Типичные опасные ситуации и ошибки водителей

За рулем лучше не совершать ошибок — это известно всем. Однако идеально управлять автомобилем способны очень немногие. По дан­ным исследований, водитель за 15 мин движения в городе совершает в среднем от 5 до 10 ошибок. Конечно, их опасность различна, но каж­дая из этих погрешностей в определенной степени повышает вероят­ность совершения дорожно-транспортного происшествия, а также общую напряженность труда водителя.

Большинство из совершаемых водителем ошибок остается им неза­меченными, так как они благодаря компенсирующим действиям других водителей или удачному стечению обстоятельств не сразу выливаются в опасные ситуации или происшествия. В результате большого числа повторений ошибки закрепляются в устойчивый стиль поведения во­дителя и, в конечном счете, становятся причиной ДТП. Поэтому знать свои промахи в вождении, понимать их причины и предупредить их очень важно для каждого водителя.

Ошибки водителей довольно многочисленны и разнообразны. Оста­новимся на самых распространенных. Для этого проанализируем ти­пичные ситуации, в которых эти ошибки стали главной причиной ДТП.

Ошибки наблюдения

Ошибки наблюдения

Ситуация 1. Водитель автомобиля А подъезжает по второстепенной дороге к пересечению с главной, на котором он собирается повернуть направо. Впереди него движется автомобиль Б, водитель которого по­дал сигнал правого поворота и останавливается, пропуская транспорт, движущийся по главной дороге. Когда там появился интервал, води­тель автомобиля Б начинает поворот. Водитель автомобиля А трога­ется сразу же за ним и при этом наблюдает только за транспортом, движущимся по главной дороге. Выезжая на нее, он совершает наезд на внезапно остановившийся автомобиль Б. Ошибка водителя А заклю­чается в том, что он перестал наблюдать за лидирующим автомобилем и не заметил, как тот внезапно остановился. Оценивая, хватит ли ему времени для совершения маневра, он забыл о находящемся впереди автомобиле, предполагая, что тот уже завершил маневр.

Причины внезапной остановки автомобиля могут быть вызваны следующими обстоятельствами:

внезапной остановки автомобиля

· заглох двигатель;

· водитель автомобиля решил дождаться более безопасных усло­вий для поворота;

· создались помехи движению.

Вероятность ошибки повышается при высокой интенсивности транспортного потока на главной дороге, большой очереди автомоби­лей (ожидающих возможности выезда на главную дорогу), плохом осве­щении. Столкновение автомобилей еще более вероятно на скользкой дороге.

Ситуация 2. Водитель автомобиля А, опережая начавший движение от остановки автобус, неожиданно увидел пешехода, перебегавшего дорогу в непосредственной близости от него. Избегая наезда на пеше­хода, а также лобового столкновения со встречным автомобилем Б, водитель автомобиля А стал тормозить и поворачивать вправо, при этом столкнулся с автобусом, о котором совершенно забыл.

Ошибка водителя заключалась в том, что он вовремя не заметил пешехода, начавшего переходить дорогу, и не снизил скорости движе­ния в такой ситуации. Причиной позднего обнаружения пешехода яв­ляется то, что он не осматривал всю обстановку впереди, включая придорожную зону, на которой находилась группа людей, ожидающих возможности перебежать дорогу, чтобы сесть в подъезжающий к оста­новке автобус. Водитель концентрировал внимание только на транс­портных средствах, находящихся на проезжей части.

Вероятность возникновения ошибки повышается при наличии «точек притяжения» для пешеходов на противоположной стороне автобусной остановки, например магазинов, кинотеатров и т.п.

Ситуация 3. Водитель автомобиля А, двигаясь со скоростью 90 км/ч по пригородной дороге, начинает обгон транспортного средства. Води­тель встречного крупногабаритного средства повернул вправо к обочи­не и снизил скорость, чтобы облегчить выполнение маневра. Водитель автомобиля Б, не видя автомобиль А, начинает обгон грузоячвика. В ре­зультате автомобили А и Б сталкиваются.

Ошибка водителей автомобилей А и Б связана с поздним обнаруже­нием друг друга.Наблюдение за обстановкой в непосредственной бли­зости от своего автомобиля — характерная ошибка начинающих водителей. Отсутствие контроля обстановки на достаточно большом расстоянии впереди приводит к позднему обнаружению опасностей, которых можно было избежать.

Случай 4. Водитель легкового автомобиля начал разворот недалеко от стоящего на остановке автобуса. Посмотрев в зеркало заднего ви­да, он не заметил другой легковой автомобиль, приближающийся сза­ди в попутном направлении, так как стоящий сзади автобус уменьшал обзор дороги. При развороте водитель сконцентрировал свое внима­ние на встречном движении, наблюдая за грузовым автомобилем. Вы­ехавший из-за автобуса автомобиль столкнулся с разворачивающимся автомобилем.

Ошибка водителя здесь связана с отсутствием повторного наблюде­ния за местом возможного появления опасности. Причиной этого яви­лась недооценка вероятности появления опасности, а также полное отвлечение внимания на другие объекты дорожной обстановки. Веро­ятность возникновения ошибки повышается при малом расстоянии поворачивающего автомобиля до стоящего автобуса, а также при боль­шой интенсивности движения по встречной полосе, малой ширине проезжей части, большой длине разворачивающегося транспортного средства.

Чтобы вовремя заметить опасность, надо полностью осматривать всю видимую обстановку на дороге и около нее, непрерывно переклю­чая свой взгляд с одного места на другое.

Ситуация 5. Водитель легкового автомобиля хочет сменить полосу движения для левого поворота. Посмотрев в зеркало заднего вида и одновременно подав сигнал левого поворота, он начинает выезжать на левую соседнюю полосу движения, где и происходит столкновение с движущимся по этой же полосе в попутном направлении другим автомобилем.

Ошибка водителя связана с тем, что он не учел обстановку в непро-сматриваемой через зеркало заднего вида зоне слева от его автомобиля.

Вероятность возникновения такой ошибки повышается в следу­ющих случаях:

  • при неправильной регулировке зеркала заднего вида;
  • уверенности в том, что при подаче сигнала левого поворота водитель движущегося сзади транспортного средства уступит дорогу;
  • при дефи­ците времени и пространства, оставшихся для перестроения на левую полосу;
  • плохом знании маршрута движения, большой плотности движе­ния, загрязнении стекол автомобиля.

Ситуация 6. Водитель автобуса, подъехав к остановке обществен­ного транспорта, начал посадку пассажиров. Автобус уже был почти полностью заполнен пассажирами, поэтому при закрытии дверей воз­никли сложности: часть пассажиров не смогла сесть в автобус. Води­тель подал сигнал левого поворота и тронул машину с места, продолжая при этом следить за дверьми. При отъезде автобуса произошло его столкновение с автомобилем, движущимся по левой соседней полосе движения.

Ошибка водителя автобуса заключается в том, что он не проконт­ролировал обстановку слева, сконцентрировав внимание на посадке пассажиров.

Ситуация 7. Водитель грузового автомобиля подъезжает к регули­руемому перекрестку с намерением повернуть направо. Подав сигнал правого поворота, он останавливается в ожидании зеленого сигнала светофора. С правой стороны он оставляет небольшое пространство для того, чтобы не наехать на тротуар при повороте. Тронувшись с места на разрешающий сигнал светофора, автомобиль сталкивается с мотоциклом, также начавшим движение.

Ошибка водителя грузового автомобиля связана с отсутствием кон­троля над обстановкой справа от него. Мотоциклист, стоящий справа, попадает в зону, не доступную для обзора водителя большегрузного ав­томобиля, поэтому ему необходимо было посмотреть в правое окно.

Вероятность возникновения ошибки повышается при совершении поворота без предварительной остановки на перекрестке, при нали­чии большого свободного пространства между грузовым автомобилем и правым краем дороги.

Ошибки общения

общения

Случай 8. Водитель стоящего у правого края дороги легкового авто­мобиля начинает движение после стоянки. Выезжая без предваритель­ной подачи предупреждающего сигнала, водитель резко поворачивае руль влево, чтобы объехать стоящий впереди грузовой автомобиль. При этом он забывает проконтролировать обстановку сзади и слева. В результате происходит столкновение с автомобилем, водитель кото­рого заметил маневр легкового автомобиля только тогда, когда тот почти выехал на полосу его движения.

Ошибка водителя заключается здесь в том, что он начал движение, не проконтролировав обстановку слева и сзади и не включив левый указатель поворота. Способствующими происшествию ошибками яв­ляются также неожиданный для других участников движения быстрый выезд на левую соседнюю полосу из-за резкого поворота рулевого коле­са и большого ускорения при начале движения.

Вероятность возникновения ошибок увеличивается из-за спешки или сильного утомления, при наличии объектов или событий, отвлека­ющих внимание водителя. Например, ему могут помешать стоящие впереди транспортные средства, малое пространство для маневра, стоящий сзади крупногабаритный автопоезд или автобус.

Ситуация 9. Водитель грузовика намеревается совершить поворот в узкий проезд, примыкающий к дороге слева. Так как ширина доро­ги невелика, он решает начать поворот из крайнего правого положе­ния. Для этого включает указатель правого поворота. Приняв вправо, останавливается против проезда. Бросив беглый взгляд в зеркало бо­кового вида и не увидев легковой автомобиль, находящийся сзади в непросматриваемой зоне, он начинает поворот, забыв выключить ука­затель правого поворота. Водитель, полагая, что грузовик остановился, начинает объезжать его. Происходит столкновение.

Водитель грузового автомобиля совершил следующие ошибки: забыл выключить указатель правого поворота, чем ввел в заблуждение водителя легкового автомобиля; недостаточно хорошо осмотрел обста­новку сзади.

Вероятность совершения такой ошибки увеличивается при плохом знании маршрута, неправильной регулировке зеркал бокового вида, плохой видимости, повышенной сложности выполнения поворота из-за недостаточного пространства и больших габаритов транспортно­го средства. Вероятность возникновения ДТП в результате ошибки повышается при резком начале маневра после остановки, наличии встречного движения.

 

Ситуация 10. Водитель автопоезда, подъезжая к нерегулируемому перекрестку, подал сигнал правого поворота непосредственно перед началом поворота. Чтобы не заехать на правую часть тротуара, води­тель оставил справа расстояние 1,5 м. Так как видимых помех для ма­невра водитель не заметил, он начинает поворачивать с ходу, без остановки. Происходит столкновение с мотоциклистом, также с ходу пытающимся проехать перекресток в прямом направлении. Так как сигнал поворота был подан водителем автомобиля непосредственно перед самым маневром, мотоциклист не видел его и считал, что транс­портное средство будет двигаться прямо.

Водитель автопоезда совершил следующие ошибки: поздно вклю­чил указатель правого поворота, не проконтролировал обстановку спра­ва. Сопутствующей ошибкой является поворот на высокой скорости.

Вероятность происшествия в результате ошибки повышается при большой скорости поворота, а также в ненастную погоду, когда указате­ли поворотов могут быть забрызганы грязью!

Ситуация 11. Водитель грузового автомобиля, намереваясь занять крайнюю левую полосу движения, посмотрев в зеркало бокового вида и подав сигнал левого поворота, сразу же начал смену полосы дви­жения, где сталкивается с легковым автомобилем, движущимся сзади по этой полосе.

Водитель грузовика совершил следующие ошибки: недооценил ско­рость движения легкового автомобиля и расстояние до него; поздно подал сигнал, предупреждающий о намерении совершить маневр, что не позволило водителю легкового автомобиля вовремя среагировать и правильно действовать. Сопутствующие ошибки водителя грузового автомобиля: резкое изменение направления движения (резкий пово­рот рулевого колеса влево) и резкое торможение после перестроения, вызванное снижением скорости потока при подъезде к перекрестку.

Вероятность совершения ошибки увеличивается при высокой плот­ности движения, плохих динамических характеристиках автомобиля, больших скоростях движения, при плохой видимости и в темное время суток. Вероятность возникновения происшествия в результате ошиб­ки повышается при большом различии в тормозных характеристиках автомобилей, больших габаритах грузового автомобиля, скользком дорожном покрытии.

 

Случай 12. Двигаясь со скоростью 50 км/ч по дороге со встречным движением, водитель легкового автомобиля, не снижая скорости, начи­нает объезжать стоящий на остановке автобус. Неожиданно перед ним появляется пешеход, вышедший из-за автобуса. Водитель автомобиля совершает наезд на него, пытаясь избежать наезда, выезжает на поло­су встречного движения, и сталкивается со встречным транспортным средством.

Ошибка водителя заключается в выборе слишком большой скоро­сти при объезде автобуса. Выбранная скорость движения в такой ситу­ации не позволяет ему предотвратить наезд на пешехода, не выезжая на полосу встречного движения. Рекомендуемая скорость при объезде стоящего на остановке автобуса 15–20 км/ч. Кроме того, для предуп­реждения возможного конфликта может быть подан предупрежда­ющий сигнал светом фар.

Причины ошибок водителя обычно связаны с недооценкой вероят­ности выхода пешеходов из-за автобуса и скорости своего движения. Вероятность возникновения ошибки повышается из-за того, что води­тель отвлекся от наблюдения за обстановкой, а также из-за большой интенсивности движения.

Вероятность возникновения ДТП в результате ошибки увеличива­ется при большой массе и габаритах автомобиля, малом интервале до автобуса, плохой видимости обстановки впереди из-за неблагоприят­ных атмосферных условий или загрязнения лобового стекла, узкой проезжей части, скользком дорожном покрытии, большой скорости движения пешехода.

Случай 13. Водитель легкового автомобиля, двигаясь со скоростью 60 км/ч, приближается к необозначенному пешеходному переходу. Слева от пешеходного перехода стоят несколько человек. Во встреч­ном направлении движется грузовой автомобиль. Водитель легкового автомобиля, не снижая скорости, подъезжает к пешеходному переходу. При этом видимость обстановки слева на переходе для него закрыта встречным транспортным средством, из-за которого неожиданно по­является пешеход, быстро переходящий дорогу по пешеходному пере­ходу. Водитель легкового автомобиля не смог предотвратить наезд.

Ошибка водителя заключается в выборе большой скорости при про­езде обозначенного пешеходного перехода при наличии транспортных средств, закрывающих обзор. Причина ошибки связана с недо­оценкой вероятности появления пешехода в момент проезда пеше­ходного перехода или несвоевременном обнаружением пешеходного перехода.

Вероятность наезда на пешехода в результате ошибки повышается при малой ширине проезжей части, наличии крупногабаритного транс­портного средства, закрывающего обзор обстановки. Тяжесть послед­ствий ошибки увеличивается при скользком покрытии и малой ширине проезжей части.

Ситуация 14. Водитель грузового автомобиля, двигаясь по главной дороге, собирается повернуть на дорогу, примыкающую справа. По­ворачивая со скоростью 30 км/ч, он выезжает на полосу встречного движения, где совершает наезд на подъезжающий к главной дороге легковой автомобиль. В данной ситуации возможен также наезд на пе­шехода, стоящего на середине дороги в ожидании проезда грузовика.

Ошибка водителя грузового автомобиля заключается в неправиль­ном выборе скорости движения, в результате чего произошло увели­чение радиуса поворота автомобиля. Причина этого — недооценка последствий выполнения маневра с данной скоростью.

Вероятность совершения ДТП в результате ошибки водителя увеличивается при наличии объектов, закрывающих обзор (здания, растения), малой ширине проезжей части примыкающей дороги, ин­тенсивном пешеходном движении по примыкающей дороге.

Ситуация 15. Водитель легкового автомобиля приближаете по сво­бодной крайней правой полосе дороги к регулируемому перекрестку в момент переключения красного сигнала светофора на желтый. Не­сколько транспортных средств стоит у стоп-линий в ожидании зе­леного сигнала светофора. Находящееся среди них крупногабаритное транспортное средство закрывает обзор обстановки на перекрестке. Водитель, не снижая скорости, выезжает на перекресток при смене желтого сигнала на зеленый и совершает столкновение с автобусом, завершающим проезд перекрестка в пересекающем направлении. Дру­гим видом происшествия в такой ситуации может быть наезд на пеше­хода, заканчивающего переход дороги.

Ошибка водителя заключается в выборе большой скорости при подъезде к перекрестку в условиях ограниченной видимости обстановки, что приводит к значительному опережению других транспортных средств, начинающих движение на разрешающий сигнал светофора.

Причина ошибки связана с недооценкой вероятности появления других участников движения на перекрестке в момент смены желтого сигнала светофора на зеленый.

Вероятность совершения ДТП в результате ошибки увеличивается при короткой фазе смены желтого сигнала на зеленый, при большой ширине перекрестка, при интенсивном движении на нем.

Торможение

Торможение

Случай 16. Водитель легкового автомобиля, движущегося по закругле­нию дороги, видит, что автобус впереди тормозит и останавливается. Перед тем как его объехать, водитель легкового автомобиля решает снизить скорость, для чего резко нажимает на педаль тормоза.

В результате автомобиль заносит, он попадает на встречную полосу движения и на обочине опрокидывается. Данная ситуация грозит так­же столкновением со встречным транспортным средством или наез­дом на неподвижное препятствие или стоящее транспортное средство в результате заноса.

Ошибка водителя автомобиля заключается в применении (для сни­жения скорости) экстренного торможения с полной блокировкой колес, что является наиболее распространенной причиной заноса ав­томобиля. Дорожно-транспортному происшествию могут способство­вать выбор большой скорости, отвлечение внимания, малая дистанция следования, неправильно сформированный навык экстренного тор­можения.

Вероятность возникновения дорожно-транспортного происшест­вия в результате ошибки увеличивается при малом радиусе поворота, скользком покрытии дороги, изношенных шинах автомобиля, малой ширине дороги, интенсивном движении.

Ситуация 17. Грузовой автомобиль с прицепом движется по спуску узкой дороги. Навстречу с большой скоростью приближается легквой автомобиль. Водитель грузового автомобиля прижимает свое транс­портное средство вправо и резко тормозит с полной блокировкой ко­лес. Прицеп заносит влево и происходит его столкновение с легковым автомобилем.

 

Ошибка водителя — торможение с полной блокировкой колес. При­чиной, способствующей ДТП, может быть выбор слишком большой скорости движения.

Вероятность совершения аварии в результате ошибки повышается при большой крутизне спуска, плохом и скользком покрытии дороги, неисправностях тормозной системы прицепа.

Другими видами ДТП в подобной ситуации также могут быть: опро­кидывание, попутное столкновение с находящимся впереди авто­мобилем.

Вероятность совершения ДТП в результате ошибок увеличивается при скользком покрытии дороги, большой плотности движения, боль­шой разнице в тормозных характеристиках транспортных средств, неумении водителя устранить занос автомобиля.

Ситуация 18. Грузовой автомобиль, двигаясь со скоростью 50 км/ч за лидирующим легковым автомобилем, подъезжает к регулируемому перекрестку. Сигнал светофора меняется с зеленого на желтый. Води­тель грузовика полагает, что легковой автомобиль не будет останавли­ваться перед перекрестком, а проедет его на желтый сигнал. Поэтому он не снижает скорость движения. Легковой автомобиль перед самым перекрестком резко тормозит. Водитель грузовика сильно нажимает на педаль тормоза, полностью блокируя колеса автомобиля. В резуль­тате автомобиль заносит, и он выезжает на соседнюю левую полосу движения, где сталкивается с находящимся на ней транспортном средством.

Водитель грузового автомобиля совершил следующие ошибки: не снизил скорость движения при приближении к перекрестку, выбрал малую дистанцию до лидирующего автомобиля; применил экстренное торможение с полной блокировкой колес.

Ситуация 19. Автомобиль со скоростью 80 км/ч подъезжает к кру­тому подъему дороги (на 4-й передаче) и, не снижая скорости, на­чинает преодолевать подъем. Из-за недостатков дорожного покрытия водитель вынужден тормозить, в результате чего автомобиль начинает терять скорость и глохнет двигатель. Водитель пытается завести двига­тель, поставив автомобиль на ручной тормоз. Однако из-за гололедицы автомобиль начинает скатываться назад и, съехав с проезжей части дороги, опрокидывается.

 

Ошибка водителя заключается в неправильном выборе передачи для преодоления подъема. Крутые подъемы рекомендуется преодоле­вать на второй передаче.

Вероятность ДТП в результате ошибки повышается при большой массе автомобиля, изношенных шинах, большой крутизне и продолжи­тельности подъема, резких торможениях при преодолении подъема.

Выбор дистанции

Выбор дистанции

Ситуация 20. Легковой автомобиль движется в плотном транспортном потоке за грузовиком и приближается к регулируемому перекрестку. На светофоре включен зеленый сигнал, поэтому водитель легкового автомобиля намеревается, не снижая скорости, проехать перекресток в прямом направлении. Дистанция до грузового автомобиля равна 6 м. Перед самым перекрестком водитель грузовика неожиданно подает сиг­нал правого поворота и тормозит. Происходит попутное столкновение.

Ошибка водителя легкового автомобиля заключается в неправиль­ном выборе дистанции. Он не учел возможность торможения лидиру­ющего автомобиля. Вероятность совершения ошибки увеличивается при большой интенсивности движения.

Вероятность возникновения ДТП в результате ошибки повышается при запоздании или отсутствии предупредительного сигнала о пово­роте лидирующим транспортным средством. Здесь имеет также зна­чение различие в тормозных характеристиках автомобилей, скользкое покрытие, большая скорость движения.

Ситуация 21. Легковой автомобиль движется со скоростью 50 км/ч за грузовиком. Водитель легкового транспортного средства принимает решение обогнать грузовой автомобиль. Начав обгон, он видит встреч­ный автобус, который может помешать выполнению маневра. В ожида­нии проезда этого автобуса водитель легкового автомобиля резко сокращает дистанцию до грузовика, идет почти вплотную к нему. Грузо­вой автомобиль резко тормозит, так как впереди него на проезжей ча­сти дороги появляется пешеход, переходящий дорогу (могут быть и другие причины торможения: яма или неровность на проезжей части дороги; неожиданный маневр встречного транспорта; стоящий, оста­навливающийся, выезжающий на дорогу со двора или с примыкающей дороги автомобиль). Происходит попутное столкновение легкового и грузового автомобилей либо водитель легкового автомобиля, пыта­ясь избежать столкновения с грузовиком, выезжает на полосу встречно­го движения, и тут его автомобиль сталкивается с автобусом.

Ошибка водителя легкового автомобиля заключается в неправиль­ном выборе дистанции до лидирующего транспортного средства. При­чиной этого может быть недооценка вероятности торможения лидирующего автомобиля, а также отвлечение внимания при выпол­нении обгона.

Вероятность возникновения ошибки повышается при движении за крупногабаритным транспортным средством, загораживающим об­зор впереди. Вероятность возникновения ДТП при ошибке в выборе дистанции увеличивается на скользком покрытии дороги, малой ши­рине или сужении проезжей части, большой скорости движения, различиях в тормозных характеристиках транспортных средств, непра­вильном торможении.

Выбор траектории движения

Выбор траектории движения

Ситуация 22. Водитель легкового автомобиля подъезжает к пересече­нию с главной дорогой, намереваясь совершить левый поворот. Видя подъезжающий слева грузовик и справа автобус, он решает поворачи­вать, не снижая скорости, чтобы успеть совершить маневр до того, как эти транспортные средства подъедут к перекрестку. В конечной фазе маневра водитель слышит резкий сигнал, который подает води­тель автобуса, требуя освобождения пути для движения. Водитель лег­кового автомобиля резко поворачивает руль влево, чтобы освободить полосу движения, и при этом его транспортное средство выезжает на встречную полосу движения, где сталкивается с грузовиком.

Водитель совершил следующие ошибки: во-первых, недооценил скорость автобуса и неправильно оценил расстояние до него, во-вто­рых, слишком резко повернул руль.

Причины ошибок связаны с недостаточным развитием навыков определения скорости и расстояния до других транспортных средств, с плохой техникой руления.

Вероятность возникновения ДТП при совершении ошибок увели­чивается при больших скоростях движущихся транспортных средств и малой площади перекрестка.

Ситуация 23. Водитель легкового автомобиля, поворачивая на глав­ную дорогу, решает объехать медленно движущийся грузовик. После объезда легковой автомобиль резко выезжает на вторую полосу движе­ния, где происходит столкновение с другим легковым автомобилем, который завершал опережение автобуса.

Ошибка водителя заключается в выборе опасной траектории пово­рота с выездом сразу на вторую полосу. Причина ошибки — отсутствие постоянного наблюдения за обстановкой (слева, сзади) и недооценка опасности закрытого обзора, создаваемого автобусом.

Вероятность ДТП в результате ошибки увеличивается при больших скоростях и плотном транспортном потоке на главной дороге.

Ситуация 24. Водитель грузового автомобиля, двигаясь по узкой двухполосной дороге, увидел, что легковой автомобиль, движущийся во встречном направлении, внезапно выехал на полосу встречного дви­жения. Чтобы избежать лобового столкновения, водитель поворачи­вает налево. В это же время легковой автомобиль возвращается на свою полосу движения, где происходит столкновение. Выезд легково­го автомобиля на полосу встречного движения был связан с объездом поврежденного участка дороги.

Ошибки водителя заключаются в том, что он во избежание столкно­вения выехал на полосу встречного движения. Причина ошибки — не­дооценка вероятности того, что легковой автомобиль вернется на свою полосу движения. Правильное решение в данной ситуации — снизить скорость и съехать вправо.

Вероятность совершения ДТП в результате ошибки повышается при больших скоростях движения транспортных средств, а также если водитель не подает предупредительного сигнала.

Ситуация 25. Легковой автомобиль, двигаясь по левой полосе дви­жения, нагоняет автобус. Подав сигнал светом фар, чтобы автобус ос­вободил полосу, водитель легкового автомобиля решает, что быстрее будет объехать транспортное средство справа. Выехав на правую по­лосу движения, легковой автомобиль сталкивается с автобусом, так как он тоже начал перестроение вправо.

Ошибка водителя заключается в выборе опасной траектории обго­на (справа). Причина ошибки — неверное предположение о том, что автобус не будет перестраиваться вправо.

Вероятность совершения ошибки увеличивается при опоздании подачи сигнала левого поворота водителем автобуса. Вероятность воз­никновения ДТП при совершении ошибки повышается при резком выполнении обгона на большой скорости, скользком покрытии дороги, отсутствии обочин справа.

Тесты для самопроверки

Вы разобрались в наиболее сложных ситуациях, возникающих на доро­ге, а теперь попробуйте проверить свои навыки прогнозирования с помощью тестов. Прочитайте описания и постарайтесь представить себе дорожную ситуацию (она достаточно проста). Не заглядывая в комментарий, приведенный сразу же после описания, определите, какая опасность может быть в такой ситуации, укажите ее признаки.

Вам навстречу приближаются два автомобиля. Первый почему-то снижа­ет скорость, не подавая никаких сигналов. Водитель второго начинает несколь­ко смещаться влево. Итак, какова возможность опасности?

Комментарий. Возможная опасность: встречный водитель при об­гоне или объезде медленно движущегося или останавливающегося ав­томобиля может занять частично вашу полосу движения. Ее признаки: разность скоростей встречных автомобилей достаточно велика; вто­рой автомобиль начал перестраиваться влево без подачи водителем предупредительного сигнала; дорога имеет только по одной полосе в каждом направлении.

Встречный автомобиль, разъезжаясь с трактором, на большой скорости съехал правыми колесами на сырую обочину.

Комментарий. Возможная опасность: слишком резкий поворот руля при попытке встречного водителя вернуться на проезжую часть может выбросить его автомобиль на левую сторону дороги. Ее при­знаки: проезжая часть дороги расположена выше обочины; встречный водитель пытается выехать на проезжую часть, не снижая скорости; двухполосная дорога не оставляет свободы для маневра; обочина имеет низкий коэффициент сцепления.

Водитель автопоезда собирается повернуть во внутриквартальный проезд, который довольно узок.

Комментарий. Возможная опасность: чтобы вписаться в поворот, водитель может предварительно сделать «замах» налево и на миг оказаться на полосе встречного движения. Ее признаки: габариты автопо­езда делают трудноосуществимым поворот из крайнего правого положе­ния; при включенном указателе правого поворота тягач отклоняется влево; дорога имеет по одной полосе в каждом направлении.

Перед подъемом вы замечаете большую выбоину на левой стороне дороги. Навстречу приближается автопоезд.

Комментарий. Возможная опасность: поздно заметив дефект в по­крытии, встречный водитель может резко затормозить, и «складыва­ние» автопоезда поставит его прицеп поперек вашего пути движения. Ее признаки: автопоезд движется под уклон; его скорость достаточно высока; пропустить повреждение в покрытии дороги между колесами невозможно.

Зима. На дороге скользко. Ваша скорость 40 км/ч. При подъезде к пере­крестку, когда до него остается примерно 50 м, красный сигнал светофора сменился зеленым. Видя это, вы решаете, что не стоит снижать скорость, так как автомобили у стоп-линий вот-вот тронутся с места.

Комментарий. Возможная опасность: не исключено, что на раска­танной дороге автомобили впереди не смогут быстро набрать ско­рость, и тогда, двигаясь в прежнем темпе, вы через 1–2 с уже не сможете избежать столкновения с ними — оставшихся 10–15 м не хва­тит для остановки. Ее признаки: низкий коэффициент сцепления колес с дорогой; путь полностью перекрыт стоящими перед перекрестком автомобилями.

Вы приближаетесь к перекрестку по средней полосе со скоростью 50 км/ч. На левой и правой полосах стоят автомобили с включенными указателями поворотов. Красный сигнал светофора сменился зеленым, и вы начинаете наращивать скорость, чтобы без задержек следовать дальше.

Комментарий. Возможная опасность: из-за стоящих автомобилей в любой миг может показаться транспортное средство, не успевшее закончить проезд перекрестка, и может статься, в тот момент тормоза вам уже не помогут. Ее признаки: транспортные средства слева и спра­ва существенно ограничивают обзор дороги, которую вы собираетесь пересечь; они почему-то не трогаются с места, хотя уже включился разрешающий движение сигнал светофора.

Вы следуете через перекресток по зеленому сигналу светофора. Навстречу приближается автопоезд с большим крытым прицепом. Пешеход на углу смотрит в его сторону. Судя по всему, с автопоездом вы разминетесь на пере­крестке.

Комментарий. Возможная опасность: автопоезд может закрыть пешеходу видимость, и тот, не замечая другой автомобиль, начнет переходить проезжую часть сразу после проезда автопоезда. Не ве­дая о вашем присутствии, он может оказаться под колесами вашего автомобиля. Ее признаки: крупногабаритное транспортное средство между вами и пешеходом; внимание пешехода сосредоточено на дру­гом автомобиле; отсутствие свободы маневра из-за неширокой про­езжей части.

Вы приближаетесь к перекрестку со скоростью 50 км/ч. На вашей полосе впереди два автомобиля с включенными сигналами левого поворота. В свето­форе зажегся зеленый сигнал, и машины тронулись с места. Вы не снижаете скорость, полагая, что к тому моменту, когда вы въедете на перекресток, путь уже будет свободен.

Комментарий. Возможная опасность: если у первого из поворачи­вающих водителей возникнет необходимость пропустить пешехода, а это вполне возможно в показанной ситуации, он вынудит остано­виться второго водителя и прямо на вашем пути, а на оставшемся рас­стоянии вы затормозить автомобиль уже не успеете. Ее признаки: пешеходы слева начали движение через проезжую часть пересекаемой дороги; до перекрестка осталось очень маленькое расстояние, которого едва хватит для остановки, если автомобиль впереди не успеет освобо­дить путь.

Вы выехали на перекресток и, повернув колеса влево, остановились, чтобы, пропустив встречный поток, закончить маневр. Интенсивное движение и на вашей стороне проезжей части. Идет снег.

Комментарий. Возможная опасность: если кто-нибудь из объезжа­ющих вас водителей случайно заденет вашу машину, он вытолкнет ее прямо на встречную полосу, и вам грозит лобовое столкновение, по­следствия которого непредсказуемы. Ее признаки: ваш автомобиль вре­менно стал помехой на пути других водителей; его колеса повернуты влево; скользкая дорога повышает вероятность ошибок со стороны других водителей.

Горит зеленый сигнал светофора, и вы собираетесь проехать перекресток в прямом направлении. Дело близится к вечеру, солнце стоит уже низко, все предметы отбрасывают влево длинные тени. Справа на высокой скорости к перекрестку приближается легковой автомобиль.

Комментарий. Возможная опасность: яркий солнечный свет мас­кирует сигналы светофора, и водителю, приближающемуся справа, может показаться, что светофор вообще не работает, а потому пре­имущество на его стороне. Вот так возникает угроза столкновения. Ее признаки: светофор, обращенный к водителю, приближающемуся справа, залит ярким солнечным светом; высокая скорость приближа­ющегося в поперечном направлении автомобиля.

Растаявший снег сделал дорогу грязной, вы, чтобы не забрызгать пешехо­дов, остановились для правого поворота в 1,5 м от тротуара. Горит красный сигнал светофора.

Комментарий. Возможная опасность: оставленным вами просветом может воспользоваться водитель какого-нибудь двухколесного транс­порта, и если вы не примете мер предосторожности, столкновение при его появлении во время поворота может стать реальностью. Ее при­знаки: 1,5 м — достаточное расстояние для проезда двухколесных транс­портных средств; путь возможного движения, скажем, мотоциклиста, вами просматривается плохо, так как в зеркале заднего вида эта часть дороги видна не полностью; из-за налипшей на задних фонарях грязи сигнал поворота на вашей машине другой водитель может не заметить.

Вы останавливаетесь на перекрестке и пропускаете встречных водителей, чтобы затем повернуть налево. Зажегся желтый сигнал светофора. Вы трога­етесь с места, чтобы побыстрее освободить перекресток, полагая, что встреч­ный водитель теперь должен остановиться.

Комментарий. Возможная опасность: водитель, движущийся навстречу, может в этот же самый момент прибавить скорость, чтобы успеть проскочить перекресток до включения красного сигнала, и если вы не выдержите паузу в 1–2 с, столкновение с ним станет неизбеж­ным. Ее признаки: высокая скорость движущегося со встречного направления автомобиля; его близость к границе перекрестка.

По одному из двух рядом расположенных проездов вы приблизились к пере­крестку. Слева водитель на главной дороге включил правую мигалку. Вы тоже собираетесь повернуть направо. Останавливаться перед перекрестком или нет?

Комментарий. Возможная опасность: водитель на главной дороге может повернуть с нее не на первом пересечении, а в проезд справа от вас. Тогда расчет на то, что ваши пути не пересекутся, может оказать­ся ошибочным, возникнет угроза столкновения. Ее признаки: примы­кающие к главной дороге проезды находятся близко один от другого, поэтому предупредительные сигналы почти невозможно разнести по времени; скорость автомобиля на главной дороге чуть выше той, кото­рая, на ваш взгляд, должна была бы быть перед самым поворотом.

На двухполосной дороге вы едете по левой полосе. Впереди на середине дороги пережидают поток двое взрослых и подросток. Водитель автопоезда на встреч­ной полосе решил обойти идущий к остановке автобус.

Комментарий. Возможная опасность: ребенок, да и взрослый чело­век могут испугаться громады автопоезда, проезжающего почти вплот­ную к ним, и инстинктивно попятиться, сделав шаг-другой назад; если в этот момент вы окажетесь рядом, отвернуть в сторону вряд ли удаст­ся. Ее признаки: пешеходы находятся к вам спиной и не видят вашу машину; при своих габаритах автопоезд занимает практически всю полосу движения; люди на дороге ограничивают свободу маневра.

Вы подъезжаете к нерегулируемому пересечению равнозначных дорог. Спра­ва к нему приближается велосипедист. Вы притормозили, собираясь пропус­тить его, но, заметив, что и тот снижает скорость, решаете проехать перекресток первым и резко увеличиваете газ.

Комментарий. Возможная опасность: такие скачки в ритме движе­ния всегда опасны. Не исключено, что велосипедист «клюнет» на ваше притормаживание и в следующий миг, закрутив педали сильнее, вы­скочит наперерез в нескольких метрах от вашего автомобиля. Ее при­знаки: нерешительность и ваша и велосипедиста; по Правилам проезда перекрестков преимущество в данной ситуации на стороне велосипе­диста, и он может проявить излишнюю самоуверенность.

Вы подъезжаете к пересечению с главной дорогой, намереваясь повернуть налево. В сплошном потоке транспорта, движущегося по ней, появился разрыв — два грузовых автомобиля приготовились поворачивать направо. Вы решаете воспользоваться этим моментом.

Комментарий. Возможная опасность: двинувшись вперед, вы поте­ряете из виду водителя, следующего за поворачивающими грузови­ками, и если он не захочет дожидаться, пока они освободят путь, и пойдет на обгон, то вы внезапно окажетесь на его пути, столкновение станет почти неизбежным. Его признаки: габариты грузовика создают большую непросматриваемую со второстепенной дороги зону; позиция водителя легкового автомобиля позволяет ему предпринять обгон; такой маневр на главной дороге разрешен и в зоне перекрестка.

Вы также можете почитать…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *