Гусеницы или колеса?

Что такое Гусеницы или колеса??

Гусеницы или колеса?

Гусеницы или колеса?

       Итак, танк зарекомендовал себя на поле боя. Его вооружение, броня, проходимость на первых порах удовлетворили запросы того времени. Лишь с оперативной подвижностью — с возможностью быстрой переброски машин на значительные расстояния — дело обстояло крайне плохо. И «виновата» тут была не только малая скорость — главное заключалось в том, что гусеницы танков времен первой мировой войны и последующих лет «летели» через 80-100 км хода по шоссе. А подумать только, на что становилось похожим дорожное покрытие, когда по нему проходило десятка два бронированных мастодонтов! Добавить к этому грохот, тряску и некоторые другие «особенности» машин, и станет ясно: есть еще нерешенные проблемы, есть!

        В целях экономии горючего и сохранения матчасти танки подвозили прямо к полю боя на прицепах либо в кузове грузовиков (легкие танки). Но это требовало дополнительной техники и людей. А если сам танк снабдить автомобильными колесами? Пусть по шоссе он движется со скоростью авто, а в бой идет на гусеницах. Реализацией идеи сочетания скорости и экономичности колесной машины и проходимости гусеничной в течение, по крайней мере, двадцати лет были заняты конструкторы многих стран, имевших собственное танкостроение. Как ни странно, созданием столь сложных машин занялись и в относительно слабо развитых странах — Польше, Венгрии и Австрии.

        В этой статье мы рассмотрим только машины, одновременно снабженные самостоятельными колесным и гусеничным движителями.

        Поэтому уместно припомнить, что один из первых вполне осуществимых в то время проектов танков был именно проект колесно-гусеничной машины. В 1911 году его предложил поручик железнодорожных войск Австро-Венгрии Гюнтер Бурштын. Правильно считая, что гусеничные ленты непригодны для движения по шоссе, он снабдил свою машину четырьмя подъемными колесами: передняя пара — управляемая, задняя — ведущая. Но военное министерство страны отвергло проект, упустив тем самым реальную возможность первой вооружить свою армию танками.

        Пионерами в создании машины «двойной проходимости» стали французы. Они построили серию малых танков, или танкеток, фирмы «Сен-Шамон» образцов 1921, 1924, 1926 и 1928 годов. Конструкторам пришлось решать новые проблемы: как опускать и поднимать колеса (или гусеницы), силовой передачи на ведущие колеса и как управлять передними. На машинах «Сен-Шамон» М21 и М24 передняя и задняя их пары поворачивались на кронштейне вокруг осей почти на 180° и фиксировались в положении «над гусеницами». 10 минут требовалось, чтобы силой мотора заменить колесо на гусеницы, причем экипаж оставался в машине. Для обратной перемены движителей танк наезжал гусеницами на специальные деревянные подставки, приподнимая сначала носовую часть. Опуская передние колеса, танк продвигался на подставках, пока, в свою очередь, его кормовая часть не приподнималась, позволяя опустить теперь и задние колеса. На «сен-шамонах» они «вывешивались» спереди и сзади корпуса, что не влияло на общую ширину машины, но зато сильно ограничивало обзор местности и угол обстрела.

        Танк «Сен-Шамон» М21 весил 3,5 т и управлялся экипажем из 2 человек. На колесном ходу он развивал скорость 28, а на гусеницах всего 6 км/ч. М28 весил уже на 5,1 т больше, но скоростные данные его остались такими же.

        На чехословацком танке КН-50 (1924 г.) поднятые колеса размещались по бокам корпуса. Таким образом, казалось, была решена проблема обзора. Машина оказалась довольно надежной и простой по конструкции, что, впрочем, было достигнуто ценой отказа от силового привода для перемены хода. Делалось это вручную, причем для КН-50 (так же как и для танка «Сен-Шамон») необходим был наезд на специальные подставки, которые в походных условиях крепились к бортам танка. Опытные танкисты справлялись с этой операцией за 10-15 мин. Но у КН-50 двигатель оказался маломощным, а гусеничный движитель ненадежным. У модели КН-60 поставили 60-сильный двигатель и несколько увеличили толщину брони. В 1930 году испытывался образец КН-70 с двигателем в 70 л.с.

        Англичане в 1926 году поставили колеса на свой стандартный средний МкI (его не следует путать с МКI 1916 г.). В нем использовался тот же принцип перехода с гусениц на колеса, что и у «сен-шамонов». А вот у танка «Виккерс-Вулсли» (иногда его считают бронеавтомобилем), изготовленного в 1927 году, силою мотора поднимался весь гусеничный движитель. На своих местах оставались лишь ленивец и ведущее колесо гусеничного хода. Колеса же у этой машины, жестко связанные с корпусом, находились спереди и сзади гусениц. Длина «виккерсов» оказалась велика, и они испытывали сильную продольную тряску при движении по дорогам.

        Другая машина этой фирмы, созданная годом раньше, также обладала поднимающимся гусеничным движителем. Это осуществлялось с помощью двух червячных передач на борт, приводимых в движение двигателем. По вертикальному червяку при его вращении двигались ползуны, соединенные с жесткой рамой движителя, и поднимали его. При перемене направления вращения передачи гусеничный движитель опускался. Экипаж оставался внутри машины, а вся операция длилась не более минуты.

        Наконец, в следующем детище Виккерса (также 1927 года) поднимались гусеницы, но одновременно опускались колеса.

        Наиболее удачной машиной этого типа был легкий танк шведской фирмы «Ландсверк» La-30 (1931 г.). У него уже подъем и опускание колес (силой мотора) осуществлялись всего за 20 с и не только на месте, но и в движении. Поднятые по бортам колеса не ухудшали обзора и не мешали использовать вооружение. Тактико-технические характеристики этого легкого танка весьма высоки. Благодаря дублированному приводу и двум местам для водителей он с равным успехом мог двигаться как вперед, так и назад.

        В 1933 году был выпущен облегченный вариант La-80 (боевая масса — 7,5 т) с еще большими скоростями.

        Неудачная попытка создать колесно-гусеничный танк была предпринята в 1926-1927 годах польскими военными специалистами. Машина, получившая обозначение WB10, снабжалась колесами, поднимавшимися силой двигателя по обе стороны гусениц.

        И наконец в 1940 году, когда в ходе второй мировой войны английское правительство обратилось к доминионам с просьбой помочь в выпуске вооружения, в Новой Зеландии был построен колесно-гусеничный танк Скофилда.

        Мы описали ряд машин, созданных в разных странах на протяжении почти 20 лет. Все это были лишь единичные экспериментальные образцы. Попытки создать колесно-гусеничный танк не привели к положительным результатам, и прежде всего ввиду сложности и уязвимости движителя и системы перемены хода. Усложнялись также эксплуатация и ремонт машин. Несмотря на явные достоинства этих машин (увеличение скорости движения и запаса хода по дорогам, срока службы танка в целом и сохранности дорог), опыты с ними так и остались опытами. Тем временем появились гусеницы, выдерживавшие тысячекилометровый пробег. Скорости машин с гусеничной тягой превысили 50 км/ч, то есть танк обрел сносную оперативную подвижность.

Чехословацкий танк КН-50. Боевая масса — 6,8 т. Экипаж — 2 чел. Вооружение — 1 37-мм пушка, 1 пулемет.

24. Английский колесно-гусеничный танк «Виккерс» 1926 г. Боевая масса — 7,6 т. Экипаж — 3 чел. Вооружение — 2 пулемета. Толщина брони — 8-12 мм. Двигатель — «Медоус», 135 л.с. Скорость по шоссе — 72 км/ч на колесах и 24 км/ч на гусеницах. Запас хода по шоссе не установлен.

25. Шведский колесно-гусеничный танк La-30. Боевая масса — 11,5 т. Экипаж — 4 чел. Вооружение — 1 37-мм пушка, 2 пулемета. Толщина брони — 6 — 14 мм. Двигатель — «Майбах», 150 л.с. Скорость по шоссе 65 км/ч на колесах и 40 км/ч на гусеницах. Запас хода по шоссе — 300 км.

Библиография:

Техника молодежи №10 за 1979 год

Энциклопедия танков.
2010.

.

Страницы: 1 2 3 4 5

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *