Каким должен быть водитель

Покупка автомобиля — большая радость. Он сделает вашу жизнь инте­реснее и эмоциональнее. Но эмоции, как известно, бывают разные. Чтобы общение с автомобилем доставляло вам больше приятных эмоций, придется приложить немало усилий.

Мы вовсе не хотим вас пугать или поучать, но опыт миллионов автомобилистов показывает, что избежать происшествий и связанных с ними расходов на восстановление себя и своего автомобиля можно только путем самосовершенствования. Итак, перед вами два пути:

  • один — к вершинам познания себя и своего автомобиля
  • другой — к отрицанию необходимости каких-либо усилий и как следствие к про­исшествиям, травмам, материальным расходам. О самом плохом и гово­рить не хочется.

Не торопитесь. Подумайте, что вам больше подходит. Постоянно совершенствуйте свое водительское мастерство.

Если вы считаете, что, научившись перемещать автомобиль с одно­го места на другое, вы постигли все премудрости науки управления ав­томобилем, то должны вас огорчить: это не так. Настоящее мастерство проверяется в экстремальных ситуациях, с которыми вам, возможно, еще не приходилось сталкиваться. Но ведь это может случиться. Тог­да вы узнаете, что это такое, но будет уже поздно. Поэтому давайте разберемся, что такое мастерство управления автомобилем. В самом общем виде его можно представить как сумму трех слагаемых.

Первая составляющая включает навыки, овладев которыми, вы сможете быстро и правильно передвигаться на автомобиле в услови­ях, когда другие участники движения вам не мешают. Проще говоря, когда их нет. Владение этими навыками надо довести до автоматизма. Только после этого можно переходить ко второй составляющей, в ко­торую входят навыки, необходимые для безопасного движения. Здесь от вас потребуется не только хорошая координация движения рук и ног, но главное — умение заранее выявлять возникающие на дороге опасности защищаться от них. Освоив эти навыки, вы подниметесь на вторую ступень мастерства. Третья ступень самая сложная. Подняв­шись на нее, вы сможете защитить себя от любых неожиданностей, связанных с автомобилем, дорогой, погодой и т.д.

 

Теперь вы немного представляете, какими навыками должен обла­дать отличный водитель. Более подробный разговор о каждом из них будет в последующих уроках. А сейчас немного психофизиологии, или о том, кто может стать отличным водителем.

Учитывайте свои психологические особенности

Психофизиологические особенности каждого из нас заложены от рож­дения, и изменить их достаточно трудно, а некоторые и невозможно. Но знать их необходимо хотя бы для того, чтобы понять, какое вли­яние они могут оказать на ваши успехи в освоении водительского мастерства.

Вы прошли медкомиссию и имеете медицинскую справку, разреша­ющую управлять транспортным средством определенной категории. Это значит, что у вас нет каких-либо значительных отклонений, не поз­воляющих водить автомобиль. Но это совсем не говорит об отсутствии некоторых недостатков, которые могут повлиять на вашу безопасность. Они есть у каждого, и их надо хорошо знать.

Результаты исследования, проведенного в США, показали: когда водителей, неоднократно совершавших происшествия, проинформи­ровали об имеющихся у них психофизиологических недостатках, ава­рийность у них снизилась на 2/3. Зная свои недостатки, вы сможете компенсировать их за счет определенного стиля вождения и большей осторожности в некоторых ситуациях.

Какие психофизиологические недостатки, влияющие на безопас­ность управления автомобилем, наиболее распространены?

90% всей информации водитель получает с помощью зрения. Поэтому знать особенности своего зрения очень важно. По данным Американской оптической ассоциации, по меньшей мере 35% водите­лей имеют опасные дефекты зрения и даже не догадываются об этом. А знаете ли их вы?

Какова острота вашего зрения?

Если у вас не 100-процентное зрение, необходимо управлять автомоби­лем только в очках, позволяющих четко видеть обстановку. Не лени­тесь хотя бы раз в год проверять остроту зрения и, если надо, менять очки.

очки

Хорошо ли вы видите ночью?

Есть люди, которые днем видят отлично, а ночью при плохом освеще­нии значительно хуже. Проверить свою способность видеть в темное время суток можно с помощью специального теста. Проводить его надо днем в хорошо освещенной комнате.

Ваши адаптационные способности

Для восстановления способности видеть обстановку при ослеплении фарами встречного автомобиля требуется в среднем 7–8 с. Сколько времени для этого требуется вам, можно узнать с помощью уже зна­комого теста. Управляя автомобилем ночью, старайтесь как можно меньше смотреть на ярко освещенные объекты. Более подробные реко­мендации вы найдете ниже.

Боковое зрение. Способность наблюдать обстановку впереди и при этом следить за тем, что происходит сбоку, для вас очень важна. Осо­бенно при движении в условиях города, где опасность часто появля­ется сбоку. Эта способность определяется величиной пространства справа и слева от вас, которое вы можете видеть, держа голову пря­мо и смотря строго вперед. Проверить ее самостоятельно можно сле­дующим образом. Встаньте, держа голову прямо и смотря на любой объект, находящийся метрах в десяти прямо перед вами. Разведите ру­ки в стороны так, чтобы они образовали прямую линию. Начинайте их сводить, не опуская вниз. Как только вы сможете видеть их боко­вым зрением, замрите и определите угол между их положением, кото­рое они занимают, и исходным. Если он более 20°, у вас плохое боковое зрение.

Некоторые люди имеют так называемое тоннельное зрение. Они могут видеть только в пределах угла не более 40°. Это чрезвычайно опасно при вождении, так как обстановка по бокам автомобиля оста­ется вне поля зрения. Компенсировать недостатки бокового зрения можно за счет повышения внимательности и осторожности при про­езде участков, где возможно неожиданное появление опасности сбоку. Это выезды со двора, пересечение дорог, места, где пешеходы пере­ходят дорогу. Если у вас плохое боковое зрение, наблюдайте за места­ми, где возможно появление опасности сбоку, с помощью поворота головы, а не краем глаза.

Страницы: 1 2 3 4

Вы также можете почитать…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели