Бронетанковая техника Японии

Что такое Бронетанковая техника Японии?

Бронетанковая техника Японии

Бронетанковая техника Японии

       Правящие круги Японии продолжают проводить политику наращивания военной мощи вооруженных сил и расширения военного альянса с США. Прикрываясь мифом о «советской военной угрозе», милитаристские силы этой страны добиваются значительного увеличения ассигнований на военные цели. Как отмечается в зарубежной печати, по уровню военных расходов Япония уже вышла на пятое место среди основных капиталистических государств.

        В настоящее время в стране реализуется программа строительства вооруженных сил на 1986 — 1990 годы, предусматривающая существенное повышение их боевых возможностей, в том числе за счет оснащения современным оружием и боевой техникой. Важное место отводится сухопутным войскам, являющимся самым многочисленным компонентом так называемых «сил самообороны».

        Сухопутные войска сведены в одну танковую и 12 пехотных дивизий, 13 отдельных бригад и несколько отдельных групп. В их боевом составе насчитывается около 180 тыс. человек.

        На начальном этапе возрождения японских сухопутных войск (50-е годы) они были оснащены преимущественно американским вооружением. Затем в Японии было налажено производство образцов оружия и военной техники собственной разработки. Значительные усилия были предприняты по выпуску бронетанковой техники. Основным ее разработчиком является фирма «Мицубиси хэви индастриз».

        По мнению иностранных специалистов, выпускаемые японской промышленностью образцы бронетанковой техники не уступают американским и западноевропейским аналогам, однако их разработки ведутся со значительным отставанием в сроках по сравнению с ведущими капиталистическими странами. Например, создаваемый в настоящее время новый танк «90» по своим тактико-техническим характеристикам сравним с танками Ml «Абрамс» (США) и «Леопард-2» (ФРГ), но последние выпускаются серийно уже на протяжении восьми и десяти лет соответственно.

        Ниже рассматриваются образцы бронетанковой техники, созданной в Японии и состоящей на вооружении ее сухопутных войск. Их тактико-технические характеристики приведены в таблице.

        Разработка танков первого послевоенного поколения началась в Японии в 1954 году. Через три года были изготовлены опытные образцы, а в 1961-м танк был принят на вооружение и получил обозначение «61». Его прототипом послужил американский танк М47, применявшийся в агрессивной войне в Корее.

        В качестве основного вооружения на танке «61» используется американская 90-мм нарезная пушка, которая производилась в Японии по лицензии, а вспомогательного — спаренный 7,62-мм пулемет и 12,7-мм зенитный пулемет, смонтированный на командирской башенке.

        Справа от пушки размещается наводчик, за ним — командир, слева — заряжающий. Место механика-водителя в передней правой части корпуса. В отличие от цельноли-того корпуса упомянутого американского танка у танка «61» он сварной. Башня литая. В то время как на М47 применялся бензиновый двигатель, на танке «61» был установлен V-образ-ный 12-цилиндровый дизельный двигатель с турбонаддувом. Система охлаждения воздушная. Над двигателем расположены два вентилятора. Коробка передач имеет пять передач переднего хода и одну заднего,

        Ходовая часть включает по шесть опорных и три поддерживающих катка на сторону. Подвеска индивидуальная торсионная. На двух передних и двух задних катках установлены телескопические гидроамортиэаторы. Гусеницы (шириной 500 мм) состоят из металлических траков с резинометаллическим шарниром. На них могут крепиться съемные резиновые подушки.

        Танк «61» выпускался до 1972 года и в настоящее время продолжает находиться на вооружении сухопутных войск Японии (всего насчитывается около 450 единиц). На его базе были созданы танковый мостоукладчик, инженерная и бронированная ремонтно-эвакуационная машины.

        В 1962 году фирма «Мицубиси хэви индастриз» приступила к разработке основного боевого танка, который после принятия на вооружение в 1974 году получил обозначение «74». Перед создателями нового танка были выдвинуты следующие требования: увеличить его огневую мощь, повысить защищенность и подвижность.

        Танк «74» имеет классическую компоновку с кормовым расположением двигателя и трансмиссии. Его корпус сварен из броневых плит, башня литая. Баллистическая защита улучшена путем применения башни обтекаемой формы и больших углов наклона верхних броневых плит корпуса. Максимальная толщина брони лобовой части корпуса составляет 110 мм при угле наклона 65°.

        Большое внимание японские специалисты уделили повышению подвижности танка, учитывая, что во многих районах Японии встречаются труднопроходимые участки (илистые рисовые поля, горы и т. п.). Проселочные дороги узкие, мосты на них малой грузоподъемности. Все это ограничило боевую массу танка, которая составляет 38 т. Танк имеет относительно низкий силуэт. Его удалось выдержать благодаря использованию подвески гидропневматического типа, позволяющей изменять клиренс машины от 200 до 650 мм, а также наклонять танк на правый или левый борт как полностью, так и частично в зависимости от рельефа местности. Наклон машины обеспечивается регулировкой четырех узлов гидропневматической подвески, размещенных на первом и пятом опорных катках каждого борта. Поддерживающих катков ходовая часть не имеет. Общий ход опорного катка составляет 450 мм. Натяжение гусениц может осуществляться механиком-водителем со своего места при помощи гидропривода натяжного механизма. На танке применяются два типа гусениц (ширина 550 мм) с резинометаллическим шарниром: учебные — с обрезиненными траками и боевые — цельнометаллические, с усиленными грунтозацепами.

        Двигатель и трансмиссия танка выполнены в одном блоке. В качестве силовой установки применен двухтактный V-образный десятицилиндровый многотопливный дизельный двигатель 10ZF воздушного охлаждения. Он снабжен двумя турбокомпрессорами, соединенными с помощью шестеренчатых передач с коленчатым валом. Привод компрессоров комбинированный (механический от двигателя и с использованием выхлопных газов). Это значительно улучшает приемистость двухтактного двигателя. Между блоками цилиндров горизонтально расположены два осевых вентилятора системы охлаждения. При максимальной частоте вращения (2200 об/мин) на привод обоих вентиляторов расходуется 120 л. с., что снижает мощность двигателя с 870 до 750 л. с. Масса сухого двигателя 2200 кг. Кроме обычного дизельного топлива, он может работать на бензине и авиационном керосине. Расход топлива составляет 140 л на 100 км. Гидромеханическая трансмиссия МТ75А типа «Кросс-Драйв» фирмы «Мицубиси» обеспечивает шесть передач переднего хода и одну заднего без выжимания педали сцепления, которой пользуются только при трогании с места и остановке танка.

        Танк «74» оснащен системой защиты от оружия массового поражения. Водные преграды глубиной до 4 м он может преодолевать с помощью оборудования для подводного вождения.

        Основным вооружением танка является 105-мм английская нарезная пушка L7A1, стабилизированная в двух плоскостях наведения. Она производится по лицензии фирмой «Ниппон Сэйкосё». Противооткатные устройства были модернизированы. Из нее можно вести огонь 105-мм боеприпасами, применяемыми в армиях стран НАТО, в том числе новым американским бронебойным подкалиберным снарядом М735, выпускаемым в Японии по лицензии. Боекомплект 55 выстрелов, 14 из которых размещены в нише кормы башни. Заряжание ручное. Углы наведения пушки по вертикали от — 6 до +9°. За счет гидропневматической подвески они могут быть увеличены и составлять от — 12 до +15°.

        Вспомогательное вооружение танка «74» включает расположенный слева от пушки 7,62-мм спаренный пулемет (боекомплект 4500 патронов). На башне между люками командира и заряжающего на кронштейне открыто установлен 12,7-мм зенитный пулемет. Огонь из него может вести как заряжающий, так и командир. Углы наводки пулемета по вертикали находятся в пределах от -10 до +60°. Боекомплект 660 патронов. По бортам кормовой части башни смонтировано по три гранатомета для постановки дымовых завес.

        Система управления огнем включает лазерный прицел-дальномер, основной и дополнительный прицелы наводчика, стабилизатор вооружения, электронный баллистический вычислитель, пульты управления командира и наводчика, а также приводы наведения.

        Командир пользуется комбинированным (дневным и ночным) перископическим прицелом, в который встроен лазерный дальномер на рубине, измеряющий дальность в пределах от 300 до 4000 м. Прицел имеет восьмикратное увеличение. Для кругового обзора предусмотрено пять перископических смотровых приборов, установленных по периметру командирского люка.

        Наводчик имеет основной комбинированный (дневной и ночной) перископический прицел с восьмикратным увеличением и вспомогательный телескопический прицел. Приборы ночного видения активного типа. Подсветка производится ксеноновым прожектором.

        Между командиром и наводчиком установлен цифровой электронный баллистический вычислитель, с помощью которого посредством датчиков входной информации (тип боеприпаса, температура порохового заряда, износ канала ствола, угол наклона оси цапф, скорость ветра) в прицелы командира и наводчика вводятся поправки на углы наводки пушки. Данные о дальности до цели от лазерного дальномера вводятся в вычислитель автоматически.

        Двухплоскостной стабилизатор вооружения имеет электромеханические приводы. Наводка и ведение огня из пушки и спаренного пулемета могут осуществляться как наводчиком, так и командиром с помощью аналогичных пультов управления. Наводчик, кроме того, оснащен дублирующими ручными приводами наводки орудия по вертикали и поворота башни.

        Заряжающий имеет вращающийся (на 360°) перископический смотровой прибор, установленный перед его люком. Механик-водитель размещается в отделении управления в левой передней части корпуса. Он располагает тремя перископическими смотровыми приборами.

        Производство танков «74» планировалось завершить в конце текущего года. К этому времени сухопутные войска будут иметь примерно 850 таких машин. На базе данного танка созданы 155-мм самоходная гаубица «75» (внешне напоминает американскую гаубицу М109) и бронированная ремонтно-эвакуационная машина «78», характеристики которой соответствуют западногерманской БРЭМ «Стандарт».

        По сообщениям зарубежной печати, в Японии в настоящее время фирмой «Мицубиси хэви индастриз» создан опытный образец танка третьего поколения «90» (условное обозначение ТК-Х). К его разработке приступили еще в 1976 году. Поступление на вооружение ожидается в начале 90-х годов. При создании нового танка японские специалисты стремились довести его боевые свойства до уровня современных танков «Леопард-2» (ФРГ) и М1 «Абрамс» (США). Была сохранена классическая компоновка машины. Корпус и башня имеют многослойное разнесенное бронирование. На танке применен автомат заряжания орудия, вследствие чего экипаж сокращен до трех человек.

        В качестве основного вооружения выбрана 120-мм гладкоствольная пушка западногерманской фирмы «Рейнметалл», установленная также на танках «Леопард-2» и М1А1 «Абрамс». Боекомплект первой очереди автомата заряжания составляет 20 выстрелов (всего 50 выстрелов). С пушкой спарен 7,62-мм пулемет, а зенитный пулемет калибра 12,7 мм установлен на командирской башенке. Система управления огнем включает прицелы наводчика и командира, лазерный дальномер, электронный баллистический вычислитель и тепловизионные приборы для действий в темное время суток.

        На танке установлен десятицилиндровый дизельный двигатель воздушного охлаждения мощностью 1500 л. с. Трансмиссия гидромеханическая. Подвеска ходовой части комбинированная: на передних и задних опорных катках гидропневматическая, а на остальных торсионная. Максимальная скорость движения по шоссе 70 км/ч.

        Для перевозки пехоты в сухопутных войсках Японии используются гусеничные бронетранспортеры «60» и «73» (всего насчитывается около 600 единиц).

        БТР «60» был создан в конце 50-х годов. Он имеет закрытый бронированный корпус. В его передней части справа находится отделение управления, а слева установлен 7,62-мм курсовой пулемет. Второй пулемет калибра 12,7 мм смонтирован на поворотной турели перед люком стрелка. Доступ в десантное отделение осуществляется через две бронированные двери в корме машины.

        На бронетранспортере «60» применен V-образный восьмицилиндровый дизельный двигатель воздушного охлаждения. Подвеска торсионная. Ходовая часть включает по пять опорных катков и три поддерживающих на сторону. Ведущие колеса впереди.

        На базе этого БТР были созданы 81- и 107-мм самоходные минометы.

        В 1967 году фирма «Мицубиси хэви индастриз» начала разработку плавающего гусеничного бронетранспортера, который в 1973 году был принят на вооружение сухопутных войск Японии, получив обозначение «73» (к концу текущего года планируется иметь 225 единиц).

        БТР «73» имеет сварной корпус из противопульной алюминиевой брони. Кормовой лист представляет собой откидывающуюся аппарель для посадки и высадки десанта. Спереди корпуса машины установлен волноотражательный щиток, поднимающийся при входе бронетранспортера в воду. Движение на плаву (со скоростью до 7 км/ч) осуществляется за счет перематывания гусениц.

        Механик-водитель размещается в передней части машины справа, а слева от него находится стрелок курсового 7,62-мм пулемета, смонтированного в шаровой установке в лобовом листе корпуса, За ними располагается командир. По периметру его башенки имеются шесть стеклоблоков для кругового наблюдения. Во второй вращающейся башенке смонтирован 12,7-мм пулемет, огонь из которого ведет один из десантников. По бортам кормовой части машины установлены два трехствольных дымовых гранатомета.

        В десантном отделении перевозятся девять полностью экипированных пехотинцев, которые могут вести огонь из стрелкового оружия через Т-образные амбразуры, расположенные в корме и по бортам задней части корпуса. Бронетранспортер оснащен фильтровентиляционной установкой. Для действий в ночных условиях имеются ИК приборы.

        Дизельный двигатель и трансмиссия выполнены в одном блоке, установленном с левого борта за местом стрелка курсового пулемета. Для его замены требуется около 30 мин. Подвеска ходовой части торсионная. Передние опорные катки имеют гидравлические амортизаторы.

        Гусеничная база БТР «73» использована при создании 105-мм самоходной гаубицы «74» и реактивной системы залпового огня «75».

        С начала 80-х годов в Японии ведутся работы по созданию боевой машины пехоты, предварительно получившей обозначение «88».

        Корпус БМП будет изготавливаться из алюминиевой брони. В его передней части размещаются моторно-трансмиссионное отделение и отделение управления. По бортам десантного отделения предусмотрены амбразуры для ведения огня из стрелкового оружия.

        В двухместной бронированной башне будут смонтированы 35-мм автоматическая пушка швейцарской фирмы «Эрликон» и спаренный с ней 7,62-мм пулемет. Для борьбы с танками на бортах башни планируется установить пусковые установки ПТУР (с лазерной системой наведения). Машина будет оснащена современной системой управления огнем, а также приборами ночного видения.

        Ходовая часть БМП включает по шесть опорных и три поддерживающих катка на сторону с передним расположением ведущих колес. Подвеска торсионная. Машина неплавающая. Предусматривается оборудовать ее фильтровентиляционной установкой.

        В последние годы в Японии повысился интерес к колесным бронированным машинам. В конце 70-х годов было принято решение об оснащении сухопутных войск колесными бронированными машинами (колесная формула 6Х6) двух типов: командно-штабной «82» и разведывательной «87». Обе машины имеют 80 проц. унифицированных узлов и агрегатов, в том числе одинаковую силовую установку. Последняя включает десятицилиндровый четырехтактный дизельный двигатель водяного охлаждения (мощность 305 л. с.) и гидромеханическую трансмиссию, обеспечивающую шесть передач переднего хода и одну заднего. Подвеска колес пружинного типа, с гидравлическими амортизаторами. Машины оснащены фильтровентиляционной установкой.

        Командно-штабная машина «82» имеет закрытый сварной бронированный корпус. Водитель размещается в передней части справа. Слева от него располагается второй член экипажа, который может вести огонь из 7,62-мм пулемета, закрепленного на крыше в передней части корпуса. За ним находится моторно-трансмиссионное отделение. В приподнятой кормовой части машины оборудованы рабочие места для офицеров (шесть человек, включая командира) и установлена вся необходимая аппаратура, в том числе средства связи (три радиостанции). Для доступа в это отделение используются две бронированные двери — в левом борту и в корме машины.

        В командирской башенке установлены шесть перископических приборов для обеспечения кругового наблюдения. Справа от нее имеется люк, перед которым смонтирован 12,7-мм пулемет.

        Начиная с 1982 года поставки машин «82» осуществляются небольшими партиями. К концу текущего года сухопутные войска должны получить все заказанные 137 единиц. В каждой дивизии планируется иметь десять таких машин.

        Боевая разведывательная машина «87» все еще находится в стадии опытных образцов, которые уже прошли заводские и войсковые испытания. К концу 1988 года предусматривается закупить восемь таких БРМ, а всего сухопутным войскам намечено поставить около 60 единиц.

        В отличие от командно-штабной машины БРМ «87» имеет другую компоновку. Моторно-трансмиссионное отделение расположено в кормовой части корпуса справа. В средней части находится двухместная бронированная башня кругового вращения, в которой установлены западногерманская 20-мм автоматическая пушка и спаренный с ней 7,62-мм пулемет. Серийные образцы будут выпускаться с 25-мм автоматической пушкой швейцарской фирмы «Эрликон», производимой в Японии по лицензии. По бортам башни смонтированы гранатометы для постановки дымовых завес.

        БРМ оснащена необходимыми приборами наблюдения и прицеливания для действий в дневных и ночных условиях. Имеются радиостанции. Боевая масса машины 13,5 т, экипаж пять человек (командир, наводчик, водитель, радист и наблюдатель).

Библиография:

Зарубежное военное обозрение №6 за 1986 г.

Энциклопедия танков.
2010.

.

Страницы: 1 2 3 4 5

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *