Типичные опасные ситуации и ошибки водителей

Вероятность совершения ДТП в результате ошибки повышается при больших скоростях движения транспортных средств, а также если водитель не подает предупредительного сигнала.

Ситуация 25. Легковой автомобиль, двигаясь по левой полосе дви­жения, нагоняет автобус. Подав сигнал светом фар, чтобы автобус ос­вободил полосу, водитель легкового автомобиля решает, что быстрее будет объехать транспортное средство справа. Выехав на правую по­лосу движения, легковой автомобиль сталкивается с автобусом, так как он тоже начал перестроение вправо.

Ошибка водителя заключается в выборе опасной траектории обго­на (справа). Причина ошибки — неверное предположение о том, что автобус не будет перестраиваться вправо.

Вероятность совершения ошибки увеличивается при опоздании подачи сигнала левого поворота водителем автобуса. Вероятность воз­никновения ДТП при совершении ошибки повышается при резком выполнении обгона на большой скорости, скользком покрытии дороги, отсутствии обочин справа.

Тесты для самопроверки

Вы разобрались в наиболее сложных ситуациях, возникающих на доро­ге, а теперь попробуйте проверить свои навыки прогнозирования с помощью тестов. Прочитайте описания и постарайтесь представить себе дорожную ситуацию (она достаточно проста). Не заглядывая в комментарий, приведенный сразу же после описания, определите, какая опасность может быть в такой ситуации, укажите ее признаки.

Вам навстречу приближаются два автомобиля. Первый почему-то снижа­ет скорость, не подавая никаких сигналов. Водитель второго начинает несколь­ко смещаться влево. Итак, какова возможность опасности?

Комментарий. Возможная опасность: встречный водитель при об­гоне или объезде медленно движущегося или останавливающегося ав­томобиля может занять частично вашу полосу движения. Ее признаки: разность скоростей встречных автомобилей достаточно велика; вто­рой автомобиль начал перестраиваться влево без подачи водителем предупредительного сигнала; дорога имеет только по одной полосе в каждом направлении.

Встречный автомобиль, разъезжаясь с трактором, на большой скорости съехал правыми колесами на сырую обочину.

Комментарий. Возможная опасность: слишком резкий поворот руля при попытке встречного водителя вернуться на проезжую часть может выбросить его автомобиль на левую сторону дороги. Ее при­знаки: проезжая часть дороги расположена выше обочины; встречный водитель пытается выехать на проезжую часть, не снижая скорости; двухполосная дорога не оставляет свободы для маневра; обочина имеет низкий коэффициент сцепления.

Водитель автопоезда собирается повернуть во внутриквартальный проезд, который довольно узок.

Комментарий. Возможная опасность: чтобы вписаться в поворот, водитель может предварительно сделать «замах» налево и на миг оказаться на полосе встречного движения. Ее признаки: габариты автопо­езда делают трудноосуществимым поворот из крайнего правого положе­ния; при включенном указателе правого поворота тягач отклоняется влево; дорога имеет по одной полосе в каждом направлении.

Перед подъемом вы замечаете большую выбоину на левой стороне дороги. Навстречу приближается автопоезд.

Комментарий. Возможная опасность: поздно заметив дефект в по­крытии, встречный водитель может резко затормозить, и «складыва­ние» автопоезда поставит его прицеп поперек вашего пути движения. Ее признаки: автопоезд движется под уклон; его скорость достаточно высока; пропустить повреждение в покрытии дороги между колесами невозможно.

Зима. На дороге скользко. Ваша скорость 40 км/ч. При подъезде к пере­крестку, когда до него остается примерно 50 м, красный сигнал светофора сменился зеленым. Видя это, вы решаете, что не стоит снижать скорость, так как автомобили у стоп-линий вот-вот тронутся с места.

Комментарий. Возможная опасность: не исключено, что на раска­танной дороге автомобили впереди не смогут быстро набрать ско­рость, и тогда, двигаясь в прежнем темпе, вы через 1–2 с уже не сможете избежать столкновения с ними — оставшихся 10–15 м не хва­тит для остановки. Ее признаки: низкий коэффициент сцепления колес с дорогой; путь полностью перекрыт стоящими перед перекрестком автомобилями.

Вы приближаетесь к перекрестку по средней полосе со скоростью 50 км/ч. На левой и правой полосах стоят автомобили с включенными указателями поворотов. Красный сигнал светофора сменился зеленым, и вы начинаете наращивать скорость, чтобы без задержек следовать дальше.

Комментарий. Возможная опасность: из-за стоящих автомобилей в любой миг может показаться транспортное средство, не успевшее закончить проезд перекрестка, и может статься, в тот момент тормоза вам уже не помогут. Ее признаки: транспортные средства слева и спра­ва существенно ограничивают обзор дороги, которую вы собираетесь пересечь; они почему-то не трогаются с места, хотя уже включился разрешающий движение сигнал светофора.

Вы следуете через перекресток по зеленому сигналу светофора. Навстречу приближается автопоезд с большим крытым прицепом. Пешеход на углу смотрит в его сторону. Судя по всему, с автопоездом вы разминетесь на пере­крестке.

Комментарий. Возможная опасность: автопоезд может закрыть пешеходу видимость, и тот, не замечая другой автомобиль, начнет переходить проезжую часть сразу после проезда автопоезда. Не ве­дая о вашем присутствии, он может оказаться под колесами вашего автомобиля. Ее признаки: крупногабаритное транспортное средство между вами и пешеходом; внимание пешехода сосредоточено на дру­гом автомобиле; отсутствие свободы маневра из-за неширокой про­езжей части.

Вы приближаетесь к перекрестку со скоростью 50 км/ч. На вашей полосе впереди два автомобиля с включенными сигналами левого поворота. В свето­форе зажегся зеленый сигнал, и машины тронулись с места. Вы не снижаете скорость, полагая, что к тому моменту, когда вы въедете на перекресток, путь уже будет свободен.

Комментарий. Возможная опасность: если у первого из поворачи­вающих водителей возникнет необходимость пропустить пешехода, а это вполне возможно в показанной ситуации, он вынудит остано­виться второго водителя и прямо на вашем пути, а на оставшемся рас­стоянии вы затормозить автомобиль уже не успеете. Ее признаки: пешеходы слева начали движение через проезжую часть пересекаемой дороги; до перекрестка осталось очень маленькое расстояние, которого едва хватит для остановки, если автомобиль впереди не успеет освобо­дить путь.

Вы выехали на перекресток и, повернув колеса влево, остановились, чтобы, пропустив встречный поток, закончить маневр. Интенсивное движение и на вашей стороне проезжей части. Идет снег.

Комментарий. Возможная опасность: если кто-нибудь из объезжа­ющих вас водителей случайно заденет вашу машину, он вытолкнет ее прямо на встречную полосу, и вам грозит лобовое столкновение, по­следствия которого непредсказуемы. Ее признаки: ваш автомобиль вре­менно стал помехой на пути других водителей; его колеса повернуты влево; скользкая дорога повышает вероятность ошибок со стороны других водителей.

Горит зеленый сигнал светофора, и вы собираетесь проехать перекресток в прямом направлении. Дело близится к вечеру, солнце стоит уже низко, все предметы отбрасывают влево длинные тени. Справа на высокой скорости к перекрестку приближается легковой автомобиль.

Комментарий. Возможная опасность: яркий солнечный свет мас­кирует сигналы светофора, и водителю, приближающемуся справа, может показаться, что светофор вообще не работает, а потому пре­имущество на его стороне. Вот так возникает угроза столкновения. Ее признаки: светофор, обращенный к водителю, приближающемуся справа, залит ярким солнечным светом; высокая скорость приближа­ющегося в поперечном направлении автомобиля.

Растаявший снег сделал дорогу грязной, вы, чтобы не забрызгать пешехо­дов, остановились для правого поворота в 1,5 м от тротуара. Горит красный сигнал светофора.

Комментарий. Возможная опасность: оставленным вами просветом может воспользоваться водитель какого-нибудь двухколесного транс­порта, и если вы не примете мер предосторожности, столкновение при его появлении во время поворота может стать реальностью. Ее при­знаки: 1,5 м — достаточное расстояние для проезда двухколесных транс­портных средств; путь возможного движения, скажем, мотоциклиста, вами просматривается плохо, так как в зеркале заднего вида эта часть дороги видна не полностью; из-за налипшей на задних фонарях грязи сигнал поворота на вашей машине другой водитель может не заметить.

Вы останавливаетесь на перекрестке и пропускаете встречных водителей, чтобы затем повернуть налево. Зажегся желтый сигнал светофора. Вы трога­етесь с места, чтобы побыстрее освободить перекресток, полагая, что встреч­ный водитель теперь должен остановиться.

Комментарий. Возможная опасность: водитель, движущийся навстречу, может в этот же самый момент прибавить скорость, чтобы успеть проскочить перекресток до включения красного сигнала, и если вы не выдержите паузу в 1–2 с, столкновение с ним станет неизбеж­ным. Ее признаки: высокая скорость движущегося со встречного направления автомобиля; его близость к границе перекрестка.

По одному из двух рядом расположенных проездов вы приблизились к пере­крестку. Слева водитель на главной дороге включил правую мигалку. Вы тоже собираетесь повернуть направо. Останавливаться перед перекрестком или нет?

Комментарий. Возможная опасность: водитель на главной дороге может повернуть с нее не на первом пересечении, а в проезд справа от вас. Тогда расчет на то, что ваши пути не пересекутся, может оказать­ся ошибочным, возникнет угроза столкновения. Ее признаки: примы­кающие к главной дороге проезды находятся близко один от другого, поэтому предупредительные сигналы почти невозможно разнести по времени; скорость автомобиля на главной дороге чуть выше той, кото­рая, на ваш взгляд, должна была бы быть перед самым поворотом.

На двухполосной дороге вы едете по левой полосе. Впереди на середине дороги пережидают поток двое взрослых и подросток. Водитель автопоезда на встреч­ной полосе решил обойти идущий к остановке автобус.

Комментарий. Возможная опасность: ребенок, да и взрослый чело­век могут испугаться громады автопоезда, проезжающего почти вплот­ную к ним, и инстинктивно попятиться, сделав шаг-другой назад; если в этот момент вы окажетесь рядом, отвернуть в сторону вряд ли удаст­ся. Ее признаки: пешеходы находятся к вам спиной и не видят вашу машину; при своих габаритах автопоезд занимает практически всю полосу движения; люди на дороге ограничивают свободу маневра.

Вы подъезжаете к нерегулируемому пересечению равнозначных дорог. Спра­ва к нему приближается велосипедист. Вы притормозили, собираясь пропус­тить его, но, заметив, что и тот снижает скорость, решаете проехать перекресток первым и резко увеличиваете газ.

Комментарий. Возможная опасность: такие скачки в ритме движе­ния всегда опасны. Не исключено, что велосипедист «клюнет» на ваше притормаживание и в следующий миг, закрутив педали сильнее, вы­скочит наперерез в нескольких метрах от вашего автомобиля. Ее при­знаки: нерешительность и ваша и велосипедиста; по Правилам проезда перекрестков преимущество в данной ситуации на стороне велосипе­диста, и он может проявить излишнюю самоуверенность.

Вы подъезжаете к пересечению с главной дорогой, намереваясь повернуть налево. В сплошном потоке транспорта, движущегося по ней, появился разрыв — два грузовых автомобиля приготовились поворачивать направо. Вы решаете воспользоваться этим моментом.

Комментарий. Возможная опасность: двинувшись вперед, вы поте­ряете из виду водителя, следующего за поворачивающими грузови­ками, и если он не захочет дожидаться, пока они освободят путь, и пойдет на обгон, то вы внезапно окажетесь на его пути, столкновение станет почти неизбежным. Его признаки: габариты грузовика создают большую непросматриваемую со второстепенной дороги зону; позиция водителя легкового автомобиля позволяет ему предпринять обгон; такой маневр на главной дороге разрешен и в зоне перекрестка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *