Что такое Управляемость летательного аппарата?
Управляемость летательного аппарата
Управляемость летательного аппарата
способность ЛА изменять режим полёта при отклонении органов или рычагов управления. При практическом использовании понятие У. характеризуется рядом показателей, выполнением определённых требований, необходимых с точки зрения осуществимости полёта и его безопасности.
Для ЛА с чисто механической системой управления У. количественно оценивается по приращениям основных параметров режимов полёта на значения отклонений аэродинамических органов управления.
К параметрам режимов полёта принято относить нормальную перегрузку пy, поперечную перегрузку пz, и скорость крена (ω)x. В качестве органов управления рассматриваются руль высоты или его эквиваленты (стабилизатор, элевоны и т. п.), элероны или их эквиваленты (интерцепторы, флапероны, элевоны и т. п.) и руль направления. У. ЛА в этом случае характеризуют производными
(∂)ny/(∂ δ)в, (∂)nz/(∂ δ)н, (∂ ω)x/(∂ δ)э,
(или максимальными значениями скорости крена ωxmax при максимальном угле отклонения (δ)эmax элеронов). Здесь (δ)в, (δ)н и (δ)э — углы отклонения соответственно рулей высоты и направления и элеронов. Могут использоваться в качестве характеристик У. и интегральные показатели, например время достижения заданного угла крена. Этот показатель учитывает запаздывание в развитии скорости крена при отклонении элеронов.
Для пилотируемых ЛА, имеющих в системе управления электрогидравлические приводы и контуры автоматики, У. оценивается изменением параметров режима полёта при перемещениях Хв, Хн и Хэ соответственно рычагов управления рулями высоты и направления в элеронами:
∂ny/∂Xв, ∂nz/∂Xн, и ∂(ω)x/∂Xэ.
Во всех случаях, при чисто механической проводке управления или при наличии приводов и контуров автоматики, важнейшими характеристиками У. пилотируемых ЛА являются изменение параметров режимов полёта на изменение усилий Р, прикладываемых к рычагам управления:
∂ny/∂Pв, ∂nz/∂Pн, ∂(ω)x/∂Pэ
(или (ω)xmax при Pэmax).
Характеристики У. ЛА наряду с характеристиками динамической устойчивости играют первостепенную роль в оценке ЛА лётчиком, в возможности выполнения полётного задания в целом, поддержания того или иного режима полёта и выполнения необходимых манёвров, непосредственно сказываются на степени напряжённости лётчика и его утомляемости, в значительной степени влияют на безопасность полёта.
Излишняя чувствительность самолёта по перегрузкам и угловой скорости (ω)x к отклонениям рычагов управления и прикладываемым к ним усилиям недопустима в силу невозможности человека точно дозировать малые перемещения и усилия рук и ног. Высокая чувствительность самолёта в управлении в сочетании с его определёнными динамическими свойствами может служить причиной неустойчивости замкнутой системы самолёт — лётчик (раскачка самолёта лётчиком). С другой стороны, низкая чувствительность самолёта в управлении также неприемлема для лётчиков, требуя от них больших перемещений рычагов управления или приложения больших усилий в процессе полёта (см. Чувствительность управления).
Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия.
Главный редактор Г.П. Свищев.
1994.
.