Решение, которые принимает водитель

В жизни нам приходится принимать много разных решений, но лишь некоторые из них могут определить нашу дальнейшую судьбу. В первую очередь к ним можно отнести решения, которые принимаются при управлении автомобилем. Любое решение представляет собой выбор.

При вождении это выбор наиболее безопасного в данных условиях режима движения автомобиля. Подобно лоцману, водитель должен про­вести свой автомобиль, минуя окружающие его опасности. Какие же решения он должен при этом принимать?

Прежде всего следует выбрать цель и маршрут движения, а также время начала поездки. Уже на этой вне дорожной стадии можно в боль­шей мере уменьшить или, наоборот, увеличить опасность поездки. Например, выбрав наиболее безопасный маршрут и время движения, вы уменьшите количество опасностей, с которыми придется встретить­ся. Выехав заранее, получите необходимое спокойствие.

Теперь о самом движении. В вашей власти выбор курса движения автомобиля, т.е. его скорости и траектории, а также предупрежда­ющих сигналов, т.е. способов взаимодействия с другими участниками движения.

безопасное вождение

Какая скорость лучше всего отвечает требованиям безопасности в данной ситуации? Когда и как выполнить маневр так, чтобы он был минимально опасен для вас и окружающих? Какие приемы управле­ния автомобилем и сигналы лучше всего при этом использовать? Казалось бы, простые вопросы, но, как показывает практика, решаются они далеко не всегда наилучшим образом.

Дать готовые рецепты на все случаи дорожной жизни невозможно, но общие принципы, пользуясь которыми, вы сможете правильно решать задачи, поставленные дорогой, существуют. О них и пойдет речь.

Запас безопасности

Старайтесь двигаться так, чтобы вокруг вашего автомобиля всегда бы­ло как можно больше свободного пространства. Чем больше окружа­ющая вас «ничейная» зона, тем больше времени будет для наблюдения, осмысливания обстановки, выбора и реализации решения.

Плавность, безопасность, экономичность и комфортабельность движения — все это следствие умения поддерживать необходимую зону безопасности в любых дорожно-транспортных ситуациях. Ее размер и форма зависят от дорожных, транспортных и погодных условий. В лю­бой момент времени свободное пространство вокруг автомобиля долж­но быть таким, чтобы позволяло исправить свою или чужую ошибку, т.е. избежать происшествия при неожиданном возникновении кон­фликтной ситуации.

Для удобства рассмотрения всю зону безопасности можно пред­ставить в виде трех частей: пространства спереди автомобиля, сбоку и сзади.

Зона безопасности впереди (дистанция). Представьте такую ситу­ацию: вы движетесь по городской дороге, и вдруг водитель лидирую­щего автомобиля неожиданно начинает резко тормозить. Успеете ли вы избежать попутного столкновения?

Для этого вам надо, во-первых, увидеть и осознать, что лидиру­ющий автомобиль останавливается, во-вторых, перенести ногу на пе­даль тормоза и нажать ее. Если вы успеете сделать все это до того, как достигнете места, с которого другой водитель начал торможение (т.е. нажал на педаль тормоза), вы, возможно, успеете избежать столк­новения. Значит, многое зависит от того, насколько близко вы двига­лись за лидером, т.е. соблюдали дистанцию.

К сожалению, очень часто дистанцию не соблюдают, и поэтому в городе попутные столкновения происходят чаще всех других видов происшествий.

 

Чтобы успеть остановить свой автомобиль при внезапной останов­ке движущегося впереди транспортного средства, нужно заранее пред­видеть тот момент, когда лидирующий водитель начнет торможение, и постоянно поддерживать по меньшей мере 2-секундную дистанцию по отношению к нему. Такая дистанция обеспечивает необходимый запас времени и обзор обстановки впереди.

Как ее определить? Лучше всего с помощью счета. Приметьте какой-нибудь неподвижный объект впереди вблизи дороги. Как толь­ко задний бампер автомобиля, движущегося впереди, минует этот объект, начинайте считать: одна тысяча один, одна тысяча два. Если вы произнесли «одна тысяча два» до того, как проехали этот объект, ваша дистанция недостаточна, ее необходимо увеличить.

Постарайтесь приучить себя соблюдать 2-секундную дистанцию. Это очень удобно: ориентироваться по времени, а не по расстоянию, которое всегда меняется в зависимости от скорости; 2-секундная дис­танция — минимальная дистанция безопасности. Она приемлема для движения только в плотном транспортном потоке. Чаще всего дистан­ция должна быть больше.

Ниже перечислены ситуации, в которых надо увеличить дистанцию хотя бы до 4-5 с:

· впереди вас движется крупногабаритное транспортное средство, закрывающее обзор обстановки впереди. Увеличение дистанции позволяет увеличить боковой и передний обзор обстановки;

· скользкая дорога. Если автомобиль, движущийся впереди вас, вне­запно тормозит, вам необходимо значительно большее, чем при движении на сухом покрытии, расстояние для остановки;

· впереди движется мотоцикл. Если мотоциклист опрокинется, вам понадобится дополнительное расстояние, чтобы его объехать. Вероятность падения мотоциклиста увеличивается при мокром дорожном покрытии, на металлических поверхностях, таких, как каркасы мостов или трамвайные пути, а также на гравии;

· водитель следующего за вами автомобиля собирается пойти на об­гон. В этой ситуации следует снизить скорость, чтобы увеличить свободное пространство впереди вашего автомобиля и облегчить обгоняющему завершение маневра; ваш автомобиль сильно на­гружен или имеет прицеп. Необходимость увеличения дистанции в этом случае связана с тем, что дополнительный груз увеличи­вает величину тормозного пути;

· вы подъезжаете к зоне, где возможно торможение лидирующего автомобиля, например к перекрестку, пешеходному переходу, реконструируемому участку дороги и т.п.

Иногда трудно выдерживать дистанцию до лидирующего автомоби­ля из-за того, что он постоянно без видимой необходимости замедляет движение или останавливается. Водитель такого автомобиля нарушает общий ритм движения и создает другим массу трудностей, впрочем, и себе такой дерганой ездой он ничем не помогает. Лучше всего держать­ся от него подальше, найдя себе место среди равномерно движущихся автомобилей.

Старайтесь двигаться по такой полосе, на которой движение более равномерно. На крайней левой полосе обычно скапливаются автомо­били, поворачивающие налево. Поэтому лучше ехать правее, но край­няя правая полоса тоже не самая удобная, ритм движения потока может нарушаться из-за транспортных средств, въезжающих с примыкающих направлений или, наоборот, съезжающих на них, а также общественно­го транспорта, часто останавливающегося на обозначенных остановках.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Вы также можете почитать…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *