Типичные опасные ситуации и ошибки водителей

За рулем лучше не совершать ошибок — это известно всем. Однако идеально управлять автомобилем способны очень немногие. По дан­ным исследований, водитель за 15 мин движения в городе совершает в среднем от 5 до 10 ошибок. Конечно, их опасность различна, но каж­дая из этих погрешностей в определенной степени повышает вероят­ность совершения дорожно-транспортного происшествия, а также общую напряженность труда водителя.

Большинство из совершаемых водителем ошибок остается им неза­меченными, так как они благодаря компенсирующим действиям других водителей или удачному стечению обстоятельств не сразу выливаются в опасные ситуации или происшествия. В результате большого числа повторений ошибки закрепляются в устойчивый стиль поведения во­дителя и, в конечном счете, становятся причиной ДТП. Поэтому знать свои промахи в вождении, понимать их причины и предупредить их очень важно для каждого водителя.

Ошибки водителей довольно многочисленны и разнообразны. Оста­новимся на самых распространенных. Для этого проанализируем ти­пичные ситуации, в которых эти ошибки стали главной причиной ДТП.

Ошибки наблюдения

Ошибки наблюдения

Ситуация 1. Водитель автомобиля А подъезжает по второстепенной дороге к пересечению с главной, на котором он собирается повернуть направо. Впереди него движется автомобиль Б, водитель которого по­дал сигнал правого поворота и останавливается, пропуская транспорт, движущийся по главной дороге. Когда там появился интервал, води­тель автомобиля Б начинает поворот. Водитель автомобиля А трога­ется сразу же за ним и при этом наблюдает только за транспортом, движущимся по главной дороге. Выезжая на нее, он совершает наезд на внезапно остановившийся автомобиль Б. Ошибка водителя А заклю­чается в том, что он перестал наблюдать за лидирующим автомобилем и не заметил, как тот внезапно остановился. Оценивая, хватит ли ему времени для совершения маневра, он забыл о находящемся впереди автомобиле, предполагая, что тот уже завершил маневр.

Причины внезапной остановки автомобиля могут быть вызваны следующими обстоятельствами:

внезапной остановки автомобиля

· заглох двигатель;

· водитель автомобиля решил дождаться более безопасных усло­вий для поворота;

· создались помехи движению.

Вероятность ошибки повышается при высокой интенсивности транспортного потока на главной дороге, большой очереди автомоби­лей (ожидающих возможности выезда на главную дорогу), плохом осве­щении. Столкновение автомобилей еще более вероятно на скользкой дороге.

Ситуация 2. Водитель автомобиля А, опережая начавший движение от остановки автобус, неожиданно увидел пешехода, перебегавшего дорогу в непосредственной близости от него. Избегая наезда на пеше­хода, а также лобового столкновения со встречным автомобилем Б, водитель автомобиля А стал тормозить и поворачивать вправо, при этом столкнулся с автобусом, о котором совершенно забыл.

Ошибка водителя заключалась в том, что он вовремя не заметил пешехода, начавшего переходить дорогу, и не снизил скорости движе­ния в такой ситуации. Причиной позднего обнаружения пешехода яв­ляется то, что он не осматривал всю обстановку впереди, включая придорожную зону, на которой находилась группа людей, ожидающих возможности перебежать дорогу, чтобы сесть в подъезжающий к оста­новке автобус. Водитель концентрировал внимание только на транс­портных средствах, находящихся на проезжей части.

Вероятность возникновения ошибки повышается при наличии «точек притяжения» для пешеходов на противоположной стороне автобусной остановки, например магазинов, кинотеатров и т.п.

Ситуация 3. Водитель автомобиля А, двигаясь со скоростью 90 км/ч по пригородной дороге, начинает обгон транспортного средства. Води­тель встречного крупногабаритного средства повернул вправо к обочи­не и снизил скорость, чтобы облегчить выполнение маневра. Водитель автомобиля Б, не видя автомобиль А, начинает обгон грузоячвика. В ре­зультате автомобили А и Б сталкиваются.

Ошибка водителей автомобилей А и Б связана с поздним обнаруже­нием друг друга.Наблюдение за обстановкой в непосредственной бли­зости от своего автомобиля — характерная ошибка начинающих водителей. Отсутствие контроля обстановки на достаточно большом расстоянии впереди приводит к позднему обнаружению опасностей, которых можно было избежать.

Случай 4. Водитель легкового автомобиля начал разворот недалеко от стоящего на остановке автобуса. Посмотрев в зеркало заднего ви­да, он не заметил другой легковой автомобиль, приближающийся сза­ди в попутном направлении, так как стоящий сзади автобус уменьшал обзор дороги. При развороте водитель сконцентрировал свое внима­ние на встречном движении, наблюдая за грузовым автомобилем. Вы­ехавший из-за автобуса автомобиль столкнулся с разворачивающимся автомобилем.

Ошибка водителя здесь связана с отсутствием повторного наблюде­ния за местом возможного появления опасности. Причиной этого яви­лась недооценка вероятности появления опасности, а также полное отвлечение внимания на другие объекты дорожной обстановки. Веро­ятность возникновения ошибки повышается при малом расстоянии поворачивающего автомобиля до стоящего автобуса, а также при боль­шой интенсивности движения по встречной полосе, малой ширине проезжей части, большой длине разворачивающегося транспортного средства.

Чтобы вовремя заметить опасность, надо полностью осматривать всю видимую обстановку на дороге и около нее, непрерывно переклю­чая свой взгляд с одного места на другое.

Ситуация 5. Водитель легкового автомобиля хочет сменить полосу движения для левого поворота. Посмотрев в зеркало заднего вида и одновременно подав сигнал левого поворота, он начинает выезжать на левую соседнюю полосу движения, где и происходит столкновение с движущимся по этой же полосе в попутном направлении другим автомобилем.

Ошибка водителя связана с тем, что он не учел обстановку в непро-сматриваемой через зеркало заднего вида зоне слева от его автомобиля.

Вероятность возникновения такой ошибки повышается в следу­ющих случаях:

  • при неправильной регулировке зеркала заднего вида;
  • уверенности в том, что при подаче сигнала левого поворота водитель движущегося сзади транспортного средства уступит дорогу;
  • при дефи­ците времени и пространства, оставшихся для перестроения на левую полосу;
  • плохом знании маршрута движения, большой плотности движе­ния, загрязнении стекол автомобиля.

Ситуация 6. Водитель автобуса, подъехав к остановке обществен­ного транспорта, начал посадку пассажиров. Автобус уже был почти полностью заполнен пассажирами, поэтому при закрытии дверей воз­никли сложности: часть пассажиров не смогла сесть в автобус. Води­тель подал сигнал левого поворота и тронул машину с места, продолжая при этом следить за дверьми. При отъезде автобуса произошло его столкновение с автомобилем, движущимся по левой соседней полосе движения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Вы также можете почитать…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *