Система отображения информации

Что такое Система отображения информации?

Система отображения информации

Система отображения информации

(СОИ) на летательном аппарате — совокупность приборов, индикаторов, сигнализаторов, устанавливаемых на рабочих местах членов экипажа летательного аппарата в соответствии с определенными правилами; предназначается для выдачи информации членам экипажа о состоянии летательного аппарата, его положении в пространстве, о работе силовой установки и бортового оборудования. СОИ — важная часть эргатической системы «Экипаж — летательный аппарат — среда» (см. Эргономика авиационная), без которой невозможно функционирование этой системы.

Основные характеристики СОИ — состав (число и вид) входящих в неё средств и их компоновка на рабочем месте экипажа. Состав СОИ определяется назначением летательного аппарата, составом экипажа и его размещением в кабине, составом бортового оборудования. В СОИ входят: средства индикации пилотажно-навигационных параметров, параметров силовой установки, параметров систем летательного аппарата (гидравлической, энергоснабжения, кондиционирования и др.), а также параметров специальных систем (прицельных, управления оружием, разведки); система сигнализации внутрикабинной. СОИ, в состав которых входят индикаторы, выдающие обобщённую информацию, называют интегральными.

Для повышения быстроты и точности восприятия членами экипажа поступающей информации при проектировании СОИ выполняют основные эргономические требования. В частности, обеспечиваются: максимальное ограничение объёма одновременно выдаваемой членам экипажа информации (с сохранением резерва пропускной информационной способности для решения дополнительных задач); концентрация и централизация выдачи информации в пределах площади приборной доски; наглядность выдаваемой информации, облегчающая быстрое и правильное её восприятие и переработку; выдача информации в обработанном и обобщённом виде, исключающем необходимость экипажу выполнять вычислительные и логические операции, обобщать разрозненные данные, запоминать предельно допустимые значения параметров и т. п.; рациональное оформление лицевой части индикаторов и сигнализаторов с использованием мнемосхем, кодирования элементов с помощью формы, цвета, размеров, размещения; исключение при использовании СОИ частой переадаптации и переаккомодации глаз членов экипажа.

СОИ представляют собой многоуровневые системы, относящиеся к классу больших систем. На тяжёлых самолётах в их состав входят до 300 сигнализаторов (включая речевые) и до 100 индикаторов (в основном электромеханические), значительное число которых являются комбинированными. Другая особенность современных СОИ — «сращивание» их с системами управления посредством встраивания индикаторов в пульты управления, использования мнемосхем и сигнальных ламп-кнопок. Так как объём информации, выдаваемой СОИ членам экипажа летательного аппарата (особенно лётчикам и бортинженерам), и число средств отображения информации на их рабочих местах непрерывно возрастают, то развитие СОИ идёт по пути всё большего использования экранных индикаторов. Обобщёнными характеристиками качества СОИ являются время и точность восприятия членами экипажа выдаваемой информации.

Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия.
Главный редактор Г.П. Свищев.
1994.

.

Страницы: 1 2 3 4 5

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *