Mitsubishi Galant
1990—2001 года выпуска
Ремонт и эксплуатация автомобиля
Система улавливания топливных испарений (EVAP) — общая информация,
проверка состояния и замена компонентов
Проверка исправности функционирования системы управления продувкой
адсорбера на моделях 2.4 л
|
2 — Корпус дросселя
3 — К камерам сгорания
4 — От воздухоочистителя
5 — Электромагнитный клапан управления продувкой (нормально заперт)
6 — Штуцер А
7 — Штуцер В |
9 — Контрольный клапан
10 — Воздухоочиститель
11 — Воздуховод
12 — Продувочный шланг
13 — Расходомер (МВ991700)
14 — Угольный адсорбер |
Общая информация
Изменения атмосферного давления и температуры окружающего воздуха приводят к перепадам
относительного давления внутри топливного бака. Если бы бак имел негерметичную
конструкцию, то при избыточном давлении находящийся внутри воздух, начиненный
топливными испарениями, выходил бы наружу.
|
Система EVAP аккумулирует скапливающиеся
в имеющем герметичное исполнение тракте системы питания за время стоянки
топливные испарения и обеспечивает вывод их во впускной тракт для сжигания
в процессе нормального функционирования двигателя. Усовершенствование
системы производится непрерывно по мере ужесточения требований предъявляемых
к защите окружающей среды. |
|
В качестве ресивера, аккумулирующего топливные
испарения используется заполненная гранулами активированного угля герметичный
контейнер, — угольный адсорбер. В верхней части адсорбера предусмотрена
вентиляционная крышка, обеспечивающего возможность продувки контейнера
свежим воздухом. Удаляемые из адсорбера при продувке топливные испарения
поступают во впускной трубопровод и сгорают в процессе нормального функционирования
двигателя. |
Специальный управляющий клапан (клапан продувки) обеспечивает продувку адсорбера
за определенное время при соответствующих условиях эксплуатации двигателя. Клапан
имеет нормально закрытую конструкцию (закрыт при отсутствии питания), функционирует
под управлением PCM и при размыкании цепи заземления обеспечивает подачу на адсорбер
разрежения.
В процессе прогрева двигателя, а также в течение некоторого времени после осуществления
горячего запуска PCM удерживает контур заземления клапана замкнутым. Продувка
адсорбера производится только по достижении температурой охлаждающей жидкости
значения около 49°С. При работе двигателя на холостых оборотах PCM может осуществлять
периодическое запирание клапана с целью корректировок состава воздушно-топливной
смеси.
В целях безопасности крышка заливной горловины топливного бака оборудована двусторонним
предохранительным клапаном, через который в случае необходимости производится
выравнивание внутреннего давления в баке относительно атмосферного.
На оборудованных системой бортовой диагностики второго поколения (OBD-II) отказы
системы EVAP регистрируются в виде кодов в памяти процессора. Мониторинг осуществляется
посредством вмонтированного в топливный бак дифференциального датчика давления
и датчика интенсивности продувки, отслеживающего расход выводимого из адсорбера
в двигатель газового потока. Описание принципов функционирования систем OBD и
перечень кодов неисправностей приведены ниже в данной Главе.
Проверка
|
|
Полная диагностика
системы EVAP относится к числу процедур, лежащих вне пределов
квалификации среднестатистического механика-любителя и ее
выполнение должно быть поручено специалистам автосервиса.
Следует заметить, что на компоненты системы распространяются
дополнительные федеральные гарантии. Чаще всего отказы системы
EVAP связаны с повреждениями угольного адсорбера или соединительных
линий. |
1. Нарушение стабильности оборотов холостого хода, снижение эффективности
отдачи двигателя, самопроизвольные остановы последнего могут вызываться
отказом контрольного клапана, повреждением угольного адсорбера или
соединительных шлангов системы EVAP, а также неправильной прокладкой
последних. Проверьте также состояние крышки заливной горловины топливного
бака.
2. Очевидные потери топлива, равно как и появление сильного запаха
последнего во время стоянки могут вызываться утечками бензопроводов,
либо повреждением корпуса угольного адсорбера, неисправностью контрольного
клапана, отсоединением, либо нарушением проходимости испарительных
линий, а также неправильной прокладкой последних.
3. Проверьте состояние, маршрут прокладки и надежность подсоединения
всех шлангов системы EVAP. Произведите необходимый ремонт или замену.
Поврежденных компонентов.
4. Осмотрите днище адсорбера на наличие признаков развития утечек,
в случае необходимости произведите замену, — проследите за правильностью
подсоединения шлангов.
5. Проверьте проходимость фильтра и контрольного клапана. Поданным
под низким давлением воздухом продуйте адсорбер, — воздух подается
через идущую от топливного бака трубку и должен свободно выходить
через прочие подведенные к сборке трубки. Неисправный адсорбер подлежит
замене (см. ниже). |
|
Система управления продувкой адсорбера
Модели 1990 ÷ 1993 г.г. вып., кроме оборудованных двигателем 2.0 л DOHC
с турбонаддувом (1990 ÷ 1992)
|
1. Отсоедините от корпуса дросселя помеченный
красными полосами вакуумный шланг и подсоедините к нему ручной вакуумный
насос.
|
2. Закупорьте открытый штуцер
на корпусе дросселя.
|
3. Дождитесь остывания охлаждающей жидкости до температуры ниже
60°С и при работающем на холостых оборотах двигателе создайте на
клапане разрежение глубиной 376 мм рт. ст., — оно должно надежно
удерживаться клапанной сборкой. Та же картина должна иметь место
на холостых оборотах и после прогрева двигателя свыше 70°С.
4. Теперь поднимите частоту вращения двигателя до 3000 об/мин и
повторите проверку до истечения 3-минутного интервала, — разрежение
не должно создаваться. При работе двигателя на повышенных оборотах
в течение более чем 3 минут возможность создания разрежения должна
восстановиться при отсутствии факта его удержания.
|
Если проверка
производится на высоте более чем 2200 м над уровнем моря,
либо при температуре всасываемого воздуха свыше 50°С, утечка
разрежения будет иметь мест постоянно. |
5. При отрицательных результатах описанной выше проверки следует
произвести замену управляющего клапана. |
|
Модели 1990 ÷ 1992 г.г. вып., оборудованные двигателем
2.0 л DOHC с турбонаддувом
|
1. Отсоедините шланг продувки от впускного воздуховода
и закупорьте последний.
2. Подключите к шлангу ручной вакуумный насос.
3. Дождитесь остывания охлаждающей жидкости до температуры ниже
60°С и при работающем на холостых оборотах двигателе создайте на
клапане разрежение глубиной 376 мм рт. ст., — оно должно надежно
удерживаться клапанной сборкой. При повышении оборотов до 3000 в
минуту герметичность клапана также не должна нарушаться.
4. Теперь прогрейте двигатель до температуры охлаждающей жидкости
свыше 70°С и повторите проверку: на холостых оборотах разрежение
вновь должно надежно удерживаться клапаном, при частоте вращения
двигателя 3000 об/мин в течение первых 3 минут возможность создания
на клапане требуемого (376 мм рт. ст.)разрежения должна отсутствовать,
затем оно должно создаваться мгновенно при отсутствии факта его
удержания.
|
Если проверка
производится на высоте более чем 2200 м над уровнем моря,
либо при температуре всасываемого воздуха свыше 50°С, утечка
разрежения будет иметь мест постоянно. |
5. При отрицательных результатах описанной выше проверки следует
произвести замену управляющего клапана. |
|
Модели с 1994 г. вып.
|
1 Подключите между продувочным шлангом и угольным
адсорбером расходомер типа MB991700.
2. Включите нейтральную передачу (РКПП), либо переведите рычаг селектора
в положение “Р” (АТ). Выключите все бортовые потребители электроэнергии
и прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры (80 ÷
95 °С).
3. Дайте двигателю поработать на холостых оборотах в течение 3 ÷
4 минут, затем несколько раз выжмите педаль ножного тормоза, считывая
показания измерителя. Требуемое значение составляет 20 см/сек.
4. Если результат измерения окажется ниже оговоренного значения,
повторите проверку при отсоединенном от адсорбера вакуумном шланге,
— в случае необходимости удалите причину блокировки последнего.
Если отсоединение шланга не приведет к требуемому повышению интенсивности
продувки, проверьте проходимость штуцера его подсоединения на корпусе
адсорбера, попробуйте также заменить электромагнитный и исполнительный
клапаны управления продувкой.
5. Если интенсивность продувки соответствует номиналу, замените
угольный адсорбер. |
|
Клапан управления продувкой
Модели 1990 ÷ 1993 г.г. вып., оборудованные двигателем 2.0 л с турбонаддувом
|
1 Снимите установленный справа от батареи клапан
управления продувкой угольного адсорбера.
|
2. Подсоедините к вакуумному
штуцеру на клапане ручной вакуумный насос.
|
3. Проверьте герметичность клапанной сборки: клапан должен начать
пропускать воздух, подаваемый в штуцер подключения к адсорберу,
лишь при создании на нем разрежения глубиной около 203 мм рт. ст..
4. Теперь подключите насос к напорному штуцеру клапана и создайте
разрежение глубиной 399 мм рт. ст., — клапан должен оставаться герметичным.
5. Неисправный клапан подлежит замене. |
|
Электромагнитный клапан продувки адсорбера системы EVAP
Модели 1990 ÷ 1993 г.г. вып., кроме оборудованных двигателем 2.0 л DOHC
с турбонаддувом (1990 ÷ 1992)
|
1. Промаркируйте и отсоедините от электромагнитного
клапана управления продувкой два вакуумного шланга.
2. Отсоедините от клапана электропроводку.
|
3. Подсоедините ручной вакуумный
насос к штуцеру подключения помеченному красными полосами
вакуумных шланга на клапанной сборке. |
|
4. Создайте на клапане разрежение
и проверьте герметичность сборки при подаче на него напряжения
от батареи и без таковой: в первом случае разрежение удерживаться
не должно, во втором — должно. |
|
5. Измерьте сопротивление между
клеммами контактного разъема клапана. Требуемое значение составляет
36 ÷ 44 Ом при 20°С. |
6. Неисправный клапан подлежит замене. |
|
Модели 1990 ÷ 1992 г.г. вып., оборудованные двигателем
2.0 л DOHC с турбонаддувом
|
1. Промаркируйте и отсоедините от электромагнитного
клапана управления продувкой два вакуумных шланга.
2. Отсоедините от клапана электропроводку.
3. Подсоедините ручной вакуумный насос к штуцеру подключения помеченному
красными полосами вакуумного шланга на клапанной сборке.
4. Создайте на клапане разрежение и проверьте герметичность сборки
при подаче на него напряжения от батареи и без таковой: в первом
случае разрежение должно удерживаться, во втором — нет.
5. Измерьте сопротивление между клеммами контактного разъема клапана.
Требуемое значение составляет 36 ÷ 44 Ом при 20°С.
6. Неисправный клапан подлежит замене. |
|
Модели с 1994 г. вып.
|
1. Промаркируйте и отсоедините от электромагнитного
клапана управления продувкой вакуумные шланги.
2. Отсоедините от клапана электропроводку.
|
3. Подсоедините ручной вакуумный
насос к штуцеру А на клапанной сборке.
|
4. Создайте на клапане разрежение и проверьте герметичность сборки
при подаче на него напряжения от батареи и без таковой: в первом
случае разрежение должно удерживаться, во втором — нет.
|
5. Измерьте сопротивление между
клеммами контактного разъема клапана. Требуемое значение составляет
25 ÷ 44 Ом при 20°С. |
6. Неисправный клапан подлежит замене. |
|
Снятие и установка компонентов
Угольный адсорбер
|
1. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
|
Если установленная
на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде
чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете
правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действие! |
2. В случае необходимости поддомкратьте автомобиль и установите
его на подпорки. Снимите правое переднее колесо и локер защиты его
арки.
3. Предварительно тщательно промаркировав, отсоедините от адсорбера
все вакуумные линии.
|
4. Выверните крепежные болты/отпустите
фиксаторы и снимите сборку адсорбера с автомобиля.
|
5. Установка производится в обратном порядке. |
|
Электромагнитные клапаны
|
1. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
|
Если установленная
на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде
чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете
правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действие! |
2. Тщательно промаркируйте и отсоедините от электромагнитного клапана
управления продувкой адсорбера вакуумные шланги и электропроводку.
3. Снимите клапан в сборе с опорным кронштейном и извлеките его
из двигательного отсека автомобиля.
4. Установка производится в обратном порядке. |
|