Бронеавтомобили в гражданской войне в России

Что такое Бронеавтомобили в гражданской войне в России?

Бронеавтомобили в гражданской войне в России

Бронеавтомобили в гражданской войне в России

       В условиях высокоманевренной гражданской войны в России важнейшей формой боя и операции были наступательные действия, отличающиеся большой подвижностью. Естественно в такой борьбе средства, способствующие большей маневренности и нанесению сокрушающих ударов приобрели особую важность. Оказались они весьма прозаическими: функции быстроходных танков взяла на себя кавалерия; малых танков сопровождения пехоты и конницы — пулеметные тачанки; мотомеханизированных колонн удара и преследования — пехота на крестьянских подводах. Из бронесредств исключительное значение приобрели бронепоезда, активно применяемые почти во всех операциях. Что касается автобронечастей, то их роль была менее заметной, тем не менее на их долю пришелся ряд прекрасных боевых операций совместно с конницей и большая серия самостоятельных боевых успехов в разведке, в рейде, в преследовании и т.п.

        Взаимодействие бронеавтомобилей с кавалерией осуществлялось исключительно при действиях последней в полосе шоссейных и грунтовых дорог и на относительно ровном ландшафте с твердой грунтовой поверхностью. Обычно БА использовались как ударно-огневое средство усиления разведподразделений, боевого охранения на походе, для связи через район, находящийся в сфере контроля противника, огневых налетов и самостоятельного рейдирования. Но, что характерно, для периода ГВ, они применялись, и весьма часто, для усиления удара главных сил кавалерии. В данном случае особо ценным качеством БА была готовность к немедленному открытию огня в любом направлении, в то время как тачанкам для поддержки наступающей конной массы требовался разворот всей запряжки на 180 гр., что исключало их одновременное движение непосредственно в боевых порядках кавалерии и заставляло последнюю немедленно уходить из секторов обстрела собственных пулеметов. Это породило тактический маневр особо эффектно выглядевший во встречном бою. Построенные в линию тачанки скрытно следовали за конной лавой, которая сходилась лоб в лоб с неприятельской кавалерией. На дистанции действенного пулеметного огня лава стремительно разделялась на два рукава, охватывающие противника с флангов, в свою очередь тачанки выполняли разворот «все вдруг», обрушивая на него шквал огня. Если противники проделывали это одновременно, успех был на стороне более ловкого. При всей красоте маневр не для всех случаев жизни и, что характерно — конная масса развивает атаку, а пулеметы стоят, в то время, как БА позволяли гибко использовать мощь пулеметов, находясь непосредственно в боевых порядках кавалерии, значительно усиливая ее подвижность, силу огня и ударные свойства.

        Рассмотрим совокупность достоинств и недостатков свойственных БА, определивших успех их взаимодействия с кавалерией. Прежде всего следует назвать постоянную готовность исправных и снабженных всем необходимым БА к немедленному действию и открытию огня. По-скольку матчасть в массе была не новой, двигатели изношены, ГСМ низкого качества такая готовность достигалась подчас своеобразно — на походе БА буксировались артиллерийскими запряжками в 6-8 лошадей.

        Хорошая тактическая и оперативная подвижность позволяла быстро выдвигать БА на нужный участок, перебрасывать с одной позиции на другую, однако зависимость от дорог создавала разрыв между тактическими мероприятиями конницы и пехоты, с одной стороны, и возможностями БА с другой. Радиус действия определялся в среднем 70 л горючего для пулеметных и 80 л для пушечных БА. Таким образом, одна заправка обеспечивала порядка 4 часов бесперебойной работы и отрыв от базы снабжения на 45-60 км. Взвод БА имел запас ГСМ, включая находящийся в боевых машинах, на 350-375 км ходу и позволявший отрываться от базы на 100-120 км. Если переход в 50-75 км выматывал кавалерию до потери работоспособности конского состава, то для БА дневной пробег 150-200 км не представлял сложности. Это качество оказывалось весьма кстати в ходе преследования противника и особое значение приобрело в ходе борьбы, с так называемым, бандитизмом, когда противник имел возможность заменять усталых коней, как это делал Махно или формирования Антонова, опираясь на местное крестьянство, покрывая 120-140 км в сутки. Тогда за счет БА красные не только нагоняли, но и перехватывали конные отряды Антонова, сохраняя силы конницы для решительных ударов по обессиленному противнику. Жесткие ограничения БА по общей массе (5 т) объясняются не только заботой о проходимости на грунтовых дорогах, но не в меньшей степени низкой несущей способностью проселочных мостов — предмета особой заботы БА. Поэтому даже при действиях днем требовалась предварительная разведка дорог, а БА обеспечивались конной разведкой.

        Следует учитывать, что подвижный, но громоздкий тыл автоброневых частей вносил неудобства в походное движение совместно с войсками и был привязан к шоссе, в то время, как БА действовали в основном на грунтовых дорогах.

        БА развивали мощный огонь на близких дистанциях, но прицельная стрельба с ходу из-за тряски и качки даже при движении по хорошей дороге практически исключалась, действенность огня очень низкая, воздействие носило скорее психологический характер кроме того продолжительность непрерывного боя в обычных условиях ограничивалась 20-30 мин боевой стрельбы. Возимый боекомплект составлял 12-20 пулеметных лент (до 60 снарядов на пушечных БА). Поэтому кроме возимого имелся полуторный боезапас в боевом резерве взвода.

        Относительная неуязвимость БА обеспечивалась:

        противопульным бронированием; высокой скоростью, позволявшей быстро покидать или проскакивать участок обстреливаемый артогнем. Будучи хорошо видимой целью БА отличались чувствительностью к артогню. Если артиллерия появлялась на поле боя, они должны были его покинуть. В этом единоборстве БА выходили победителями только случайно или в результате внезапного налета. Общая масса брони лимитировалась 1,2-1,7 т, более мощное бронирование исключалось из-за опасения перегрузки шасси. Благодаря глухой бронировке был маловероятен захват БА путем непосредственного нападения на него пехоты, но в ночной темноте они становились легкой добычей даже небольшой пехотной группы. Поэтому на ночь их, как правило, выводили из боя.

        Малочисленность экипажей БА, отсутствие десантных подразделений не позволяло автоброневым частям закреплять успех самостоятельно. Связь и управление в бою составляли особую проблему, так как поддержание связи между разрозненно действующими отдельными машинами крайне затруднительно, а возможности наблюдения за полем боя — ограничены.

        Условия работы экипажей были тяжелыми. При наличии войлочного подбоя температура внутри боевого отделения достигала 50-60 гр. Грохот пулеметов и мотора резонировал в замкнутом объеме кузова, совершенно оглушая команду. Во избежании преждевременной усталости экипажи без нужды люки не закрывали.

        В случае внезапного появления БА оказывали уничтожающее моральное воздействие на противника, а у своих войск вызывали подъем духа, уверенность в силах, конечном успехе дела.

        В различные периоды ГВ Красная Армия располагала от 150 до 216 БА. С января 1918 г они включались в состав бронесил и организационно сводились в автоброневые отряды (основная тактическая единица), количество которых колебалось следующим образом:

        В целом за годы ГВ сформировали и переформировали 83 АБО. Имелись линейные АБО, входившие в состав стрелковых и кавалерийских дивизий, и отдельные, придаваемые Главным командованием фронтам, армиям и войскам ВЧК.

        По штату АБО насчитывал 80-100 человек личного состава и организационно включал:

        — боевую часть — два боевых взвода по два БА в каждом (из четырех БА один пушечный). Действия в паре обуславливались вероятностью отказа матчасти, необходимостью буксировки и тому подобными соображениями, кроме того АБО такой организации не терял боеспособности при потери 50% матчасти;

        — командование, штаб, команду связи, команду управления в боевой обстановке составляющие боевой резерв;

        — технический взвод при 8 грузовых автомобилях, образующий базу.

        Среди наиболее распространенных следует назвать БА на легковом шасси «Фиат» с подведенным задним мостом от американского 1,5-тонного грузовика. Колеса деревянные артиллерийского типа с массивными спицами, задние — сдвоенные, шины гусматические, при хорошей выработке обеспечивали до 3 тыс. и более км пробега. Подвеска зависимая, рессорная. Рулевых постов два — передний и задний.

        Двигатель мощностью 60 л.с. Запуск электростартером или рукояткой снаружи от руки.

        Сухая масса 5,3 т. Проходимость, соответственно, ограничена шоссе, проселочными дорогами с твердым

        грунтом, достаточно прочными и исправными мостами. Уклон 15-18 гр., канавы, ручьи с мягким грунтом дна и броде глубже 0,5-0,6 м, проволочные заграждения, засеки, колья и т.п. являлись непреодолимыми препятствиями. Большие габариты препятствовали движению на узких лесных дорогах и в густом кустарнике. Клиренс БА «Фиат» несколько больше, чем у близких по типу БА «Остин».

        На хорошем шоссе давал до 60 км/ч, среднюю на хорошем проселке 30-40 км/ч (15-18 км/ч на реверсе). Запас горючего 80-100 л, при расходе порядка 0,8 л на км дальность хода составляла от 100 до 140 км.

        Броневая защита изготовления Ижорского завода. Конфигурация бронировки радиатора, двигателя, лба будки водителя выполнена с некоторым расчетом на рикошет. Вертикальная броня — 7 мм (крыша. 5 мм) пробивалась обычной винтовочной пулей с дистанции 75 шагов, бронебойной с 350 шагов. Во избежании поражения экипажа мелкими осколками, откалывающимися от внутренней поверхности брони при обстреле, использован войлочный подбой. Общая масса бронирования до 1,2 т. Радиатор защищен двухстворчатой дверцей, открываемой особыми тягами без выхода из машины. Входных дверей две, смотровых люков: лобовой в виде общей панели (или два раздельных); по одному в каждой входной двери; кормовой. Смотровые щели регулируемого просвета, на некоторых машинах установлены многослойные стеклоблоки. Порты бокового обзора круглого очертания. Все двери, люки, щели закрывались изнутри и снаружи могли быть открыты только с помощью специальных ключей.

        Экипаж 5 человек: командир, два шофера, два начальника пулеметов.

        Вооружение: два башенных пулемета системы Максима в амбразурных установках. Башни цилиндрической формы, сектор обстрела 290 гр., мертвое пространство 30 шагов. Башни смонтированы на кронштейнах и роликах. Расположение относительно от машины диагональное, таким образом углы обстрела увеличивались, а габарит по ширине корпуса уменьшался в сравнении с поперечным расположением башен. Пулеметчики размещались в специальных подвесных брезентовых поясах или на сиденьях с основаниями, заделанными в пол машины. С целью уменьшения нагрева воды в кожухе пулемета в башне помещался добавочный бак с водой, соединенный с кожухом посредством шланга. Для пулеметной коробки привешивалась специальная железная корзина. Боекомплект 24 ленты (по 12 на ствол). Из них 4 с бронебойными пулями. Эффективной огонь был возможен только с коротких остановок, с ходу -только по скоплениями живой силы на близкой дистанции.

        Имелось незначительное количество подрывного имущества на случай вынужденного уничтожения машины.

        Русский БА «Фиат» зарекомендовал себя весьма надежной машиной. Помимо СССР состоял на вооружении Финляндии. Литвы, Польши, Румынии. В 20-е годы широко использован на маневрах РККА, неизменный участник военных парадов на Красной площади. В конце десятилетия передается в учебные организации Осоавиахима. Один «Фиат» сохранился по сей день и находится в экспозиции Центрального музея вооруженных сил России.

        Предлагаемые чертежи изготовлены на основе обмеров этого экземпляра.

Бронеавтомобиль «ФИАТ»

Библиография:

Альманах БТВ (БРОНЕТАНКОВОЕ ВООРУЖЕНИЕ) №4 за 1995 год

Энциклопедия танков.
2010.

.

Страницы: 1 2 3 4 5

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *