Что такое Катапульта взлётная?
Катапульта взлётная
Катапульта взлётная
(латинское catapulta, от греческого katap(é)ltes, от kat(á) — сверху вниз, вниз на, против и p(á)llo — бросаю, швыряю) — устройство для старта летательного аппарата путём их принудительного разгона на коротком участке пути. Используется на авианесущих кораблях, обеспечивает взлёт самолётов при ограниченной длине палубы. По принципу использования энергии К. в. разделяют на пороховые, гидравлические, пневматические, роторные и паровые (наиболее распространены). Паровая К. в. состоит из двух цилиндров с поршнями, жёстко соединёнными с челноком, выступающим над палубой. Длина цилиндров достигает 70—90 м. После открытия стартового клапана в цилиндры поступает пар от парового коллектора под давлением 6—8 МПа. Давление пара на поршни, создавая дополнительную силу к тяге двигателей летательного аппарата, разрывает калиброванное кольцо задержника и с перегрузкой 4—5 двигает летательный аппарат по палубе. В конце разгона челнок резко останавливается тормозным цилиндром, после чего буксирный трос отделяется от челнока и летательный аппарат взлетает. Масса паровых К. в. составляет 400—500 т. Они обеспечивают взлет летательных аппаратов массой до 37 т и скорость 250 км/ч. Стартовые устройства, аналогичные по принципу действия К. в., применяют для запуска небольших, беспилотных летательных аппаратов типа крылатых ракет и дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов. Такие устройства состоят из тележки, наклонных направляющих рельсов и запускающего механизма. Тележку с закреплённым на ней летательным аппаратом разгоняют с помощью ракетного двигателя на твёрдом топливе, пневмоцилнндра, гидроцилиндра, пружин, резиновых шнуров или других средств. В конце разбега длиной 6—12 м тележка тормозится, а стоящий на ней летательный аппарат отделяется со скоростью 25—35 м/с.
Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия.
Главный редактор Г.П. Свищев.
1994.
.