Советы при покупке автомобиля

При покупке первого автомобиля возникают одни и те же вопро­сы — купить новый или подержанный автомобиль, маленький или большой, какую марку, какого типа, цвета. Но самое важное — хорошо взвесить, имеет ли смысл вообще покупать автомобиль. Автор никого не собирается отговаривать от приобретения машины, но по собственному опыту знает, насколько жизнь была бы неинтереснее, а кошелек полнее, если бы кто-нибудь в такой момент смог убедитель­но отговорить его.

покупка автомобиляя

Большинство неопытных автомобилистов поступают одинаково: подсчитают с трудом сэкономленные средства, прибавят взятые взай­мы и начинают собирать недостающие. Такое начало нельзя считать счастливым. После приобретения автомобиля можно заметить, что расходов и хлопот становится больше, чем предполагали, когда только мечтали о нем. Автомобиль стоит денег, даже если вы им не пользуе­тесь, и у человека общее с ним то, что все попытки предотвратить его старение не приносят успеха.

Нужен ли действительно вам автомобиль, если вы им почти не будете пользоваться? Уже прошли времена, когда родители покупали авто про запас для своих несовершеннолетних детей или считали эту покупку выгодным вложением капитала.

Приобретая подержанный автомобиль, вы должны провести анало­гию с покупкой хорошего костюма, к которому необходимы новые туфли и галстук. С неновыми автомобилями все обстоит так же, как с брачными аферистами,— чем солиднее они выглядят, тем более жестоко могут обмануть.

Новый автомобиль является до некоторой степени божеством, он пугает своим совершенством, тайной сложных агрегатов, старый же — быстро становится другом, хотя и требует от вас терпения. Зача­стую владельцам новых (из начинающих водителей) боязнь ободрать металл сковывает руки и ноги. Чем больше они этого опасаются, тем чаще совершают ошибки. По статистике, наиболее тяжкие аварии про­исходят с новыми и быстрыми автомобилями.

покупка автомобиля  11

Старые автомобили удобны для ознакомления с основами автомо­билизма. Их детали менее хрупки и сломаются не от всякого удара мо­лотком. Начинающий водитель может без опаски разобрать какой-либо узел. Для иномарки требуется только специалист, имеющий квалифи­кацию и опыт.

Покупая автомобиль, обязательно возьмите с собой профессиона­ла, способного заметить такие тонкости, о которых вы и не подозрева­ли. Вместе с мастером вы спокойно и методично проверите все узлы и агрегаты.

Покупка нового автомобиля — не десятиминутное дело. Вы сели за руль и поехали. Первая поездка обычно действует на владельца но­вого автомобиля опьяняюще. Не дайте сбить себя с толку продавцу, восхищающемуся автомобилем и убеждающему вас в том, что вам вы­пало счастье — достался удачный автомобиль. Очень скоро может случиться, что вы будете произносить эти слова с иронией.

Ну а если вы все-таки решили приобрести старый автомобиль, нужен особый подход. Не существует двух подержанных автомобилей, которые были бы похожи как близнецы. Каждый — это личность, отме­ченная чертами бывших владельцев.

Так что же покупать? Вообще-то новый, исправный автомобиль любой марки стоит того, чтобы его купить. При условии, что в дальней­шем вы не будете требовать от него того, для чего он не создавался.

покупка автомобиля  12

Покупая же подержанный автомобиль, вы, как правило, вместе с ним покупаете и букет его «болячек», которые впоследствии будут отрав­лять вашу жизнь. При этом выясняется, что для каждой марки авто­мобиля характерны свои «болячки», а кроме того, с одним дефектом можно ездить не один год, а с другим ездить вообще нельзя. Чтобы помочь вам в принятии окончательного решения по поводу покупки автомобиля, мы предлагаем вам ознакомиться с мнением об особенно­стях, достоинствах и недостатках наиболее популярных японских авто­мобилей, высказанным специалистами по ремонту этих автомобилей. Конечно, если вам вдруг приснилось, что вы едете по родной дерев­не на «Тоуоtа vistа», и это оказалось любовью с первого взгляда, когда никакие убеждения вас не в силах поколебать, вы просто умрете, если не осуществите этот соя наяву, то нам остается только надеяться, что второй свой автомобиль вы будете покупать, уже внимательно прочи­тав то, что мы хотим вам предложить, и это поможет вам соотнести свои желания с действительностью. Все автомобили можно условно разделить на 3 группы:

· переднеприводные — когда ведущими колесами, т.е. колесами,
которые приводят автомобиль в движение, являются передние;

· заднеприводные, когда ведущими колесами являются задние;

· полноприводные — ведущие колеса и передние, и задние.

Переднеприводные машины

Плюсы:

· легкая управляемость в экстремальных условиях: любой поворот, даже с «чайником» за рулем, переднеприводная машина пройдет гораздо веренней и быстрее, чем заднеприводная (если, конеч­но, за рулем заднеприводной не сидит мастер автомобильного спорта), надо только надавить сильнее на педаль газа, и перед­ние колеса «вытянут». Более уверенно вы можете двигаться на таком автомобиле по снегу и гололеду: там, где пройдет в таких
условиях «Mitsubishi» с одним пассажиром и обычной универсальной резиной, «Тоуоtа Маrk II» пройти не сможет, если не наденет «шиповку» и не положит в багажник бордюрный камень или крышку от канализационного люка.

· более высокая экономичность и «резвость», т.к. у переднепри­водных машин нет заднего моста с его очень неэффективной ги­поидной передачей, которая нагревает задний мост до 140° С (для нее даже масло специальное изготовили, по АР1 называется GL-5, наш аналог — ТАД-17-И или ТМ5-18).

· переднеприводные машины могут безболезненно «ползать» по дачным дорогам без риска погнуть кардан, так как его просто нет, или разбить поддон коробки передач, так как он располо­жен впереди, возле передних колес.

· у переднеприводных автомобилей до неприличия большой багаж­ник, ведь заднего же моста нет.

· меньше шум в салоне, потому что под салоном ничего, вроде карданного вала, не вращается.

Минусы:

· под капотом обычно все «упаковано» так, что при ремонте разби­рать двигатель можно только «послойно».

· использование в приводе шарниров равных угловых скоростей (ШРУС) с их легкоранимыми пыльниками не повышает надеж­ности всего автомобиля. «Привода» — слабое место переднепри­водных машин, но пока еще ни один «привод» не «захрустел», если у него целый пыльник; порвался пыльник — ждите «хруста».

· переднеприводной автомобиль с полной загрузкой ведет себя на дороге хуже, чем задпеприводной: процент нагрузки на перед­ние колеса, а следовательно, и сцепление с дорогой, снижается.
У пустого автомобиля передние колеса держат около 60% веса автомобиля, с пассажирами — только 50%, а если загрузить и ба­гажник, то и того меньше. Три мешка картошки в багажник — и на заснеженном подъеме вы нс тронетесь.

Из всего вышесказанного следует, что переднеприводные машины очень хороши для водителей, не обладающих большим опытом вождения, которые не собираются самостоятельно обслуживать свою маши­ну и не предполагают использовать ее для перевозки тяжелых грузов.

Заднеприводные машины

У этих автомобилей, как уже говорилось, ведущими колесами служат задние — это так называемая «классическая схема». Все большие маши­ны обычно являются заднеприводными. К этой же группе относятся все вариации «Тоуоtа Маrк-II» и старые машины. Задний привод так­же имеют машины, претендующие на спортивность (обычно двухдвер­ные). При всей своей «старомодности», заднеприводные машины незаменимы при перевозке грузов; другое дело, что в багажник того же «Маrк-II» вам не удастся поместить много груза. Задний привод да­же при не очень мощном моторе позволяет проходить повороты с уп­равляемым заносом, но в этом случае необходимо мастерство водителя. Заднеприводная «Тоуоtа Тruenо», например, может очень эффектно тронуться с места, ясно — за рулем спортсмен. Но вряд ли эта маши­на разгонится до 100 км/час быстрее обычной переднеприводной «Тоуоtа Соrоllа» при условии, что на обеих машинах стоят одинако­вые двигатели (обычно это двигатель ЗА), хотя вторая машина может и не визжать резиной при трогании.

Плюсы:

· заднеприводные машины проще в ремонте + можно перевозить большой груз по скользкой дороге.

· незабываемые взгляды случайных прохожих, когда они видят, как вы, наслаждаясь мощностью мотора, проходите поворот с управ­
ляемым заносом.

Минусы:

· малый объем багажника.

· сложная управляемость и низкая проходимость на скользких дорогах.

· эти машины («Маrк-II», «Сrоwn») не для дачных дорог: очень лег­ко можно пробить поддон или погнуть карданный вал.

Полноприводные машины

Это самые сложные, самые «прожорливые» и самые дорогие автомо­били. Ведущими колесами у них являются все четыре, но все не так просто. У большинства автомобилей 4wd ведущими служат задние (это в основном все «джипообразные» машины), и тогда передние колеса подключаются только иногда, специальным рычагом или кнопкой, и машина становится полноприводной. Или же основными ведущими являются передние колеса, а задние только иногда подключаются на не­которое время. Эти машины обычно обозначаются просто 4wd (4 wheel drive). Это «Subaru leone», «Саrib» и другие.

Все эти машины обладают одним недостатком: при включении режима 4wd какие-то колеса должны пробуксовывать, т.е. терять сцепление с дорогой. Дело в том, что в каждый момент времени пе­редние и задние колеса проходят разный путь (неровности дороги, повороты, да и диаметры колес из-за неравномерного износа хотя бы чуть-чуть отличаются), а связаны передние и задние колеса в этом слу­чае жестко, поэтому часто приходится наблюдать такую картину: на большой скорости движется «Subaru» по асфальту, вылетает на голо­лед, и вдруг, ни с того, ни с сего, ее заносит, и машина в кювете. Все ясно — водитель включил режим 4wd), и какие-то колеса этого авто­мобиля просто вынуждены были чуть-чуть пробуксовать, значит, поте­рять сцепление с дорогой, восстановить которое на гололеде совсем не просто. Если включить «4wd» на сухой дороге, то можно заметить, что второй мост и подключается не сразу, и выключается еще хуже. Это также связано с вынужденной пробуксовкой отдельных колес в режиме 4wd. А поскольку дорога сухая, то вся трансмиссия, т.е. все карданные валы, приводы, шестерни в коробке передач и т.д. нахо­дятся под сильным напряжением, таким сильным, что выдернуть шестерню подключения второго моста очень трудно. Износ всей транс­миссии при этом очень большой. Надо заметить, что правое и левое колесо (из передних или задних) также проходят разный путь в каж­дый отрезок времени, но для того, чтобы не было пробуксовки, вну­три моста, в главной передаче, стоит специальный механизм, который и предотвращает эту пробуксовку. Этот механизм называется межколес­ным дифференциалом. Все в нем хорошо, но вот попадет одно колесо на лед, и машина забуксует, хотя второе колесо находится, допустим, на сухом асфальте. Все дело в том, что обычный дифференциал пере­дает момент только на то колесо, которое легче вращать, при этом снижаются вездеходные качества. Чтобы этого не происходило, в япон­ских автомобилях применяется (только на новых полноприводных машинах) блокировка дифференциала, обычно автоматическая, или устанавливается дифференциал повышенного трения (ММС Lancer).

На современных полноприводных автомашинах устанавливают еще один дифференциал — межосевой. Эти машины несут на себе надпись «4wd full time», это значит, что режим «4wd» у нее постоянный. На та­кой машине момент от двигателя передается на все колеса постоянно, никакой перегрузки трансмиссии, никакой пробуксовки на гололеде, великолепное «держание дороги» (повороты можно проходить на ско­рости большей, чем можно себе позволить даже на переднепривод­ной машине). Но если поставить такую машину передними колесами на лед, а задними на асфальт, то она, скорее всего, забуксует и с места не тронется.

Чтобы этого не происходило, на таких машинах почти всегда преду­смотрена принудительная блокировка межосевого дифференциала. После ее включения машина превращается в обычный вездеход 4wd с его перегрузкой трансмиссии на сухой дороге и пробуксовкой колес на гололеде. Но на многих автомобилях эта блокировка осуществля­ется автоматически: стоят или силиконовые муфты, или обычные дис­ки, как в коробках-автоматах, которые давлением масла повышают трение в дифференциале, т.е. все то же, что и в межколесных диффе­ренциалах. Такой автомобиль, независимо от вашего опыта и умения, является действительно вездеходным. Конечно, этот вездеход гораздо дороже, «прожорливее» и сложнее в ремонте. Известен случай, когда в раздаточную коробку микроавтобуса 4wd залили обычное трансмис­сионное масло, и только когда коробка «навернулась», выяснили, что лить в нее надо было АТР (dextron-II, например), т.к. там находились те же напыленные диски, что и в автомате. Зато ехать на нем можно в любой снегопад, даже не обладая большим опытом вождения в тяже­лых условиях.

Из всего вышесказанного следует, что не любой полноприводной автомобиль   является   действительно   вездеходом,   поэтому,   заезжая на какую-нибудь заснеженную сопку, не обольщайтесь, думая, что у вас очень проходимая машина. А ведь в жертву этой вроде бы проходи­мости принесен и комфорт, и объем багажника, и динамичность, и экономичность. К тому же некоторые машины, которые, на пер­вый взгляд, как будто «джипы», на самом деле таковыми не являют­ся. Например, «КiА Sportage» или «Чероки» не то что бездорожье, наши дороги с трудом переносят. Это, так сказать, наиболее «яркие» подделки под вездеход.

Из джипов чаще всего в ремонт попадают «ММС Раjero» и «Тоуоtа Surf». Причем «Раjero» с двигателями 4D55 и 4D56 в этом списке идут «с большим отрывом». Реже всего — «Nissan Safari» и «Тоуоtа Land Cruiser». Причем эти автомобили более раннего года выпуска в ре­монт попадают даже реже, чем новые. Из легковых полноприводных машин крепче всего, конечно, «Subaru Leone», за ним тут же идет «Тоуоtа Саrib».

Ну, а чаще всего в ремонт попадает «ММС Lancer 4WD». Надо отме­тить, что в полноприводных машинах, особенно в джипах, дефектов гораздо больше, чем в обычных машинах, а ведь и седаны, и джипы изготовлялись одними и теми же фирмами. Это, видимо, объясняет­ся тем, что джипами пользуются азартные люди, романтики, охотники и рыболовы. И если начало охотничьего сезона совпадает со време­нем очередного техобслуживания, то они, скорее всего, пожертвуют техобслуживанием. Какая смена масла, если красная рыба пошла! К то­му же мощный внедорожник так добавляет мужественности его води­телю, когда тот катает свою спутницу по прибойной полосе на пляже. Поэтому почти у всех джипов в мостах и редукторах вода, передний мост включается с трудом, а в ступицах вместо смазки грязь. Доводка «до ума» подержанного джипа требует больше усилий и энергии, чем доводка любого другого автомобиля, да и запчасти на джип стоят гораз­до дороже.

Микроавтобусы

Казалось бы, в силу своей универсальности это очень хороший вид семейного транспорта. Но, увы, и у них есть свои недостатки, которые, может быть, не так очевидны, но отдавая предпочтение микроавто­бусу, вы должны учитывать и их.

1.  Расход топлива у автобуса выше, чем у обычного седана, это связано с большим весом микроавтобуса, с другим передаточным чис­лом в главной передаче (с места микроавтобус трогается очень резво) и с большим аэродинамическим сопротивлением.

2.  Риск пострадать при любых столкновениях в микроавтобусе выше, чем в обычном автомобиле, как говорят, «жизнь короче на пол­тора метра».

3.  Если вы весите больше 90 кг (при соответствующем росте), то разместиться за рулем микроавтобуса с комфортом вам не удастся. Да и пассажирам в микроавтобусе тяжелее приходится, т.к. сидения в нем не обладают такой степенью фиксации тела, как в седанах, поэто­му бедный пассажир в микроавтобусе должен сразу же после старта уцепиться за что-нибудь руками, если не хочет, чтобы его мотало по всему салону.

4.  Если вы покупаете дизельный микроавтобус, то должны знать, что в салоне до конца его жизни будет запах дизельного топлива. Ком­форта и «резвости» будет меньше, чем у аналогов с бензиновыми дви­гателями. Заправиться топливом, правда, можно в любой деревне с ее тракторами, но с риском залить низкосортное топливо.

5.  Сил и времени на уход за микроавтобусом надо тратить гораздо больше, одна помывка кузова и чистка салона чего стоят. В салоне пас­сажирского микроавтобуса нет места для всяких «нужностей»: канис­тры, банки с маслом, проводов «прикуривателя» и так далее. После протирки машины даже тряпку некуда сунуть — кругом одни ковры. У седанов-то для этого есть целый багажник. Только у сверхаккурат­ных владельцев, просто «повернутых» на чистоте и имеющих гаражи для хранения всех совершенно необходимых вещей, микроавтобусы хорошо выглядят и изнутри, и снаружи.

6.   Все микроавтобусы гораздо менее устойчивы на дороге из-за высокого расположения центра тяжести и большой парусности и го­раздо менее «вездеходны», т.к. у них хуже развесовка по осям. Послед­нее особенно заметно в снегопад. Поведение на дороге пустого и груженого микроавтобуса очень сильно отличается, поэтому управлять этим видом транспорта неопытным водителям гораздо сложнее.

7.   Микроавтобусы в целом менее надежны, чем седаны, из-за своей сложности. Например, «печка» в любом автомобиле довольно часто является причиной «головной боли» у владельца: то не греет, то потек­ла, а в микроавтобусе их к тому же две. И ремонтировать микроавто­бусы сложнее. Чаще всего в ремонт попадают микроавтобусы «Тоуota Lite Асе» («TOWN Асе») с дизельными двигателями, «Маzda Воngо» также с дизельными двигателями и «ММС Delica». Реже всего — «Nissan Caravan» и «Nissan Vanette».

Теперь, когда вы в курсе основных недостатков микроавтобусов, можете продолжать их любить.

«Универсалы»

Поговорим об автомобилях с кузовом «универсал», т.е. с пятой (или третьей) задней дверью. Казалось бы, вместимость увеличилась, но, покупая такой автомобиль, имейте в виду следующее:

1.  Так же, как и у микроавтобуса, все то, что обычно находится в багажнике, будет будет греметь и пахнуть в салоне, и уюта в салоне уже не будет никогда.

2.  Из-за особенностей аэродинамики такого автомобиля количество пыли в салоне резко увеличится. Из-за этих же особенностей заднее стекло имеет тенденцию загрязняться, и даже если есть задний «дворник», это уменьшает удовольствие от вождения. И внешний вид задней двери (она пыльная и грязная в любую погоду) не украшает автомобиль. Впрочем, на престижность универсалы никогда и не пре­тендовали.

3.  Сейчас большинство этих автомобилей имеет передний привод, поэтому, как и все переднеприводные автомобили, такие универсалы не отличаются большой грузоподъемностью, о чем уже говорилось вы­ше: больше двух мешков дачной картошки по гололеду не увезешь, так как в противном случае разгружаются передние колеса и уменьшается их сцепление с дорогой. А если картошку убрать, автомобиль станет жестким, ведь он наполовину грузовик, и его подвеска соответственно спроектирована.

А вот чем хорош универсал, так это тем, что в нем очень удобно возить собаку (большую). Можно и поговорить с ней, и при этом она не испортит задний диван, и не будет лаять зам прямо в ухо, увидев впереди какого-нибудь своего собрата-Дружка. И за машиной будет кому «присмотреть», когда, оставив машину, вы зайдете в магазин.

Машины с дизельными двигателями

Мнения о дизельных автомобилях обычно расходятся. От полного неприятия до полного восторга. Восторг обычно у тех владельцев ди­зельных машин, дизели которых новые или почти новые. Остальные же владельцы дизелей, помучившись с ними одну зиму, становятся яры­ми сторонниками «зажигалок». Стараясь быть объективными, рассмот­рим достоинства и недостатки дизелей. Итак, достоинства:

· доступность топлива;

· экономичность: удельный расход топлива процентов на двадцать ниже, чем у бензиновых двигателей;

· эластичность: на подъемах вам не обязательно переключать пере­дачу на низшую, даже при снижении оборотов двигателя момент на колесах почти не снижается, и вы можете продолжать «тянуть» на повышенной. Другими словами, «плясать» на педалях и дергать ручку переключения передач можно гораздо реже, чем это при­шлось бы делать на бензиновой машине, при этом скорость авто­мобиля практически неизменна;

· надежность: нет целой системы зажигания с ее свечами, провода­ми и «электричеством».

Теперь ряд недостатков (хотя некоторые недостатки, пожалуй, более существенны для женщин, но это не позволяет совершенно их игнорировать):

· запах дизельного топлива всегда присутствует в салоне автомоби­ля, а следовательно, потом надолго остается с вами в волосах, одежде;

· повышенные шум и вибрация в салоне;

· худшая (по сравнению с бензиновыми двигателями) динамика разгона;

· сложности в ремонте;

· высокая требовательность дизельного двигателя к качеству масла и топлива, в основном к их абразивным свойствам. Это связано с тем, что дизели изготовлены более точно, чем бензиновые дви­гатели, контактные напряжения в их трущихся частях очень вы­сокие, а абразив (который есть, кстати, и в бензине) начинает это напряжение «снимать». Вот и изнашиваются очень быстро гильзы в цилиндрах и плунжерные пары. В результате все приобретает бочкообразную форму; естественно, снижается компрес­сия и давление впрыска. Двигатель заводится с трудом и дымит.

Высокая требовательность дизельных двигателей к качеству масла и топлива — это их самый главный недостаток. Из практики следует, что подержанный дизельный автомобиль больше двух зим нормально обычно не работает. Если двигатель будет совсем новый и вы его буде­те аккуратно эксплуатировать, то, может быть, машина прослужит вам года три-четыре, но вряд ли больше.

Коробки передач

Все японские машины бывают с автоматическими коробками передач и с «ручными» (механическими). Какие лучше, сказать невозможно, так как и у тех, и у других есть свои достоинства и недостатки. Есть еще и автомобили с полуавтоматическими коробками передач, но они встречаются редко, и уже хотя бы поэтому не стоит их покупать. Для их ремонта нет ни запчастей, ни специалистов, ни литературы. Итак, достоинства и недостатки коробок передач.

Механические коробки передач

Достоинства:

·  небольшие потери при передаче крутящего момента;

·  возможность взять от двигателя все, на что тот способен;

·  простота ремонта и обслуживания;

·  высокая прочность.

Недостатки:

· сложности при выборе оптимального варианта управления авто­мобилем;

· сложность в управлении автомобилем;

· возможность перегрузить двигатель;

· необходимость менять накладки сцепления.

Автоматические коробки передач

Достоинства:

· легкость управления автомобилем, особенно в сложных и город­ских условиях;

· невозможность перегрузить двигатель;

· двигатель всегда работает в оптимальном режиме.

Недостатки:

· большие потери в коробке при передаче крутящего момента;

· невозможность, при необходимости, перегрузить двигатель;

· сложность в ремонте;

· низкая прочность (жестяной поддон очень плохо воспринимает удары о дорогу);

· невозможность управлять автомобилем на пределе его возмож­ностей;

· автоматика коробки слишком долго «думает».

Подводя итог, можно сказать, что для «чайников» и женщин лучше автоматическая коробка передач, а «гонщикам» и жителям сельской местности лучше пользоваться машинами с механическими коробка­ми передач. Если вы изо дня в день ездите по городским улицам, по­стоянно дергаясь в пробках, то вам, конечно, нужен автомобиль с автоматической коробкой передач. В этих условиях «автомат» по­дарит вам несколько лишних лет жизни. Но если в этом городе у вас постоянно возникает желание кого-нибудь обогнать и первым «уйти» от светофора, то покупайте машину с «механикой».

По части надежности трудно выбрать приоритет. Да, в «автомате» больше деталей, которые могут сломаться, но в то же время там почти нет сопряженных деталей, которые в основном и изнашиваются. Надо регулярно менять масло в «автомате», и автоматическая коробка пе­редач прослужит вам не одну сотню тысяч километров. Но, к сожале­нию, нечаянно сломать «автомат» проще, чем механическую коробку передач. С другой стороны, «сжечь» сцепление в этой «механике» еще проще, и даже при очень правильном вождении автомобиля наклад­ки сцепления вряд ли «выходят» более 80 000 км. К тому же есть еще привод сцепления, и корзина сцепления, и диск сцепления… Буксуя по бездорожью, вы всегда рискуете сломать что-нибудь из этого списка.

Есть еще одно соображение по поводу надежности автомобилей любых фирм. Вы, наверное, заметили, что мопед у соседа ломается каждые 3 дня, мотоцикл у другого соседа — примерно раз в месяц. Ми­кролитражный автомобиль «Запорожец» требует ремонта лишь раз в 3 месяца, а «Волга» может не ломаться и целый год. Та же тенден­ция прослеживается и у японских автомобилей: чем мощнее авто­мобиль, тем реже в нем что-нибудь ломается. Это, вероятно, связано с двумя моментами. Первое: при движении с обычной скоростью (око­ло 70 км/час) и «Nissan March», и «Nissan Bluebird» затрагивают, на­пример, примерно только по 50 своих лошадиных сил. Но у «Маrch» это почти вся его мощность, а у «Вluebird» — около четверти, т.е. ма­ленькая машина буквально вся «выкладывается», чтобы ехать в потоке, а для большой — это «легкая разминка». Ясно, какая из них первая сломается. Теперь возьмем двух японцев, один — неженатый студент, другой — отец семейства, начальник какой-нибудь фирмы. На какой машине будет ездить студент и на какой — начальник? Как они будут ездить и кто из них быстрее «кончит» свою машину? То же можно ска­зать и о моделях разного литража других фирм: чем больше машина, тем реже она ломается. Но нет в мире совершенства, и бензина она расходует больше.

Говоря об автомобилях с точки зрения надежности работы их двига­телей, в первую очередь следует отметить автомобили фирмы «Мitsubishi»». Русское разгильдяйство (бензин, масло) они терпят до неприличия долго. В этом отношении двигатели других фирм не могут с ними срав­ниться. Очень «крепкий» оппозитный двигатель стоит на автомобилях фирмы «Subaru». Остальным двигателям требуется хороший бензин и регулярная смена качественного моторного масла.

Итак, самые надежные двигатели — двигатели фирмы «Мitsubishi»». Но, к сожалению, они и одни из самых трудоемких в ремонте.

Все подвески у любых машин примерно одинаковые. Их надежность гораздо больше зависит от манеры езды, чем от конструкции, если эти подвески «макферсоновские» (а они практически все сейчас такие; ры­чажные почти не встречаются, хотя и больше подходят к нашим доро­гам). Но есть и исключения. Подвески большинства моделей фирмы «Nissan» ежегодно будут требовать ремонта, даже при очень аккуратной (насколько это возможно при наших дорогах) езде. Избегайте покупать автомобиль с «думающей» подвеской, так как резиновые подушки вме­сто пружин и воздушный компрессор, качающий в них воздух с пылью и солью наших дорог, создадут вам массу проблем. При этом надо учи­тывать, что резина, как и любая резина вообще, в этих подушках ста­реет, на ней появляются трещины, поэтому в любой момент можно ожидать, что эта подушка взорвется. Поговорите на эту тему с водите­лями автобусов «Икарус» или просто посмотрите, как эти автобусы пере­езжают железнодорожный переезд. Вас устроит такая езда на легковом автомобиле? «Воздушные» подвески встречаются на машинах «Subaru», но вполне могут стоять и на новых автомобилях др. фирм.

Самые ненадежные коробки-автоматы устанавливаются на полноп­риводные автомобили фирмы «Nissan». Если они к тому же дизельные — ситуация еще хуже. Дизельный двигатель имеет больший крутя­щий момент, чем бензиновый при обычных оборотах переключения коробки-автомата, т.е. в те моменты, когда механизмы автомата наи­более ранимы. Но те же автоматы (они действительно те же) на задне-приводных «Ниссанах» почему-то не ломаются. На удивление редко приходят в ремонт автоматы автомобилей ММС «Раjero». «На удивле­ние», потому что, как уже говорилось, все авторемонтники считают этот автомобиль плохим. Даже когда нашего коллегу-авторемонтника из США катали по Владивостоку, и он увидел едущий навстречу «Раjero», он воскликнул: «О, «Моntero»!» — под таким именем известен этот автомобиль в США, а дальше, не много вообще-то зная по-русски, добавил: «Ковно!». Впрочем, у американцев свои требования к авто­мобилям, которые именуются «джип».

Подумайте, прежде чем покупать автомобили с турбинами. Двига­тель, оборудованный турбиной, менее надежен, чем тот же двигатель, но без турбины. Из 10 автомобилей с дизельным двигателем «Тоуоta 2L-Т» только у одного-двух не было проблем с турбинами, но они на­мечались: турбина уже «гнала» масло. То же и с другими двигателями, в том числе и с бензиновыми. Но если вам все-таки очень хочется иметь второй, после «включения» турбины, рывок, то выбирайте тур­бину с охлаждением (от системы охлаждения двигателя), тогда она хотя бы дольше прослужит. Такие турбины уже есть.

Слово «включение» взято в кавычки потому, что газовая турбина вращается выхлопными газами, и вращается она все время, и на хо­лостом ходу тоже. Но параметры турбокомпрессора, который сжимает воздух, подобраны так, что только после того, как скорость вращения двигателя превысит, например, 3000 об/мин, мощности его выхлоп­ных газов хватит для раскрутки турбины до рабочего режима. До 3000 об/мин лопатки турябокомпрессора просто месят воздух и никакой работы не совершают. А вот после, например, 5000 об/мин лопатки турбины уже мешают воздушному потоку. Другими словами, турбоком­прессор выполняет свою задачу увеличить заряд воздуха в цилиндрах (чтобы под этот воздух можно было «плеснуть» больше бензина) толь­ко в очень узком диапазоне работы двигателя. Чтобы исправить этот недостаток, ставят две турбины (Twin Turbo), но лопатки в них устро­ены так, что одна турбина «работает» в одном диапазоне оборотов двигателя, а другая — в другом. Хотя вертятся они обе постоянно, сразу после заводки двигателя. После турбины воздух сильно нагревается и становится «жиже», т.е. снижается его плотность. Естественно, в ци­линдры его, по весу, в этом случае попадет меньше. Чтобы избежать этого явления, на многих автомобилях ставят охладители воздуха (Intercooler).

На некоторых автомобилях вместо турбокомпрессора ставят объем­ные нагнетатели. Обычно это механический насос, приводимый во вращение резиновым ремнем от шкива коленвала. Иногда на этих ма­шинах стоит надпись «Super charger». Объемные нагнетатели подают воздух во всем диапазоне оборотов двигателя, поэтому, несмотря на их сложность, эти двигатели более «тяговитые». Особенно при низ­ких оборотах двигателя, когда турбокомпрессоры крутятся как детские вертушки и ничего, кроме шума и утечки масла, не дают.

Не покупайте автомобили с «экзотическими» агрегатами. Это «Маzda Сosmo» с роторным двигателем, в который непонятно даже какое масло заливать; «Isuzu-Aska» с полуавтоматической коробкой передач NАVI-5, масло для которой неизвестно где покупать, т.к. Dextron-2 для нее не рекомендуется использовать. И отремонти­ровать или даже отрегулировать эти автомобили очень сложно, т.к. отечественных аналогичных изделий, так же как и литературы, нет. Если вы решили купить автомобиль, который в вашем городе встре­чается крайне редко, то задумайтесь над тем, как вы будете решать проблему запчастей.

В заключение этого обзора японских машин немного цифр, харак­теризующих их надежность. Получены они следующим образом: из журнала регистрации одной из автомастерских были взяты данные о том, автомобили каких марок побывали в ремонте с августа 1996 г. по апрель 1997 г. Если машина приходила просто на осмотр или на за­мену масла, она в этот «скорбный» список не попадала. Кроме того, некоторые марки машин объединялись в одну когорту. Ну, например, «Маrk II», «Сresta» и «Сhaser» — это в общем-то одно и то же, хотя их хозяева и поправляют каждый раз, когда их «любимую» называют «Марком»; «Саrina», «Саrina-2», «ЕD» и «Е» стали просто «Кариной» и так далее. Затем, благодаря сотрудникам ГАИ, была получена инфор­мация о том, сколько и каких машин находится в городе, и после несложных арифметических действий мы представляем вам список самых надежных машин:

Тоуоtа Саrina — 0,10

Тоуota Соrоnа — 0,10

Nissan Bluebird — 0,15

Toуоtа Маrk-2 — 0,17

Nissan Skyline — 0,17

Тоуоta Соrolla — 0,18

Тоуоta ТОWN Асе — 0,19

Nissan Laurel — 0,20

Тоуоtа Саmry — 0,23

Nissan Vanette — 0,24

Зачем нужен бортовой компьютер

Как-то незаметно к нам подкрался новый век — век информацион­ных технологий. И кто бы мог подумать, ну хотя бы лет десять на­зад, что компьютеры займут такие основательные позиции в нашей жизни.

бортовой компьютерКомпьютер сегодня перестал быть вещью самодостаточной, вызы­вающей восторг и удивление, это повседневный инструмент для реше­ния широкого круга задач. Компьютер нашел место и дома, и на работе.

А чем автомобиль хуже? Тем более, что для многих автомобиль — и работа, а зачастую и второй дом. Да и вообще за последние несколь­ко лет в продукции автомобильного производства заметно прибави­лось электронной начинки, а автомобилисту все сложнее управляться с ней в одиночку.

Именно для желающих жить с комфортом везде и всегда, в том числе и в собственном автомобиле, ряд компаний разрабатывает и производит специальные устройства, которые способны заметно об­легчить нелегкую . Называются такие устройства бортовыми или маршрутными компьютерами.

Что умеет бортовой компьютер

Сказать, что бортовой компьютер способен на многое, означало бы не сказать ничего. Он является мозгом машины и у него можно спро­сить, что в вашей машине не работает или не попадает в заданные пределы нормы. Хотя, конечно, это не полный анализ, который мо­жет произвести квалифицированный мастер, но все же большую часть о состоянии машины вы выяснить сможете. Количество функций современного бортового компьютера измеряется десятками, а для не­которых моделей переваливает за сотню. Но не будем голословны и пройдемся по основным из них.

Мгновенные параметры

Самое первое, на что способен бортовой компьютер, это отображать мгновенные параметры: текущее время, скорость автомобиля, обороты двигателя, температуру двигателя, температуру в салоне и температуру наружного воздуха, остаток топлива в баке, бортовое напряжение и т.д. Многие возразят, что большинство этих значений можно увидеть по показанию индикаторов на панели приборов, и окажутся не правы. Точность показаний штатных систем оставляет желать лучшего, а самое главное, не поддается коррекции.

Скажем, при установке колес большего диаметра скорость вашего автомобиля при тех же оборотах двигателя будет выше. Однако штат­ный спидометр ничего не знает о ваших новых колесах и будет отоб­ражать неверную информацию. В то время, как большинство бортовых компьютеров позволят внести коррективы в работу и сообщат вам об истинном значении скорости.

Маршрутные параметры

С бортовым компьютером становится доступной информация о теку­щем расходе топлива, среднем расходе на 100 км, расходе топлива за текущую поездку, времени поездки, пройденном пути. Некоторые бор­товые компьютеры умеют не только отображать информацию о со­вершенной поездке, но и помогут запланировать новую. Например, сообщат время, необходимое для преодоления пути, рассчитают реко­мендуемую скорость, сообщат о нужном количестве бензина или о ко­личестве километров, которые удастся преодолеть на остатке топлива.

Контроль над ситуацией


Возможность увидеть на экране ряд параметров — это приятно. Одна­ко важно не только увидеть, но и вовремя среагировать на нештатную ситуацию. Здесь крайне полезной окажется возможность бортового компьютера постоянно контролировать ряд параметров и при необхо­димости оперативно сигнализировать об их изменении.

Скажем, при нарушении работы системы охлаждения или в просто очень жаркий день вы можете не заметить, что температура двигателя превысила норму, В этом случае есть большой риск «закипеть», что в конечном итоге обернется серьезными проблемами для вас и ваше­го автомобиля. Бортовой компьютер ни на секунду не потеряет контроль над ситуацией и немедленно предупредит вас о перегреве двигателя звуковым сигналом. Точно так же он проконтролирует и предупредит о превышении рекомендуемой скорости движения, о значении бортового напряжения, о необходимости очередного техоб­служивания.бортовой компьютер1

Существуют системы, сохраняющие работоспособность автомобиля даже в случае выхода из строя того или иного датчика, чтобы вы мог­ли добраться до автосервиса или гаража и устранить неисправность. Стратегия состоит в том, что при возникновении неисправности в це­пи какого-то датчика компьютер заменит сигнал этого датчика на по­стоянное значение, хранящееся в памяти (Fale Safe Mode — параметр по умолчанию).

При переходе в режим ограниченной управляемости двигатель продолжает работать, хотя и с меньшей эффективностью. Некоторые системы управления настолько «сообразительны», что водитель даже может не заметить, что продолжает ехать с неисправностью. Только горящая сигнальная лампочка говорит о том, что с двигателем не все в порядке, либо его параметры работы не соответствуют принятым нормам.

При неисправности особо важных датчиков, определяющих режим работы двигателя, его экономичность и экологичность, таких как дат­чик расхода воздуха или датчик давления в коллекторе, температурный датчик — компьютер может ограничить динамические характеристи­ки двигателя. После устранения неисправности система возвращается к нормальному функционированию.

Сервисные функции и диагностика двигателя

Для владельцев автомобилей с инжекторными двигателями бортовой компьютер превращается в личного автомеханика, который перед каж­дой поездкой произведет диагностику двигателя и узлов автомобиля и сообщит о наличии неполадок и причинах, вызвавших их.

Как работает бортовой компьютер

Автомобильный компьютер является прямым родственником настоль­ной персоналки и работают они по схожей схеме. Компьютер получает некоторые исходные данные, обрабатывает их по заданной програм­ме и выводит на экран в форме, понятной любому пользователю.

Исходные данные

В случае с персональным компьютером все достаточно ясно. Данные вводятся с клавиатуры, сканера или считываются с носителей инфор­мации, например, жесткого диска. Откуда же берет информацию бор­товой автомобильный компьютер, и что она собой представляет? Все очень просто. Современный автомобиль кишит разного рода датчика­ми, актуаторами и блоками управления. Бортовой компьютер подклю­чается в цепь датчиков, таких как уровень топлива, скорости, к цепи зажигания, к колодке диагностики, к датчику расхода топлива и дру­гим системам. То есть вся информация, которой оперирует бортовой компьютер, была в автомобиле и до появления оного. Но увидеть мы могли лишь ее малую часть.

Обработка данных

Здесь стопроцентная аналогия с обычным компьютером. В памяти автомобильного бортового компьютера заложена программа, которая обрабатывает полученные данные. Скажем, получив информацию с датчика уровня и датчика расхода топлива, компьютер дает возмож­ность спрогнозировать пробег на остатке топлива. Так же и по ряду других параметров.

Самое главное, на что стоит обратить внимание при выборе компьютера, это возможность вносить поправки в полученные данные. Как уже говорилось, бортовой компьютер сам ничего не замеряет, всю информацию о процессах, происходящих с вашим автомобилем, он получает от штатных систем. Как правило, информация эта обладает большой погрешностью. Как следствие, все значения, вычисленные на основании неверных данных, будут иметь мало общего с действи­тельностью.

Программа хорошего бортового компьютера позволяет подстроить показания по расходу топлива, расчету скорости, пробегу и т.д. Отсут­ствие данной функции не позволит получить достоверную информа­цию от вашего бортового компьютера.

Отображение информации

Немаловажную роль играет способ отображения полученной и вычис­ленной информации. А это напрямую зависит от типа установленного дисплея.

Дисплей может быть цифровой, трех- или четырехразрядный. Для большей информативности этих дисплеев может быть два. Также встречаются модели с жидкокристаллическим дисплеем, похожие на те, что устанавливаются в мобильные телефоны. Бортовые компью­теры с этим типом дисплея наиболее удобны, однако цена их значи­тельно выше.

Вы также можете почитать…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *