Решение, которые принимает водитель

В жизни нам приходится принимать много разных решений, но лишь некоторые из них могут определить нашу дальнейшую судьбу. В первую очередь к ним можно отнести решения, которые принимаются при управлении автомобилем. Любое решение представляет собой выбор.

При вождении это выбор наиболее безопасного в данных условиях режима движения автомобиля. Подобно лоцману, водитель должен про­вести свой автомобиль, минуя окружающие его опасности. Какие же решения он должен при этом принимать?

Прежде всего следует выбрать цель и маршрут движения, а также время начала поездки. Уже на этой вне дорожной стадии можно в боль­шей мере уменьшить или, наоборот, увеличить опасность поездки. Например, выбрав наиболее безопасный маршрут и время движения, вы уменьшите количество опасностей, с которыми придется встретить­ся. Выехав заранее, получите необходимое спокойствие.

Теперь о самом движении. В вашей власти выбор курса движения автомобиля, т.е. его скорости и траектории, а также предупрежда­ющих сигналов, т.е. способов взаимодействия с другими участниками движения.

безопасное вождение

Какая скорость лучше всего отвечает требованиям безопасности в данной ситуации? Когда и как выполнить маневр так, чтобы он был минимально опасен для вас и окружающих? Какие приемы управле­ния автомобилем и сигналы лучше всего при этом использовать? Казалось бы, простые вопросы, но, как показывает практика, решаются они далеко не всегда наилучшим образом.

Дать готовые рецепты на все случаи дорожной жизни невозможно, но общие принципы, пользуясь которыми, вы сможете правильно решать задачи, поставленные дорогой, существуют. О них и пойдет речь.

Запас безопасности

Старайтесь двигаться так, чтобы вокруг вашего автомобиля всегда бы­ло как можно больше свободного пространства. Чем больше окружа­ющая вас «ничейная» зона, тем больше времени будет для наблюдения, осмысливания обстановки, выбора и реализации решения.

Плавность, безопасность, экономичность и комфортабельность движения — все это следствие умения поддерживать необходимую зону безопасности в любых дорожно-транспортных ситуациях. Ее размер и форма зависят от дорожных, транспортных и погодных условий. В лю­бой момент времени свободное пространство вокруг автомобиля долж­но быть таким, чтобы позволяло исправить свою или чужую ошибку, т.е. избежать происшествия при неожиданном возникновении кон­фликтной ситуации.

Для удобства рассмотрения всю зону безопасности можно пред­ставить в виде трех частей: пространства спереди автомобиля, сбоку и сзади.

Зона безопасности впереди (дистанция). Представьте такую ситу­ацию: вы движетесь по городской дороге, и вдруг водитель лидирую­щего автомобиля неожиданно начинает резко тормозить. Успеете ли вы избежать попутного столкновения?

Для этого вам надо, во-первых, увидеть и осознать, что лидиру­ющий автомобиль останавливается, во-вторых, перенести ногу на пе­даль тормоза и нажать ее. Если вы успеете сделать все это до того, как достигнете места, с которого другой водитель начал торможение (т.е. нажал на педаль тормоза), вы, возможно, успеете избежать столк­новения. Значит, многое зависит от того, насколько близко вы двига­лись за лидером, т.е. соблюдали дистанцию.

К сожалению, очень часто дистанцию не соблюдают, и поэтому в городе попутные столкновения происходят чаще всех других видов происшествий.

 

Чтобы успеть остановить свой автомобиль при внезапной останов­ке движущегося впереди транспортного средства, нужно заранее пред­видеть тот момент, когда лидирующий водитель начнет торможение, и постоянно поддерживать по меньшей мере 2-секундную дистанцию по отношению к нему. Такая дистанция обеспечивает необходимый запас времени и обзор обстановки впереди.

Как ее определить? Лучше всего с помощью счета. Приметьте какой-нибудь неподвижный объект впереди вблизи дороги. Как толь­ко задний бампер автомобиля, движущегося впереди, минует этот объект, начинайте считать: одна тысяча один, одна тысяча два. Если вы произнесли «одна тысяча два» до того, как проехали этот объект, ваша дистанция недостаточна, ее необходимо увеличить.

Постарайтесь приучить себя соблюдать 2-секундную дистанцию. Это очень удобно: ориентироваться по времени, а не по расстоянию, которое всегда меняется в зависимости от скорости; 2-секундная дис­танция — минимальная дистанция безопасности. Она приемлема для движения только в плотном транспортном потоке. Чаще всего дистан­ция должна быть больше.

Ниже перечислены ситуации, в которых надо увеличить дистанцию хотя бы до 4-5 с:

· впереди вас движется крупногабаритное транспортное средство, закрывающее обзор обстановки впереди. Увеличение дистанции позволяет увеличить боковой и передний обзор обстановки;

· скользкая дорога. Если автомобиль, движущийся впереди вас, вне­запно тормозит, вам необходимо значительно большее, чем при движении на сухом покрытии, расстояние для остановки;

· впереди движется мотоцикл. Если мотоциклист опрокинется, вам понадобится дополнительное расстояние, чтобы его объехать. Вероятность падения мотоциклиста увеличивается при мокром дорожном покрытии, на металлических поверхностях, таких, как каркасы мостов или трамвайные пути, а также на гравии;

· водитель следующего за вами автомобиля собирается пойти на об­гон. В этой ситуации следует снизить скорость, чтобы увеличить свободное пространство впереди вашего автомобиля и облегчить обгоняющему завершение маневра; ваш автомобиль сильно на­гружен или имеет прицеп. Необходимость увеличения дистанции в этом случае связана с тем, что дополнительный груз увеличи­вает величину тормозного пути;

· вы подъезжаете к зоне, где возможно торможение лидирующего автомобиля, например к перекрестку, пешеходному переходу, реконструируемому участку дороги и т.п.

Иногда трудно выдерживать дистанцию до лидирующего автомоби­ля из-за того, что он постоянно без видимой необходимости замедляет движение или останавливается. Водитель такого автомобиля нарушает общий ритм движения и создает другим массу трудностей, впрочем, и себе такой дерганой ездой он ничем не помогает. Лучше всего держать­ся от него подальше, найдя себе место среди равномерно движущихся автомобилей.

Старайтесь двигаться по такой полосе, на которой движение более равномерно. На крайней левой полосе обычно скапливаются автомо­били, поворачивающие налево. Поэтому лучше ехать правее, но край­няя правая полоса тоже не самая удобная, ритм движения потока может нарушаться из-за транспортных средств, въезжающих с примыкающих направлений или, наоборот, съезжающих на них, а также общественно­го транспорта, часто останавливающегося на обозначенных остановках.

Когда полос для движения всего одна или две, выбирать не из чего. Если же их три и более, лучше всего двигаться по средним полосам.

Зона безопасности сбоку (интервал). Свободное пространство должно быть по обе стороны вашего автомобиля, чтобы в случае воз­никновения опасности (например, выезд какого-нибудь автомобиля на вашу полосу) у вас имелась возможность уклониться от столкновения. «Атаки» на вашу полосу могут быть со стороны встречных автомо­билей, автомобилей, движущихся попутно по соседней полосе, авто­мобилей, выезжающих с мест стоянки.

Если по какой-то причине встречный автомобиль оказался на вашей полосе, опасность очень велика, поскольку последствия лобо­вого столкновения обычно самые тяжелые. При таких столкновени­ях скорости двух движущихся навстречу друг другу транспортных средств складываются. Поэтому старайтесь располагать свой автомобиль так, чтобы между вашим и встречным автомобилем была по мень­шей мере одна полоса. По возможности не выезжайте на крайнюю левую полосу. На двухполосной дороге старайтесь двигаться по сво­ей полосе как можно правее. Это особенно важно на поворотах, где водитель встречного транспортного средства может не вписаться в поворот из-за неверно выбранной скорости, а также при подъезде к пересечениям, где он может повернуть налево без подачи предупреж­дающего сигнала.

Водители, движущиеся по соседним полосам, могут неожиданно на­чать перестроение, поэтому старайтесь не двигаться слишком близко к ним и не находиться в их «слепой» зоне. Соблюдайте боковой интер­вал и выбирайте скорость так, чтобы не попадать в «слепую» зону.

Стоящие автомобили могут неожиданно для вас начать выезжать со стоянки. Из-за стоящего автомобиля может появиться пешеход. Предвидя возможность появления этих опасностей, не приближайтесь к стоящим автомобилям слишком близко, оставляйте запас безопасно­сти сбоку. Постоянно наблюдайте за ними. Сигналом того, что кто-то из них будет выезжать, может быть включение указателя поворота или стоп-сигнала. При движении по автомагистрали увеличивайте боковой интервал до автомобилей, выезжающих на автомагистраль, перестрое­нием на левую полосу движения. Старайтесь не двигаться рядом с дру­гими транспортными средствами при проезде выезда с магистрали, так как некоторые водители могут неожиданно начать перестроение на правую сторону для поворота или, передумав, резко повернуть с выезда обратно на магистраль.

Всегда увеличивайте боковой интервал при проезде мимо участни­ков движения, которые могут вас не видеть. Например, водители, выез­жающие со двора, обзор обстановки для которых ограничен зданиями, деревьями или стоящими транспортными средствами; дети, играющие в непосредственной близости от проезжей части; водители, выез­жающие задним ходом со стоянки; водители автомобилей, стекла ко­торых покрыты снегом, загрязнены или запотели; пешеходы, лица которых закрыты зонтиками.

В ситуации ограниченного обзора будьте особенно внимательны, увеличьте запас безопасности, снизьте скорость. Особенно это касает­ся жилых зон, где вас подстерегает множество неожиданностей.

 

Зона безопасности сзади. Соблюдение безопасной дистанции сзади в большей степени зависит от того, кто движется за вами. Однако надеяться на него можно не всегда.

Если вы движетесь достаточно быстро, соблюдая установленные скоростные ограничения, и видите, что кто-то спешит и едет за вами почти вплотную, дайте ему возможность обогнать вас.

Если же движущийся сзади не торопится, а приблизился к вам на опасно близкую дистанцию просто из-за неграмотности, увеличьте дистанцию по отношению к движущемуся впереди до 3–4 с. Тогда в слу­чае необходимости торможения у вас будет достаточно времени и ме­ста, чтобы тормозить плавно, давая этим возможность движущемуся сзади остановить автомобиль.

На загородной дороге старайтесь быть в одиночестве, не пристра­ивайтесь к проезжающим пачкам автомобилей.

Изменяя форму зоны безопасности, вы можете снизить вероят­ность столкновения в любой ситуации. Для этого надо выбрать наибо­лее подходящую траекторию и скорость движения. Например, если вы видите ребенка на правой стороне дороги, объезжайте его как мож­но левее. Если к вам на большой скорости приближается грузовик с прицепом, займите крайнее правое положение. Этим вы обеспечи­те себе возможность успешного устранения последствий своих и чужих ошибок. Снижение скорости позволит не только облегчить выполне­ние избегающего маневра, но также уменьшит тяжесть возможного происшествия.

Старайтесь двигаться посередине полосы движения, которую вы выбрали, не отклоняясь вправо или влево. Тем самым вы обеспечите равномерное распределение свободного пространства с обеих сторон автомобиля. При увеличении вероятности присутствия невидимого ва­ми участника ситуации необходимо увеличить свободное пространство с той стороны, где он может появиться. Например, вы подъезжаете к нерегулируемому перекрестку. Справа растут деревья, закрывающие обзор обстановки на примыкающей справа дороге. Каким образом можно увеличить безопасность в такой ситуации?

Подъезжайте к перекрестку как можно левее. Это позволит вам, во-первых, заметить помеху справа раньше, во-вторых, водитель авто­мобиля, подъезжающего справа, будет иметь возможность также раньше увидеть вас и затормозить, в-третьих, у вас будет дополнительное пространство, столь необходимое в случае возникновения конфликта. При проезде мимо стоящего транспорта, в особенности автобуса или троллейбуса, следует держаться по возможности левее, так как из-за не­го могут появиться люди, переходящие дорогу.

безопасное вождение

Довольно часто две или несколько опасностей появляются однов­ременно. Например, автомобиль, движущийся впереди, начинает по­ворачивать направо, а встречный транспорт завершает обгон. В этом случае можно рекомендовать такие варианты решений: увеличить зо­ну безопасности со стороны одного из наиболее опасных объектов; увеличить зону безопасности с той стороны, где количество опаснос­тей наибольшее.

Дорожная обстановка меняется постоянно, поэтому выбор наибо­лее безопасной траектории движения — непрерывный процесс. При этом старайтесь учесть следующие важные моменты.

Обеспечивает ли выбранная траектория движения наилучшую для данной ситуации зону безопасности? Какова ваша видимость? Ви­димость может быть ограничена холмами, поворотами дороги, объ­ектами, стоящими в придорожной области, другими транспортными средствами. Надо стараться так разместить свой автомобиль на про­езжей части, чтобы вам была видна окружающая обстановка, а другие участники ситуации хорошо бы видели вас.

Не мешает ли ваш автомобиль движению потока? Чем меньше за­труднений вы будете создавать для других, тем меньше их будет у вас самих.

Соответствует ли траектория вашего движения состоянию проез­жей части дороги? На дорогах встречаются участники с пониженным коэффициентом сцепления, канавами, ухабами. Их надо избегать.

Следующий прием, который можно использовать для поддержания необходимой зоны безопасности, — это согласование по времени сво­его движения с характером дорожно-транспортной обстановки. Напри­мер, выбрав наилучшее место разъезда со встречным транспортом, вы можете снизить вероятность столкновения с ним. Для этого надо вы­брать такую скорость движения, чтобы ваш разъезд произошел на участке, имеющем наибольшеесвободное пространство. Избегайте разъезда на узком участке дороги или в местах, где присутствуют другие опасности: пешеходы, велосипедисты, плохая проезжая часть, недостаточная видимость и т.д. Допустим, двигаясь по узкой дороге, вы нагоняете велосипедиста, едущего по вашей стороне, в то время как впереди появляется встречный грузовик. В этой ситуации надо вы­брать такую скорость, которая позволит избежать встречи с велосипе­дистом и грузовым автомобилем в одном месте. Если водитель грузовика или велосипедист совершает неожиданный маневр, у вас бу­дет необходимое пространство на дороге, которое позволит исправить ошибку.

При выборе скорости движения исходите из наиболее возможных ошибок других участников ситуации. При этом поступайте так, чтобы ваши действия были понятны другим.

Теперь о выборе времени для совершения маневра. Старайтесь находить для выполнения маневра наилучшие условия. Например, не стоит обгонять на участках, имеющих скользкое покрытие или плохую видимость. Условия могут быть более благоприятны в какое-то опреде­ленное время. В это время и следует выполнять маневр. Например, для поворота в узкий проезд надо выбрать такое время, чтобы исклю­чить возможность встречного столкновения с транспортом, выезжа­ющим из него. Обгон или смену полосы движения не надо начинать, находясь в «слепой» зоне. При совершении любого маневра старай­тесь занимать как можно меньше места. Избегайте выполнения сразу двух маневров. Избегайте бессмысленных маневров. Если вы пропусти­ли благоприятный момент для поворота, лучше сделайте его на следу­ющем перекрестке.

Довольно распространенная ошибка — одновременное выполнение нескольких действий по управлению автомобилем, часть которых можно спокойно выполнить раньше или позже. Например, не стоит пытаться одновременно включать сигнал поворота, переключать пере­дачу, устанавливать зеркало заднего вида и закуривать. К добру это не приведет. Ограничьтесь только самым необходимым для выполнения маневра. Старайтесь расположить ваш автомобиль при движении по дороге таким образом, чтобы другие участники движения видели вас. Одной из распространенных ошибок является движение в зоне невиди­мости. Старайтесь избегать движения сбоку и чуть сзади других автомо­билей в течение длительного времени. Увеличьте скорость и проезжайте вперед либо немного отстаньте. Обгоняя автомобиль, постарайтесь миновать зону невидимости его водителя как можно быстрее. Чем доль­ше вы будете в ней находиться, тем больше будет опасность.

При совершении маневров на пересечениях дорог следует помнить, что наиболее опасен такой поворот, при котором вы пересекаете мак­симальное число полос. Поэтому поворачивайте с полосы, находящей­ся ближе всего к стороне поворота. Если вы поворачиваете налево, займите левую полосу. Если вы поворачиваете направо, займите пра­вую полосу.

После поворота займите полосу, ближайшую к той, с которой вы повернули. При левом повороте выезжайте на левую полосу, при пра­вом — на правую. Если вы хотите перестроиться, делайте это только после того, как закончили поворот и убедились в отсутствии помех.

Если вы уже выехали на перекресток, продолжайте движение. Если начали делать поворот, закончите его. Изменение направления в по­следний момент часто приводит к ДТП.

Выбор скорости

Выбирать и контролировать скорость водителю приходится постоян­но, так как окружающая обстановка меняется и вам приходится кого-то обгонять, где-то поворачивать налево или направо, съезжать с одной дороги и выезжать на другую и т.д.

Принимая решение, помните: чем больше скорость, тем сложнее сохранить контроль над автомобилем при маневрировании, тем боль­ше путь, который пройдет автомобиль до полной остановки, тем выше вероятность происшествия и тяжелее его последствия.

Но слишком малая скорость тоже опасна. Она увеличивает вероят­ность попутного столкновения. Скорость движения должна быть как можно более равномерной, она должна устраивать не только вас, но и других участников дорожного движения, а также соответствовать условиям движения и выполняемому маневру.

Рассмотрим принципы выбора скорости в конкретных ситуациях.

Слияние с транспортным потоком

Если вы вливаетесь в интенсивный транспортный поток с примы­кающей дороги или с места стоянки, нужно дождаться такого момента,

 

когда для вашего маневра будет достаточно места. Только в этом слу­чае вы обеспечите безопасность себе и другим. Дождавшись достаточ­ного разрыва в потоке транспорта, плавно его занимайте, а затем постепенно увеличивайте скорость, уравнивая ее со средней скоро­стью потока.

Выезд на автомагистраль с примыкающей дороги, не имеющей полосы разгона. В этом случае надо быть особенно внимательным, не рисковать. Интервал в транспортном потоке, позволяющий вам безопасно выехать на автомагистраль, должен быть не менее 5 секунд. Если автомобиль, приближающийся по правой крайней полосе, закры­вает видимость обстановки на выезде, сбавьте скорость или остано­витесь.

Выезжайте на автомагистраль только при свободной правой полосе. Выехав на автомагистраль, оставайтесь на правой полосе до тех пор, пока не наберете скорость, соответствующую скорости транспортного потока на автомагистрали.

Выезд на автомагистраль по полосе разгона

Когда примыкающая дорога имеет полосу разгона, маневр выполняет­ся значительно легче и безопаснее. Ведь на ней можно разогнаться и набрать скорость, соответствующую средней скорости транспортного потока до выезда на автомагистраль. К тому же у вас больше времени для наблюдения за обстановкой на магистрали.

Чтобы полностью использовать все преимущества, которые вам дает полоса разгона, соблюдайте следующие правила:

·  на полосе разгона резко не тормозите. Любое торможение при движении на полосе разгона — большая неожиданность для води­телей, движущихся сзади. Они ожидают, что вы будете увеличи­вать скорость, а не снижать ее;

·  не останавливайтесь в конце полосы разгона. Такая остановка — это самое худшее, что вы можете сделать. Из-за нее вы станете помехой всем, кто движется сзади. Вам придется набирать ско­рость уже на самой автомагистрали, вы будете торопиться. Поэто­му если уж хотите остановиться, то делайте это в начале полосы разгона.

 

Выезд из транспортного потока

Общий порядок таков: посмотрите в зеркало заднего вида: нет ли авто­мобилей сзади; заранее предупредите водителей, движущихся сзади, включив указатель поворота за 4–5 с до начала маневра; начинайте снижать скорость, при этом несколько раз слегка нажмите на педаль тормоза. Мигание стоп-сигналом будет дополнительным предупреж­дением о ваших намерениях.

Если на автомагистрали нет полосы торможения, приходится сни­жать скорость на автомагистрали. Ничего не поделаешь. Надо зара­нее подать предупредительный сигнал, чтобы движущиеся сзади знали о ваших намерениях.

Учитывайте, что после длительного движения с высокой скоро­стью даже малое ее снижение кажется очень большим, т.е. вам будет казаться, что вы движетесь уже медленно, на самом же деле все еще быстро. Так что не очень доверяйте себе, ваши оценки могут быть неточны, лучше взгляните на спидометр.

Наличие полосы торможения обеспечивает безопасность при вы­езде с автомагистрали. Полоса торможения позволяет вам покинуть транспортный поток, движущийся по автомагистрали, до того как вы начнете снижать скорость. Это безопаснее, чем тормозить на автома­гистрали. Но не забудьте подать заранее предупредительный сигнал.

Проехав полосу торможения и доехав до ее конца, убедитесь в том, что вы достаточно снизили скорость, для того чтобы продолжать движение по обычной дороге.

Вы хотите обгонять. Обгонять имеет смысл только те транс­портные средства, которые движутся со скоростью меньше средней скорости транспортного потока. Перед обгоном убедитесь в том, что свободное пространство впереди по меньшей мере втрое больше то­го, что кажетсявам достаточным для обгона. Не собирается ли води­тель, которого вы хотите обгонять, перестраиваться? Не обгоняет ли вас кто-нибудь сзади? Подайте предупреждающий сигнал указателем поворота за 4–5 с до начала маневра.

Перед выездом в соседний ряд прибавьте скорость. Не задержи­вайтесь в «слепой» зоне обгоняемого. Не возвращайтесь резко в пра­вый ряд. Сделайте это, только когда фары обгоняемого автомобиля будут видны в вашем зеркале заднего вида.

 

Вас обгоняют

Когда вы видите, что кто-то намерен вас обгонять, помогите ему это сделать. Если вы видите, что для обгона вашего автомобиля обгоня­ющему приходится развивать слишком высокую скорость, примите вправо, освобождая обгоняющему место для маневра.

Бывает так, что, начав обгон, водитель обгоняющего вас автомоби­ля где-то на середине маневра, т.е., уже выехав на полосу встречного движения, понимает, что ошибся в расчетах, неверно оценив скорость встречного автомобиля, и вынужден отказаться от обгона. В этом случае вам следует лучше не снижать скорость, а напротив, увеличить ее, давая ему возможность быстро уйти вправо на свою полосу, «спря­таться» за ваш автомобиль.

Вы движетесь за крупногабаритным транспортным средством

Крупногабаритные транспортные средства (автобусы, грузовые авто­мобили) при движении на подъем обычно постепенно теряют ско­рость. Вы должны быть готовы к этому и держаться от них подальше, т.е. снизить скорость и увеличить дистанцию.

Если движущийся впереди крупногабаритный транспорт останав­ливается на подъеме, а вслед за ним вы, не подъезжайте к нему слишком близко, держитесь от него подальше, чем при аналогичной останов­ке вслед за легковым автомобилем. Тяжелый автомобиль при трога-нии на подъеме может немного отъехать назад, и тогда столкновение неминуемо. Впрочем, откатиться назад может и легковой автомобиль, ведь далеко не все водители могут правильно трогаться с места на подъеме. Так что дистанция при движении на подъеме должна быть вдвое больше.

Скорость на подъемах

При движении на подъем ваш автомобиль теряет скорость. Чтобы сохранить ее, преодолевайте подъем на 2-й или 3-й передаче. Добрав­шись до вершины подъема, уменьшите нажатие на педаль акселера­тора, чтобы не вылететь на вершину, как снаряд.

При спуске автомобиль не теряет, а напротив, набирает скорость, поэтому акселератор вам не нужен. Переключитесь на пониженную передачу и тормозите двигателем. Если надо, используйте также педаль тормоза, при этом не развивайте большую скорость. После спуска мо­жете опять нажимать на педаль акселератора настолько, насколько это вам необходимо и насколько позволяют дорожные условия.

Скорость на поворотах

Следите за дорожными знаками. Они предупреждают вас о приближе­нии к крутому повороту. Перед входом в поворот необходимо снизить скорость. Если вы начнете поворот на слишком большой скорости, вам грозит занос, выезд на встречную полосу, может быть опрокидывание, короче, много неприятностей. Поэтому гораздо проще и безопаснее (для себя и для других) начинать заблаговременно снижать скорость при приближении к повороту. Не беда, что вы замедлите даже боль­ше, чем надо, после входа в поворот увеличьте скорость. Хуже, если на самом повороте обнаружится, что вы въехали слишком резво и вам придется совмещать поворот руля с торможением. Это очень опасно. Итак, плавное снижение скорости перед поворотом, плавное вхож­дение в поворот, постепенное увеличение скорости ближе к выходу из поворота.

Скорость на пересечениях

Любое пересечение транспортных потоков требует снижения скоро­сти. На пересечениях всегда опасно: автомобили движутся в разных направлениях, в городах и населенных пунктах — вблизи пересечений и на них самих могут появиться пешеходы.

Приближаясь к перекрестку, постепенно снижаете скорость с тем, чтобы при необходимости успеть остановить свой автомобиль. Уви­дев знак «Уступите дорогу», снижайте скорость и готовьтесь заранее к остановке. Держите в поле зрения обстановку на всем перекрестке.

Вспомните о том, что на перекрестках довольно часто совершают­ся неосознанные, а порой и сознательные нарушения. Поэтому будьте внимательны и предупреждайте возможное опасное развитие событий снижением скорости.

Скорость при проезде опасных зон, примыкающих к дороге

К таким зонам относятся примыкающие к дороге переулки, дворы, торговые центры. В таких зонах транспортные средства двигаются передним и задним ходом, между ними снуют по своим неотложным делам пешеходы, совершенно не обращая внимания на движение транспорта. Во всей этой суматохе у водителя еще и ограничена види­мость припарковавшимися машинами, зданиями, киосками и другими объектами.

Как же действовать в таких условиях? Ответ очень простой: быть предельно внимательным и двигаться как можно медленнее, чтобы в любой момент суметь остановить автомобиль и избежать наезда, столкновения.

Скорость при интенсивном пешеходном движении

Около пешеходных переходов, школ или других детских учреждений, жилых зон и там, где очень высока вероятность появления человека на проезжей части, скорость должна быть снижена до минимума.

Особого внимания требуют участки, где возможно появление детей. Самая низкая скорость должна быть вблизи школ и детских площадок.

Вблизи мест стоянки автомобилей двигайтесь как можно медлен­нее, так как возможны неожиданные действия пешеходов, выезд авто­мобиля.

Водители припарковавшихся автомобилей могут неожиданно вый­ти на проезжую часть, открыть дверь. Двигайтесь как можно медлен­нее при въезде на место парковки или выезде с него.

безопасное вождение

Заметив вблизи пешеходов или мотоциклистов, снижайте скорость с помощью многократного нажатия на педаль тормоза. Такой способ торможения позволяет предупредить движущихся сзади о том, что вы снижаете скорость.

Взаимодействие с участниками дорожного движения

Обеспечение безопасности немыслимо без четкого взаимодействия участников движения. Поэтому очень важно освоить и применять все способы такого взаимодействия.

Как сообщить о своих намерениях? Когда вы хотите изменить нап­равление движения, не забывайте о том, что при перестроении, по­вороте, развороте вероятность столкновения с другим транспортным средством увеличивается. Своевременное сообщение о своих намере­ниях значительно снижает эту вероятность.

 

Не забывайте подать сигнал всякий раз, когда вы перестраиваетесь на другую полосу, собираетесь повернуть, выехать или съехать с доро­ги, хотите остановиться, начинаете движение после остановки или стоянки.

Подавать сигналы надо так, чтобы они были хорошо видны, вовре­мя замечены и правильно поняты другими участниками дорожного движения. Чем раньше вы подадите сигнал о ваших дальнейших наме­рениях, тем больше будет у других участников времени, чтобы этот сигнал принять и отреагировать на него.

Учитывайте условия движения в некоторых ситуациях. Слишком ранняя подача сигнала может дезориентировать других участников. Например, если хотите остановиться за перекрестком, не стоит пода­вать сигнал перед перекрестком, лучше подать его, когда вы уже въе­хали на перекресток. Если вы собираетесь повернуть на пересечении, перед которым в непосредственной близости располагается еще один перекресток, то не включайте указатель поворота до тех пор, пока не проедете первое пересечение. Если вы подадите сигнал раньше, то другие участники могут решить, что вы будете поворачивать не на вто­ром, а на первом перекрестке, и предпримут действия, опасные в дан­ной ситуации, например начнут левый поворот или завершение обгона.

Подавайте сигнал об изменении направления движения как можно раньше, но так, чтобы он не дезориентировал других водителей. Надо выработать у себя привычку включать указатель поворота всякий раз, когда вы изменяете направление движения, независимо от того, есть ли вокруг другие участники движения или нет. Привычка должна быть выработана прочно, надежно, основательно. После выполнения мане­вра проверьте, выключен ли сигнал поворота. При очень плавном повороте автоматическое выключение сигнала может не сработать.

Иногда сигнал рукой предпочтительнее, чем сигнал указателем поворота. Например, в ясный яркий солнечный день (когда солнце светит прямо в глаза или сбоку) бывает трудно разглядеть, включена или нет лампочка сигнала поворота. В плохую погоду (дождь, снег, грязь на дороге) тоже можно не увидеть сигнала, если указатель забрыз­ган грязью.

О ваших намерениях другие люди могут судить по той позиции, которую занимает ваш автомобиль на проезжей части. Например, то, что вы, приближаясь к перекрестку, перестраиваетесь в крайнюю правую полосу, может подсказать другим водителям, что вы хотите повернуть направо. Однако только позиция автомобиля, не подкреп­ленная предупреждающими сигналами, дает весьма неопределенную информацию. Не забывайте о сигналах.

Очень важно, чтобы позиция автомобиля вместо полезной инфор­мации не давала информации дезориентирующей. Например, иногда водители несколько отклоняются от прямолинейного движения влево не для того, чтобы затем совершить левый поворот, а напротив, для поворота вправо — они считают, что так удобнее «вписаться» в поворот. Такие неоправданные изменения траектории движения могут ввести в заблуждение движущихся сзади и привести к происшествию. Поэто­му, прежде чем изменить траекторию, не имея на то особой причи­ны, подумайте о том, как ваши действия могут быть истолкованы другими и к каким последствиям это может привести.

Как предупредить других о снижении скорости? Информация об изменении скорости необходима водителям, движущимся сзади, так как позволяет заранее приготовиться к торможению и увеличить дистанцию.

В любом случае при резком снижении скорости вы должны преду­предить водителей, движущихся сзади. Первое предупреждение пере­дается автоматически, когда вы нажимаете на педаль тормоза и загорается стоп-сигнал. Это происходит даже при самом слабом нажа­тии на педаль тормоза. Пользуйтесь таким способом предупреждения всякий раз, когда вы снижаете скорость, чтобы: свернуть с дороги, не имеющей полосы торможения; остановиться или свернуть во двор, особенно это важно, если вы сворачиваете перед перекрестком, так как водитель, едущий за вами, может решить, что вы будете поворачи­вать на перекрестке; объехать предмет, лежащий на дороге, или выбои­ну, которые не может видеть водитель следующего за вами автомобиля.

Однако простое загорание стоп-сигналов вашего автомобиля не го­ворит водителю, движущемуся сзади вас, насколько интенсивно вы на­мереваетесь тормозить, до какой величины снизить скорость.

Представьте такую ситуацию. Вы движетесь на подъем, видимость ограничена; въезжаете на вершину и видите перед собой вереницу ос­тановившихся из-за дорожно-транспортного происшествия автомобилей. Вы-то, положим, успеете остановиться. А тот, кто движется за вами? Он этой вереницы машин не видит, он видит только вас, затем то, что вы тормозите. Но он не знает, что необходимо срочно оста­новиться, что торможение должно быть экстренное. Как его об этом предупредить? Оказывается, есть способ связи в критической ситуа­ции — с помощью того же стоп-сигнала. Нажмите на педаль тормоза несколько раз, помигайте стоп-сигналом, и водитель сзади сразу пой­мет, что впереди что-то случилось, и уже будет готов к экстренному торможению.

При вынужденной остановке вы должны включить аварийную сиг­нализацию, чтобы дать знать другим, что у вас что-то случилось. Ава­рийная сигнализация должна быть включена и в случае ДТП.

Сообщайте другим о своем присутствии. Иногда вам нужно просто со­общить другим водителям о том, где вы находитесь, чтобы вас заме­тили. Можно, конечно, полностью полагаться на других, считая, что они все прекрасно видят. Однако такая доверчивость очень часто при­водит к происшествию. Помогите другим увидеть вас — так надежнее. Сделать это вы можете тремя способами: габаритными огнями и све­том фар, звуковым сигналом, позицией автомобиля на проезжей части.

Габаритные огни и свет фар. В пасмурные дни и в сумерки, когда автомобиль как бы растворяется на фоне дороги, не забывайте вклю­чать габаритные огни. Если вам трудно разглядеть других участников дорожного движения, значит, самое время обозначить и себя.

Иногда одних габаритных огней недостаточно и надо использовать ближний свет фар. Свет фар не только помогает вам видеть других в темное время суток, но и позволяет другим лучше видеть вас днем.

Переключение света фар (мигание) — хороший способ предупре­дить другого водителя, который по каким-то причинам не заметил вас вовремя.

Звуковой сигнал стоит применять в случаях, связанных с предотвра­щением дорожно-транспортного происшествия. Как его применять, зависит от конкретной дорожной ситуации. Если нет непосредствен­ной опасности, достаточно легкого однократного нажатия на сигнал, чтобы привлечь к себе внимание.

В таком случае не нужен продолжительный громкий сигнал, подоб­ный вою сирены, это только напугает других участников движения и может даже ускорить происшествие. Легкого нажатия достаточно в следующих ситуациях:

· когда вблизи вас находится пешеход или велосипедист и почему-то не замечает вас;

· когда пешеход находится в опасной близости от проезжей части;

· вообще в условиях опасной близости с пешеходом или велосипе­дистом нужно быть предельно осторожным, чтобы не напугать его. Испугавшись, он может броситься не от вас, а прямо к вам под колеса;

· при обгоне. Например, вы начали обгонять транспортное сред­ство, водитель которого вас не заметил и сам начал готовиться к обгону;

· если какой-то водитель небрежно выполняет маневр (разворот, движение задним ходом, выезд со двора, со стоянки), не обращая внимания на окружающих.

Вот в таких случаях, слегка нажав на звуковой сигнал, вы достиг­нете желаемого — вас заметят, станут внимательнее, сосредоточеннее, настроятся на управление автомобилем, если они от него отвлеклись.

Но есть, конечно, гораздо более серьезные ситуации. В таких слу­чаях колебания излишни, они только отнимают драгоценное время. Давите изо всей силы на звуковой сигнал — вам простят шум, если удастся избежать дорожно-транспортного происшествия. Вот некото­рые из них:

· водитель другого автомобиля настойчиво стремится занять на до­роге то же место, которое сейчас вы занимаете;

· навстречу по вашей полосе движется другой автомобиль;

· вы потеряли контроль над управлением автомобилем.

Встречаются водители, применяющие звуковой сигнал некоррект­но, т.е. пытающиеся с его помощью расчистить себе дорогу. Такие действия ничем нельзя оправдать, а объяснить их можно лишь некуль­турностью и нежеланием считаться с другими. Не следует забывать, что звуковой сигнал — это средство предупреждения об опасности,предотвращения дорожно-транспортного происшествия, а не утверж­дение своего преимущества на движение.

Итак, звуковой сигнал — хорошее средство предупреждения об опас­ности. Но самое лучшее средство — не допускать опасности вообще, не доводить до того, чтобы необходим был звуковой сигнал, т.е. про­гнозировать опасность и вовремя избегать ее. А для этого нужно, преж­де всего, применить опережающее наблюдение, что позволит вам устранить опасность еще до того, как она возникла. Если же обстанов­ка не позволяет видеть дорогу достаточно далеко, существуют специ­альные приемы скоростного руления и экстренного торможения, позволяющее уклониться от опасности даже при дефиците времени. Главное — следите за другими. Не настаивайте на своем преимуществе, даже если оно действительно вам принадлежит, а другой водитель совершает ошибку.

Не ввязывайтесь в спор — это лишь осложнит ситуацию, в которой участвуете вы сами, и если что-то произойдет, осознание собственной правоты будет вам слабым утешением.

Еще один способ связи — располагать автомобиль на дороге так, чтобы его видели другие. Способ простой, нужно только не пренебре­гать им и немножко думать.

К примеру, вы хорошо знаете, как трудно порой бывает увидеть автомобиль, движущийся справа от вас. Поэтому старайтесь находить­ся на проезжей части так, чтобы вас лучше было видно, не задержи­вайтесь в «слепых» зонах водителей, движущихся рядом по соседним полосам. Чем больше вы находитесь в «слепой» зоне, тем больше подвергаетесь опасности.

безопасное вождение

Если вы объезжаете, обгоняете, опережаете какой-то транспорт справа, не пытайтесь предупредить его с помощью звукового сигнала (ну разве что в случае крайней необходимости). Ведь достаточно труд­но уловить, с какой стороны прозвучал сигнал. И многие водители, услышав его, решают, что кто-то собирается их опережать слева (как это чаще всего и бывает), поэтому без лишних раздумий принимают вправо, уступая вам дорогу.

Проезд перекрестка в прямом направлении. Чтобы после оста­новки автомобиля перед перекрестком (у стоп-линий или у края проез­жей части пересекаемого направления) пересечь затем двухполоснуюдорогу, нужно примерно 4 с. Но это минимальная величина. В зависи­мости от состояния вашего транспортного средства, дорожных и по­годных условий она может увеличиться.

Итак, если дорожные условия и состояние автомобиля хорошие, вам потребуется 4 с, чтобы проехать перекресток.

Если к вам приближается другой автомобиль слева, то расстояние от вашего автомобиля до него в момент трогания с места должно быть не менее 4 с.

До автомобиля, приближающегося справа, расстояние должно быть больше — 5–6 с, ведь вы пересекаете его путь не сразу после начала движения, а уже после проезда половины перекрестка.

Не начинайте движение через перекресток, не убедившись в том, что у вас достаточный запас времени, что вы никому не создадите по­мех, и никто не создаст их вам.

Въезд в транспортный поток. Чтобы набрать разрешенную для городских условий скорость 60 км/ч (например, из неподвижного состояния у стоп-линий), требуется примерно 6 с. Но это время-мини­мум. Оно увеличивается в зависимости от дорожных условий, состоя­ния автомобиля и мощности его двигателя.

Теперь предположим, что вам необходимо повернуть налево. Для этого потребуется больше времени, чем при проезде перекрест­ка в прямом направлении. Поэтому автомобиль, приближающийся сле­ва (по пересекающей дороге, на которую вы собираетесь повернуть), должен находиться и от вас на расстоянии 5–6 с. Автомобиль, прибли­жающийся справа, должен при этом находиться на расстоянии 7–8 с от перекрестка. Тогда у вас будет достаточно времени, чтобы осуще­ствить поворот и никому не создать помех.

безопасное вождение

Если вы намереваетесь повернуть направо, автомобиль, приближа­ющийся слева, должен находиться на расстоянии 6–7 с от перекрестка в тот момент, когда вы начинаете поворот. Это позволит вам безопас­но осуществить поворот и затем набрать скорость до уровня средней скорости транспортного потока.

Как же определить требуемый разрыв в транспортном потоке, рав­ный 4; 6; 8 с?

Расположитесь на каком-нибудь перекрестке. Допустим, вам нужно определить точный момент вашего поворота направо. Понаблюдайте за автомобилями, приближающимися к перекрестку слева. Выберите себе один. Отметьте тот момент — последнюю секунду, начиная с кото­рой вы еще успеете безопасно повернуть направо. Затем начинайте считать: одна тысяча один, одна тысяча два и т.д. Если отмеченный вами автомобиль минует перекресток до того, как вы произнесете «одна тысяча семь», значит, вы неправильно определили момент нача­ла поворота. Надо начинать раньше.

Вот таким образом надо тренировать свое умение ориентироваться во времени и пространстве. Точно так же можно тренировать умение определять необходимое время для обгона. Для обгона требуется в среднем 9 с. Вам надо научиться определять, сколько секунд вас от­деляет от встречного автомобиля и успеете ли вы совершить обгон до разъезда с ним.

Когда лучше уступить дорогу другому? Бывают случаи, когда преиму­щество на вашей стороне, но в целях предотвращения критической ситуации лучше его уступить другому.

Например:

· притормозить и пропустить встречный автомобиль, поворачи­вающий налево на перекрестке (хотя по Правилам он должен пропускать вас). Перед торможением не забудьте посмотреть в зеркало заднего вида;

· перестроиться влево, чтобы дать возможность приближающемуся по примыкающей дороге автомобилю въехать на главную дорогу;

· замедлить движение, если вас обгоняют.

Если вы отдадите свое преимущество другому водителю, руковод­ствуясь при этом соображениями безопасности всех участников дви­жения, дайте ему об этом знать и убедитесь в том, что он вас понял. Если вы намереваетесь уступить полосу, предпочтительнее не снижать скорость, так как это может быть непонятно тому, кому вы уступаете дорогу, а по возможности перестройтесь на соседнюю полосу (скажем, при въезде другого автомобиля на вашу дорогу с примыкающей). Одна­ко следите за тем, чтобы ваше желание помочь другим не преврати­лось в опасную нерешительность и нелогичность действий, что может привести как раз к обратному результату.

Вы также можете почитать…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *