Как правильно «читать» дорогу

Видеть самому и быть видимым другим — в этой краткой формуле за­ключен важнейший принцип безопасности дорожного движения. Дей­ствительно, если вы не видите пешехода, идущего наперерез движению вашего автомобиля, и он смотрит совсем в другую сторону, то ни о какой безопасности не может быть и речи. А ведь подобные ситуации возникают очень часто. В чем же здесь причина?

Техническое совершенствование автомобилей за последние годы значительно опередило развитие возможностей человека по управле­нию ими. Информационная насыщенность современного дорожного движения и высокие скорости автомобилей значительно повышают требования к своевременному и правильному восприятию обстановки.

Органы зрения и механизмы зрительного восприятия у людей прак­тически не изменились за последние несколько тысяч лет. В условиях интенсивного городского движения у водителя все чаще наступает ин­формационная перегрузка — он начинает пропускать важную информа­цию, в результате чего принимает неверные решения, приводящие порой к дорожно-транспортному происшествию.

Можно ли считать причиной происшествий недостатки зритель­ных возможностей водителя и напряженность дорожного движения? Очевидно, нет. И вот почему.

советы безопасной езды на дорогах

В подавляющем большинстве случаев ДТП могло не произойти, если бы водитель правильно использовал свои зрительные способ­ности и не переоценивал их. Для этого он должен управлять автомо­билем так, чтобы избежать ситуаций, требующих чудес восприятия, т.е. использовать свое зрение наиболее рациональным образом. Мно­гие водители даже не задумываются над тем, правильно ли наблюдают за дорогой.

 

Что же дают рациональные приемы наблюдения с точки зрения безопасности движения? Во-первых, возможность увидеть опасность заранее и избежать ее, имея необходимые для этого время и простран­ство. Во-вторых, гарантировать себя от пропуска важных объектов до­рожно-транспортной обстановки. И наконец, значительно уменьшить умственное и физическое напряжение, связанное с управлением авто­мобилем.

Зрение человека устроено так, что не позволяет ему с одного взгля­да воспринимать всю обстановку сразу. Чтобы осмыслить дорож­но-транспортную обстановку, надо сконцентрировать свое внимание на наиболее важных с точки зрения безопасности управления автомо­билем элементах. К ним относятся:

  • дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика, дорожная
    разметка;
  • дорожные условия;
  • поведение и состояние других участников дорожного движения.

Хотя их расположение и характер в различных ДТС различаются, можно рекомендовать общие правила наблюдения за дорожно-транс­портной обстановкой.

Правильное наблюдение — это концентрация внимания в области центра пути движения своего автомобиля, рациональное чередование быстрых осмотров дорожно-транспортной обстановки с более длитель­ным рассматриванием наиболее важных объектов, постоянный кон­троль обстановки сзади и сбоку автомобиля.

Представьте путь движения своего автомобиля как полосу про­странства на дороге, равную ширине автомобиля и располагающуюся впереди него. Исследования показали, что опытные водители выдер­живают нужное направление движения своего автомобиля, ориентиру­ясь на область дороги вблизи центра пути движения.

Центр пути движения представляет собой условную точку, располо­женную впереди на пути движения автомобиля, в которой водитель хочет оказаться через определенный промежуток времени. Эта точка становится как бы целью движения в данный момент. Она постоянно передвигается вперед со скоростью движения автомобиля.

 

При наблюдении за различными элементами дорожно-транспорт­ной обстановки взгляд опытного водителя после фиксации на отдель­ных объектах или событиях постоянно возвращается в область центра пути движения. Его расположение зависит от условий движения. Обыч­но он находится посередине полосы движения, если автомобиль дви­жется по прямому участку дороги. При движении по подъему или закруглению дороги центр пути движения располагается в месте, где будет находиться автомобиль, когда водитель закончит прохождение данного участка дороги.

Итак, первое правило: выдерживайте траекторию движения сво­его автомобиля с помощью наблюдения за центром пути движения.

Подтверждением правильности использования центра пути дви­жения как лучшего ориентира для оценки расположения автомобиля на проезжей части являются результаты нескольких специальных ис­следований, которые были проведены при помощи киносъемки. По­лученные результаты показали, что водители, использующие для ориентировки, например, центральную разделительную полосу или правый край дороги, двигаются излишне близко или к центру дороги, или к обочине.

Правило второе. Смотрите как можно дальше вперед. Это помо­жет вам заранее заметить появившуюся опасность.

Начинающие водители обычно смотрят на дорогу непосредствен­но перед капотом своего автомобиля, поэтому почти ничего не видят впереди. Нужно с самого начала заставлять себя отрывать взгляд от дороги перед капотом и переводить его дальше вперед так, чтобы пе­ред возникновением опасности вовремя ее увидеть и успеть, если надо, остановить автомобиль. Это значит, что смотреть надо на расстояние больше, чем остановочный путь вашего автомобиля. Ведь вам нужно успеть заметить появившуюся опасность, оценить ее и решить, что делать, реализовать свое решение.

Определим более точно расстояние опережающего наблюдения. В городе достаточно смотреть на 1–2 перекрестка вперед. При движе­нии за городом рекомендуем вам смотреть вперед на расстояние, кото­рое вы пройдете за 12 с, двигаясь с имеющейся скоростью.

Возможно, такой способ измерения для вас несколько непривычен, но, научившись им пользоваться, вы сможете точно определять расстояние, правильно наблюдать и контролировать дистанцию. Этот способ значительно точнее, чем измерение расстояния в метрах, ведь при этом нужно учитывать еще и скорость, а она постоянно меняется. Итак, учимся определять расстояние в секундах. Для этого замечаем какой-нибудь неподвижный объект в области, где располагается наш взгляд (например, столб, стоящий автомобиль, линия разметки и т.д.), и начинаем считать: «одна тысяча один, одна тысяча два» и так далее до одной тысячи двенадцати. Получим 12 с. Если вы доехали до объек­та, не досчитав до «одна тысяча двенадцать», то надо перевести взгляд еще дальше вперед. Почему опытные водители стараются висеть обста­новку впереди на расстоянии, равном 12 с? 12 с — это то время, кото­рое необходимо для обнаружения и оценки характера опасности и принятия решения до того, как объект опасности попадет в зону ваше­го торможения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Вы также можете почитать…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели