в танковых дивизиях вермахта послужило причиной принятия 17 ноября 1939 года решения о выпуске модифицированной серии танков Pz II Ausf F.

        Танки этой серии получили корпус новой конструкции, имевший вертикальную лобовую плиту во всю его ширину. В правой ее части устанавливался макет смотрового прибора водителя, в то время как настоящий прибор был слева. Новой формы крышки смотровых окон в маске пушки усилили бронезащиту танка. На некоторых машинах устанавливалась 20-мм пушка KwK 38.

        Первоначально производство Ausf F было очень медленным. В июне 1940 года удалось выпустить только три танка, в июле — два, в августе — декабре — четыре! Производство набрало темп только в 1941 году, когда годовой выпуск составил 233 танка этой марки. В следующем году заводские цеха покинул еще 291 Pz IIF. Танки этой версии выпускались заводом FAMO в Бреслау (Вроцлав), на заводе Vereinigten Maschinenwerken в оккупированной Варшаве, заводами MAN и Daimler-Benz.

        Несколько особняком в семействе машин Pz II стоят танки моделей D и Е. В 1938 году фирма Daimler-Benz разработала проект так называемого «быстрого танка», предназначенного для танковых батальонов легких дивизий. От танка Pz II Ausf c была заимствована только башня, корпус и ходовая часть разрабатывались заново. Последняя имела опорные катки большого диаметра (по 4 на сторону), новые ленивец и звездочку. Корпус сильно напоминал Pz III. Экипаж состоял из 3 человек. Масса машины достигла 10 т. Двигатель Maybach НL62ТRМ позволял развивать максимальную скорость по шоссе до 55 км/ч. Коробка передач имела 7 скоростей вперед и 3 назад. Толщина брони колебалась от 14.5 до 30 мм. В 1938-1939 годах заводы Daimler-Benz и MAN выпус-тили 143 танка обеих версий и около 150 шасси. Танки модели Е отличались от D усиленной подвеской, новой гусеницей и измененным типом ленивца.

        К началу второй мировой войны танки Pz I и Pz II были самыми массовыми танками вермахта. На 1 сентября 1939 года в германской армии насчитывалось немногим более 3 тыс. танков. Из них 1445 Pz I и 1223 Pz II. Броня этих танков без усилий пробивалась снарядами 37-мм противотанковых и 75-мм полевых пушек польской армии. При прорыве позиций Волынской бригады кавалерии под Мокра, например, 35-й танковый полк 4-й танковой дивизии вермахта потерял 11 Pz I, 1-я танковая дивизия оставила там 8 Pz II. Против Pz I поляки успешно применяли даже танкетки. Пулеметный обстрел бронебойными пулями двигателя и бензобаков давал неплохие результаты. При встречах же с танками 7ТР «единичке» и «двойке» и вовсе приходилось туго. 5 сентября, во время контрудара польских войск под Пётркув-Трыбунальским, один танк 7TР, например, уничтожил 5 Pz I.

        В дальнейшем танки обоих типов участвовали во всех операциях вермахта первого периода второй мировой войны.

        На 1 мая 1940 года, накануне начала наступления на Западном фронте, в танковых и легких дивизиях вермахта имелось 523 боеготовых Pz I и 955 Pz II, что составляло около 60% матчасти германских танковых войск. Несмотря на то, что во время французской кампании танковые бои носили эпизодический характер. потери немцев были весьма существенны: 182 Pz I и 240 Pz II.

        Летом 1940 года 52 Pz II были переоборудованы в плавающие. Предполагалось, что они вместе с подготовленными для движения под водой Pz III и Pz IV примут участие в операции «Seelowe» («Морской лев») — высадке на побережье Англии. Высадка не состоялась, и плавающие «двойки» одними из первых форсировали Западный Буг летом 1941 года.

        В 5-й легкой дивизии Африканского корпуса имепось 25 Pz I и 45 Pz II, главным образом модели С. В начале 1941 года прибыла еще одна крупная партия Pz II Ausf F (TP) — в тропическом исполнении. Поставку в Африку танков Pz II можно объяснить, пожалуй, только их малой массой и габаритами по сравнению со средними танками, позволяющими перебросить морем большее их количество. Немцы не могли не отдавать себе отчет, что против «матильд» c их 80-мм броней «двойки» были бессильны и лишь их высокая скорость помогала им выйти из-под обстрела. Впрочем, несмотря ни на что, Pz II Ausf F использовались в Африканской пустыне — вплоть до 1943 годa.

        В день начала конца блицкрига — 22 июня 1941 года — вермахт выставил против Красной Армии 3582 танка, из них 410 Pz I и 746 Pz II. Они могли вести бой на равных с советскими легкими танками типов Т-37, Т-38 и Т-40. На близких дистанциях Pz II был грозен и для Т-26 с БТ-7. 45-мм пушки последних могли поражать легкие немецкие машины со значительно больших расстояний.

        До конца 1941 года на Восточном фронте были потеряны практически все задействованные Pz I и свыше 400 Pz II. Если последние еще спорадически применялись на фронте в 1942 и даже 1943 году в качестве разведывательных, то первые, начиная с 1941 года, вообще исчезли из боевых частей. Главным же уделом и тех и других стала противопартизанская борьба. На март 1945 года вермахт еще располагал 15 Pz II в полевых войсках и 130 в армии резерва.

        Созданные в начале 30-х годов в первую очередь для учебных целей, легкие немецкие танки Pz I и Pz II к 1939 году безнадежно устарели. Модернизация могла лишь несколько отсрочить их уход «со сцены». Вместе с тем эти быстроходные и маневренные машины полностью соответствовали самой идее блицкрига — «молниеносной» войны. Именно высокая динамичность и передовая тактика позволили немецким танковым войскам, наполовину и даже более состоящим из легких танков, добиваться быстрого успеха в кампаниях 1939-1941 годов. Не превосходя (кроме кампании в Польше и на Балканах) противника по количеству и качеству боевых машин, они переигрывали его тактически. В России наступил закономерный финал.

Библиография:

Моделист-Конструктор № 3 за 1993 г

Энциклопедия танков.
2010.

.

Страницы: 1 2 3 4 5

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *