Как правильно «читать» дорогу

Видеть самому и быть видимым другим — в этой краткой формуле за­ключен важнейший принцип безопасности дорожного движения. Дей­ствительно, если вы не видите пешехода, идущего наперерез движению вашего автомобиля, и он смотрит совсем в другую сторону, то ни о какой безопасности не может быть и речи. А ведь подобные ситуации возникают очень часто. В чем же здесь причина?

Техническое совершенствование автомобилей за последние годы значительно опередило развитие возможностей человека по управле­нию ими. Информационная насыщенность современного дорожного движения и высокие скорости автомобилей значительно повышают требования к своевременному и правильному восприятию обстановки.

Органы зрения и механизмы зрительного восприятия у людей прак­тически не изменились за последние несколько тысяч лет. В условиях интенсивного городского движения у водителя все чаще наступает ин­формационная перегрузка — он начинает пропускать важную информа­цию, в результате чего принимает неверные решения, приводящие порой к дорожно-транспортному происшествию.

Можно ли считать причиной происшествий недостатки зритель­ных возможностей водителя и напряженность дорожного движения? Очевидно, нет. И вот почему.

советы безопасной езды на дорогах

В подавляющем большинстве случаев ДТП могло не произойти, если бы водитель правильно использовал свои зрительные способ­ности и не переоценивал их. Для этого он должен управлять автомо­билем так, чтобы избежать ситуаций, требующих чудес восприятия, т.е. использовать свое зрение наиболее рациональным образом. Мно­гие водители даже не задумываются над тем, правильно ли наблюдают за дорогой.

 

Что же дают рациональные приемы наблюдения с точки зрения безопасности движения? Во-первых, возможность увидеть опасность заранее и избежать ее, имея необходимые для этого время и простран­ство. Во-вторых, гарантировать себя от пропуска важных объектов до­рожно-транспортной обстановки. И наконец, значительно уменьшить умственное и физическое напряжение, связанное с управлением авто­мобилем.

Зрение человека устроено так, что не позволяет ему с одного взгля­да воспринимать всю обстановку сразу. Чтобы осмыслить дорож­но-транспортную обстановку, надо сконцентрировать свое внимание на наиболее важных с точки зрения безопасности управления автомо­билем элементах. К ним относятся:

  • дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика, дорожная
    разметка;
  • дорожные условия;
  • поведение и состояние других участников дорожного движения.

Хотя их расположение и характер в различных ДТС различаются, можно рекомендовать общие правила наблюдения за дорожно-транс­портной обстановкой.

Правильное наблюдение — это концентрация внимания в области центра пути движения своего автомобиля, рациональное чередование быстрых осмотров дорожно-транспортной обстановки с более длитель­ным рассматриванием наиболее важных объектов, постоянный кон­троль обстановки сзади и сбоку автомобиля.

Представьте путь движения своего автомобиля как полосу про­странства на дороге, равную ширине автомобиля и располагающуюся впереди него. Исследования показали, что опытные водители выдер­живают нужное направление движения своего автомобиля, ориентиру­ясь на область дороги вблизи центра пути движения.

Центр пути движения представляет собой условную точку, располо­женную впереди на пути движения автомобиля, в которой водитель хочет оказаться через определенный промежуток времени. Эта точка становится как бы целью движения в данный момент. Она постоянно передвигается вперед со скоростью движения автомобиля.

 

При наблюдении за различными элементами дорожно-транспорт­ной обстановки взгляд опытного водителя после фиксации на отдель­ных объектах или событиях постоянно возвращается в область центра пути движения. Его расположение зависит от условий движения. Обыч­но он находится посередине полосы движения, если автомобиль дви­жется по прямому участку дороги. При движении по подъему или закруглению дороги центр пути движения располагается в месте, где будет находиться автомобиль, когда водитель закончит прохождение данного участка дороги.

Итак, первое правило: выдерживайте траекторию движения сво­его автомобиля с помощью наблюдения за центром пути движения.

Подтверждением правильности использования центра пути дви­жения как лучшего ориентира для оценки расположения автомобиля на проезжей части являются результаты нескольких специальных ис­следований, которые были проведены при помощи киносъемки. По­лученные результаты показали, что водители, использующие для ориентировки, например, центральную разделительную полосу или правый край дороги, двигаются излишне близко или к центру дороги, или к обочине.

Правило второе. Смотрите как можно дальше вперед. Это помо­жет вам заранее заметить появившуюся опасность.

Начинающие водители обычно смотрят на дорогу непосредствен­но перед капотом своего автомобиля, поэтому почти ничего не видят впереди. Нужно с самого начала заставлять себя отрывать взгляд от дороги перед капотом и переводить его дальше вперед так, чтобы пе­ред возникновением опасности вовремя ее увидеть и успеть, если надо, остановить автомобиль. Это значит, что смотреть надо на расстояние больше, чем остановочный путь вашего автомобиля. Ведь вам нужно успеть заметить появившуюся опасность, оценить ее и решить, что делать, реализовать свое решение.

Определим более точно расстояние опережающего наблюдения. В городе достаточно смотреть на 1–2 перекрестка вперед. При движе­нии за городом рекомендуем вам смотреть вперед на расстояние, кото­рое вы пройдете за 12 с, двигаясь с имеющейся скоростью.

Возможно, такой способ измерения для вас несколько непривычен, но, научившись им пользоваться, вы сможете точно определять расстояние, правильно наблюдать и контролировать дистанцию. Этот способ значительно точнее, чем измерение расстояния в метрах, ведь при этом нужно учитывать еще и скорость, а она постоянно меняется. Итак, учимся определять расстояние в секундах. Для этого замечаем какой-нибудь неподвижный объект в области, где располагается наш взгляд (например, столб, стоящий автомобиль, линия разметки и т.д.), и начинаем считать: «одна тысяча один, одна тысяча два» и так далее до одной тысячи двенадцати. Получим 12 с. Если вы доехали до объек­та, не досчитав до «одна тысяча двенадцать», то надо перевести взгляд еще дальше вперед. Почему опытные водители стараются висеть обста­новку впереди на расстоянии, равном 12 с? 12 с — это то время, кото­рое необходимо для обнаружения и оценки характера опасности и принятия решения до того, как объект опасности попадет в зону ваше­го торможения.

Для торможения автомобиля до полной остановки в нормальных условиях при скоростях более 60 км/ч требуется время свыше 3 с. При ухудшении дорожных или атмосферных условий время полного тор­можения автомобиля может увеличиться вдвое. После вычитания из 12 с времени неприкосновенного запаса, требуемого водителю для пол­ного торможения (примем его равным 4 с), остается 8 с. Но ведь объ­ект опасности может двигаться навстречу вашему автомобилю. Допустим, что он движется со скоростью, равной вашей. Тогда на вос­приятие, оценку и принятие решения остается 4 с. Это тот минимум, который обычно стараются иметь в запасе опытные водители.

Вторая составляющая правильного наблюдения — это рациональ­ное чередование быстрых осмотров обстановки с более длительным рассмотрением наиболее важных объектов. Причем наблюдение ве­дется не только за проезжей частью дороги, но и около нее. Это поз­волит вам заранее увидеть пешеходов, собирающихся переходить дорогу, а также транспортные средства, выезжающие с примыкающих дорог.

Основная цель наблюдения — поиск опасностей. Поэтому ваши гла­за должны быть активны, т.е. находиться в постоянном движении. Они как бы «ощупывают» всю окружающую обстановку.

Отсюда правило третье. Активно наблюдайте за изменениями обстановки не только на проезжей части дороги, но и около нее.

 

Четкое восприятие возможно только при использовании централь­ного зрения. Область центрального зрения ограничивается конусом с углом 3° в горизонтальной плоскости. Однако острота зрения доста­точно хороша в пределах 10-15°. В вертикальной плоскости эти углы в 2 раза меньше. Объекты, не попавшие в поле центрального зрения, могут быть обнаружены при помощи бокового зрения, которое, прав­да, не дает четкого восприятия их формы и деталей, однако позво­ляет быстро обнаружить движущийся объект.

Наиболее распространенная ошибка при наблюдении в дорож­но-транспортной обстановке — это длительная концентрация вни­мания (рассматривание) на объектах, не представляющих особой важности с точки зрения безопасности (номерные знаки автомоби­лей, внешность водителей, пассажиров и т.п.). Из-за этого водитель не успевает осмотреть всю обстановку и часто только пробегает ее глаза­ми. Ведь движение глаз требует времени.

Например, для перевода и фиксации взгляда с крайнего правого положения в крайнее левое требуется около 1 с. В ночное время, а так­же при искусственном освещении еще больше. За это время автомо­биль при скорости 60 км/ч пройдет около 17 м. Эти несложные расчеты показывают, что, рассматривая второстепенные объекты, вы рискуете наехать на другого участника движения, которого просто не заметили.

Чтобы избежать таких ошибок, используйте центральное зрение только для рассматривания важных, с точки зрения безопасности дви­жения, объектов. Но и на этих объектах не следует слишком долго концентрировать внимание. Если вы на длительное время (более 1 с) сконцентрировали свое внимание на каком-то одном, пусть даже очень важном, на ваш взгляд, объекте, вы рискуете пропустить внезапно появившуюся в другом месте опасность.

Правило четвертое. Не задерживайте свой взгляд длительное время на одном объекте.

Довольно много ДТП происходит из-за того, что водитель не увидел движущееся сзади транспортное средство. Причина в неумении пра­вильно пользоваться зеркалом заднего вида и объединять в целостное представление то, что вы видите впереди своего автомобиля, с тем, что увидели в зеркале заднего вида.

 

Наблюдать за обстановкой сзади надо несколько раз в минуту с по­мощью быстрых взглядов в зеркало заднего вида. При этом обращать внимание на следующее:

а) не слишком ли мала дистанция до транспортного средства, дви­
жущегося за вами;

б) нет ли транспортных средств, водители которых начинают обгон
или опережение вашего автомобиля;

в) нет ли транспортных средств, догоняющих вас на большой ско­
рости.

Не стоит смотреть в зеркало заднего вида слишком долго, особенно если вы движетесь за лидирующим автомобилем, ведь он может неожи­данно и резко начать тормозить. Взгляд в зеркало заднего вида должен быть быстрым.

Всегда проверяйте обстановку сзади и сбоку перед началом движе­ния или перестроением. Не создаете ли вы своим маневром помех для движения других участников ситуации. Наблюдать за обстановкой сбо­ку надо с помощью зеркала бокового вида и поворота головы. Особое внимание обращайте на присутствие транспортных средств в «слепой» зоне.

Перед торможением всегда проконтролируйте обстановку сзади че­рез зеркало заднего вида. Особенно это важно в следующих случаях:

а) вы замедляете движение, увидев на дороге опасность, которая, может быть, не видна водителю автомобиля, следующего за вами. На­пример, вы поворачиваете за угол дома и видите автомобиль, стоящий на полосе вашего движения,

б) вы собираетесь свернуть на примыкающую дорогу или во двор;

в) вы останавливаетесь, чтобы заехать на стоянку.

Правило пятое. Постоянно наблюдайте за обстановкой сзади и сбоку своего автомобиля.

Это позволит вам иметь целостное представление о том, что про­исходит вокруг вас. Особенно важно знать о присутствии, направле­нии и скорости движения всех участников, находящихся рядом, хотя они в данный момент и не пересекают путь вашего движения.

Правило шестое. Перед перестроением, поворотом или выездом на главную дорогу по крайней мере два раза проконтролируйте, свобод­но ли место, которое вы хотите занять.

 

Наблюдая за автомобилем, движущимся по дороге или полосе, на которую вы хотите выехать, вы можете не заметить то, что дви­жущийся впереди вас автомобиль остановился, и наехать на него при повороте.

Правило седьмое. Чем больше ваша скорость, тем больше должна быть область дороги, которую вы контролируете.

При увеличении скорости движения видимая область обстановки впереди уменьшается. Поэтому на больших скоростях ваш взгляд дол­жен быть более подвижным. Не концентрируйте его в одной точке. Осматривайте обстановку сбоку.

советы безопасной езды на дорогах


Правила наблюдения в типичных дорожных ситуациях

А теперь более подробно о наиболее важных моментах, связанных с наблюдением в типичных дорожно-транспортных ситуациях: на перекрестках, вблизи пешеходных переходов и в других местах, где возможно появление людей, когда вы вливаетесь в транспортный по­ток, когда вы перестраиваетесь, когда вы видите или слышите что-ли­бо необычное.

Когда вы подъезжаете к нерегулируемому перекрестку, посмотрите налево-направо-налево, затем опять направо. Такой порядок наиболее правильный при проезде нерегулируемого перекрестка, потому что транспорт, приближающийся слева, первым пересекает вам путь.

Повторное наблюдение слева и особенно справа нужно вам для того, чтобы проверить, не изменилась ли обстановка (она ведь меня­ется очень быстро) со времени вашего предшествующего наблюдения. Если справа что-то изменилось (т.е. приближается какое-то транспорт­ное средство), эта последняя проверка позволит вам скорректировать свои действия.

Следите за сигналами, подаваемыми другими водителями. Сопо­ставляйте эти сигналы с расположением их транспортных средств. Ведь бывает и так, что сигнал и позиция транспортного средства про­тиворечат друг другу.

Например, водитель собрался поворачивать направо и соответст­венно готовится к повороту, изменяет расположение своего транспорт­ного средства на проезжей части, но при этом почему-то включает сигнал левого поворота.

 

Будьте внимательны, прежде чем предпринять что-то самому, опре­делите наверняка, каковы же все-таки истинные намерения вашего партнера по движению.

Вообще на перекрестках случается очень много недоразумений из-за непонимания водителями друг друга, невнимательности, поверх­ностного наблюдения, и даже небольшие скорости не спасают от до­рожно-транспортных происшествий.

Обзор обстановки на перекрестках может быть ограничен стоящи­ми автомобилями, зданиями, деревьями, кустарником, кучами снега. В таких случаях следует снижать скорость и двигаться очень медленно до тех пор, пока вам не станет видна вся обстановка.

Наблюдение вблизи пешеходных переходов и в других местах, где возможно появление людей. При наблюдении за дорогой всегда ищите места возможного появления людей: пешеходные переходы, примыка­ющие дороги, боковые улочки, переулки, торговые и деловые центры, входы в метро и выходы из метро, строительные площадки, детские площадки и школьные дворы.

Вообще-то пешеходы должны тоже наблюдать за вами и вести себя соответствующим образом. Но не ждите от них благоразумия и не на­дейтесь на него. Они за вами не следят, они вас не видят, у них другие проблемы, более важные, чем забота о сохранении собственной жизни.

Наблюдение при слиянии с транспортным потоком. Когда вы нахо­дитесь на полосе разгона и намереваетесь влиться в транспортный по­ток, движущийся по автомагистрали, лучше всего вести наблюдение с помощью зеркала заднего вида или поворота головы для наблюдения за обстановкой в «слепых» зонах. Это даст вам полную информацию о происходящем вокруг вас.

В момент въезда на автомагистраль очень важно следить за авто­мобилем, движущимся впереди вас. Главное, на чем следует сосредото­читься, — это его скорость. Если он замедляет движение, не пропустите этого, начинайте замедлять движение вместе с ним.

Наблюдение при перестроении. Порядок наблюдения при смене полосы движения в принципе тот же, что и при въезде на автомаги­страль. Проверяйте «слепые» зоны, собирайте как можно больше ин­формации об автомобилях, движущихся по вашей полосе, по соседней и по той, на которую вы собираетесь перестраиваться.

 

Особенно внимательными нужно быть при обгоне. Здесь требова­ния к вам повышаются: нужно держать в поле зрения и обгоняемый автомобиль, и встречный, и движущийся сзади вас.

Только видеть дорогу недостаточно, надо еще ее слышать. Не увле­кайтесь слушанием радиоприемника, «слушайте» лучше дорогу (во вся­ком случае, приемник, если уж он вам так нужен, должен звучать негромко, приглушенно, чтобы не отвлекать вас от вождения). Кста­ти, обгоняющий вас автомобиль вы скорее «услышите» по нарастающе­му шуму мотора слева.

Имейте в виду, что «плывущий» звук магнитофона, работающий с помехами радиоприемник, по данным зарубежных исследований, ока­зывают значительное влияние на внимание водителя, сильно рассеи­вая его. Прислушивайтесь к звуковым сигналам, свисткам, скрипу или визгу шин. Непривычный или резкий звук должен привлечь ваше вни­мание и заставить мобилизоваться, искать опасность и, может быть, приготовиться к действиям в критической ситуации.

Постоянное наблюдение необходимо вести за профилем дороги, а также типом и состоянием дорожного покрытия. Когда дорога прямая и ровная, она хорошо просматривается на достаточно боль­шом расстоянии. Если она поворачивает или ведет в гору (под гору), видимость становится ограниченной и опережающее наблюдение не­возможно. Поэтому внимательно следите за дорогой и предупрежда­ющими знаками, они заблаговременно предупредят вас об опасности, и вы сможете к ней приготовиться.

Тип и состояние дорожного покрытия имеют важное значение для безопасности движения. Какое покрытие — цементобетонное или гравийное? В хорошем ли состоянии дорога? Нет ли ям? При попада­нии колеса в выбоину рулевое колесо может выбить из ваших рук.

При движении по плохому покрытию почаще переводите взгляд на дорогу непосредственно перед автомобилем. Но не забывайте и о том, что надо еще смотреть и на 12 с вперед. Снизьте скорость, тогда вам будет легче совместить одно с другим и вероятность попадания в неприятную ситуацию значительно уменьшится.

О некоторых опасностях, связанных с дорогой, вас проинформи­руют предупреждающие знаки, но невозможно поставить знаки у каж­дой выбоины, так что следите сами, будьте внимательны. Итак, тип и состояние покрытия надо учитывать при выборе не только скорости, во и способа наблюдения за дорожной обстановкой.

Итак, мы рассмотрели общие принципы правильного Наблюдения, а теперь еще несколько слов о типичных проблемах начинающего водителя.

Начинающий водитель при восприятии обстановки ориентирует­ся в основном по ее отдельным деталям и не может создать целостной картины ДТС, что ведет к постоянным пробелам в его восприятии. Он часто забывает о необходимости наблюдения за обстановкой сбоку и сзади своего автомобиля. Поэтому в начальной стадии обучения необ­ходимо постоянное внимание.

Совершенствование процесса восприятия ДТС у начинающего водителя выражается в том, что он концентрирует свое внимание на наиболее существенных элементах обстановки, количество движений его глаз при ее осмотре и продолжительность фиксации взгляда со­кращаются. Он начинает смотреть значительно дальше вперед по ходу движения своего автомобиля.

Особая трудность для начинающих водителей заключается в том, что их ориентация в дорожном движении непосредственно связана с восприятием скорости. Все, что находится в поле зрения водителя, движется либо само по себе, либо относительно водителя. Обучать­ся правильному наблюдению необходимо начинать при небольших скоростях движения, постепенно переходя к более высоким ско­ростям.

советы безопасной езды на дорогах

Опытные инструкторы используют для формирования навыков на­блюдения метод вопросов. Его можно использовать как при управле­нии автомобилем в реальных условиях дорожного движения, так и при занятиях в классе. Вот некоторые из подобных вопросов:

«Что вы должны увидеть в данной ДТС?»

«Куда необходимо направить вни­мание прежде всего?»

«Чем может быть отвлечено ваше внимание?»

Для водителей, имеющих определенный опыт управления авто­мобилем, обучение может быть направлено на развитие навыков на­блюдения более высокого уровня. Например, навыков восприятия дорожно-транспортной обстановки в критических ДТС с целью раз­вития умения в стрессовой обстановке за минимальное время прини­мать правильное решение.

 

Смотреть и видеть

Согласны ли вы с тем, что смотреть и видеть — не одно и то же? Под­тверждением этому служит эксперимент, проведенный психологами. Группе испытуемых была показана фотография, изображавшая доволь­но оживленную улицу города. После чего каждого из них попросили перечислить несколько запомнившихся ему объектов или событий, изо­браженных на фотографии. Полученные ответы сильно различались.

Наибольшее влияние на то, что увидит человек в той или иной си­туации, оказывает целевая направленность его внимания, т.е. то, какую информацию он хотел бы получить из окружающей обстановки. Для водителя основная цель наблюдения — получение информации о наи­более важных, с точки зрения безопасности движения, объектах и со­бытиях дорожно-транспортной обстановки.

При движении на автомобилем водитель сталкивается с большим числом самых различных объектов и событий. Его мозг не в состо­янии переработать всю получаемую информацию. Кроме того, далеко не все из того, что он видит, важно для него с точки зрения безопас­ности движения. Поэтому надо научиться из всего потока информа­ции быстро и правильно отбирать и анализировать наиболее важную. Отсутствие такого умения приводит к большой трате времени на обра­ботку сведений, ценность которых, с точки зрения безопасного движе­ния, незначительна.

Важными для водителя являются только те объекты, которые могут повлиять на движение автомобиля и стать причиной критической ситу­ации или ДТП. Следует отметить, что при наблюдении за дорож­но-транспортной обстановкой основную роль играет зрение, а при анализе полученной в результате наблюдения информации требуются определенные умственные навыки.

Умение анализировать — это прежде всего умение классифициро­вать все встречаемые объекты по определенным категориям в зависи­мости от их влияния на безопасность движения автомобиля. Можно выделить три основные категории объектов.

· Объекты, угрожающие безопасности движения автомобиля. К ним могут относиться неподвижные препятствия, такие, как стоящие автомобили или столбы, движущиеся препятствия — пешеходы, автомобили, велосипедисты и препятствия, закрыва­ющие обзор, — холмы, строения, деревья.

·  Объекты информационного характера. К ним относятся дорож­ные знаки, разметка, сигналы светофора и регулировщика.

·  Объекты, не представляющие опасности для движения автомо­биля, — реклама, пешеходы, идущие по тротуару и т.д.

Дорожно-транспортная обстановка постоянно изменяется, что требует от водителя непрерывного и быстрого анализа информации. Однако, несмотря на многообразие информации, количество объек­тов, которые могут влиять на возникновение ДТП в каждый конкрет­ный момент времени движения, не так уж велико. Поэтому прежде всего надо выявить наиболее важные объекты. Затем на основе более подробного анализа определить степень важности каждого из них. На­пример, включение сигнала поворота стоящего автомобиля — признак того, что автомобиль может начать движение. Важность этого собы­тия высока, так как оно может привести к опасной ситуации. Предполо­жение о начале движения стоящего автомобиля может быть проверено на основе других признаков, например, началом поворота ведущих ко­лес в сторону движения и т.д. Чем больше таких признаков будет вы­делено, тем правильнее будет принятое решение и меньше вероятность возникновения ДТП.

Анализ обстановки может стать более быстрым и точным, если на­учиться правильно группировать полученные сведения и рассматри­вать дорожно-транспортную обстановку как набор объектов и событий, относящихся к определенным группам. Это, во-первых, гарантирует учет всей важной информации, во-вторых, сокращает время анализа, в-третьих, позволит более равномерно осматривать всю обстановку.

Как мы уже отмечали, все элементы дорожно-транспортной обста­новки можно классифицировать по трем группам: 1) дорожные знаки, сигналы и дорожная разметка; 2) поведение и состояние других участ­ников дорожного движения; 3) дорожные условия.

Анализируя дорожно-транспортную обстановку, следует отдельно рассматривать все объекты и события, относящиеся к каждой группе, выделяя основные признаки, характерные для каждой из них. Рассмо­трим их более подробно.

 

Дорожные знаки, сигналы регулировщика и светофора и дорож­ная разметка информируют об условиях движения на конкретном участке дороги. Они предупреждают водителя о наличии впереди по­воротов, уклонов и других изменений обстановки, а также напоми­нают о законах дорожного движения. Поэтому анализировать их надо в первую очередь.

Другие участники движения — это другие транспортные средства, водители, управляющие ими, пешеходы, велосипедисты и т.д.

Транспортные средства существенно различаются своими характе­ристиками, у них разная мощность, размеры, тормозные свойства и т.д. Люди, управляющие ими, также различаются по своим способностям, физическому и эмоциональному состоянию. Водитель должен не толь­ко знать о существовании таких различий и о характере их влияния на безопасность движения, но и уметь выявлять их по определенным признакам. Ниже перечислены некоторые признаки, по которым мож­но судить о возможных перемещениях автомобилей и действиях води­телей.

Признаки, характеризующие движение автомобиля:

· изменение направления движения и повороты (включение сигна­лов поворота, расположение на дороге, на полосе, на обочинеили у тротуара, направление повернутых передних колес, наклонкузова и распределение груза);

· ускорение и скорость (дым из выхлопной трубы, оседание задней части автомобиля, шум при качении шин по дороге);

· замедление и торможение (включение стоп-сигналов, наклон передней части автомобиля вниз, скрип тормозов);

· состояние автомобиля (наличие повреждений, распределение груза, состояние окон автомобиля, наличие на автомобиле номер­ного знака другой области).

Признаки, характеризующие водителя:

· навыки управления автомобилем (использование сигнализации, соблюдение дистанций и скорости движения, характер движения по полосе);

 

· состояние водителя (разговор с пассажирами, курение, принятие пищи, чтение).

Большое число ДТП происходит потому, что один из участников движения не видел другого, а второй, думая, что его видят, не прини­мал необходимых мер для ликвидации опасной ситуации. Поэтому очень важно уметь определять, видят ли вас другие участники си­туации.

Вот некоторые признаки, по которым можно судить об отвлече­нии внимания водителя другого транспортного средства: водитель при­куривает, водитель разговаривает с пассажиром, водитель увидел знакомого и пытается привлечь его внимание. Мешает видимости и загрязнение стекол, неработающие стеклоочистители, солнце, светя­щее прямо в глаза, сувениры, висящие в салоне, и др.

Особого внимания требуют пешеходы и велосипедисты. Поведе­ние этой категории участников дорожного движения наименее пред­сказуемо. Надо быть очень внимательным по отношению к детям. Ребенок не может правильно оценить скорость автомобиля, навыки наблюдения за дорожной обстановкой у него развиты очень плохо.

советы безопасной езды на дорогах

Перечислим некоторые признаки, которые следует учитывать води­телю при взаимодействии с пешеходами и велосипедистами: возраст, пол и физическое состояние, расположение их на проезжей части, обочине или тротуаре, движение в группе или по отдельности, направ­ление взгляда.

Перейдем к третьей группе — дорожным условиям.

Крутые повороты, подъемы и спуски, сужения. На криволинейных участках дороги условия движения осложняются. Здесь возникает бо­ковая инерционная сала, которая стремится сместить, а в некоторых случаях и опрокинуть автомобиль в сторону, противоположную пово­роту. Чем круче поворот, чем меньше радиус закругления, тем он опас­нее. Напротив, закругления с большими радиусами — 1000–2000 м — практически не требуют изменения режимов движения автомобиля, а потому не опасны.

Многочисленные статистические данные ряда стран позволяют выявить характерную зависимость: чем меньше закругления дороги, тем выше аварийность этого участка. Так, при радиусе кривой менее 100 м относительная аварийность почти в 4 раза выше, чем на закругле­ниях с большим (1000 м и более) радиусом.

Особенно опасен поворот в конце суженного спуска. Сверху из-за искажения в восприятии водитель не может точно определить кривиз­ну поворота в конце спуска, поэтому реальные условия могут застать его врасплох. На таких участках водители часто не могут вписаться в поворот, теряют управляемость.

Подъемы и спуски также являются неблагоприятными участками движения автомобилей, причем зависимость прямая: чем круче подъем или спуск, тем выше аварийность. Подъемы опасны тем, что автомоби­ли из-за неправильного выбора предшествующего режима движения не могут преодолеть подъем, иногда скатываются назад из-за отказов тормозной системы иди скользкой дороги и т.п. Кроме того, подъемы опасны из-за ограничения видимости на переломе подъема.

Спуски опасны в основном тем, что автомобиль под действием силы тяжести стремится увеличить скорость. Кроме того, водители на спусках неправильно оценивают скорость своего автомобиля (обыч­но меньше, чем на самом деле) и других автомобилей. Часто тормо­жения двигателем (вспомогательным тормозом) бывает недостаточно, приходится применять рабочую тормозную систему. На продолжитель­ных крутых спусках, если часто пользоваться колесным тормозом, он может отказать из-за перегрева тормозных барабанов. Совершенно недопустимо на крутых спусках использовать накат.

ДТП на подъемах и спусках в основном происходят при вынужден­ной остановке, скатывании назад, столкновении при обгоне, превыше­нии безопасной скорости движения па затяжных спусках, применении экстренного торможения на спусках. Места дорожных происшествий сосредоточиваются в конце подъемов, на выпуклых вертикальных кри­вых, на поворотах в конце спуска или подъема. Сужения дороге застав­ляют водителя снижать скорость.

Особенно опасны неожиданные сужения дороги, о которых води­тель не был предупрежден. Часто ДТП случаются на мосту во впади­не, когда водитель на большой скорости съезжает под уклон. Здесь также происходит неправильная оценка габаритов встречного транс­порта и ширины проезжей части, поэтому возникает боковое столк­новение.

 

Следует различать реальные сужения дороги (ремонт и т.п.) и мни­мые, воспринимаемые водителем в силу некоторых особенностей его характера. К примеру, на мосту ширина проезжей часть может быть равной остальным участкам, однако из-за особенностей восприятия водители фактически чувствуют себя здесь более стесненными. Ана­логичный эффект возникает на участках с высокими ограждениями, бордюрами и т.п., от которых водитель удаляет автомобиль тем больше, чем выше ограждение и скорость движения.

Кроме того, дорога становится уже с увеличением скорости пото­ка, так как водитель рефлекторно сдвигается дальше от края проез­жей части. При встречных разъездах на высокой скорости водители также стремятся оставить побольше интервал между машинами.

Следует также учитывать, что человеческий глаз оценивает ширину дороги в зависимости от высоты расположенных рядом с ней верти­кальных сооружений по отношению к проезжей части. В результате одна и та же ширина дороги может восприниматься водителем как разная. Неучет этого фактора некоторыми водителями ведет к столк­новениям со встречным транспортом из-за ошибок в оценке ширины проезда. Пересечения дорог могут быть в одном, двух или нескольких уровнях. Безопасность движения на пересечениях дорог в одном уров­не в значительной степени зависит от обеспечения видимости и обзор­ности на них.

Особенностью пересечений дорог в одном уровне является пересе­чение траекторий движения автомобилей с различных направлений, образуются конфликтные точки — потенциальные места ДТП.

На безопасность движения на пересечениях значительное влияние оказывают углы пересечения потоков движения. Исследования пока­зывают, что наиболее безопасны пересечения, расположенные под ос­трым углом (50–75°). В этом случае водителю обеспечивается и лучший обзор, и условия для оценки обстановки движения.

Однако слишком острый угол примыкания (40°) становится опасен, так как автомобиль часто въезжает на новую дорогу, не снижая скоро­сти (с ходу), при этом водитель часто неправильно оценивает траекто­рии движения конфликтующих автомобилей. В этих случаях повышают безопасность получаемые в последнее время распространение поло­сы разгона и торможения, позволяющие плавно встраиваться в поток.

 

Еще большую безопасность обеспечивают транспортные развязки в разных уровнях, где число конфликтных точек сведено к минимуму.

Опасным местом является пересечение автомобильных и железных дорог. На железнодорожных переездах, особенно неохраняемых, про­исходит до 40% от общего числа происшествий на железных дорогах. Частая причина столкновений — плохая видимость и обзорность на уча­стке железнодорожного переезда.

Устройство направляющих островков, широких разделительных полос и обочин, краевых полос, кюветов с пологими откосами, а также ограждений на опасных участках значительно повышает безопасность дорог.

Иллюзии

При проектировании и строительстве дорог необходимо учитывать психофизиологические особенности восприятия водителей. Иначе дорога может ввести водителя в заблуждение.

Например, очень часто неудачные примыкания дорог создают у во­дителя ошибочное представление о дальнейшем их направлении.

Или другой пример. На дорогах с часто изменяющимся продольным уклоном зрение водителя может воспринимать горизонтальный уча­сток как дорогу, идущую на подъем.

Условия движения под путепроводами тоже имеют свою специфику. Видимость под ними ухудшена, поле зрения водителя ограничено опо­рами, сводами и пролетными строениями. Путепровод создает впечат­ление большего или меньшего сужения в зависимости от соотношения ширины и высоты проезда под ним. Например, при одинаковой вы­соте проезда широкий путепровод балочной конструкции кажется бо­лее низким по сравнению с таким же путепроводом меньшей ширины. Более высокий путепровод воспринимается суженным по сравнению с путепроводом, имеющим меньшую высоту.

Представление ширины проезда под путепроводом зависит также от цвета окраски пролетного строения. Темные цвета производят при­давливающее впечатление, поэтому высокие пролетные конструкции окрашивают в темные, а их опоры — в светлые тона. Такой способ ок­раски позволяет устранить иллюзию сужения проезда под высоким путепроводом.

Скрытые дефекты дороги

Они представляют собой опасность, так как часто застают водителя врасплох.

Большую опасность представляет появление на дороге волнисто­сти, протяженность которой достигает 30–80 м. При высокой скоро­сти автомобиль, попав на такой участок, часто теряет управляемость и съезжает с дороги либо выезжает на полосу встречного движения. Продольная или под углом волнистость бывает завуалирована от глаз человека, поэтому водитель начинает ощущать ее действие, лишь по­пав на опасный участок. Разновидностью поперечной волнистости яв­ляется так называемая гребенка. На таком участке, который, кстати, часто встречается на затяжных спусках, в результате подскакивания и частых колебаний колеса автомобиля теряют управляемость, и у всех колес резко снижается коэффициент сцепления. Аналогичное явление возникает особенно часто на повороте, поэтому на такой дороге требу­ется дополнительно снизить скорость.

Помимо скрытых от глаз человека опасностей дороги, встречаются и другие, более явные. Среди них провалы полотна дороги (особенно после распутицы, дождей), глубокие ямы и др. Кроме потери управле­ния, эти дефекты дороги часто приводят при большой скорости к сильным повреждениям подвески. Опасны и незаметные плавные про­валы, когда при езде на большой скорости кажется, что автомобиль проваливается. При этом из-за сильной нагрузки подвеска часто ударя­ется об ограничители ее хода, водитель пугается и рефлекторно резко нажимает на тормоз, усугубляя опасную ситуацию, так как подвеска еще больше сжимается, теряет свой упругий ход. Если внимательно следить за поведением машины впереди, то можно всего этого избе­жать, заранее снизив скорость.

Часто причиной происшествия может явиться обманчивая обочи­на, которая осыпается при въезде на нее, и автомобиль может опро­кинуться. При съезде на грязную и покрытую толстым слоем песка (тонким слоем гравия) обочину с большой скоростью может произойти занос и съезд с дороги с опрокидыванием.

Итак, правильный анализ дорожно-транспортной обстановки — это умение выделять все важные объекты за очень короткие промежутки времени, равные 0,5–1 с; опознавать и анализировать признаки, характеризующие эти объекты, позволяющие судить о степени и характере опасности, связанной с ними.

Достижение этих целей требует знаний о том, какие объекты дорожно-транспортной обстановки представляют наибольшую опас­ность с точки зрения безопасности движения, местах их возможного расположения, признаках, характеризующих их. Однако этого недо­статочно, необходимы еще и практические навыки. Для их формиро­вания может быть использован метод комментируемого управления автомобилем. Он заключается в том, что обучаемый, управляя авто­мобилем, рассказывает инструктору о всех важных объектах, которые он обнаружил на дороге, и о том, на основе каких признаков он су­дит о степени их опасности. Инструктор, сидящий рядом, поправляет или дополняет его рассказ.

Таким образом инструктор выполняет и исправляет ошибки обучае­мого, которые трудно обнаружить, просто наблюдая за его поведением. Водитель, проходящий обучение по этому методу, сможет избавиться от рассеянности как при восприятии ДТС, так и при ее анализе.

Обучаемый должен рассказывать об увиденных им важных объек­тах и событиях как можно более кратко, используя минимальное коли­чество слов.

Обучаемый должен постоянно контролировать безопасность выбранной им траектории и скорости движения, т.е. курса движения своего автомобиля. При этом вслух он говорит: «Курс безопасный» или «Курс опасный». Если курс опасный, то надо отметить те объекты, из-за которых движение осложняется.

Представьте себя на месте водителя автомобиля. Проанализируйте важные события ДТС. При проведении анализа задавайте себе следу­ющие вопросы. Что данное событие или объект значат, с точки зрения безопасности движения? По каким признакам можно судить о степе­ни их опасности? После того как вы оценили, какие объекты представ­ляют наибольшую важность и как они могут повлиять на выбранный вами курс движения, можно решить, какие параметры и признаки вы­деленных объектов необходимо контролировать, чтобы подтвердить сделанные предположения о возможном развитии опасности.

Правильное и своевременное осознание водителем сложности и опасности ДТС, в свою очередь, определяется уровнем развития его навыков анализа дорожно-транспортной обстановки и ее предвидения. Водитель обнаруживает и реагирует значительно быстрее на те объек­ты и события, которые он заранее ожидал, т.е. вероятность появления которых в данной ДТС, по его мнению, большая. На неожиданные объекты и события он реагирует с запаздыванием. Обычно водители недооценивают события с малой вероятностью возникновения в дан­ной ДТС.

Например, появление пешехода из-за стоящего на безлюдной дороге автомобиля или появление автомобиля из-за крутого поворота на до­роге с малой интенсивностью движения. Лучший путь устранения та­ких ошибок — это предварительное изучение особенностей выбранного для движения маршрута, а также управление автомобилем по принципу «лучше лишний раз переоценить вероятность опасного события, чем стать его жертвой».

Прогнозирование опасности

Для водителя в первую очередь важно уметь предвидеть возможные изменения дорожно-транспортной обстановки, в которой он дви­жется. Основой такого прогноза служат опыт водителя, его знания и та информация об обстановке на дороге, которую он получил с по­мощью наблюдения и анализа. Анализируя информацию, водитель только выделяет наиболее важные объекты и события, при прогно­зировании же он предполагает, как они будут влиять на безопасность движения.

Логически процесс прогнозирования можно представить как отве­ты на следующие вопросы. Что может произойти в ближайшем буду­щем? Что произойдет с большей вероятностью? Представляет ли это непосредственную или потенциальную опасность? Какова опасность ситуации в целом? Для примера рассмотрим конкретную ситуацию.

Например, вы движетесь на подъеме по незнакомой дороге. Других автомобилей не видно. Дорога впереди слегка уходит вправо, и поэто­му вы не можете видеть ее далеко вперед. Недалеко от обочины дороги растут деревья, что еще больше ухудшает обзорность.

Что может произойти? Впереди может оказаться перекресток. На этом перекрестке может находиться автомобиль, поворачивающий на дорогу, по которой вы движетесь. Навстречу вам может выехать автомобиль, завершающий обгон. За подъемом может начаться крутой спуск, и при движении по нему тормозной путь вашего автомобиля увеличится.

Теперь о том, что такое непосредственная опасность и чем она отличается от потенциальной. Непосредственная опасность — это опас­ность, которая очевидна и требует немедленных действий водителя. Например, ребенок может неожиданно выбежать на дорогу прямо пе­ред вашим автомобилем. Потенциальная опасность — это опасность, которая может со временем стать непосредственной. Например, стоя­щий около дороги пешеход может неожиданно начать переход дороги.

советы безопасной езды на дорогах

Поведение водителя в условиях опасности зависит от того, превы­шает ли она тот уровень, который он считает для себя допустимым. Если превышает, то водитель будет стараться своими действиями уменьшить опасность. Водители довольно сильно различаются с точ­ки зрения их готовности к риску, т.е. того, какой уровень опасности они считают для себя допустимым. Например, водитель может осо­знать опасность ситуации, но, считая, что он может легко с ней спра­виться, вести себя так, что его поведение значительно увеличит вероятность возникновения ДТП.

Уметь предвидеть — это не только умение видеть, где и какая опас­ность вас ждет, но и понимать, к какой конфликтной ситуации она может привести.

Можно условно выделить пять наиболее часто возникающих типов конфликтов.

1. Конфликт с транспортом, движущимся навстречу.

1.1. Встречное транспортное средство, поворачивая налево или
разворачиваясь, выезжает на вашу полосу.

Признаки опасности: у встречного транспортного средства вклю­чен сигнал левого поворота; оно снижает скорость; оно перестраива­ется на левую полосу; справа пересечение с примыкающей дорогой; впереди место для разворота.

1.2. Встречное транспортное средство при обгоне или объезде
неподвижного препятствия выезжает на полосу вашего движения.

Признаки опасности: узкая проезжая часть; впереди у левого края дороги стоит или медленно движется автомобиль; встречный автомо­биль приближается на большой скорости.

 

1.3. Встречное транспортное средство на повороте выезжает на по­лосу вашего движения.

Признаки опасности: встречный автомобиль движется с большой скоростью; крутой поворот; скользкая дорога; малая ширина проез­жей части. Выявить и устранить эти конфликты заранее можно, если наблюдать за обстановкой на встречной полосе на большом расстоя­нии и выявлять признаки опасности.

2. Конфликты с транспортом, перестраивающимся на полосу ваше­
го движения с соседних рядов.

2.1. Стоящий справа автомобиль, начав движение, резко выезжает
на вашу полосу.

Признаки опасности: справа несколько стоящих автомобилей, у ближайшего к вам автомобиля включены сигналы левого поворота; впереди слева перекресток, где разрешен левый поворот.

2.2. Транспортное средство, приближающееся с примыкающей справа дороги, по полосе разгона с ходу выезжает на вашу полосу движения. Признаки опасности: большой поток автомобилей, выезжа­ющих на дорогу справа; плохая видимость обстановки на примыка­ющей дороге; интенсивное движение на главной дороге.

2.3. Транспортное средство, движущееся по соседней полосе справа, резко перестраивается на вашу полосу.

Признаки опасности: на правой полосе движения слева пересече­ние, на котором разрешен левый поворот; автомобили, движущиеся справа, имеют большую, чем вы, скорость.

2.4. Транспортное средство, движущееся по соседней полосе слева,
резко перестраивается на вашу полосу.

Признаки опасности: автомобиль, движущийся сзади, начинает обгон; на полосе слева от вас возникла помеха, справа впереди съезд с дороги вправо.

Выявить и устранить эти конфликты вы сможете, если будете наблюдать за обстановкой сбоку и сзади, заранее выявляя транспорт­ные средства, движущиеся с большой скоростью с включенными ука­зателями поворота, а также помехи, которые могут вынудить других водителей перестроиться на вашу полосу.

3. Конфликт с транспортом, движущимся впереди в попутном
направлении.

 

Едущее впереди вас транспортное средство резко тормозит, дистан­ция, разделяющая вас, быстро сокращается.

Признаки опасности: у едущего впереди автомобиля загорелись стоп-сигналы, впереди регулируемый или нерегулируемый перекрес­ток, далее разворачивающиеся или поворачивающие автомобили, а также неподвижное препятствие, другие помехи.

Чтобы избежать возможных конфликтов, наблюдайте за обстанов­кой, за впереди едущими автомобилями, снижайте скорость вместе с ними, при появлении опасности, а также при приближении к опасным зонам увеличивайте дистанцию.

4. Конфликт с транспортом, движущимся сзади. Вы резко тормози­те. Дистанция, отделяющая вас от движущегося сзади транспортного
средства, быстро сокращается.

Признаки опасности: высокая скорость вашего автомобиля; мала дистанция до автомобиля, движущегося сзади; обстановка впереди требует значительного снижения скорости.

Избежать таких конфликтов можно, если заранее снижать скорость не резко, а плавно.

5. Конфликт с транспортом или пешеходом, пересекающим траек­торию вашего движения под прямым углом.

5.1. Транспортное средство, движущееся по пересекаемой дороге, выезжает на полосу вашего движения под прямым углом.

Признаки опасности: плохая видимость обстановки на пересека­емой дороге; неисправен светофор; большая скорость приближающе­гося сбоку автомобиля.

5.2. Пешеход перебегает дорогу перед вашим автомобилем.
Признаки опасности: группа людей, стоящих у дороги; автомобили,стоящие у дороги (из-за них могут выйти люди).

Чтобы устранить такие конфликты, надо наблюдать за обстановкой справа и слева от дороги, по которой вы движетесь. Заранее выявляй­те находящихся у дороги пешеходов и автомобили, приближающиеся с примыкающей дороги.

Сможете ли вы распознать любой из рассмотренных конфликтов на самой ранней стадии его возникновения, во многом зависит от то­го, насколько хорошо вы умеете оценивать пространственно-времен­ные параметры ситуации.

 

Можно выделить следующие наиболее важные и часто встречающи­еся параметры, из которых складывается такая оценка: скорость и ус­корение, дистанция, направление движения. По ним водитель может определить время и пространство, которыми он располагает для вы­полнения маневра, оценить его безопасность.

Как показывают результаты исследований, большинство людей делает такие оценки с недостаточной точностью. Отчасти это может быть объяснено тем, что в автомобиле человек лишается привычной для него связи, позволяющей оценивать скорость и расстояние.

При беге, езде на велосипеде, скачке на лошади человек может оценить скорость по величине мышечных напряжений, чувству рав­новесия, дыхания и т.п. При езде на автомобиле эти привычки и ес­тественные ощущения не позволяют столь точно оценить скорости передвижения. Кроме того, человек вообще мало приспособлен к оцен­ке таких больших скоростей, с какими движутся современные транс­портные средства.

Многим водителям хорошо известно такое явление, как адаптация к скорости. При длительном движении по прямой дороге без пере­крестков человек привыкает к высокой скорости и теряет способность реагировать на внезапные изменения условий движения, требующие резкого снижения скорости.

Экспериментальные данные показывают, что наименее точные оценки характерны для большинства водителей при определении ско­ростей движения встречного транспорта. В реальном движении это приводит к тому, что неправильно определяется то место, где про­изойдет разъезд со встречным автомобилем. Точка встречи обычно оценивается как середина расстояния между автомобилями.

В результате ошибок в оценке скорости водитель автомобиля, движущегося с большой скоростью, недооценивает расстояние до точ­ки встречи, а водитель автомобиля, имеющего меньшую скорость, переоценивает это расстояние. Например, человек, совершивший об­гон, будет считать этот маневр менее опасным, чем он есть на самом деле.

Улучшить глазомер можно с помощью несложных упражнений, позволяющих тренироваться без каких-либо специальных приспособ­лений прямо в пути.

 

Упражнение 1. Двигаясь по дороге, вы видите впереди стоящий автомобиль. Определите на глаз, сколько до него метров.

Упражнение 2. Вам навстречу движется автомобиль. Определите, в какой точке дороги произойдет ваша встреча.

Упражнение 3. Выезжая со второстепенной дороги на главную, прикиньте, сколько времени займет у вас этот маневр. Начиная его, считайте: одна тысяча один (на проговаривание этих слов уходит ров­но 1 с), одна тысяча два и т.д., пока не завершите маневр. Правильна ли была ваша первоначальная оценка?

Упражнение 4. Подъехав к перекрестку, к которому справа прибли­жается транспортное средство, прикиньте, сколько времени пройдет до его подъезда к перекрестку. Проверьте на счет и сравните со време­нем на маневр, который вы хотели выполнить на пересечении.

Следующее, что необходимо при прогнозировании, — это умение учитывать возможные ошибки других участников движения. Конеч­но, нет смысла никому не доверять и исходить только из того, что другой участник в любое время может нарушить ДТС. Однако полно­стью полагаться на правильность действий окружающих тоже не сто­ит. Ведь совершить ошибку можно не только умышленно, но и в силу различных обстоятельств, которые следует знать и учитывать. Напри­мер, стоит проверить предположение о том, что другие вас видят. Причинами для сомнения могут быть ваше расположение в «слепой» зоне или тот факт, что стекла автомобиля другого участника ситуа­ции запотели или загрязнены либо багаж или одежда закрывают заднее стекло автомобиля. Кроме того, он может быть занят наблю­дениями за другими объектами обстановки, его внимание может быть отвлечено прикуриванием или разговором с пассажиром. Наиболее тяжелые происшествия возникают при нарушении ПДД на перекре­стках, поэтому лучше всего проверить, останавливаются ли автомоби­ли, которые должны вас пропустить, или продолжают двигаться с той же скоростью.

К наиболее распространенным ошибкам можно отнести следу­ющие: движение с малой дистанцией; выезд на полосу встречного дви­жения при повороте направо; опасный обгон; неожиданный выезд со двора; смена полосы движения без видимой необходимости; резкое торможение при подъезде к перекрестку; неподача сигнала перед выполнением маневра; ложная подача сигнала. Учитывайте такие ошибки и старайтесь действовать, исходя из принципа «доверяй, но проверяй». Правильный прогноз невозможен без знания ПДД и умения приме­нять их в конкретных ситуациях. Причем чем сложнее конкретизиро­вать правило для данной ситуации, тем больше вероятность того, что у других участников возникнут свои, отличающиеся от вашего толкова­ния требуемого поведения. Поэтому лучше перестраховаться и дейст­вовать максимально безопасно, т.е. лишний раз уступить право проезда.

Почему мы недооцениваем опасность

Умение прогнозировать развитие дорожно-транспортной ситуации — это в конечном счете умение правильно оценивать степень ее опасно­сти. Если она недооценивается, действия водителя будут, скорее всего, неправильны и несвоевременны. Исследователи выделяют объектив­ную и субъективную опасность. Чем они различаются?

Объективная опасность дорожного участка может быть измерена, например, количеством ДТП или критических ситуаций, возникающих на нем в течение определенного периода времени. На основе показа­телей объективной опасности выделяются так называемые очаги ДТП, т.е. участки дороги с высокой аварийностью.

Объективная опасность дорожно-транспортной ситуации подда­ется измерению. Для этого можно использовать систему балльной оценки. Допустим, одним баллом оценивать малоопасную ситуацию, а десятью баллами — очень опасную ситуацию. Однако разные люди по-разному понимают, что значит малоопасная или очень опасная си­туация, и могут дать разные оценки одной и той же ситуации. Поэто­му, для того чтобы достигнуть большой точности оценки, необходимо определить понятие «опасность ситуации».

Очевидно, что степень опасности дорожно-транспортной ситуации непосредственно зависит от того, сколько времени имеет водитель для ликвидации угрозы происшествия. Возьмем за основу время. Тогда ма­лоопасную ситуацию можно определить как такую ситуацию, в кото­рой у водителя достаточно времени для ликвидации возможной угрозы происшествия. При этом он может применить различные способы ее ликвидации: плавное торможение или ускорение, плавное маневриро­вание. В очень опасной ситуации водитель может предотвратить происшествие только благодаря очень быстрым и резким действиям. При­чем при выборе этих действий он уже не в состоянии учитывать их возможные последствия для других участников движения. Для наблю­дателя степень опасности ситуации видна по резкости действий, пред­принимаемых ее участниками для устранения угрозы происшествия.

Субъективная оценка ситуации очень часто не соответствует дей­ствительной, объективной опасности ситуации. Почему? Во-первых, внешняя видимость опасной ситуации часто обманчива. Например, встречаются такие повороты дороги, которые на вид не грозят ника­кими особыми неприятностями, но на самом деле это впечатление об­манчиво, так как фактическая крутизна поворота значительно больше, чем кажется. Именно на такого рода участках обычно происходят про­исшествия. С другой стороны, встречаются участки, опасность кото­рых очевидна. Например, двухполосная дорога, стоят строительные машины, ходят дорожные рабочие. На таком участке обычно все сни­жают скорость и таким образом уменьшают объективную опасность ситуации.

Но не только обманчивость дорожного участка, но и плохая способность человека точно определять степень его опасности может быть причиной ошибки. В одном эксперименте нескольким професси­ональным водителям предложили перечислить 10 наиболее опасных дорожных участков, находящихся в городе, в котором они постоянно ездят. Оказалось, что им было неизвестно около 60% таких участков. Эти результаты указывают на важность формирования у водителей умения точно определять опасность различных дорожно-транспорт­ных ситуаций. Обучение такому умению — задача не простая, но впол­не решаемая.

Психологи неоднократно отмечали, что людям свойственно недо­оценивать вероятность появления маловероятных событий, в особен­ности если возникновение такого события носит нежелательный для человека характер, например, требует дополнительных действий или сопряжено с угрозой опасности. В дорожном движении нередко встре­чаются ситуации, в которых вероятность появления опасности (допус­тим, выход пешехода на проезжую часть) незначительна, но возможна. Как же ведут себя водители в таких ситуациях? Оказывается, далеко не всегда наилучшим образом. Вот несколько примеров.

 

Представьте себе крутой поворот загородной дороги. Вдоль дороги растут деревья, поэтому дорога за поворотом не видна. Ширина про­езжей части всего 4 м. Интенсивность движения на дороге небольшая. Именно на таких участках было проведено исследование скоростей движения, выбираемых водителями при подъезде к повороту. Оказа­лось, что водители, которые двигались по участку первый раз и не знали, что интенсивность движения на нем незначительна, выбирали скорость, позволяющую им остановить автомобиль при внезапном по­явлении на дороге встречного транспорта. Те же, кто часто ездил по этой дороге и хорошо знал, что вероятность появления встречного автомобиля мала, подъезжали к повороту на скорости, при которой встречный разъезд был практически невозможен.

В качестве объекта другого исследования был выбран обгон. Пове­дение водителей при совершении этого маневра изучалось с помощью фотографирования автомобилей, обгоняющих автомобиль, в котором находились лица, проводившие исследования. Когда к автомобилю экс­периментаторов на прямом участке сзади приближался автомобиль, то его водитель не начинал обгон, если видел впереди встречное транс­портное средство, причем независимо от того, какое до него рас­стояние. Однако в тех случаях, когда автомобиль экспериментаторов приближался к повороту, водители, двигаясь за ним, часто принимали решение совершить обгон. Очевидно, они просто пренебрегали не­большой вероятностью возможного появления из-за поворота встреч­ного автомобиля.

И наконец, третьим примером, подтверждающим тот факт, что большинство водителей пренебрегают маловероятной опасностью, мо­жет служить исследование выбора скорости движения в темное время суток. Было выяснено, на каком расстоянии водитель автомобиля мо­жет в темное время суток заметить пешехода, идущего по дороге впереди. После этого замерена скорость движения большого числа во­дителей. Оказалось, что подавляющее большинство движется со ско­ростями, намного превышающими безопасную, т.е. позволяющую остановиться до столкновения с появившимся пешеходом. Очевидно, вероятность появления пешехода на дороге расценивается как чрезвы­чайно малая величина либо неверно оценивается остановочный путь автомобиля или расстояние, с которого можно заметить пешехода.

 

Чем же объясняется столь устойчивая склонность людей недооце­нивать маловероятную опасность? Возможно, она связана с тем, что решение принимается по принципу «все или ничего». То есть если ве­роятность появления события оценивается ниже какого-то определен­ного уровня, то оно просто не принимается во внимание.

Другая особенность принятия решения заключается в том, что вероятность желаемого события обычно переоценивается. Эта особен­ность известна многим. Стоит чего-нибудь захотеть очень сильно, как начинает казаться, что достигнуть желаемого совсем нетрудно. При этом все сложности, опасности, сопряженные с достижением цели, сильно преуменьшаются.

Результаты многочисленных экспериментов показывают, что при одинаковой объективной вероятности возникновения двух положи­тельных событий человек склонен считать более вероятным то собы­тие, которое, по его мнению, он может контролировать, исходя из имеющихся у него навыков и способностей. Для пояснения этого вы­вода рассмотрим простой пример. Представьте себе, что в ходе экспе­римента водитель проходил испытания на очень сложном полигоне и он достиг определенного уровня развития навыков вождения. Допус­тим, в 65% случаев он проезжает трассу на полигоне за 10 мин. Если этому водителю, участвующему в соревновании, дать возможность вы­бора — либо получить 85 очков просто так, без проезда по трассе, ли­бо проехать по трассе за время, не превышающее 10 мин., и получить в случае успеха 100 очков, то большинство выбирает второй вариант.

Подобные эксперименты показывают, что люди часто проявляют слишком большую самоуверенность. В условиях дорожного движения чрезмерная самоуверенность довольно часто является причиной ошибок.

Для многих людей очень сложно точно оценить разницу в тяжести возможных последствий при столкновении автомобиля на разных ско­ростях. Как правило, большинство недооценивает влияние скорости на тяжесть возможного последствия столкновения.

В одном эксперименте группе водителей предложили ответить навопрос, при какой скорости они смогут остановить автомобиль так, чтобы полностью предохранить себя от удара, держась за ручку, нахо­дящуюся на ветровом стекле. Многие назвали скорость около 25 км/ч. Фактически же эта скорость равна всего лишь 7 км/ч.

 

Восприятие опасности, связанной со скоростью, существенно зави­сит от возраста человека. На вопрос о том, какую роль играет скорость автомобиля в ДТП, лишь 15% водителей в возрасте до 25 лет отме­тили высокую скорость как главную причину происшествий. В то же время среди водителей старше 25 лет ее отметили уже 43%. Очевид­но, молодые водители переоценивают свои возможности компенси­ровать опасные последствия высоких скоростей движения умелым вождением.

Оценивая опасность ситуации, учитывайте вашу склонность к недо­оценке маловероятных событий.

Вы также можете почитать…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *