Бронетанковая техника Великобритании

Что такое Бронетанковая техника Великобритании?

Бронетанковая техника Великобритании

Бронетанковая техника Великобритании

       Великобритания является одной из активных стран-участниц агрессивного блока НАТО. Консервативное правительство этого государства следует в фарватере внешней политики американского империализма. Английское командование продолжает наращивать мощь своих вооруженных сил, уделяя, в частности, значительное внимание оснащению сухопутных войск современными образцами бронетанковой техники.

        По сообщениям иностранной печати, в настоящее время в боевом составе сухопутных войск (насчитывается 161,5 тыс. человек) имеются три бронетанковые, мотопехотная и артиллерийская дивизии,13 отдельных мотопехотных и воздушно-десантная бригада, а также другие части и подразделения. Самой крупной группировкой войск является так называемая Британская Рейнская армия.

        Нa вооружении английских сухопутных войск состоит около 1300 танков, основную массу которых (более 900 единиц) составляют танки «Чифтен». С марта 1983 года в войска стал поступать новый танк «Челленджер», созданный на базе танка «Шир-2», представляющего собой, в свою очередь, усовершенствованный вариант танка «Чифтен». Первоначально было заказано 250 единиц, а затем эта цифра была увеличена до 307. В целом планируется закупить такое количество танков «Челленджер», чтобы в конце 80-х годов они составили примерно половину танкового парка английских сухопутных войск. А в середине 90-х годов намечается принять на вооружение новый танк, которым будут заменены оставшиеся танки «Чифтен». Снятые с вооружение танки «Центурион» используются в основном в учебных целях.

        В разведывательных подразделениях находится легкий разведывательный танк «Скорпион» (более 270 единиц) и целое семейство легких боевых и специальных бронированных машин, созданных на его базе. Наряду с ними применяются также колесные боевые бронированные машины «Фокс» (около 200), а также устаревшие бронеавтомобили «Феррет» и «Саладин».

        Основным средством транспортировки пехоты является гусеничный БТР «Троуджен» (насчитывается почти 2400, включая машины, созданные на его базе). В настоящее время в сухопутные войска поставляется колесный бронетранспортер «Саксон». Всего планируется закупить около 500 единиц. В 1985 году началось производство боевой машины пехоты MCV-80 «Уорриор», которой предусматривается заменить часть устаревших бронетранспортеров «Троуджен», состоящих на вооружении уже более 20 лет. Командование сухопутных войск намечает приобрести более 1000 таких БМП.

        Как отмечается в западной прессе, в области создания и производства бронетанковой техники Великобритания имеет определенный опыт. Английская бронетанковая промышленность не только обеспечивает потребности собственных сухопутных войск, но и поставляет свою продукцию в другие страны. Так, в 70-е годы танки «Чифтен» были закуплены Ираном (более 700 единиц), Кувейтом и Оманом. К настоящему времени Иордания получила 274 танка «Халид» — это танк «Шир-2» с новой силовой установкой и усовершенствованной системой управления огнем. Фирма «Виккерс», производящая свои образцы в основном на экспорт, поставила танки «Виккерс» МкЗ Кении (76 единиц) и Нигерии (72). Ранее более 70 танков «Виккерс» Мк1 были приобретены Кувейтом. Около 12 стран имеют на вооружении легкий разведывательный танк «Скорпион».

        Зарубежные специалисты указывают на некоторые особенности, присущие английской бронетанковой технике. В частности, при создании танков в Великобритании основное внимание уделяется оснащению их мощным вооружением и надежной броневой защитой, а вопросы подвижности отодвигаются на третье место. Это объясняется английской концепцией танкового боя, которая состоит в том, что танк, выдерживая огонь танка противника, «должен заставить его прекратить сопротивление». И хотя скорость является одной из главных характеристик, она, по мнению английских специалистов, не может «заменить» броневую защиту, так как в ближнем бою танки движутся относительно медленно. Однако это не говорит о том, что в Великобритании не придается должного значения вопросам подвижности. Так, одной из главных задач модернизации танков «Чифтен» было повышение мощности его двигателя, а следовательно, увеличение скоростных и маневренных характеристик.

        Основной боевой танк «Чифтен» состоит на вооружении сухопутных войск Великобритании уже более 20 лет. При его создании, как отмечалось в иностранной печати, были учтены лучшие конструкторские решения, использованные ранее в танке «Центурион». «Чифтен» имеет классическую компоновку, однако его особенностью является то, что механик-водитель в боевом положении находится полулежа. Это позволило уменьшить высоту отделения управления путем увеличения угла наклона верхней лобовой брони корпуса. В целом, по мнению английских специалистов, танк «Чифтен» обладает довольно надежной броневой защитой, хотя это и привело к увеличению его боевой массы. Защита экипажа от оружия массового поражения обеспечивается наличием фильтровентиляционной установки и системы создания избыточного давления внутри танка. Борта корпуса и элементы ходовой части прикрыты противокумулятивными экранами.

        Основным вооружением танка «Чифтен» является 120-мм нарезная пушка, стабилизированная в двух плоскостях наведения, что позволяет вести прицельный огонь с ходу. В боекомплект входят бронебойные подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном и бронебойно-фугасные снаряды с пластичным ВВ. Применение выстрелов раздельного заряжания дало возможность смонтировать пушку калибра 120 мм в сравнительно небольшом объеме башни и увеличить боекомплект до 53 выстрелов. Вместе с тем, как отмечается в зарубежной прессе, применение выстрелов раздельного заряжания вместо унитарных снизило скорострельность пушки. Заряды размещаются в специальной огнестойкой укладке. Гильзы полностью сгорающие. Эжекционное устройство на стволе пушки предотвращает во время стрельбы поступление дыма и газов в боевое отделение.

        С пушкой спарен 7,62-мм пулемет, используемый для ведения огня по живой силе противника. Имеется также пристрелочный пулемет калибра 12,7 мм. На командирской башенке установлен 7,62-мм зенитный пулемет. По бортам башни смонтированы два шестиствольных гранатомета для постановки дымовых завес.

        Для наблюдения за местностью, наведения орудия на обнаруженную цель и последующего ведения по ней огня наводчик применяет монокулярный перископический прицел восьмикратного увеличения или телескопический прицел семикратного увеличения. У командира танка имеется перископический прицел с 1- и 15-кратным увеличением, который связан с прицелом наводчика для обеспечения целеуказания. При действиях в ночных условиях члены экипажа используют ИК приборы.

        На танке установлен шестицилиндровый многотопливный двигатель мощностью 700 л. с. Силовая передача механическая. Подвеска блокированная, с пружинами и амортизаторами. Гусеница выполнена с металлическим шарниром и резиновыми накладками траков. Водные преграды глубиной до 4,5 м преодолеваются с помощью оборудования ОПВТ.

        Как сообщалось в иностранной печати, танк «Чифтен» прошел несколько этапов модернизации, направленной главным образом на повышение подвижности и огневой мощи за счет увеличения мощности двигателя и внедрения современных систем управления огнем, включающих лазерный дальномер, электронный баллистический вычислитель и бесподсветочные ИК прицелы. На его базе были созданы бронированная ремонтно-эвакуационная машина и мостоукладчик.

        Основной боевой танк «Челленджер», по мнению зарубежных специалистов, значительно превосходит «Чифтен» по своим боевым свойствам, особенно в плане защищенности и подвижности. Его корпус и башня выполнены из многослойной брони «чобхэм». На борта навешены стальные экраны для защиты от воздействия прежде всего кумулятивных боеприпасов. В центре передней части корпуса расположено отделение управления. Механик-водитель, как и в танке «Чифтен», в боевом положении размещается полулежа. Рядом с его местом находится часть боекомплекта.

        В передней части башни справа и слева от пушки смонтированы пятиствольные гранатометы для постановки дымовых завес. Вместо них могут устанавливаться блоки (по шесть на каждой стороне) бортовой дымовой гранатометной установки VIRSS (Visual and Infra-Red Screening Smoke), прошедший в 1985 году испытания на танке «Челленджер». Она предназначена для создания помех как в видимом, так и в инфракрасном диапазоне различным средствам наблюдения и прицеливания противника. В каждом блоке 20 коротких стволов. Гранаты, выстреливаемые по одной с коротким интервалом, разрываются в воздухе перед танком на расстоянии 25 м, образуя дымовую завесу. Отмечается, что данная установка может использоваться и на других образцах бронетанковой техники.

        Установленная в башне 120-мм нарезная пушка L11A5 представляет собой усовершенствованный вариант орудия танка «Чифтен». В настоящее время ведутся работы по созданию новой пушки такого же калибра, которая бы обеспечила более высокую начальную скорость бронебойному подкалиберному оперенному снаряду. В боекомплект танка «Челленджер» входят 53 выстрела с бронебойным подкалиберным, кумулятивным, бронебойно-фугасным и дымовым снарядами. Основную его часть составляют выстрелы с бронебойными подкалибермыми снарядами (32 штуки). В иностранной печати сообщалось о разработке английскими специалистами 120-мм бронебойного подкалиберного снаряда, у которого сердечник выполнен из сплава обедненного урана.

        Система управления огнем включает лазерный прицел-дальномер и электронный баллистический вычислитель. У наводчика есть и вспомогательный телескопический прицел. Командир танка использует перископический прицел (со стабилизированным полем зрения), который связан с основным прицелом наводчика. В определенных случаях командир танка может брать управление огнем на себя и вести стрельбу по выбранной цели. Как отмечал журнал «Интернэшнл дефенс ревью», выпускаемые в настоящее время танки «Челленджер» стали оснащаться тепловизионным прицелом наводчика. Причем тепловизионное изображение местности передается также командиру танка. В перспективе намечено устанавливать лазерный дальномер на углекислом газе (СО2), обеспечивающем работу в условиях ограниченной видимости. Для повышения эффективности огня при стрельбе с ходу служит двухплоскостной стабилизатор пушки, имеющий исполнительные приводы электромашинного типа. Максимальная скорость наведения орудия в вертикальной плоскости составляет 6 град/с, по горизонтали-24 град/с.

        Танк «Челленджер» вооружен также двумя пулеметами калибра 7,62 мм. Один спарен с пушкой, а второй (зенитный) смонтирован над люком командира. Боекомплект 4000 патронов.

        В качестве силовой установки используется 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель с турбо-наддувом мощностью 1200 л. с. Он выполнен в одном блоке с гидромеханической трансмиссией (четыре передачи переднего хода и три заднего). Для замены блока в полевых условиях с помощью БРЭМ требуется около 45 мин. С целью повышения маневренности танка данную трансмиссию намерены заменить более совершенной с шестью передачами переднего хода и двумя заднего. На танке будет также установлена встроенная автоматическая система контроля работы двигателя и трансмиссии.

        Ходовая часть состоит из гидропневматической подвески и гусеничного движителя. На каждой стороне по шесть опорных и четыре поддерживающих катка, ведущее и направляющее колеса, а также гусеницы с металлическим шарниром и съемными резиновыми подушками. В зарубежной прессе сообщалось о завершении испытаний новой гусеницы с резино-металлическим шарниром, имеющей больший срок службы.

        На базе танка «Челленджер» фирма «Виккерс» создала бронированную ремонтно-эвакуационную машину. Она оснащена специальным оборудованием, в том числе мощной тяговой лебедкой и подъемным краном. Последний, в частности, может использоваться при демонтаже или замене двигателя танка. На БРЭМ имеется площадка для транспортировки запасного танкового двигателя. Первые 6 предсерийных машин планировалось поставить в начале текущего года, а после 1988 года еще 24 образца. Общие потребности сухопутных войск Великобритании в этих БРЭМ оцениваются в 125 единиц.

        Хотя, как отмечалось выше, продукция фирмы «Виккерс» в основном предназначена для экспорта, ее производственные мощности были задействованы также для выпуска части танков «Чифтен» и специальных машин на его базе.

        Созданный этой фирмой в конце 60-х годов танк «Виккерс» МкЗ отличается or первых двух вариантов новой конструкцией башни, имеющей более совершенную форму, улучшенной системой управления огнем, большей мощностью дизельного двигателя, а также лучшей маневренностью. Основным вооружением является 105-мм нарезная пушка L7A1, стабилизированная в двух плоскостях наведения. С ней спарен 7,62-мм пулемет, а второй пулемет такого же калибра установлен на вращающейся командирской башенке. Боекомплект пушки 50 выстрелов. У наводчика есть лазерный прицел-дальномер.

        В 1980 году на выставке вооружения английской армии фирмой «Виккерс» был продемонстрирован опытный образец танка «Вэлиант», разработанный для экспорта. Он имел так называемое «адаптированное» бронирование. Его корпус и башня, выполненные из алюминиевого сплава, спереди и с боков усилены броней «чобхэм». По желанию заказчика на танке может быть установлена 105- или 120-мм пушка. Боекомплект орудий 60 или 44 выстрела соответственно. Современная система управления огнем включает тепловизионный прибор наблюдения. Мощность дизельного двигателя 915 л. с. В настоящее время, судя по сообщениям западной печати, фирма «Виккерс» продолжает работы по дальнейшему совершенствованию танка «Виккерс» МкЗ (уже появилась усовершенствованная модель) и проводит испытания опытных образцов танка «Виккерс» Мк7. Совместно с американской фирмой «Фуд машинэри корпорейшн» ведется разработка легкого танка «Виккерс» Мк5 (боевая масса около 20 т), вооруженного 105-мм нарезной пушкой.

        На государственном танкостроительном заводе (г. Лидс) в 1982 году был создан опытный образец ганка «Чифтен-900», предназначенного для продажи другим странам. На нем применено многослойное бронирование корпуса и башни. Боевая масса 56 т. Вооружен такой же пушкой, как и танк «Челленджер». Мощность дизельного двигателя 900 л. с.

        Легкий разведывательный танк «Скорпион» выпускался фирмой «Алвис» с 1982 года. На его базе разработано целое семейство бронированных гусеничных машин: боевая разведывательная машина «Симитэр», самоходная пусковая установка «Страйкер» (с ПТУР «Свингфайр»), бронетранспортер «Спартан», командно-штабная машина «Султан», санитарная «Самаритан» и ремонтно-эвакуационная «Самсон».

        Броня корпуса и башни легкого разведывательного танка «Скорпион» изготовлена из алюминиевого сплава. Она защищает экипаж от пуль и осколков артиллерийских снарядов. Моторно-трансмиссионное отделение расположено в передней части корпуса.

        Танк вооружен 76-мм пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом. Боекомплект пушки в основном включает выстрелы с бронебойно-фугасными снарядами с пластичным ВВ. Для поражения легкобронированных целей и живой силы противника имеются осколочно-фугасные снаряды. Справа и слева от пушки смонтированы два трехствольных гранатомета. Места командира и наводчика оснащены необходимыми приборами наблюдения и прицеливания. Для стрельбы в темное время суток служит бесподсветочный прицел.

        В качестве силовой установки используется шестицилиндровый карбюраторный двигатель. Трансмиссия обеспечивает семь передач переднего и заднего хода. Подвеска ходовой части торсионная с гидравлическими амортизаторами на передних и задних опорных катках. Водные преграды танк преодолевает с помощью индивидуального плавсредства (движение на воде осуществляется за счет вращения гусениц). Танк «Скорпион» аэротранспортабелен, оборудован фильтровентиляционной установкой.

        В сухопутных войсках Великобритании имеется значительное количество колесных боевых бронированных машин различного назначения. Так, для выполнения разведовательных задач, связи и в учебных целях до сих пор используются бронеавтомобили «Феррет» и «Саладин», созданные силе в начале 50-х годов. Вместе с тем в иностранной печати отмечалось, что к настоящему времени устаревших бронеавтомобилей «Саладин» осталось в войсках небольшое количество, поскольку в разведывательных полках они были заменены легким танком «Скорпион».

        В начале 70-х годов фирмой «Даймлер» на базе производившегося ею ранее бронеавтомобиля «Феррет» была разработана колесная (4X4) боевая разведывательная машина «Фокс», состоящая на вооружении армий Великобритании, Ирана, Кении, Нигерии и Саудовской Аравии. Ее корпус и башня изготовлены из алюминиевой брони. В двухместной бронированной башне смонтированы 30-мм автоматическая пушка «Рарден» и спаренный с ней 7,62-мм пулемет. В боекомплект пушки (96 выстрелов) входят бронебойные подкалиберные и осколочно-фугасные снаряды. БРМ «Фокс» оснащена карбюраторным двигателем (такой же как и на танке «Скорпион») и пятиступенчатой коробкой передач. Подвеска ходовой части независимая рычажная со спиральными пружинами и телескопическими амортизаторами. Машина может быть оборудована навигационной системой и приборами обнаружения радиоактивных и отравляющих веществ. На ней также может устанавливаться РЛС разведки наземных движущихся целей ZB298.

        Как уже упоминалось выше, для транспортировки пехоты применяются главным образом гусеничные БТР «Троуджен». Вместе с тем в сухопутных войсках имеется еще около 60 устаревших колесных бронетранспортеров «Сарацин».

        БТР «Троуджен» принят на вооружение в 1963 году. Закрытый корпус изготовлен из брони толщиной 6- 12 мм. В его левой передней части расположено моторно-трансмиссионное отделение, а в задней — десантное, над которым есть круглый люк, закрываемый двухстворчатыми откидывающимися броневыми крышками. Для входа и выхода пехотинцев служит дверь в корме машины. Пулемет калибра 7,62 мм смонтирован над люком командира. Бронетранспортер оснащен радиостанцией, фильтровентиляционной установкой и бесподсветочным прибором ночного видения для механика-водителя. Используемый на БТР многотопливный шестицилиндровый двигатель выполнен в одном блоке с коробкой передач. Подвеска ходовой части торсионная. Гусеницы с резино-металлическим шарниром и съемными резиновыми подушками траков. На базе бронетранспортера созданы командно-штабная, ремонтно-эвакуационная, транспортная и санитарная машины, 81-мм самоходный миномет и самоходная пусковая установка ПТУР «Свингфайр» (в конце 1986 года снята с вооружения английской армии).

        Судя по сообщениям зарубежной прессы, гусеничный БТР «Спартан» (на базе легкого танка «Скорпион») не заменил бронетранспортер «Троуджен». Он применяется в основном в разведывательных полках (в каждом 12 машин, из которых 5 оснащены РЛС ZB298), а также для перевозки расчетов переносных ЗРК «Блоупайп» и инженерных штурмовых групп, транспортировки противотанковых управляемых ракет «Свингфайр» с целью пополнения боекомплекта самоходных пусковых установок «Страйкер». Бронетранспортер «Спартан» вооружен 7,62-мм пулеметом, смонтированным на командирской башенке. Экипаж три человека. В десантном отделении могут разместиться четыре пехотинца. В начале 80-х годов на базе БТР «Спартан» была создана самоходная пусковая установка ПТУР «Милан» (см. цветную вклейку). Над десантным отделением установлена специально сконструированная башня кругового вращения, на которой смонтированы прицельное оборудование оператора и две направляющие с ракетами «Милан» (еще 11 ПТУР находятся в корпусе машины). Для стрельбы в ночных условиях может использоваться тепловизионный прицел. Сухопутным войскам Великобритании планируется поставить 75 таких самоходных установок.

        Используя технологию производства легкого разведывательного танка «Скорпион», фирма «Алвис» в инициативном порядке разработала гусеничный бронетранспортер «Стормер». В начале 80-х годов 25 таких машин были проданы Малайзии, а три образца, вооруженных американской 25-мм автоматической пушкой М242 (установлена в двухместной бронированной башне), поставлены морской пехоте США для проведения испытаний и последующей оценки в плане возможного принятия на вооружение. Основной вариант БТР «Стормер» имеет закрытый корпус, выполненный из алюминиевой брони. В десантном отделении перевозятся восемь полностью экипированных пехотинцев. Экипаж три человека. На командирской башенке смонтирован 7,62-мм пулемет, фирмой «Алвис» были предложены 14 вариантов бронированных машин различного назначения, которые могут быть созданы на базе данного гусеничного бронетранспортера. В 1986 году командование армии Великобритании выбрало БТР «Стормер» в качестве носителя разрабатываемого ЗРК малой дальности «Старстейк». На пусковой установке будут находиться восемь зенитных ракет (дальность стрельбы до 7 км). Всего намечено закупить 150 таких самоходных ЗРК для обеспечения ПВО

        Поставляемый в английские сухопутные войска колесный (4×4) бронетранспортер «Саксон» (до 1982 года имел обозначение АТ-105) представляет собой усовершенствованный вариант БТР АТ-104, созданного в начале 70-х годов для полицейских подразделений. На новой машине изменена конструкция корпуса, улучшено бронирование моторно-трансмиссионного отделения, усилено днище для защиты от мин, установлен более мощный двигатель и с целью повышения маневренности несколько уменьшена колесная база. В передней части сварного бронированного корпуса бронетранспортера «Саксон» находятся моторно-трансмиссионное отделение и место механика-водителя. За ним располагается командир, в бронированной башенке которого может устанавливаться 7,62-мм пулемет. В десантном отделении размещаются восемь полностью экипированных пехотинцев. Для их входа и выхода используются двери (по бортам и в корме корпуса), имеющие смотровые приборы и амбразуры для ведения огня из стрелкового оружия не покидая машины. На БТР применены шестицилиндровый дизельный двигатель и автоматическая трансмиссия. Подвеска включает полуэллиптические рессоры и гидравлические амортизаторы. Как сообщалось в иностранной печати, на базе бронетранспортера «Саксон» созданы командно-штабная, ремонтно-эвакуационная и санитарная машины. Кроме Великобритании, он состоит на вооружении армий Бахрейна, Кувейта, Малайзии и Омана.

        В начале 70-х годов фирма «ГКН-Сэнки» приступила к разработке боевой машины пехоты MCV-80 «Уорриор», которая в 1985 году была принята на вооружение английских сухопутных войск. По своей компоновке она подобна американской БМП М2 «Брэдли». Моторно-трансмиссионное отделение занимает переднюю часть корпуса. Там же слева располагается отделение управления. Командир и наводчик размещены в двухместной бронированной башне кругового вращения. В десантном отделении перевозятся семь пехотинцев. Закрытый сварной корпус машины изготовлен из алюминиевого сплава, а башня — из стальной брони. Основным вооружением БМП является 30-мм автоматическая пушка «Рарден», которая также используется на БРМ «Фокс» и «Симитэр». С ней спарен 7,62-мм пулемет. В боекомплект пушки входят выстрелы в основном с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами. По бортам передней части башни установлены два четырехствольных гранатомета для постановки дымовых завес. Командир и наводчик имеют комбинированные (дневной и ночной) перископические прицелы. В качестве силовой установки на машине применен восьмицилиндровый V-образный дизельный двигатель, смонтированный в одном блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией. Ходовая часть включает на каждую сторону по шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков (диски изготовлены из высокопрочного алюминиевого сплава) и три поддерживающих. Ведущие колеса переднего расположения. Подвеска индивидуальная торсионная. Гусеницы с резино-металлическим шарниром и съемными резиновыми подушками. БМП оснащена радиостанцией и фильтровентиляционной установкой. В настоящее время на ее базе разрабатывается семейство гусеничных бронированных машин различного назначения, в том числе командно-штабная, инженерная, БРЭМ, 81-мм самоходный миномет, самоходная пусковая установка ПТУР «Хот» и подвижный артиллерийский пункт управления. В 1984 году в Бельгии проходил испытания опытный образец данной БМП, вооруженный 90-мм пушкой, установленной в новой двухместной бронированной башне.

        По сообщениям зарубежной прессы, разработка новых бронированных машин в Великобритании продолжается. Так, в последние годы английские фирмы «Виккерс» и «Алвмс» в инициативном порядке создали опытные образцы соответственно колесного бронетранспортера «Валькирия» и бронеавтомобиля «Феррет-80», а на государственном танкостроительном заводе (г. Лидс) разработаны четыре варианта гусеничных бронированных машин семейства RO 2000, в том числе легкий танк со 105-мм пушкой. В основном их предполагается продавать другим странам.

        В целом, как отмечается в иностранной печати, в Великобритании разрабатывается и выпускается разнообразная бронетанковая техника, которой не только оснащены сухопутные войска этой страны, но она в значительных количествах поставляется и в другие капиталистические страны. При этом, по мнению западных специалистов, образцы данной техники, состоящие на вооружении английской армии, обеспечивают ей ведение боевых действий в современных условиях.

Библиография:

Зарубежное военное обозрение

Энциклопедия танков.
2010.

.

Страницы: 1 2

Вы также можете почитать…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *