Что такое Авиапредприятие транспортное?
Авиапредприятие транспортное
Авиапредприятие транспортное
— предприятие гражданской авиации, эксплуатирующее воздушные суда для перевозки пассажиров, грузов и почты, а также предоставляющее другие виды авиационного. обслуживания за установленную плату. А. т. обычно является юридическим лицом того государства, граждане или органы которого осуществляют преимущественное владение и контроль за его деятельностью.
В нашей стране на иностранные А. т. распространяется действующее в стране законодательство о правах и обязанностях иностранных юридических лиц, в том числе положения Воздушного кодекса СССР. Со странами, с которыми СССР заключены соглашения о воздушном сообщении, правовое положение иностранных А. т. регулируется также этими соглашениями. В большинстве стран А. т. образуются в форме авиакомпаний, акционерных обществ и других со смешанным (государственным и частным) или полностью частным капиталом. В некоторых крупнейших А. т. преобладающей является доля государственного капитала. Так, во французской авиакомпании «Эр Франс» государству принадлежит 70% всего капитала, в «Люфтганзе» (ФРГ) — 75%, в «САБЕНА» (Бельгия) — 90%. Крупнейшие А. т. с преобладанием частного капитала в основном находятся в США. А. т. обычно специализируются на выполнении определенной воздушно-транспортной работы — авиаперевозок, международных или внутренних, регулярных или нерегулярных, пассажирских, грузовых или вспомогательных, магистральных или местных.
На начало 1990 в мире насчитывалось 592 А. т. Число А. т. в каждой стране разное — от единиц до нескольких десятков, при этом наибольший объём воздушно-транспортной работы в каждой стране выполняется несколькими самыми крупными из них. Так, во Франции три А. т. («Эр Франс», «ЮТА» и «Эр интер») выполняют 95% общего объёма перевозок всех французских А. т.; «ДЖАЛ» (Япония) — свыше 60% всех пассажирских перевозок японских А. т. А. т., как правило, являются национальными предприятиями. Однако существуют и многонациональные А. т., например «САС» (консорциум скандинавских стран Дании, Швеции и Норвегии). Самолётный парк А. т. может состоять из воздушных судов различного типа в зависимости от рода выполняемой воздушно-транспортной работы. Руководство деятельностью А. т. осуществляют президент, вице-президент, председатель административного совета, генеральный директор и его заместители.
Эффективность производственно-коммерческой работы А. т., осуществляющих международные перевозки, в большой степени зависит от деятельности её отделений (представительств), которые, как правило, имеются во всех странах, куда совершают полёты самолёты данного А. т. Указанные отделения, в зависимости от объёма перевозок и согласия соответствующих государственных органов страны пребывания, могут быть организованы и оформлены как представительства, производственные отделы, пассажирские и грузовые агентства, оперативные группы. А. т. могут обладать служебными и техническими сооружениями, включая ремонтные мастерские, ангары, центры обучения, комбинаты питания и др. Инженерно-технический состав А. т., располагая таким техническим комплексом, имеет возможность производить любые операции по осмотру, контролю и ремонту самолётов. Крупные А. т., как правило, имеют свой собственный учебный центр, который занимается подготовкой лётного состава и обслуживающего персонала (диспетчеры, бортпроводники и др.). Для обеспечения нормального функционирования А. т. имеет следующие основные службы: коммерческую службу (разрабатывает, организует и осуществляет всю программу коммерческой деятельности, обеспечивающую рентабельность А. т., занимается изучением конъюнктуры рынка, тарифов); техническую службу (обеспечивает постоянную исправность парка воздушных судов, организует техническое. обслуживание воздушных судов, их ремонт, снабжение, занимается научно-техническими вопросами в области технической эксплуатации); оперативную службу (организует и контролирует наземное обслуживание перевозок, обеспечение бортпроводниками, ГСМ и др. ); лётную службу (её обязанности — подготовка и организация деятельности лётного состава, проверка его квалификации и обеспечение безопасности полётов); административную службу (кадры, их подготовка, расстановка, хозяйственная деятельность, охрана, контроль капиталовложений и закупок, финансы).
В обычное время А. т. полностью распоряжается принадлежащим ей парком воздушных судов. Однако в статуте А. т. оговаривается, что в условиях чрезвычайного положения воздушные суда полностью или частично вместе с лётным и инженерно-техническим составом (в зависимости от потребности) могут быть переданы в распоряжение соответствующего управления военного министерства страны для выполнения военно-транспортных. задач. Государство осуществляет контроль за деятельностью А. т. через государственные органы, которые следят за пополнением парка воздушных судов, в особенности в случае приобретения воздушных судов иностранного производства за валюту. Как правило, в своём государстве А. т. не пользуются никакими экономическими привилегиями и уплачивают все положенные налоги. Все чаще основное финансирование закупки воздушных судов, а также оплата расходов, связанных с эксплуатацией аэропортов, достаточно дорогого оборудования для систем управления воздушным движением и обеспечения безопасности полётов, осуществляется за счёт А. т., которые, в свою очередь, перекладывают расходы по этим статьям на клиентуру. Контролирующий государственный орган регулирует также экономические вопросы авиаперевозок, выполняемых А. т. Он выдаёт А. т. свидетельства на право перевозок на внутренних и международных авиалиниях, утверждает тарифы, выдаёт субсидии, ведёт учёт данных экономической деятельности А. т., регулирует вопросы их слияния, передачи управления и некоторые спорные вопросы взаимоотношений между ними. Для сведения к минимуму конкуренции А. т. некоторые страны разграничивают географические зоны деятельности А. т., что укрепляет их позиции в конкурентной борьбе с А. т. третьих стран. Предоставляя А. т. большую самостоятельность в осуществлении их деятельности по выполнению перевозок, государство стремится смягчить и ограничить конкуренцию между национальными авиакомпаниями. Прежде всего это выражается в распределении воздушно-транспортных рынков между А. т., каждое из которых, как правило, работает в своей собственной сфере. Государства часто прибегают к такой мере воздействия на деятельность А. т., как регулирование состава парка воздушных судов.
Крупнейшими зарубежными А. т. являются авиакомпании США «Американ эрлайнс», «Дельта эр лайнс», «Юнайтед эрлайнс», «Ю. Эс. эр», «Нортуэст эрлайнс», «Континентал эрлайнс», каждая из которых имеет от 300 до 500 самолётов и перевозит 35—70 миллионов пассажиров в год. Ведущие европейские А. т. — «Бритиш эруэйс» (Великобритания), «Люфтганза» (ФРГ), «САС» (Швеция, Дания и Норвегия), «Алиталия» (Италия). Самолётный парк этих А. т. насчитывает от 60 до 200 самолётов; объем перевозок 10—25 миллионов пасс, в год. В числе ведущих А. т. находятся «Олл Ниппон Эруэйс» и «ДЖАЛ» (Япония), «Канейдиан эрлайнс» и «Эр Канада» (Канада), «Гаруда Индонезия» (Индонезия), «Индиак эрлайнс» (Индия), «Кориан эр» (Республика Корея), «Саудиа» (Саудовская Аравия) и др. Многие А. т., осуществляющие регулярные международные воздушные перевозки, являются членами Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА), в рамках которой они регулируют вопросы установления и согласования авиатарифов, распределения рынков воздушно-транспортной работы и т. п.
Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия.
Главный редактор Г.П. Свищев.
1994.
.