якорь{ судовой}

Что такое якорь{ судовой}?

якорь{ судовой}

я́корь{ судовой}

закреплённое на свободном конце якорного каната приспособление, сцепляющееся с грунтом и удерживающее плавающее судно на стоянке. Основа конструкции якоря – стержень, к которому прикреплены лапы и рога. Различают якоря двурогие, однорогие и безрогие. Первыми якорями служили необработанные камни, связанные якорным канатом или уложенные в корзины мешки, сети. Позднее камни специально обрабатывали, в них делали желоба, отверстия, в которых крепились заострённые колья. Сохранилось множество археологических свидетельств о якорях такого рода. Форма каменного якоря, найденного в 19 в. в Китае (3-е тыс. до н. э.), уже обеспечивала возможность поворота его на рог при натяжении каната. Кованые двурогие железные якоря со штоками появились в 7 в. до н. э. В течение столетий двурогий якорь со штоком был доведён до совершенства: с 1847 г. такой якорь стал называться адмиралтейским (якорь Паркера).
19—20 вв. – время появления якорей новых конструкций, соответствующих требованиям бурно развивающегося судоходства. Появились бесштоковые якоря, что упрощает их отдачу и подъём на судно; в 1865 г. англичанин Холл создал литой бесштоковый втяжной якорь. Были созданы якоря, обладающие повышенной держащей силой. Так, у якоря Денфорда (1948) она превышает собственный вес якоря более чем в 200 раз (для сравнения: держащая сила якоря Холла превышает его вес в 3–4 раза, адмиралтейского якоря – в 10–15 раз).
Изобретены специализированные якоря, освобождающиеся при перегрузках, ледовые, всплывающие, присасывающиеся, винтовые, ракетные, для батискафов и др. Впечатляют якоря для крупных судов. У авианосцев постройки 1954 г. масса якоря 27.2 т, его длина 6.4 м, длина якорной цепи 660 м, длина каждого звена цепи 71 см, одно звено цепи имеет массу 163 кг.

Якорь одной из галер римского императора Калигулы (12–41 гг.)

Якоря:
адмиралтейский (а); с вращающимися лапами без штока – Холла (б) и Матросова (в)

Энциклопедия «Техника». — М.: Росмэн.
2006.

.

Страницы: 1 2 3 4 5

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *