Плавающие танки

Что такое Плавающие танки?

Плавающие танки

Плавающие танки

       Конструкторы, создавая танки, с самого начала думали и о том, что неплохо было бы заставить машины плавать и тем самым быстро форсировать с их помощью водные рубежи.

        Когда танковые соединения начали одерживать в сражениях первые победы, стало совершенно ясно, что атакующие войска, пересекая водные преграды, очень нуждаются в броневой поддержке.

        Существуют три возможности «научить» танк плавать: за счет водоизмещения его корпуса (по существу, танк-корабль), с помощью внешних навесных понтонов и используя раздвижные (похожие на гармошку) экраны.

        Первыми высадить морской танковый десант планировали англичане: они хотели таким образом за год до окончания войны обойти правый фланг немецкого фронта, упиравшийся в берег Северного моря. Но только в октябре 1918 года британские военные специалисты попытались опробовать тяжелые танки Мк_Х, снабженные цилиндрическими понтонами, в… Темзе, Машины предполагалось вести на буксире за судном. Тогда же инженеры изучали возможности автономного передвижения танков с помощью гребного винта или перемотки гусениц.

        В нашей стране в 1919-1920 годах на Ижорском заводе в Петрограде был разработан проект плавающего танка под девизом «Теплоход AM».

        А первую плавающую броневую машину построили все-таки англичане. Этим «счастливчиком» оказался средний танк Д, прототип которого был создан в 1919 году под руководством Ф. Джонсона. Его детище двигалось в воде при помощи перемотки гусениц. Аналогичные разработки велись и в Соединенных Штатах Уолтером Кристи в 1922- 1927 годах. Но высшие чины американской армии не проявили особого интереса к его изобретению, и он продал проект японцам. Плавающим танком занимались и французы (они оборудовали «Рено FT» поплавками и гребным винтом), поляки (проект WB-10 профессора Л. Эбермана в 1926 году). Но все упомянутые машины были очень далеки от совершенства и в серию не пошли.

        Наконец в 1929 году на берегах туманного Альбиона был построен разработанный фирмой «Виккерс-Армстронг» по-настоящему надежный плавающий танк. Эту модель и можно считать родоначальницей всех последующих машин такого класса. Назвали ее танк-амфибия Виккерс-Карден-Лойд типов А4Е11 и А4Е12. Плавал «Виккерс» за счет максимального облегчения веса, дополнительных баков (установленных под дном корпуса) и поплавков-надкрылков, прикрепленных над гусеницами. Двигатель и трансмиссия размещались в машине справа, а башня и рубка водителя были смещены влево. Винт приводился в движение валом от коробки передач. Повороты на плаву обеспечивались рулем. И тем не менее наряду с достоинствами (плавучестью и хорошей подвижностью) первый образец был не лишен недостатка: военные сразу же отметили слабость бронирования и вооружения, ненадежность подвески ходовой части. Поэтому машина скорее могла быть использована как разведчик, но для боевых действий она не годилась.

        В Советском Союзе в 1932 году был построен легкий разведывательный танк Т-37 (см. «ТМ» № 9, 1979 г.), а четыре года спустя появилась следующая модель — Т-38. Машина стала шире и ниже, что повысило ее остойчивость на плаву, а улучшенная система подвески позволила увеличить скорость и плавность хода. Да и проходимость танка за счет уменьшения давления на грунт стала выше. Вместо дифференциала на Т-38 в качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы. Этим облегчалось управление. В 1938 году в танке установили двигатель и КП легкового автомобиля, в результате чего увеличилась скорость и одновременно удешевилось производство машины. Т-38, созданный коллективом конструкторов во главе с Н. А. Астровым, был наиболее удачным среди плавающих танков 30-х годов и выпускался нашей промышленностью до 1939 года, а потом его заменил более совершенный Т-40 (см. «ТМ» № 12, 1979 г.). Т-38 участвовал в боевых операциях в самом начале Великой Отечественной войны.

        А теперь снова вернемся к моделям Виккерса и Кристи, проданным Японии. Там в середине 30-х годов были созданы на их базе первые опытные образцы SRI, SRII, SRIII, Однако модернизацией закупленных танков в Стране восходящего солнца занялась не армия, а флот. Взяв за основу легкий танк «Ха-го», японцы переделали корпус (увеличив его объем), убрали внутрь детали подвески. Неизменными остались лишь моторно-трансмиссионная группа и ходовая часть. На новой модели установили два винта и пару рулей, а также башни от опытного танка «Ке-ни» образца 98 и два сбрасываемых понтона — в носу и на корме. Переконструированную машину назвали «Ка-ми» образца 2 1942 года. В ней, снабженной радиостанцией, могло поместиться пять человек экипажа.

        В ходе войны, в 1942-1944 годах, готовясь к десантным операциям на островах Тихого океана и в Европе, американские специалисты создали серию плавающих боевых машин. Некоторые назывались танками, другие — бронетранспортерами, но особой разницы между ними не было. В башнях танков устанавливались 37-мм пушки или 75-мм короткоствольные орудия. Крыша «пловцов» была бронирована, и, кроме экипажа, в них могло уместиться еще 10-12 человек. Таков был, к примеру, танк LVT(A)_, построенный на базе бронетранспортера LVT(2). На машине установили башни от легкого танка МЗ с 37-мм пушкой, один зенитный пулемет калибра 12,7 мм и два 7,62-мм пулемета. Вся созданная в этот период американцами серия LVT не имела гребных винтов и рулей поворота. А движение осуществлялось перемоткой гусениц. Машины серии LVT отличались хорошими мореходными качествами, но на суше были малоподвижны и (ввиду слабого бронирования и больших размеров) очень уязвимы от огня даже легкого оружия. Выпущено их было много — около 18500 штук. Эти танки участвовали во всех десантных операциях союзников во второй мировой войне.

На заставке изображен американский плавающий танк LVT (А) (2). Боевая масса — 14,5 т. Экипаж — 6 чел. плюс 12 чел. десанта. Вооружение — одна 37-мм пушка, один 12,7-мм или один-два 7,62-мм пулемета. Бронирование: корпус — 12,7 мм, башня — 25,4 мм. Двигатель — карбюраторный «Континентл 670 9А», 250 л. с. Скорость на суше — 30 км/ч, по воде — 11 км/ч. Запас хода — 240 и 100 км соответственно. Рис. Михаила Петровского © Mikhail M.Petrovsky, 1993-2002

33. Английский танк-амфибия Виккерс-Карден-Лойд А4Е11. Боевая масса — 2,9 т. Экипаж — 2 чел. Вооружение — один 7,7-мм пулемет. Бронирование: лоб корпуса — 9 мм, борт — 7 мм, башня — 9 мм. Двигатель — карбюраторный «Медоус», 56 л. с. Скорость на суше 64 км/ч, по воде — 9,6 км/ч. Запас хода по шоссе — 260 км. Рис. Михаила Петровского © Mikhail M.Petrovsky, 1993-2002

34. Советский легкий плавающий танк Т-38. Боевая масса — 3,3 т. Экипаж — 2 чел. Вооружение — один 7,62-мм пулемет. Бронирование: лоб, борт корпуса и башня — 9 мм. Двигатель — карбюраторный ГАЗ-АА, 40 л. с. Скорость по шоссе — 40 км/ч, по воде — 6 км/ч. Запас хода по шоссе — 200 км. Рис. Михаила Петровского © Mikhail M.Petrovsky, 1993-2002

35. Японский плавающий танк «Ка-ми» образца 2. Боевая масса — 11 т. Экипаж — 5 чел. Вооружение — одна 37-мм пушка, два пулемета. Бронирование: лоб корпуса — 16 мм, борт — 14 мм, башня — 14 мм. Двигатель — дизель, 110 л. с. Скорость на суше — 37 км/ч, по воде — 9,6 км/ч. Запас хода по шоссе — 170 км. Рис. Михаила Петровского © Mikhail M.Petrovsky, 1993-2002

Библиография:

Техника молодежи №2 за 1980 год

Энциклопедия танков.
2010.

.

Страницы: 1 2 3 4 5

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *