Каким должен быть водитель

Покупка автомобиля — большая радость. Он сделает вашу жизнь инте­реснее и эмоциональнее. Но эмоции, как известно, бывают разные. Чтобы общение с автомобилем доставляло вам больше приятных эмоций, придется приложить немало усилий.

Мы вовсе не хотим вас пугать или поучать, но опыт миллионов автомобилистов показывает, что избежать происшествий и связанных с ними расходов на восстановление себя и своего автомобиля можно только путем самосовершенствования. Итак, перед вами два пути:

  • один — к вершинам познания себя и своего автомобиля
  • другой — к отрицанию необходимости каких-либо усилий и как следствие к про­исшествиям, травмам, материальным расходам. О самом плохом и гово­рить не хочется.

Не торопитесь. Подумайте, что вам больше подходит. Постоянно совершенствуйте свое водительское мастерство.

Если вы считаете, что, научившись перемещать автомобиль с одно­го места на другое, вы постигли все премудрости науки управления ав­томобилем, то должны вас огорчить: это не так. Настоящее мастерство проверяется в экстремальных ситуациях, с которыми вам, возможно, еще не приходилось сталкиваться. Но ведь это может случиться. Тог­да вы узнаете, что это такое, но будет уже поздно. Поэтому давайте разберемся, что такое мастерство управления автомобилем. В самом общем виде его можно представить как сумму трех слагаемых.

Первая составляющая включает навыки, овладев которыми, вы сможете быстро и правильно передвигаться на автомобиле в услови­ях, когда другие участники движения вам не мешают. Проще говоря, когда их нет. Владение этими навыками надо довести до автоматизма. Только после этого можно переходить ко второй составляющей, в ко­торую входят навыки, необходимые для безопасного движения. Здесь от вас потребуется не только хорошая координация движения рук и ног, но главное — умение заранее выявлять возникающие на дороге опасности защищаться от них. Освоив эти навыки, вы подниметесь на вторую ступень мастерства. Третья ступень самая сложная. Подняв­шись на нее, вы сможете защитить себя от любых неожиданностей, связанных с автомобилем, дорогой, погодой и т.д.

 

Теперь вы немного представляете, какими навыками должен обла­дать отличный водитель. Более подробный разговор о каждом из них будет в последующих уроках. А сейчас немного психофизиологии, или о том, кто может стать отличным водителем.

Учитывайте свои психологические особенности

Психофизиологические особенности каждого из нас заложены от рож­дения, и изменить их достаточно трудно, а некоторые и невозможно. Но знать их необходимо хотя бы для того, чтобы понять, какое вли­яние они могут оказать на ваши успехи в освоении водительского мастерства.

Вы прошли медкомиссию и имеете медицинскую справку, разреша­ющую управлять транспортным средством определенной категории. Это значит, что у вас нет каких-либо значительных отклонений, не поз­воляющих водить автомобиль. Но это совсем не говорит об отсутствии некоторых недостатков, которые могут повлиять на вашу безопасность. Они есть у каждого, и их надо хорошо знать.

Результаты исследования, проведенного в США, показали: когда водителей, неоднократно совершавших происшествия, проинформи­ровали об имеющихся у них психофизиологических недостатках, ава­рийность у них снизилась на 2/3. Зная свои недостатки, вы сможете компенсировать их за счет определенного стиля вождения и большей осторожности в некоторых ситуациях.

Какие психофизиологические недостатки, влияющие на безопас­ность управления автомобилем, наиболее распространены?

90% всей информации водитель получает с помощью зрения. Поэтому знать особенности своего зрения очень важно. По данным Американской оптической ассоциации, по меньшей мере 35% водите­лей имеют опасные дефекты зрения и даже не догадываются об этом. А знаете ли их вы?

Какова острота вашего зрения?

Если у вас не 100-процентное зрение, необходимо управлять автомоби­лем только в очках, позволяющих четко видеть обстановку. Не лени­тесь хотя бы раз в год проверять остроту зрения и, если надо, менять очки.

очки

Хорошо ли вы видите ночью?

Есть люди, которые днем видят отлично, а ночью при плохом освеще­нии значительно хуже. Проверить свою способность видеть в темное время суток можно с помощью специального теста. Проводить его надо днем в хорошо освещенной комнате.

Ваши адаптационные способности

Для восстановления способности видеть обстановку при ослеплении фарами встречного автомобиля требуется в среднем 7–8 с. Сколько времени для этого требуется вам, можно узнать с помощью уже зна­комого теста. Управляя автомобилем ночью, старайтесь как можно меньше смотреть на ярко освещенные объекты. Более подробные реко­мендации вы найдете ниже.

Боковое зрение. Способность наблюдать обстановку впереди и при этом следить за тем, что происходит сбоку, для вас очень важна. Осо­бенно при движении в условиях города, где опасность часто появля­ется сбоку. Эта способность определяется величиной пространства справа и слева от вас, которое вы можете видеть, держа голову пря­мо и смотря строго вперед. Проверить ее самостоятельно можно сле­дующим образом. Встаньте, держа голову прямо и смотря на любой объект, находящийся метрах в десяти прямо перед вами. Разведите ру­ки в стороны так, чтобы они образовали прямую линию. Начинайте их сводить, не опуская вниз. Как только вы сможете видеть их боко­вым зрением, замрите и определите угол между их положением, кото­рое они занимают, и исходным. Если он более 20°, у вас плохое боковое зрение.

Некоторые люди имеют так называемое тоннельное зрение. Они могут видеть только в пределах угла не более 40°. Это чрезвычайно опасно при вождении, так как обстановка по бокам автомобиля оста­ется вне поля зрения. Компенсировать недостатки бокового зрения можно за счет повышения внимательности и осторожности при про­езде участков, где возможно неожиданное появление опасности сбоку. Это выезды со двора, пересечение дорог, места, где пешеходы пере­ходят дорогу. Если у вас плохое боковое зрение, наблюдайте за места­ми, где возможно появление опасности сбоку, с помощью поворота головы, а не краем глаза.

очки для водителя

При движении в городе вам приходится одновременно следить сразу за несколькими объектами: светофорами, участниками дорожно­го движения, знаками и т.п. Насколько хорошо это у вас получается, зависит от способности к быстрому распределению и переключению внимания.

Если качество внимания у вас на высоте, то можно не бояться напряженного городского движения. Однако это не освобождает вас от необходимости изучения приемов правильного наблюдения за об­становкой. Получив плохую оценку, не расстраивайтесь: это можно компенсировать, доведя до совершенства навыки ориентации в дорож­ном движении и проявляя повышенную осторожность (не ездить с большой скоростью) в сложных и необычных условиях движения.

Слух нужен водителю для того, чтобы услышать опасность, кото­рую трудно увидеть, например, предупреждающий об опасности зву­ковой сигнал, звук двигателя и шин обгоняющего автомобиля, сирену «скорой помощи», скрип тормозов. Человек с нормальным слухом мо­жет слышать слова, сказанные обычным голосом, на расстоянии 6 м. Если у вас пониженный слух, то старайтесь компенсировать его за счет зрения. Кроме того, не включайте громко радио или магнитофон, держите свое окно всегда приоткрытым.

Время реакции — важное, но далеко не самое главное, как многие считают, качество водителя. Нередко люди с отличной реакцией по­падают в происшествия чаще других. Почему? Из-за того, что снача­ла делают, а потом думают. Поэтому если у вас не очень хорошее время реакции, не расстраивайтесь: ничего страшного в этом нет. Вы може­те с успехом компенсировать его за счет умения прогнозировать опас­ность заранее и четко обработанных навыков управления автомобилем в критических ситуациях.


Тест на определение времени реакции.

Возьмите полоску картона дли­ной 12 см, шириной 3 см и попросите кого-нибудь подержать ее так, чтобы нижний конец находился между большим и указательным паль­цами вашей правой руки. Тот, кто держит полоску, должен неожидан­но для вас отпустить ее, а вы поймать между пальцами. Если не успели, значит, не стоит вам обольщаться в отношении своей реакции. Даже самые отличные способности и совершенные навыки не спасут вас от несчастья, если вы не будете избегать опасных состояний.


 

Алкоголь — ваш враг № 1

Не будем в очередной раз агитировать вас за трезвость. Думаем, что вам небезынтересно ознакомиться с научными данными по некоторым наиболее часто возникающим вопросам пития.

вождение в нетрезвом виде

Зависят ли степень и скорость опьянения от вида спиртного напитка?

Степень опьянения зависит, во-первых, от количества выпитого, а во-вторых, от содержания в нем алкоголя. Когда речь идет о коли­честве выпитого, нельзя не принимать во внимание и его качество. Так, например, углекислота способствует всасыванию алкоголя. Поэто­му скорость и степень опьянения при употреблении напитка, содер­жащего углекислоты или смешанного с газированной водой, быстрее и больше, чем при употреблении обычного. Быстрее всего алкоголь всасывается из напитков, содержащих до 10% алкоголя, т.е. в первую очередь из вина, и сравнительно медленнее из напитков с меньшей или большей концентрацией алкоголя. Очень распространенным явля­ется мнение, что содержание алкоголя в пиве незначительно и поэто­му можно пить его даже за рулем. Для опровержения этого достаточно указать на то, что в 1 л пива содержится столько же алкоголя, сколько в 400 г вина или 100 г водки.

вождение в нетрезвом виде

Предохраняет ли от опьянения смешивание крепкого спиртного напитка с водой или соком?

Нет. Независимо от того, что смешивается со спиртным напитком, количество алкоголя в нем остается прежним.

Можно ли избежать опьянения, если, перед тем как пить, хорошо поесть?

Алкоголь растворяется в крови без участия органов пищеварения. И хотя сытый желудок несколько замедляет скорость растворения алко­голя в крови, опьянение наступит все равно, только несколько позже.

От чего зависит степень опьянения?

С одной стороны, от количества выпитых спиртных напитков и их крепости, а с другой — от массы тела пьющего и времени, прошедше­го с момента выпивки. В теле более массивного человека содержится и большее количество воды. Поэтому при одинаковой дозе спиртного процент содержания алкоголя будет больше у того, кто весит меньше.

Можно ли ускорить процесс выведения алкоголя из организма?

На отрезвление человека реально влияет только время. Организм освобождается от алкоголя путем его окисления и последующего выведения. Печень выводит около 90% алкоголя. Небольшое количество алкоголя выводится через легкие, потовые железы, почки. На окисле­ние алкоголя необходимо время. Поэтому ни один из таких способов, как холодный душ, прогулка на свежем воздухе, чашка черного кофе, не ускоряет процесс выведения алкоголя из организма.вождение в нетрезвом виде

Когда можно садиться за руль?

Если вы выпили, придется повременить с вождением. Учтите, что плохое настроение (или состояние) может увеличить указанные значе­ния почти в 2 раза.

Остерегайтесь утомления

усталость водителяЕсли вы хорошо отдохнули перед поездкой, то первые признаки уста­лости могут появиться примерно через 4 ч непрерывного движения. Через 8 ч качество вождения резко ухудшается: появляются лишние движения, скорость становится неравномерной, предметы начинают казаться расположенными дальше, чем на самом деле. Возможно, у вас критический час наступает несколько раньше или позже. Но все рав­но не стоит пытаться доехать, например, от Москвы до Ленинграда без отдыха.

Легкое утомление снимается небольшим отдыхом, умыванием, купа­нием, разминкой, крепким чаем. Для средней и тяжелой степени усталости все это бесполезно, помогает только сон. Если вы все-таки вынуждены ехать, несмотря на усталость, двигайтесь с меньшей, чем обычно, скоростью и с большей дистанцией. Когда долго едете по шоссе и обстановка вокруг однообразная, меняйте скорость каждые 15–20 мин., не смотрите в одну точку, чаще перемещайте свой взгляд, откройте окно. Это даст возможность не привыкать к скорости и сохра­нять активность.

А теперь еще несколько (хотя и прописных) истин, выполнение которых позволит вам избежать происшествий, связанных с утомле­нием: перед поездкой спите не менее 7 ч; не принимайте успокоитель­ных лекарств; не пытайтесь проехать 500–600 км сразу; если можете, обходитесь без ночных поездок; если курите в автомобиле, то почаще проветривайте салон; не переедайте перед дорогой.

Эмоции: плохие и хорошие

Для водителя наиболее опасны любые сильные эмоции (положитель­ные и отрицательные), которые он не может контролировать. Управ­лять автомобилем можно только научившись управлять своими эмоциями. Отрицательные эмоции могут вызвать уныние, положитель­ные — перевозбуждение. И то и другое способствует возникновению происшествий. Изучение событий, предшествующих 40 ДТП со смер­тельным исходом, проведенное американскими специалистами, пока­зало, что 31 из 40 погибших водителей испытал незадолго до гибели эмоциональный стресс: семейную ссору, конфликт на работе, известие о гибели близкого человека и т.п.

Совсем исключить стрессовые ситуации невозможно, но не подда­ваться их пагубному влиянию — в вашей власти. Для этого надо осво­ить приемы саморегуляции и аутотренинга. Предлагаем несколько простых, но достаточно действенных приемов, позволяющих поднять ваш тонус при кратковременных остановках.

Кто больше зевнет? Поднимите обе руки вверх, потянитесь и с удо­вольствием зевните. Опустите руки. Потом еще раз поднимите их и зев­ните. И так не менее восьми полноценных зевков.

Давайте погримасничаем. Представьте себе, что хотите пере­дразнить обезьянку. Чем больше различных рожиц вы можете изоб­разить, тем лучше. Это отличный расслабляющий и тонизирующий массаж.

Точечный массаж. Помассируйте скулы круговыми движениями большим и указательным пальцами. Если при нажатии ощущается боль, то это признак истощения нервной системы и вам требуется хороший отдых.

Повысить внимательность. Это можно сделать, наблюдая за ярки­ми, желательно желтыми или красными, объектами, слушая быструю и ритмичную музыку, пососав кислую конфету.

Если вы перевозбуждены и чувствуете неосознанную тревогу, смот­рите на окружающую обстановку, небо, облака, дышите спокойно, глубо­ко, равномерно, включите мажорную мелодичную музыку, расслабьте мысленной командой мышцы лица, шеи, плечевого пояса.

Не садитесь за руль, пока не обретете душевное равновесие!


Не злоупотребляйте лекарствами.

Большинство лекарств, которые вы употребляете от головной боли, простуды, аллергии или для успокоения, могут привести вас в сонное состояние.

Тонизирующие таблетки, улучшив на некоторое время ваше состо­яние, впоследствии могут привести к нервозности, головокружению, неспособности концентрировать внимание, ухудшению зрения.

Лекарства нельзя принимать вместе с алкоголем. Результат может быть самый печальный.

Курить за рулем можно, но лучше не делать этого. О том, что курить вредно, знают все. Поэтому мы ограничимся несколькими рекоменда­циями тем, кто, зная о вреде курения, все же продолжает курить:

1.  Отправляясь в путь, положите сигареты в такое место, откуда их легко взять.

2.  Проверьте исправность прикуривателя. Если он не работает, возьмите с собой зажигалку, а не спички.

3.  Откажитесь от чехлов из синтетической ткани.

4.  Не прикуривайте при движении по сложному участку и от зажи­галки (спички) ночью.

5.  Крепко держите сигарету, не давайте ей упасть.

6.  Окурок гасите только в пепельнице, не выбрасывайте его в окно.

Учитесь на чужих ошибках

Чтобы стать отличным водителем, надо учиться. Относится это не только к тем, кто пока вообще не умеет управлять автомобилем или только недавно начал этим заниматься, но и к тем, чей водительский стаж выражается двузначной цифрой.

По данным статистики, более половины всех совершаемых проис­шествий приходится на водителей со стажем менее 3 лет. Второй пик аварийности наблюдается у тех, кто имеет стаж 4–5 лет. Происшествия с особо тяжелыми последствиями совершают главным образом води­тели со стажем более 10 лет.

Да, как видите, учиться надо всем. По данным исследований, во­дитель, обучающийся только на собственных ошибках, приобретает необходимый опыт, проехав не менее 100 тыс. км. При обучении вож­дению на чужих ошибках высокий уровень мастерства формируется значительно раньше. Своих ошибок, конечно, не избежать и в этом случае, но по количеству и тяжести последствий они будут несоизме­римо ниже.

ошибки при вождении которые приводят к аварии

Многочисленные исследования показывают, что обычно причина­ми происшествий являются не все совершаемые водителями ошибки, а только некоторые, их можно назвать типичными. Какие из них на­иболее характерны для вас, зависит от того, сколько вы уже самосто­ятельно проехали, а также от некоторых других ваших характеристик.

Каков ваш стаж? Если, двигаясь задним ходом и поворачивая руль, например, влево, вы не очень уверены, что и автомобиль поедет в ту же сторону, можно точно сказать, что ездить вы начали совсем недав­но. Для вас начинается самое приятное, но и нелегкое время. Бурная радость первых успехов сменяется неутешной печалью неудач. Все интересно и непривычно ново. Автомобиль дает вам шанс пережить второе детство, но теперь уже водительское. К сожалению, дорога не прощает шалостей, а автомобиль — не такая уж безобидная игрушка. Поэтому придется попотеть, чтобы овладеть мастерством вождения.

Если на вашем спидометре уже больше 5 тыс., но менее 25 тыс. км, то причины ошибок, которые вы совершаете, связаны прежде всего с недостаточным уровнем знаний и навыков. Пока вы освоили только на­чальные навыки техники управления автомобилем. Вы уже достаточно спокойно можете передвигаться на автомобиле без чьей-либо помощи, но пока еще плохо чувствуете опасности, возникающие на дороге, не очень хорошо знаете, откуда и когда их ждать. Попадание в критичес­кую ситуацию может стать для вас роковым, так как навыки, необходи­мые для выхода из таких ситуаций, находятся в зачаточном состоянии.


Совет:

1.  Обратите внимание на то, правильно ли вы выполняете различ­ные действия по управлению автомобилем. Следите, чтобы ваши не­правильные действия не перешли в опасную привычку, которую потом устранить значительно сложнее, чем сейчас.

2.  Старайтесь ездить на автомобиле постоянно; это позволит быст­рее и лучше закрепить правильные навыки.

3.  И еще в начальный период соблюдайте правило трех НЕ: не со­вершайте продолжительных поездок; не злоупотребляйте движением в сложных условиях (ночью, в плотном транспортном потоке, в сильный дождь, гололед); не пользуйтесь автомобилем в состоянии спешки или в плохом настроении.


 

Основная причина неприятностей, которые могут случиться с вами в диапазоне между 25 и 60 тыс. км пробега, — это та большая разница между тем, как вы оцениваете свое мастерство, и тем, каково оно в действительности. О прежней неуверенности нет и речи, с автомоби­лем вы уже на «ты». Кажется, что знаешь и умеешь все. Но так ли это? Многочисленные эксперименты, проведенные с использованием спе­циальных тестов, показывают, что в действительности мастерство большинства водителей этой категории (в особенности имеющих стаж от 2 до 6 лет) почти в несколько раз хуже, чем им это представляет­ся. В то же время экспериментально подтверждено, что чем выше са­мооценка мастерства, тем выше скорость движения, тем больше опасных маневров. Вот здесь и кроется опасность. Создавая себе и другим неоправданные сложности, водитель, переоценивающий себя, беспомощен, он не сможет справиться с ними: мастерство еще не то. К сожалению, избежать этих опасных иллюзий мало кому удается. По­этому общий совет такой: будьте всегда бдительны и осторожны; не гоните; не отвлекайтесь от дороги; пореже обгоняйте; начиная слож­ный маневр, увеличьте внимание. А главное, совершенствуйте свое мастерство, приближая реальность к желаемому. В этом вам помогут наши уроки.

Кто вы по гендеру?

Женщина. По статистике, вас ожидает меньшая, чем мужчину, веро­ятность стать участником происшествия. Вы осторожны, вниматель­ны, хорошо приспосабливаетесь к окружающей обстановке, в простых ситуациях управляете автомобилем уверенно. Однако для вас харак­терны повышенная эмоциональность и тревожность, за рулем нужны трезвая оценка и умение действовать хладнокровно, быстро и реши­тельно. Именно этого обычно не хватает большинству женщин. Но это не беда, если вы:

  • не будете расстраиваться по пустякам;
  • будете меньше думать о самих неприятностях, а больше о том,
    как их избежать;
  • в совершенстве овладеете навыками управления автомобилем
    в критических ситуациях;
  • обдумаете свой маршрут заранее.

Мужчина. По данным социологических исследований, вы чаще все­го попадаете в происшествия по неосторожности, невнимательности и склонности к риску. Вы менее эмоциональны, чем женщина, предпо­читаете управлять автомобилем на высоких скоростях, любите поучать других, особенно женщин, предпочитаете сложные задачи простым.

Если вы не имеете особо сильного желания внести свой вклад в ста­тистику аварийности, то

· избегайте неоправданного риска;

· уделяйте больше внимания сложным условиям;

· будьте более снисходительны к ошибкам других и менее к своим.

Если вы молоды

молодой водительВам нет еще и 22 лет. Прекрасный возраст. Кажется, что все по плечу и нет ничего невозможного. Отличное зрение, время реакции мини­мальное. Но почему же данные статистики аварийности не столь опти­мистичны?

Молодые водители в возрасте до 20 лет попадают в происшествия в 10 раз чаще, чем водители среднего возраста. Не хотим вас расстра­ивать, но это не случайность.

 

Какие качества, по мнению социологов, наиболее характерны для молодых? Беззаботность, пренебрежение любыми нормами и прави­лами, импульсивность, тяга к скорости и риску, желание быть во всем первым.

Эти же качества наиболее часто фигурируют в исследованиях по бе­зопасности движения как причины происшествий с молодыми води­телями.

Поэтому хорошо бы:

· побольше ответственности, и не только за себя, но и за других;

· поскорее понять, что без соблюдения Правил дорожного движения невозможны согласованные действия всех участников, а зна­чит, и их безопасность;

· сначала думать, а потом действовать, а не наоборот;

· получать удовольствие не от быстрой, а от грамотной езды;

· учитывать не только свои, но и чужие интересы.

Если вам за 50

За плечами большой жизненный опыт, и в том числе водительский. Да, опыт — великое дело. Но, к сожалению, даже он не в состоянии компенсировать некоторые психофизиологические изменения. Наде­емся, что ваше здоровье в порядке. Вы бодры и чувствуете себя, как 30-летний. Однако, как показывают исследования, после 50 лет мало кому удается избежать повышения колебаний кровяного давления, уве­личения времени реакции, уменьшения остроты зрения (особенно ночного) и некоторых других изменений. Это вовсе не значит, что за руль садиться нельзя. Многие ездят успешно до глубокой старости. Но при этом они учитывают свой возраст и приспосабливают к нему свой стиль вождения.

пожилой водитель

Вот некоторые рекомендации, которые позволят вам избежать наиболее типичных ошибок:

· не давайте вовлекать себя в ситуации, требующие быстрых дей­ствий;

· внимательно следите за сменой сигналов светофора; как можно меньше перестраивайтесь из одного ряда или транспортного потока в другой;

· избегайте участков со сложной и непривычной организацией движения;

· избегайте движения в интенсивном транспортном потоке, движу­щемся с большой скоростью.

Вы также можете почитать…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *