Как довести до кондиции машину, аналогов которой нет в других армиях

Что такое Как довести до кондиции машину, аналогов которой нет в других армиях?

Как довести до кондиции машину, аналогов которой нет в других армиях

Как довести до кондиции машину, аналогов которой нет в других армиях

       Если бы после военных парадов определялись образцы техники, привлекшие наибольшее внимание специалистов, то после 9 мая прошлого года победителем наверняка бы стала внешне неброская, многим похожая на своих предшественниц и в то же время имеющая существеннее отличия от них машина БМП-3. После парада на Красной площади состоялся своеобразный парад ее фотоснимков на страницах многих западных военных изданий. Даже в сугубо деловых текстах находилось место для эпитетов, выражающих самую высокую оценку «королевы пехоты».

       Но я-то знал, что наши специалисты в оценках новой боевой машины пехоты намного сдержаннее. Да, говорили мои собеседники, эта машина как бы соединила в себе то, чем были сильны БМП-1, БМП-2 и даже средний танк, если говорить об огневой мощи. Потенциал ее высок. Но взять от машины все, что заложено в нее мыслью конструкторов, пока трудно. Люди, которых я просил дать оценку БМП-3, как бы раздваивались: с одной стороны, признавали ее достоинства, с другой — не могли обойтись без огорчительных «но».

       Итак, в Сибирь я летел с убеждением: о БМП-3 пока можно говорить только в критическом духе.

       Первым, кто поколебал мою предубежденность, был заместитель командующего войсками Сибирского военного округа по вооружению генерал-майор Ю. Дутов.

       — По подвижности и вооруженности, — сказал он, — БМП-3 превосходит все зарубежные образцы. А то, что кое-что в ней требует доводки, вполне естественно, ибо машина эта — совершенно новая.

       Более жестким было мнение первого заместителя командующего войсками округа генерал-лейтенанта В. Катанаева, возглавлявшего межведомственную, комиссию по войсковым испытаниям машины. Он полагает, что направлять эту машину в войска можно лишь после устранения всех недостатков, выявленных в процессе испытаний.

       С весьма и весьма противоречивыми чувствами садился я за штурвал «тройки». Не придется ли начинать словами: «веду свой репортаж из сырой, неотработанной машины, которую Миноборонпром навязывает армии»?

       …Она тронулась с места плавно, можно скалать, грациозно, хотя было ясно, что это не моя заслуга. Все, что от меня требовалось, — нажав на педаль подачи топлива, перевести переключатель передач из одного фиксированного положения в другое. Причем операция оказались настолько простой, что стало даже обидно: не нужным было умение работать с главным фрикционом, чем я так гордился еще в училище. Здесь ГФ нет. Под ногами лишь две педали — экстренного торможения и подачи топлива.

       Переключившись на повышенную передачу, я «придавил» и… ощутил то. чего никогда не чувствовал, находясь в бронетанковой технике, меня легонько вдавило в кресло. Пришлось признаться себе в том, что это «жигулёвское» ощущение здесь вдвойне приятно. Оно дополняется осознанием солидности веса (около 16 тонн), так легко принимаемого скоростью, и вежливой благодарностью двигателю, более мощному, чем на прежних машинах.

       Еще мне говорили, что «тройка» не умеет буксовать. И объяснили это наличием гидромеханической трансмиссии, которая отличается от механической (БМП-1, БМП-2) тем, что в коробку передач введен дополнительный элемент — гидродинамический трансформатор. Благодаря этому трансформатору между приводящими в движение и приводимыми в движение элементами коробки передач не существует жесткого сцепления. «Приводным ремнем» здесь служит специальная жидкость. Надежность такой трансмиссии потенциально выше механической. Машина не только плавно трогается с места, но и автоматически реагирует на изменение поверхности грунта под гусеницами, не глохнет, даже если упрется в преграду на скорости.

       Когда мне это рассказали -не поверил. Чтобы несколько сот пришпоренных лошадей не сорвали копытами ледяную корку с дороги! Но вот сажусь в машину, включаю первую передачу и тут же утапливаю педаль подачи топлива до самого полика. Машина взвизгивает — и в галоп. Но… плавно. Щелкает переключатель передач. Скорость — 40, 50 километров в час… Но скользкой дороге. И ни малейшего намека па занос.

       В общем, впечатление от вождения осталось превосходное. Ничего не скажешь, И я решил, что пришло время осмотреться.

       О сходстве с «интерьером» БМП-2 здесь, конечно, говорить не приходится. В «моей» машине все по-другому. К примеру, сиденье механика-водителя находится теперь посередине. Что дало такое перемещение? Во-первых, упростилось управление. Это я почувствовал мгновенно, так как не нужно было гадать, где находится правая лента гусеницы и попадет ли она, допустим, на колею моста. Во-вторых, механик-водитель «ушел» с гусеницы, на которой всю афганскую войну просидел заложником любой противотанковой мины. В-третьих, слева и справа от пего теперь товарищи-пулеметчики, а не стенка разрывающегося от напряжения двигателя, что психологически важно в бою.

       К слову, измененная компоновка «тройки» позволила объединить не только механика-водителя и пулеметчиков. Топливный бак, разделяющий в БМП-2 десант надвое. здесь размещен более рационально, и потому «жилой метраж» заметно увеличился, повысился комфорт.

       Что касается командира машины, его место по-прежнему в башне, но эффективность командования ОТДЕЛЕНИем возросла за счет специальных систем сигнализации (целеуказания стрелкам при помощи световых табло и т. д.) усовершенствована система коррекции действии наводчика-оператора и их дублирования в момент необходимости переключения на себя всей системы вооружения — спаренных пушек и пулемета.

       Но вот спешивание дссанта… Мне показалось, что здесь оно усложнено, так как люки открываются наверх, и десант на крыше окажется под огнем. И потом — высоко. С полной выкладкой, да еще зимой с такой верхотуры спешиться непросто. Использование же предназначенной для этого ступени, хотя она и значительных размеров, представлялось проблематичным.

       Я высказал свое сомнение на этот счет начальнику военного представительства на заводе-изготовителе полковнику Л. Федорову.

       Многочисленные эксперименты, — сказал Анатолий Яковлевич, показали достаточно высокую эффективность спешивания. Ну а что касается удобств, то чем-то нужно н поступиться, когда на чаше весов живучесть машины, а следовательно, и экипажа. Двигатель должен быть спрятан от удара в лоб, иначе остановившаяся на поле боя машина обречена.

       С этим трудно было спорить. Как, впрочем, и с высказываниями иного плана:

       «Никто нс сомневается в потенциальных возможностях машины. Она, на удивление, мобильна, практически не застревает, а орудия бьют в копеечку. Речь о недостаточной надежности в эксплуатации».

       «При стрельбе из пушки в цапфах се крепления на одной из машин появились трещины. Пришлось приостановить эксплуатацию вооружения».

       «Не надежен механизм изменения клиренса».

       «А как оценивать ремонтопригодность БМП-3. если в войска не поставлены сварочные аппараты, способные варить, алюминий; если для ремонта механизма гидрообъемной передачи (осуществляет повороты машины. — А. Е.) надо снимать двигатель»…

       Это все из вопросов, которые обрушились на главного конструктора машины А. Никонова и его коллег на встрече с солдатами и офицерами полка. В общем-то разговор можно было бы считать вполне нормальным — идет доводка практически нового изделия. Каждый случай обнаружения дефекта в конце концов «работает» на совершенствование конструкции. Но…

       Мы это хорошо понимаем, — заметил командир дивизии генерал-майор А. Затынайко, — но после войсковых испытаний пошли будни. обычная учеба в обычной боевой части. А теперь представьте себе, что в этом боевом полку из некоторых машин не стреляют из-за конструкторского просчета…

       Забота комдива понятна: план боевой подготовки надо выполнять. Доводка же машины не вписывается ни в какие планы. Один только ремонт вышедших из строя объектов заводом-изготовителем выбивает полк из ритма боевой учебы на многие недели. А если такими машинами укомплектуется вся дивизия?..

       И все же правы ли те, кто готов поставить под вопрос всю работу по созданию БМП-3 только потому, что случаев отказов в НЕЙ больше, чем хотелось бы?

       Все без исключения специалисты, с которыми удалось побеседовать, говорят: нет, работа идет своим чередом и мало чем отличается от доводки предшествующих образцов. В качестве доказательства старший офицер научно-технического комитета Главного бронетанкового управления МО СССР подполковник В. Селютин привел цифры, отражающие, так сказать, хронологию отказов в БМП-3 на каждую тысячу километров пробега. В 1986, 1988, 1990 годах их было соответственно 17.1; 4.6; 2,46. Согласно плану, к пятому году выпуска этот показатель должен быть доведен до единицы.

       Такова логика цифр. Нельзя не обратить внимания на следующее обстоятельство: те БМП-3, которые поступают в часть с завода после внедрения усовершенствований, зачисляются я «боевую» группу и хранятся в боксах. Эксплуатируются же старые машины, у которых последних усовершенствований нет. Это, разумеется, искажает общую картину.

       Остро ощущается в войсках дефицит специалистов, подготовленных к эксплуатации и обслуживанию БМП-3. Отсутствуют в части и соответствующие учебно-тренировочные средства, хотя они и создавались параллельно с новой машиной.

       Доктор технических наук, профессор генерал-майор В. Брызгов обратил внимание на то, что мы не всегда продуманно подходим к формированию рот испытателей техники. Так получилось и в ситуации с БМП-3. Роту сформировали не из молодых, что было бы логично, а из заканчивающих службу солдат. После завершения испытаний все опи уволены в запас. Около 8 тысяч километров прошли эти мотострелки вместе с машинами по горам Узбекистана, снегам Сибири, стали асами. И ушли, так и не передав опыта молодым.

       Нередко случается так, что представители войск не без оснований упрекают «оборонку» в недостаточно высоких темпах работ, в промедлении с устранением тех или иных изъянов в испытуемых образцах техники. Но жизнь обязывает внимательно прислушиваться и к представителям промышленности, упрекающим военных за отступления от правил эксплуатации, элементарных требований инструкций. Из-за нарушения взаимодействия, несогласованности, как сказал начальник отдела военного НИИ кандидат технических наук полковник В. Типикин, даже у прекрасной машины может быть трудная судьба.

       Я попытался систематизировать некоторые предложения, представляющие, на взгляд журналиста, практический интерес. Получилось, что необходимо:

       1. расширить фронт эксплуатации БМП-3, для чего передать все эти машины из боевых подразделений в учебные, где они будут использоваться с максимальной интенсивностью;

       2. подготовить группу специалистов на ускоренных курсах при заводе-изготовителе (идея главного конструктора), а затем готовить кадры на специальных курсах при штабе округа;

       3. вернуть в полк всех офицеров, участвовавших в испытаниях БМП-3 (предложение подполковника В. Селютнна);

       4. на весь период доводки машины создать условия льготного обслуживания техники бригадами завода-изготовителя с целью сокращения сроков ремонта.

       В свое время «Красная звезда» проводила в Афганистане специальный опрос среди офицеров с целью определения боевых качеств БМП-2. Об этой машине говорили с теплотой и любовью. Отмечали ее огневую мощь, высокую проходимость («смотришь снизу на сопку, куда она забралась, панама с головы слетает»), терпимость к ошибкам молодых механиков-водителей и огневиков, надежность, удобство в обслуживании.

       Все это, несомненно, должно перейти «по наследству» и к машине значительно более высокого класса — к БМП-3, приспособленной к переброс-ке по воздуху, умеющей плавать (морская пехота высоко ценит ее за зто). ириседать за косогором, обгонять на грунтовой дороге УАЗ. Способной стать матерью целого семейства машин — командирских, ремоитно-эвакуационных и т. п. Важно лишь быстрее довести ее до тех кондиций, которыми должна обладать боевая техника XXI века.

Библиография:

Красная звезда № 34 (20421) от 12.02.91 г.

Энциклопедия танков.
2010.

.

Страницы: 1 2 3 4 5

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *