Пусковая система газотурбинного двигателя

Что такое Пусковая система газотурбинного двигателя?

Пусковая система газотурбинного двигателя

Пусковая система газотурбинного двигателя

совокупность устройств, предназначенных для принудительной раскрутки ротора газотурбинного двигателя при его запуске. П. с. состоит из пускового устройства (ПУ) — устройства для принудительной раскрутки ротора газотурбинного двигателя в процессе запуска, источника энергии, системы её передачи к ПУ, автоматики (панель с программным автоматом, элементы регулирования и коммутации). Выбор типа и параметров П. с. определяется типом и назначением летательного аппарата, значением и характером изменения требуемой мощности ПУ (Nпy), продолжительностью запуска газотурбинного двигателя, автономностью летательного аппарата. На выбор типа и параметров П. с. существенное влияние оказывают также возможность многоцелевого применения элементов П. с. (например, для подготовки и проверки энергосистем летательного аппарата), её ресурс, возможность запуска газотурбинного двигателя от работающего двигателя (на многодвигательных летательных аппаратах), возможность использования для запуска как от бортового, так и от аэродромного источника питания и других. В основном применяются электрические, воздушные (со сжатым воздухом низкого давления), турбокомпрессорная и гидравлическая П. с.

Область эффективного использования электрической П. с. ограничивается мощностью 18 кВт (в отдельных случаях до 45 кВт). На лёгких вертолётах и самолётах электрическую П. с. применяют для запуска основного газотурбинного двигателя, на средних и тяжёлых — для запуска газотурбинного двигателя вспомогательной силовой установки (вспомогательная силовая установка) и турбокомпрессорного стартера. В качестве пускового устройства в электрической П. с. используются электростартер (электродвигатель) и стартер-генератор (при запуске газотурбинного двигателя используется как стартер, а при работающем двигателе — как электрический генератор), в качестве источников питания — аккумуляторы (Nпу < 15 кВт) или вспомогательная силовая установка (Nпу = 15—45 кВт). Воздушные П. с. применяются на многодвигательных вертолётах и самолётах при Nпу = 20—150 кВт. В качестве источника сжатого воздуха в такой П. с. используются вспомогательная силовая установка, газотурбинный двигатель, наземный пусковой агрегат, в качестве ПУ — воздушный турбостартер — турбина (центростремительная или осевая, ), работающая на сжатом воздухе низкого давления. Параметры воздуха на входе в воздушный турбостартер составляют: давление 250—500 кПа, температура 420—600 К, расход 0,35—1,2 кг/с. На некоторых летательных аппаратах (преимущественно одноразового применения) используются воздушные турбостартеры, работающие на сжатом воздухе высокого давления (от баллонов со сжатым воздухом). Область применения турбокомпрессорных П. с. — одно-, двухдвигательные самолёты военной авиации (при Nпу > 50 кВт). В качестве ПУ в такой П. с. используется турбокомпрессорный стартер (газотурбинный двигатель, используемый как ПУ для запуска основного двигателя) или турбокомпрессорный стартер-энергоузел (газотурбинный двигатель, используемый как ПУ для запуска основного газотурбинного двигателя, а также в качестве источника энергии для питания бортовых систем летательного аппарата).

На летательных аппаратах с широким использованием гидравлических систем для запуска вспомогательной силовой установки и основного газотурбинного двигателя применяются гидравлические П. с. В качестве ПУ в гидравлических П. с. используется обратимый гидронасос, работающий при запуске газотурбинного двигателя как гидродвигатель (гидростартер). Для запуска вспомогательной силовой установки, а иногда и маломощного газотурбинного двигателя (при отсутствии вспомогательной силовой установки на летательном аппарате) применяется гидропневмоаккумулятор.

Для некоторых летательных аппаратов (преимущественно одноразового применения) могут использоваться П. с. с ограниченным запасом рабочего тела: с топливовоздушным турбостартером, в камеру сгорания которого подаётся от баллонов сжатый воздух высокого давления; с турбостартером, работающим на твёрдом топливе (порохе); с турбостартером, работающим на жидком однокомпонентном (унитарном) топливе и другие. Для запуска малогабаритных, вспомогательных, подъёмных газотурбинных двигателей может использоваться воздушные П. с. с непосредственной подачей сжатого воздуха на рабочие лопатки турбины (компрессора).

Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия.
Главный редактор Г.П. Свищев.
1994.

.

Страницы: 1 2 3 4 5

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *