Что такое Гусеничные тракторы РККА?
Гусеничные тракторы РККА
Гусеничные тракторы РККА
Выполняя требования «системы танко-тракторно-автоброне-вооружения РККА» 1929 года, Остехбюро ГУВП ВСНХ совместно с ГКБ ОАТ и АНИИ в 1930 г. начали разработку проектов «гусеничных тракторов РККА». Согласно требованиям «системы» на вооружении РККА должны были состоять «легковой (малый) трактор РККА», «средний трактор РККА» и «тяжелый (большой) трактор РККА». При проектировании тракторов предписывалось использовать ходовую часть и силовые агрегаты (соответственно) танкеток (малых танков), основных танков и средних (маневренных) танков.
Работы над малым (легковым) трактором начались весной 1930 года. Его вес не должен был превышать 3500 кг, а тяговое усилие — достигать 3000 кг. Для создания трактора использовались узлы танка Т-16, оставшиеся на заводе «Большевик» и невостребованные с 1927 года. Проектированием трактора занималось ГКБ ГАУ, а изготовлением — 2 автозавод ВАТО. В апреле 1931 года трактор был готов и 12.5.1931 г. поступил на испытания научно-инженерно-технического полигона РККА. Испытания состоялись в июне. Трактор оказался перетяжеленным — его вес составил 3 930 кг, а мощность мотора — всего 35 л.с., что приводило к перегреву мотора при буксировании груза. Кроме того, трактор вмещал всего 4 человек (вместо шести), имел крайне малый запас горючего и был очень сложен в эксплуатации. Трактор принят не был и позднее (июнь 1931 г.) начались работы над проектом 60-сильного трактора РККА с использованием корпуса Т-23 и силовых агрегатов Т-20, но уже осенью были прекращены.
Экспериментальный образец «Легкового трактора РККА»
Средний трактор РККА (рабочее имя проекта — «Борец») планировалось выпускать на базе танка Т-19 и в 1930 году был принят его проект. Трактор должен был иметь возможность транспортировки орудий весом до 7 т. Вес трактора не должен был превышать 7 500 кг, а скорость — превышать 20 км/ч. В качестве силовой установки предполагалось использование двигателя Т-19 или мотора «Геркулес. Помимо водителя проектом предусматривалось наличие на тракторе посадочных мест для расчета орудия (9 человек). «Средний трактор» предполагалось использовать взамен тракторов «Коммунар» и «Большевик», но поскольку Т-19 к производству принят не был — данный проект остался только на бумаге.
Тяжелый трактор проектировался для транспортировки орудий весом до 11 000 кг со скоростью до 15 км/ч. В 1933 г. трактор получил собственное имя «Коминтерн» и, несмотря на наиболее противоречивые ТТХ для него, был не просто создан, но даже в 1934 г. запущен в серию, едва ли не одну из самых больших перед войной. При создании трактора, а точнее — артиллерийского тягача, широко применялись элементы ходовой части танка Т24. Машина оказалась удачной и, несмотря на прекращение производства базового танка, выпуск «Коминтернов» не только не прекратился, но постоянно увеличивался. Недостатки у трактора, несомненно, были, но к чести его создателей заметим, что многие из них были преодолены усилиями проектировщиков и изготовителей. Тягач использовался для транспортирования практически всех орудий РГК калибром до 152-мм, а иногда и 203-мм гаубиц Б-4 на гусеничном ходу. Всего до 1940 г. было выпущено около 1800 «Коминтернов», после чего его сменил более совершенный «Ворошиловец».
Артиллерийский тягач «Коминтерн», построенный с использованием ходовой части танка Т-24
Библиография:
Армада №1 за 1995 год
Энциклопедия танков.
2010.
.